УДК 378.147 Л.П. КУЗНЕЦОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева Е-та it; larasport@ma it. ru Ю.И. ГОРЛОВА
кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики физического воспитания, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, E-mail: ulil506@yandex.ru
UDC 378.147 L.P. KUZNETSOVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods of physical culture education, Orel State University named after IS. Turgenev E-mail: 1arasport@mail.ru U.I. GORLOVA
Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of theory and methods physical culture education, Orel State University named after I.S. Turgenev E-mail: ulil506@yandex.ru
ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
PRACTICAL ASPECTS OF VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT FACULTIES WITH THE USE OF INNOVATIVE EDUCATIONAL METHODS
Статья посвящена практическим аспектам профессиональной подготовки студентов факультетов физической культуры и спорта, связанным с формированием и развитием навыков и умений, применяемых в воспитательной и обучающей деятельности. Одним из активных инновационных методов является деловая игра «Аттестационная комиссия», разработанная на кафедре теории и методики физического воспитания Орловского государственного университета имени И. С. Тургенева.
Ключевые слова: образование, кадры, физическая культура, спорт, воспитание, обучение, метод, деловая игра.
This article is devoted to the practical aspects of vocational training of students of physical culture and sport faculties that are connected with the formation and development of the skills and abilities applied in the educational and training activity. One of the active innovative methods is the business game «Certifying commission». It was developed on the department of theory and methods ofphysical culture education of Orel State University named after I.S. Turgenev.
Keywords: education, personnel, physical culture, sport, upbringing, training, method, business game.
В настоящее время проблема качества образования является актуальной как собственно для получателей образовательных услуг, так и для работодателей и государства в целом, так как современное, качественное образование тесно связано с социально-экономическим развитием страны и последовательным построением современного, демократического гражданского общества. Любое демократическое государство, признавшее для себя одним из важнейших направлений инновационный путь развития, одной из приоритетных задач, безусловно, определяет стимулирование позитивного и конструктивного развития национальной системы образования с учетом интеграционных процессов международной образовательной и научной среды.
Президент Российской Федерации определил национальные проекты, в том числе и национальный проект «Образование», как новые механизмы решения государственных задач. Главным в предлагаемых приоритетах является то, что они впервые чётко определяют позицию государственной власти в сфере образования как человекоформирующую конституционную позицию [2].
Основной стратегической целью национального
проекта «Образование» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путём создания новых механизмов регулирования в сфере образования, обновления структуры и содержания образования, развития фундаментальности и практической направленности образовательных программ, формирования системы непрерывного образования [2].
Высшее профессиональное образование и одна из его гуманитарных составляющих - физическая культура - направлены на приоритетное совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и самообразовательной функции студента, формирование его как гражданина, интеллигента, профессионала. Вузам и кафедрам физического воспитания и спорта предоставлены широкие возможности для творческих инициатив, использования инноваций с учетом специфики, уровней подготовки профессорско-преподавательского состава, контингента студентов и т.д. Педагогический процесс физического и спортивного воспитания пред-
© Л.П. Кузнецова, Ю.И. Горлова © L.P. Kuznetsova, U.I. Gorlova
усматривает теоретическую, медико-практическую и спортивно-практическую направленность воздействий с целью формирования у студентов системы научно-практических знаний, умений и навыков физкультурной и спортивной деятельности [1].
Сфера физической культуры - это специализированная социально-организованная система, включающая в себя управление, идеологическое, научное, методическое, программное, нормативное и медицинское обеспечение, подготовку кадров, материально-техническое обеспечение, отбор и тренировку спортсменов и многое другое. Физическая культура - это сложное многогранное социальное явление. Она представляет собой одну из самостоятельных социальных подсистем, которая обладает ценностями, функциями, закономерностями развития. Однако, обладая относительной автономностью, эта подсистема не может существовать изолированно от других подсистем общества и государства. Физическая культура в целом, и спорт в частности, тесно связаны со всеми сторонами общественной жизни людей: политикой, идеологией, экономикой, культурой, образованием.
