Ремизов П.В., Шарапов А.Ю. Формирование профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
УДК 372.8
Ремизов Павел Владимирович Remizov Pavel Vladimirovich
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного права и процесса
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), senior lecturer of the department of administrative law and procedure Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Шарапов Андрей Юрьевич Sharapov Andrei Yuryevich
преподаватель кафедры огневой подготовки
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) lecturer of the department fire training
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Формирование профессионального критического юридического мышления
при подготовке сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия
The formation of professional critical legal thinking in the training of police officers to the legality of the use of weapons
В статье рассматриваются отдельные аспекты формирования профессионального критического мышления при подготовке сотрудников полиции к правомерному применению оружия.
Ключевые слова: критическое мышление, правомерное применение оружия, полиция.
The article deals with some aspects of the formation of critical thinking in the professional training of police officers to the legality of the use of weapons.
Keywords: critical thinking, legitimate use of weapons, police.
Деятельность полиции имеет чрезвычайно большое значение для защиты интересов личности, общества и государства. Для достижения поставленных целей сотрудники полиции наделяются правом применения мер административного принуждения, включая применение огнестрельного оружия. Выполняя свой профессиональный долг, сотрудник полиции должен быть готов не просто отразить возникшую угрозу, но еще при этом остаться в пределах правового поля, что достаточно сложно по целому ряду причин. Во-первых, ситуация, связанная с необходимостью применения оружия, носит стрессовый характер. Полицейский свя-
зан временем, промедление может привести к существенным отрицательным последствиям. Ситуация непривычна и достаточно часто возникает неожиданно.
Во-вторых, законодательство, регламентирующее основания и порядок применения оружия, достаточно сложно и противоречиво. Отрицательным фактором здесь выступает его отсылочный и оценочный характер [1, с. 198— 202; 2, с. 212—215]. У многих сотрудников полиции полностью не сформировано осознание категории «правомерное применение оружия».
Эти и другие предпосылки взывают к необходимости научного осмысления вопросов
172
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
подготовки сотрудников полиции к правомерному применению оружия. В литературе этому вопросу уделяется достаточно серьезное внимание, однако эти исследования направлены, главным образом, на изучение и формирование психофизиологических навыков правомерного применения оружия методом ситуативного моделирования за счет специальных технических средств или настольных фигур [3, с. 13—16; 4, с. 12—17; 5, с. 136—151]. Поддерживая перспективность данных психолого-педагогических технологий, вместе с тем, отметим, что подготовка сотрудников полиции к правомерному применению табельного оружия не может ограничиваться только этими средствами. Обучение стрельбе, пусть и в многочисленных, но типовых ситуациях, еще не гарантирует, что сотрудник сумеет применить полученные навыки в оперативно-служебной деятельности. Реальная ситуация противостояния полицейского правонарушителю с применением оружия чрезвычайно динамична и не поддается полному прогнозированию и моделированию. Ключевым элементом правомерного применения сотрудниками полиции оружия, на наш взгляд, выступает сформированное и развитое профессиональное критическое юридическое мышление.
Под критическим мышлением следует понимать способ интеллектуальной и духовной деятельности, который направлен на анализ, всестороннюю оценку воспринимаемой информации, а также выявление ее сильных и слабых сторон в процессе использования [6, с. 173]. С.А. Терно вполне оправданно указывает: «Потребность в критическом мышлении возникает тогда, когда мы сталкиваемся со сложными ситуациями выбора, требующими тщательного обдумывания и оценивания. Характерной особенностью этого типа мышления является то, что процесс рассуждения нестандартен, нешаблонен, отсутствует готовый образец решения» [7]. Развитое критическое юридическое мышление позволяет уверенно ориентироваться в юридическом массиве информации, определять его сильные и слабые стороны, безапелляционно аргументировать свою позицию. Способность к критическому анализу выступает основой интеллектуального и профессионального развития.
Поэтому в вопросах подготовки к применению оружия следует более детально обращать внимание именно на теоретико-правовой блок и формирование способности его критического анализа. Мы разделяем позицию Д.В. Литвина, согласно которой невозможно сформировать
навыки правомерного применения оружия, пока обучаемый не будет поставлен в экстремальные условия, то есть не будет произведено полное моделирование реальной жизненной ситуации [4, с. 16]. Однако моделировать такую ситуацию бесполезно в отсутствии у обучаемого соответствующего уровня теоретической подготовки.
