УДК 342
DOI 10.24411/2078-5356-2019-10138
Кобленков Андрей Юрьевич Andrey Yu. Koblenkov
старший преподаватель кафедры огневой подготовки
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) senior lecturer of the department fire training
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, Russian Federation, 603950)
E-mail: koblenkoff@yandex.ru
Неправомерное применение огнестрельного оружия сотрудниками полиции: юридические последствия и риски
Illegal use of firearms by police officers: legal consequences and risks
Статья посвящена анализу рисков неправомерного применения огнестрельного оружия сотрудниками полиции при несении службы. Автор оценивает обстоятельства применения огнестрельного оружия полицейскими и правовые последствия.
Ключевые слова: сотрудники полиции, огнестрельное оружие, правомерность применения, ответственность.
The article is devoted to the analysis of the risks of illegal use of firearms by police officers in the service. The author assesses the circumstances of the use of firearms by the police and the legal consequences.
Keywords: police officers, firearms, legality of use, responsibility.
В Российской Федерации государство обладает монополией на применение мер принуждения. Министерство внутренних дел является исполнительным органом власти. Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3 «О полиции» (далее - ФЗ № 3) «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности» [1].
Для обеспечения безопасности государства и общества законодатель наделил сотрудников ОВД правом применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Крайней и наиболее жесткой мерой государственного принуждения является применение огнестрельного оружия. Полномочия по применению оружия вызывают неоднозначное мне-
ние общества, которое активно высказывалось представителями различных социальных групп, правоведами, юристами в средствах массовой информации при обсуждении проекта Федерального закона «О полиции».
Применение огнестрельного оружия способствует обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, исполнению возложенных на полицию задач. В то же время это полномочие подвергает риску и реальной опасности основные конституционные права граждан (например, право на жизнь). Согласно части 2 статьи 18 ФЗ № 3 перечень видов оружия и боеприпасов, применяемых полицией, регламентируется Правительством РФ, при этом запрещается применение оружия и патронов, которые могут нанести неоправданно чрезмерный вред здоровью или послужить источником немотивированного риска. На основании положений частей 4, 7 статьи 18 ФЗ № 3 сотрудник правоохранительных органов обязан
© Кобленков А.Ю., 2019
проходить специальную подготовку и периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям, связанным с применением огнестрельного оружия. Сотрудник, не прошедший проверку на пригодность к профессиональному применению оружия, отстраняется от несения службы и вызывается на аттестационную комиссию. По смыслу действующего законодательства и возложенных обязанностей полицейский одновременно должен быть готов к вызванному необходимостью применению огнестрельного оружия (в т. ч. с причинением вреда здоровью или смерти правонарушителю) и одновременно избегать причинения ущерба посторонним гражданам. В связи с этим затронутая тема рисков и последствий неправомерного применения огнестрельного оружия имеет профессиональный интерес и значимость.
Применение огнестрельного оружия (с производством выстрела, как способ применения) полицейскими регламентируется статьей 23 ФЗ № 3. Части 1 и 3 статьи 23 определяют 11 ситуаций, при возникновении которых сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие. Однако при этом, согласно части 8 статьи 18 ФЗ № 3, применение оружия правоохранителями с превышением своих полномочий обязательно влечет за собой привлечение к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации. При неправомерном применении огнестрельного оружия полицейскими в зависимости от обстоятельств, характера и тяжести наступивших для потерпевшего последствий ответственность предусматривается Уголовным кодексом РФ.
Судебная практика показывает, что в большинстве случаев сотрудник, неправомерно применивший огнестрельное оружие, привлекается к уголовной ответственности по части 3 статьи 286 УК РФ. Статья предусматривает ответственность за превышение должностных полномочий, совершенное:
- с применением насилия или с угрозой его применения;
- применением оружия или специальных средств;
- причинением тяжких последствий [1].