Современные тенденции совершенствования системы спортивной подготовки определяются ее основными направлениями: резким приростом объемов тренировочной работы; строгим соответствием системы тренировки спортсменов требованиям избранного вида спорта и уровню специализации; постоянным увеличением соревновательной практики как эффективного средства мобилизации функциональных ресурсов организма спортсменов, стимуляции адаптационных процессов и повышения на этой основе эффективности процесса подготовки; использованием строго сбалансированной системы тренировочных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов; расширением нетрадиционных средств подготовки: использование приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; ориентация системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности; совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятельности и подготовленности с учётом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возможностей спортсменов [5].
Выполнение стратегических и тактических задач национального проекта «Образование» и «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в огромной мере зависит от качества профессиональной подготовки квалифицированных кадров в области физической культуры и спорта, обеспечения наличия у них научных знаний, умений и навыков в рамках компетент-ностного подхода к образованию.
На фоне сложившихся еще с 80-х годов прошлого века традиционных научных дисциплин, таких как
«Основы спортивной тренировки», «Теория и методика физического воспитания» и др., возникли новые научные дисциплины «Теория спорта», «Педагогика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре и спорту», «Теория и методика избранного вида спорта», «Научно-методическая деятельность в ФКиС» и другие, которые находятся в настоящее время в стадии формирования и интенсивного развития. Опираясь на результаты методологических научных исследований, данные образовательные дисциплины играют существенную роль в обеспечении качества системы специального профессионального образования в области физической культуры в целом, и спорта в частности.
В практике и теории спорта в настоящий момент выделяют три основных проблемных блока: 1) разработка общей концепции сущности спорта, его структурно-функциональных свойств и тенденций дальнейшего развития; 2) проблематика теории спортивного состязания; 3) проблематика теории спортивной тренировки и системного использования других факторов спортивных достижений, и особенно в детско-юношеском спортивном движении (посредством детско-юношеских спортивных школ и спортивных детско-юношеских школ олимпийского резерва) [9].
Современное состояние общества, его расслоение, общее снижение нравственного и ценностного уровня личности в обществе, введение системы платного обучения в спорте, крайняя недостаточность федерального и местного финансирования, безусловно, накладывает свой негативный отпечаток как на систему подготовки спортивных резервов страны, так и на подготовку профессиональных кадров для сферы физической культуры и спорта.
В период 2012-2015гг. в ходе прохождения студентами производственной практики в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ) и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва (СДЮШОР) г. Орла, преподавателями и аспирантами кафедры теории и методики физического воспитания проводились исследования, связанные с оценкой качества профессиональной деятельности педагогических кадров в аспекте воспитательной и обучающей деятельности тренера и тренера-преподавателя. В результате проведенных исследований было выявлено, что осуществление целенаправленной воспитательной работы в ДЮСШ и СДЮШОР тренером и тренером-преподавателем крайне затруднено по многим причинам:
- загруженность тренеров и тренеров-преподавателей «обучающим» тренировочным процессом, что значительно сокращает затраты времени на воспитательную работу;
- осуществление общей и специальной психологической подготовки, как важной составляющей процесса спортивной подготовки в целом, проводится не в полном объеме из-за отсутствия специально выделяемого времени, и, кроме того, только в группах на этапах
углубленной спортивной специализации, спортивного совершенствования и спорта высших достижений, исключая полностью из этого процесса юных спортсменов. занимающихся в группах на этапе начальной подготовки и начальной специализации;
- осуществление процесса волевой подготовки, базой которой традиционно являлся патриотизм, любовь к Родине, неизменное осознание спортсменами понятия «Отечество», в основе своей с помощью установок «Соберись, ты должен...»;
- недостаток и/или отсутствие у тренеров и тренеров-преподавателей необходимого объема знаний (в меньшей степени), умений и навыков (в большей степени) осуществления воспитательной работы в детском спортивном коллективе.