Критическое мышление, а следовательно, и подготовка к правомерному применению оружия должны носить комплексный и системный характер, обеспеченный необходимыми междисциплинарными связями. Причем эти связи выходят далеко за пределы таких специальных дисциплин, как «Огневая подготовка», «Административная деятельность полиции» или «Тактико-специальная подготовка». Теоретическая подготовка к правомерному применению оружия закладывается и в ходе изучения основ административного и уголовного права. К тому же чрезвычайно важно обеспечить последовательное и оптимальное соотнесение тем различных дисциплин, связанных с применением оружия. Так, например, чтобы проанализировать основание применения оружия, установленное пунктом 4 части 1 статьи 23 Федерального закона «О полиции» [8]: «Для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным», обучаемомууже необходимо обладать знаниями относительно назначения и сущности специальных мер административного пресечения, выделения категорий преступлений в зависимости от их характера и степени общественной опасности деяния, а также объекта (не только основного, но и дополнительного, и факультативного) состава преступления. К сожалению, встречаются случаи, когда обучаемым отдельных специальностей вначале преподаются основы административной деятельности полиции, а уже потом основы уголовного и административного права. Думается, что существующие рабочие учебные планы и образовательные программы нуждаются в отдельном мониторинге на предмет последовательности и взаимосвязи изучения отдельных тем учебных дисциплин и самихдисциплин.
Формирование критического мышления обусловлено необходимостью тщательной проработки дидактического материала. Выделяются следующие общие критерии критической насыщенности информационных материалов: наличие фрагментов, позволяющих осмысливать
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
173
Ремизов П.В., Шарапов А.Ю. Формирование профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции...
Ремизов П.В., Шарапов А.Ю. Формирование профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
информацию с нескольких разных точек зрения; наличие фрагментов информации, позволяющих не брать ее на веру, а критически оценивать; присутствие фрагментов, позволяющих увидеть исторические этапы развития того или иного законодательного или научного положения; содержание в информации того, к чему может привести пренебрежение теми или иными факторами или условиями, влияющими на ход явления или процесса [9, с. 56—57]. Составление практических заданий и задач, связанных с обучением правомерному применению оружия, тоже должно соответствовать разумному и оптимальному сочетанию указанных критериев.
В качестве основы содержательного наполнения учебного задания (задачи), решаемого на практических занятиях, следует использовать материалы судебной практики. Здесь уже имеется конкретная оценка правомерности действия сотрудника, осуществленная судом, при этом можно определить, как изменилась бы юридическая оценка конкретной ситуации при изменении одного или нескольких условий. Допустимо использование судебных материалов из различных отраслей судопроизводства. Такие материалы могут обеспечивать связь между различными темами дисциплины. Например, в основу практической задачи дисциплины «Административное право» по теме «Институты дисциплинарной и материальной ответственности» можно положить апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 21 июля 2015 года по делу № 33-745/2015 [10]. Указанный документ посвящен попытке обжаловать увольнение сотрудников за неиспользование оружия, в результате чего погиб коллега истцов, а самому преступнику удалось скрыться. Здесь можно поставить вопрос о том, как сотрудники должны были действовать, чтобы не попасть в такую ситуацию, какие нормы Федерального закона «О полиции» ими были нарушены. При этом обучаемые, помимо знаний относительно института дисциплинарной ответственности и дисциплинарного производства, вспомнят основные положения тем, связанных с изучением мер административного принуждения, включая правовые основы применения оружия.
В качестве еще одного источника дидактического материала следует использовать отдельные научные статьи. Так, профессор А.И. Каплунов в своей статье «О правомерности применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия для остановки транспортного средства» [11, с. 36—41] дает оценку правомерности
применения табельного оружия сотрудником ГИБДД при преследовании транспортного средства нарушителя. При этом позиция ученого расходится с позицией Следственного комитета РФ. Обучаемые могут поразмышлять, чья же позиция более мотивирована и аргументирована и стоит ли в этом деле ставить точку.