При этом, если сотрудник допускает превышение должностных полномочий и причиняет смерть другому лицу, такое деяние квалифицируется в совокупности по статье 105 УК РФ и части 3 статьи 286 УК РФ. Учитывая обстоятельства осуществления правоохранительной деятельности сотрудниками полиции, стоит
отметить, что, как правило, им вменяется совершение умышленного или неосторожного преступления против личности, или интересов государственной службы, или превышение пределов необходимой обороны, крайней необходимости, а также превышение мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступления. Ярким примером, подтверждающим сложность и неоднозначность принятия решения по применению огнестрельного оружия сотрудником полиции, является следующая ситуация: 26 августа 2012 года в г. Домодедово Московской области инспекторами ДПС была предпринята попытка остановить автомашину ВАЗ-2114, которая двигалась на высокой скорости с нарушением ПДД. Лицо, управлявшее транспортным средством, требования инспекторов ДПС проигнорировало, машина на скорости более 120 км/ч двигалась в сторону г. Москвы. В результате преследования, которое продолжалось более 40 минут, после многочисленных нарушений ПДД, связанных с угрозой жизни посторонним лицам, автомашина ВАЗ-2114 выехала на Варшавское шоссе г. Москвы. По основаниям пункта 1 части 3 статьи 23 ФЗ № 3 инспектором ДПС «А» было принято решение о применении табельного огнестрельного оружия ПМ. По транспортному средству, управляемому правонарушителем, было произведено 5 выстрелов. В результате автомашина ВАЗ-2114 была остановлена, лицо, управляющее транспортным средством, получило смертельное ранение в затылочную область головы. Потерпевшим оказался гражданин Узбекистана «М», который ранее имел судимость за хранение наркотических средств и незадолго до этого, 13 июля 2012 года, был лишен права управления транспортным средством по основанию части 1 статьи 12.26 КоАП РФ. Первоначально по результатам расследования происшествия, связанного с применением огнестрельного оружия сотрудником полиции, следователем следственного комитета 30 ноября 2012 года было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по части 2 статьи 109, пункту «б» части 3 статьи 286, пункту «е» части 2 статьи 105, части 2 статьи 293 УК РФ. Однако впоследствии, 11 января 2013 года, после отмены предыдущего постановления Следственным комитетом РФ было возбуждено уголовное дело в отношении инспектора ДПС «А» по части 2 статьи 109 УК РФ, которое в августе 2013 года было переквалифицировано на пункты «б», «в» части 3 статьи 286 УК РФ.
252
Юридическая наука и практика
По результатам расследования уголовного дела 28 ноября 2013 года инспектору ДПС «А» было предъявлено обвинительное заключение и материалы направлены в Смоленский суд г. Москвы. После рассмотрения по существу материалов уголовного дела в суде инспектор ДПС «А» был приговорен к 5 годам лишения свободы условно. Расследование уголовного дела и приговор суда имели широкий резонанс среди сотрудников правоохранительных органов и населения Подмосковья. После вынесения обвинительного приговора 42 сотрудника ДПС подписали открытое письмо, в котором считали нецелесообразным получение табельного огнестрельного оружия ПМ при заступлении на службу по охране общественного порядка и обеспечению безопасности дорожного движения, так как выражали сомнения и недоверие к объективности проведенного расследования в отношении их бывшего коллеги.
На практике имеют место случаи, когда полицейский, действуя в рамках своих полномочий, обнажает огнестрельное оружие и в результате воздействия каких-либо внешних факторов (толчков, сопротивления правонарушителя) либо своих неумелых действий производит выстрел по основаниям, указанным в ФЗ № 3. В таком случае сотрудник будет нести уголовную ответственность по статье 109 УК РФ или статье 118 УК РФ (зависимости от причиненной тяжести вреда здоровью потерпевшего). Особенностью юридической ответственности полицейских является тот факт, что в случае неоказания помощи пострадавшим от применения огнестрельного оружия они несут ответственность по статье 125 УК РФ, так как на них наложена такая обязанность в силу прямого указания, содержащегося в части 4 статьи 19 ФЗ № 3.
Исполняя свой служебный долг, в большинстве случаев сотрудники полиции используют ненасильственные методы, способствующие
защите прав и свобод человека и гражданина. Достаточно редкими являются случаи применения огнестрельного оружия, когда другие средства перестают быть эффективными. Сегодня преступность разрушительно влияет на социальные, экономические, политические аспекты развития страны в целом. Кроме того, развитие криминогенной обстановки, рост числа преступлений негативно влияют на «настроения» в обществе, снижают уровень доверия граждан к сотрудникам полиции. По данным опроса, проведенного «Левада-Центром», 77% опрошенных считают, что власти не могут предотвратить тяжкие преступления против личности, так как существующая общегосударственная система противодействия носит не предупредительный и упреждающий характер, а только реагирующий [2]. Таким образом, по нашему мнению, необходимо продолжать дорабатывать действующий ФЗ № 3 с учетом международных нормативных правовых актов, чтобы сотрудники правоохранительных органов при применении огнестрельного оружия чувствовали себя защищенными законом.
Примечания
1. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7, ст. 900. Доступ из СПС «КонсультанПлюс» (дата обращения: 12.11.2018).
2. URL: http://ur-fakt.ru/367-2/ (дата обращения: 12.11.2018).
References
1. About police: federal law of February 7, 2011 no. 3-FZ (ed. from 29.07.2018). Collection of legislative acts of the RF, 2011, no. 7, art. 900. Access from the reference legal system "ConsultantPlus" (accessed 12.11.2018). (In Russ.)
2. URL: http://ur-fakt.ru/367-2/ (accessed 12.11.2018). (In Russ.)