Аналогичные процессы характерны и для других регионов страны. На этом фоне нравственная патриотическая основа национального спорта трансформировалась во многих случаях в стремление попасть в орбиту профессионального спорта и зарабатывать «большие деньги». Подобная мотивация занятий спортом зачастую поддерживается и культивируется родителями юных спортсменов, чьи безапелляционные установки являются неоспоримыми для детей-спортсменов, находящихся на полном обеспечении родителей. Таким образом, родители спортсменов сознательно или бессознательно принимают на себя обязанности менеджеров своих детей-спортсменов.
Учитывая все вышеперечисленное, в процессе подготовки будущих тренеров и тренеров-педагогов в современных условиях особое внимание следует уделять не только формированию и развитию «обучающих» навыков молодого специалиста, но и формированию и развитию практических навыков коммуникации в системах «тренер - спортсмен», «спортсмен - спортсмен», «тренер - родители», владения основами конфликтологии, основами договорных отношений и менеджмента в спорте, то есть тем вопросам, которые входят в структуру профессиональной деятельности тренера и тренера-педагога и которые не являлись актуальными для практики спорта еще 10-15 лет назад.
Подготовленность тренерско-преподавательского состава к решению данных вопросов в настоящее время недостаточна, так как большинство тренеров (более чем на 70%) со специальным высшим образованием, получили его еще во времена Советского Союза. Особого внимания требует и система безопасности спортивной деятельности. Среди практических проблем данного направления были выделены следующие:
- необоснованное использование технологий спорта высших достижений в массовом детско-юношеском спорте;
- отсутствие программных материалов в ДЮСШ и СДЮШОР, незнание программных материалов тренерским составом;
- проведение занятий в спортивных сооружениях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам;
- нарушение психолого-педагогических и фи-
зиологических требований спортивного отбора и специализации.
Занятия спортом - это педагогический процесс, в котором человек должен стремиться к физическому и нравственному совершенству, развитию своей личности, повышению уровня и качества жизнедеятельности, самовоспитанию и рационализации образа жизни. Совокупность проблем спортивной науки сегодня достаточно сложна и значима не только в познавательном, концептуальном, но и в практическом отношении. От правильного решения их в значительной мере зависит прогресс спорта. Особенно это относится к подготовке специалистов, способных обеспечить его развитие [9].
Перестройка общества в целом и гуманизация образования в частности приводят к смещению акцентов в определении ценностей высшего образования. Подготовка специалистов в вузе ведётся как экстенсивными методами (увеличение количества часов на дисциплину, увеличение количества дисциплин), так и интенсивными, к которым относят определение чётких концепций направлений подготовки, профилей подготовки и дисциплин, межпредметных структурно-логических схем учебных дисциплин, переход от информационной модели системы знаний к творческому активному обучению. В данном контексте самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя в тесной взаимосвязи с информационными занятиями играет очень важную роль в процессе понимания. осмыслении и применении знаний умений и навыков в изучаемой дисциплине, а в дальнейшем - в профессиональной деятельности.
Одним из методов активного обучения студентов, формирования и развития у них практических умений и навыков в процессе изучения таких дисциплин, как «Теория спорта», «Педагогика физической культуры и спорта». «Методика обучения физической культуре и спорту», «Теория и методика избранного вида спорта», «Научно-методическая деятельность в ФКиС», является деловая игра, которую современная педагогическая наука относит к новым и перспективным методам обучения. Деловая игра при использовании в самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя представляет собой способ обучения будущих профессионалов сферы физической культуры и спорта, которая основана на имитации решения профессиональных задач [3,4, 6].