Также представляется целесообразным использование в учебном процессе проектов нормативных правовых актов. Здесь можно предложить обучаемому поразмыслить, для чего вводятся новые или изменяются уже существующие нормы права. Например, в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе находится Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [12]. Данный законопроект содержит ряд ключевых изменений в Федеральном законе «О полиции», среди которых предлагается установить презумпцию доверия и поддержки сотруднику полиции. Здесь целесообразно вместе с обучаемыми обсудить, как эта презумпция повлияет на порядок применения оружия полицией. Эффективна ли будет эта норма в ракурсе реально складывающейся ситуации устойчивого недоверия населения к правоохранительным органам [13, с. 17]. Кроме того, авторы проекта предлагают дополнить часть 5 статьи 23 Федерального закона «О полиции», а именно после слова «женщин» сделать уточнение «с видимыми признаками беременности». Представляется целесообразным организовать дискуссию относительного того, чем вызвано данное предложение по совершенствованию законодательства. Указать, что согласно законам РФ «О таможенном регулировании» [14] и «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» [15] для сотрудников указанных органов установлен запрет на применение оружия в отношении женщин только с видимыми признаками беременности. В действующей же редакции Федерального закона «О полиции» содержится запрет на применение оружия в отношении всех женщин в общем. Такая ситуация может осложнить проведение совместных операций указанных силовых структур.
Обсуждение законопроектов можно использовать и как форму своеобразного интеллектуального отдыха. В частности можно привести отклоненный Проект федерального закона «О внесении изменения в часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» (о возложении на полицию дополнительной обязанности
174
Юридическая наука и практика
ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ
по отстрелу животных, совершающих нападение на человека)» [16]. Здесь можно обсудить, действительно ли была необходимость в таком изменении законодательства, какими нормами Федерального закона «О полиции» предлагаемое законодательное нововведение уже охватывается.
Особым значением для формирования профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия может выступать проведение факультативных занятий в рамках заседаний научных кружков по данной тематике. Необходимо в обязательном порядке проводить совместные заседания научных кружков кафедр огневой подготовки, административного права, административной деятельности полиции, тактико-специальной подготовки.
Таким образом, интеллектуальное и профессиональное развитие сотрудника полиции, использование полученных им знаний в решении оперативно-служебных задач в настоящее время находится в зависимости от его готовности и умения отбирать необходимую информацию путем ее критического анализа. Формирование профессионального критического мышления выступает основой теоретической подготовки будущего полицейского, в том числе и в части обучения правомерному применению оружия.
Примечания
1. Макарейко Н.В. Федеральный закон «О полиции» — необходимость качественной доработки // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2010. № 2 (13).
2. Субботин А.М. Проблемы применения Федерального закона «О полиции» // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2011. № 3 (16).
3. Лупырь В.Г., Литвин Д.В. Формирование у слушателей вузов МВД России профессиональных компетенций правомерного применения огнестрельного оружия в ходе оперативно-служебной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 3 (54).
4. Литвин Д.В. Психофизиологический анализ предпосылок правомерного решения о применении табельного оружия // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2010. № 1 (40).
5. Устюжанин Н.Н. Актуальные вопросы разработки программного обеспечения интерактивных тренинговых систем специальной подготовки к правомерному применению огнестрельного оружия // Актуальные вопросы подготовки сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия:
наука, практика, педагогика, психология: материалы Международной конференции на тему «Актуальные вопросы подготовки сотрудников полиции к правомерному применению огнестрельного оружия», состоявшейся на базе Нижегородской академии МВД России 23—24 января 2014 г. Н. Новгород, 2015.
6. Русинов РК. Формирование критического мышления у студентов юридических вузов // Российский юридический журнал. 2013. № 5.
7. Терно С.А. Обучение критическому мышлению — «экзотические приемы» или решение нетривиальных проблем? // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 1. URL: http://human.snauka. ru/2014/01/5594 (дата обращения: 26.04.2015).
8. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г № 3-ФЗ // Российская газета. 2011. 10 февраля.
9. Коржуев А., Попков В., Рязанова Е. Как формировать критическое мышление? // Высшее образование в России. 2001. № 5.
10. Апелляционное определение Верховного Суда Республики Северная Осетия-Апания от 21 июля 2015 г. по делу № 33-745/2015. URL: http: // base. consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n =1258984;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=E59F87E2BD4 888E57D1A3727FB7608C4;rnd=0.2633436780888587 (дата обращения: 01.09.2015).
11. Каплунов А.И. О правомерности применения сотрудниками полиции огнестрельного оружия для остановки транспортного средства // Административное право и процесс. 2015. № 4.
12. Проект федерального закона № 828616-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О полиции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». URL: http: // base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=133895;di v=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=2B850F6896423DA1BB6DD 00DFF462FD3;rnd=0.2449789170641452 (дата обращения: 01.09.2015).
13. Алексеев C.H. Эффективность институционально-правового механизма обеспечения правопорядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: Н. Новгород, 2011.
14. О таможенном регулировании: федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2010. № 48, от. 6252.
15. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33, от. 1316.
16. Проект федерального закона № 575839-5 «О внесении изменения в часть 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции» (о возложении на полицию дополнительной обязанности по отстрелу животных, совершающих нападение на человека)». URL: http://asozd2.du ma.gov. ru/main.nsf/%28SpravkaNew% 29?OpenAgent&RN=575839-5&02 (дата обращения: 01.09.2015).
Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)
175
Ремизов П.В., Шарапов А.Ю. Формирование профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции...
Ремизов П.В., Шарапов А.Ю. Формирование профессионального критического юридического мышления при подготовке сотрудников полиции...
ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ
Notes
1. Makareyko N.V. The Federal law «On Police» — the need for quality improvements // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2010. № 2 (13).
2. Subbotin A.M. Problems of application of the Federal law «On Police» // Legal science and practice: Journal of the Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia. 2011. № 3 (16).
3. Lupyr V.G., Litvin D.V. The formation at listeners of high schools of the Russian Interior Ministry of professional competencies of the legitimate use of firearms in the course of operational activity // Psycho-pedagogics in law enforcement agencies, 2013. № 3 (54).
4. Litvin D.V. Psycho-physiological analysis of the prerequisites for a legitimate decision to use service weapons // Psycho-pedagogics in law enforcement agencies, 2010. № 1 (40).
5. Ustyuzhanin N.N. Topical issues of software development of interactive training systems, specialized training to a legitimate use of firearms // Actual problems of training of police officers to the legality of the use of firearms: science, practice, education, psychology. Proceedings of the International Conference on «Current issues of training of police officers to the legality of the use of firearms», held on the basis of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia on 23—24 January 2014 — Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2015.
6. Rusinov R.C. The formation of critical thinking among students of universities // Russian juridical journal. 2013. № 5.
7. Terno S.A. Teaching critical thinking — «ex-
otic techniques,» or non-trivial solutions of the problems? // Humanities scientific researches, 2014. № 1. URL: http://human.snauka.ru/2014/01/5594 (date ap-
pealed: 04.26.2015).
8. The Federal law of 07.02.2011 № 3-FZ «On Police» // Rossiyskaya gazeta, 2011. February 10.
9. Korzhuev A. Popkov V., Ryazanov E. How to create critical thinking? // Higher education in Russia, 2001. № 5.
10. Appeal of the Supreme Court of the Republic of North Osetia-Alania on 21 July 2015 in the case № 33-745 / 2015. URL: http: //base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=1258984; div=LA W;mb=LAW;opt=1 ;ts=E59F87E2BD4888E57D1 A3727 FB7608C4;rnd=0.2633436780888587 (date appealed: 01.09.2015).
11. Kaplunov A.I. On the legality of the use of firearms by the police to stop the vehicle // Administrative Law and Procedure, 2015. № 4.
12. The draft Federal Law № 828616-6 «On Amendments to the Federal Law «On Police» and some legislative acts of the Russian Federation». URL: http: //base. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n =133895;div=LAW;mb=LAW;opt=1;ts=2B850F6896423 DA1BB6DD00DFF462FD3;rnd=0.2449789170641452 (date appealed: 01.09.2015).
13. Alekseev S.N. The effectiveness of institutional and legal framework of the rule of law: author's. abstract... candidate of legal sciences. Nizhny Novgorod, 2011.
14. The Federal Law of the Russian Federation on November 27, 2010 № 311-FZ «On Customs Regulation» // Collection of the legislative acts of the RF, 2010. № 48, art. 6252.
15. The Law of the Russian Federation of July 21, 1993 № 5473-1 «On institutions and bodies executing criminal penalties of imprisonment» // Vedomosti SND and VS RF. 1993. № 33, art. 1316.
16. The draft Federal law № 575839-5 «On Amendments to Part 1 of Article 12 of the Federal law «On Police»(the laying on extra police on duty to shooting the animals to attack humans)». URL: http://asozd2. duma.gov. ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgen t&RN=575839-5&02 (date appealed: 01.09.2015).
176
Юридическая наука и практика