Основным структурным элементом деловой игры является реальная проблемно-практическая ситуация, созданная в аудиторных условиях. Метод деловой игры помогает студентам наилучшим образом закреплять теоретические знания в их связях с практическими ситуациями. Студенты приобретают профессиональные навыки, значительно облегчающие прохождение производственной практики, способствующие сокращению периода их адаптации к профессиональной деятельности после окончания вуза, повышающих эффективность принимаемых ими решений. Игра стимулирует коллективное творчество обучаемых и развивает их самостоятельность [7,8,10].
Наиболее популярной и любимой студентами является деловая игра «Аттестационная комиссия». В организационном плане игра требует выделения четырёх академических часов практического занятия и разделения группы студентов на четыре и более подгруппы в соответствии с направлениями комплексного аттестационного анализа тренировочного занятия в спортивной школе (при этом вид спорта должен соответствовать специализации студентов - избранному виду спорта) или урока физической культуры в общеобразовательном учреждении. Основными направлениями анализа, как правило, являются следующие:
- структурно-временной анализ тренировочного занятия (урока);
- психологический анализ тренировочного занятия (урока);
- анализ методов обучения, применяемых в процессе тренировочного занятия (урока);
- анализ методов воспитательных воздействий, применяемых в процессе тренировочного занятия (урока);
- педагогическая культура и педагогическое мастерство тренера, тренера-преподавателя (педагога ФК) и др.
Первые два академических часа учебного времени посвящаются просмотру видеозаписи реального тренировочного занятия (урока физической культуры), самостоятельному обсуждению материала анализа в подгруппах и составлению краткого доклада анализируемого направления.
Последующие два академических часа занимают выступления представителей подгрупп по направлениям с обоснованием собственных точек зрения, общее обсуждение и аттестация тренера (педагога ФК). Основываясь на опыте проведения такой игры, мы можем отметить, что не существует более внимательной скрупулёзной, но, тем не менее, крайне доброжелательной аттестационной комиссии, чем группа студентов. Использование видеозаписей реальных тренировочных занятий и уроков физической культуры способствует ощущению студентами чувства реальной, важной и нужной работы, ответственности за свои выводы.
Очень важным в данной игре является то, что подробно анализируя профессиональную работу другого педагога, они учатся обращать внимание на любые нюансы урока, а следовательно, также внимательно, подробно и вдумчиво подходят в последующем к составлению планов-конспектов тренировочных занятий (уроков) во время прохождения производственной практики и собственно проведению тренировочных занятий (уроков).
Деловая игра «Аттестационная комиссия», по структуре анализа, охватывает практически все основные темы и разделы специальных профессионально направленных дисциплин учебного плана, поэтому проведение данной игры целесообразно сочетать с проведением производственной практики студентов направлений подготовки: «Физическая культура»; «Педагогическое образование» (профиль - «Физическая культу ра»): «Адаптивная физическая культура» и др.. после которой они сдают экзамен (зачет) по соответствующей дисциплине.
Успешность деловой игры во многом зависит от её технического обеспечения, к которому относятся видео-комплект (видеомагнитофон и качественная видеозапись) или мультимедиа-комплект (экран, проектор, ноутбук, флеш-карта); письменные принадлежности для каждого «члена аттестационной комиссии» (ручки, карандаши, маркеры, листы бумаги А4 со штампом факультета), что вызывает усиление чувства ответственности и ощущение «серьезности» происходящего; окончательного аккуратного оформления отчёта каждой из подгрупп; успешного выбора «докладчика», представляющего отчет конкретной подгруппы комиссии.
Не следует использовать для проведения игры один и тот же видеоматериал - следует создать банк видеозанятий (видеоуроков), в том числе, и проводимых студентами в процессе производственной практики. В этом случае использовать деловую игру «Аттестационная комиссия» можно несколько раз в течение учебного года, при проведении занятий по различным дисциплинам учебного плана, при условии варьирования задач, формулируемых для «аттестационной комиссии».
В процедуре проведения игры выделяется вводная, содержательная, дискуссионная и заключительная части. Содержательная и дискуссионная части и составляют собственно деловую игру. В вводной части студенты уясняют цель и задачи игры, знакомятся с содержанием игровой ситуации и последовательностью её проведения. В заключительной части проводится тщательный анализ деятельности участников, оценивается правильность принятия решения. Таким образом, вводная и заключительная части и представляют собой руководство преподавателя самостоятельной работой студентов: в начале игры преподаватель выступает в роли инструктора, в процессе игры - консультанта и руководителя дискуссии, в конце - главного судьи.
Опыт показывает, что использование деловой игры в самостоятельной работе студентов позволяет моделировать деятельность будущего профессионала в сфере физической культуры и спорта и, тем самым, более эффективно готовить студента и к прохождению производственной практики, и к профессиональной деятельности в целом.
Таким образом, наличие определенных методических проблем в сфере физической культуры и спорта Орловской области, а также специфика их решения предопределяют создание научно-методического центра физической культуры и спортивной подготовки на базе факультета физической культуры и спорта Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева при непосредственном участии Управления физической культуры и спорта Орловской области. Научно-методический центр такого уровня позволит объединить усилия тренеров, педагогов физической культуры, спортсменов, административных работников спортивной сферы, руководителей физкультурно-спортивных учреждений, родителей и других заинтересованных лиц в позитивном и эффективном развитии регионального спортивного движения.
Библиографический список
1. Воробьева С. Я Основы управления образовательными системами. М.: Академия, 2008. 208 с.
2. Горохов Д.Б. О результатах мониторинга приоритетного национального проекта «Образование» и его нормативного обеспечения/Д.Б.Горохов, М.Е.Глазкова, М. Д. Чеснокова//Журнал российского права. 2014. №9. С. 12-18.
3. ГубкоМ.В. Теория игр в управлении организационными системами /М.В.Губко, Д.А.Новиков. М.: Синтег, 2002. 148 с.
4. Клонингер С. Теории личности: познание человека. 3-е изд. СПб: Питер, 2003. 720 с.
5. Максачук Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого поколения. М.: Издательство «Спутник+», 2012. 102 с.
6. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. М.: Издательство «Эгвес», 2006. 48 с.
7. Пафипова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия, 2006. 368 с.
8. Смирнов Т.М. Методические рекомендации по подготовке и проведению деловых игр. М.: ИМХО, 2004. 92 с.
9. ЧесцоковН.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта /Н.Н. Чесноков, В.Г. Никитушкин. М.: Физическая культура, 2011. 400 с.
10. Щедровицкгш, Г.П. Мышление - Понимание - Рефлексия. М.: Наследие, 2005. 800 с.
References
1. Vombyova S. Г" Management bases of educational systems. M.: Academy, 2008. P. 208.
2. Gorokhov D.B. About the results of monitoring fif the priority national project "The Education" and its standard providing / D.B. Gorokhov, M.E. Glazkova, M.D. Chesnokova//The Magazine of Russian law. 2014. №9. Pp.12-18.
3. GubkoM. К The theory of games in organizational systems management / M.V. Gubko, D.A.Novikov. M.: Sinteg, 2002. P. 148.
4. KloningerS. The theories of the personality: person cognition. 3rded. SPb: St. Petersburg, 2003. P. 720.
5. Maksachuk E.P. Updating of formation of sports culture of the person of the у oimger generation. M. : Sputnik + publishing house 2012. P. 102.
6. NovikovA.M. Methodology of game activity. M.: Egves publishing house, 2006. P. 48.
7. Pafilova A.P. Game modeling in teacher's activity. M.: Academy, 2006. P. 368.
8. Smtrnov T.M. Methodical recommendations to the preparation and carrying out business games. M.: IMHO, 2004. P. 92.
9. Chestiokov N. N. Professional education in the field of physical culture and sport/ N.N. Chesnokov, V. G. Nikitushkin. M.: Physical cuitare, 2011. P. 400.
10. Schedm'itsky G. P. Thinking - Understanding - Reflexion. M.: Nasledie, 2005. P. 800.