УДК 372.881.111.1 ББК Ч-48-951.6
ГСНТИ 14.35.01
Код ВАК 13.00.02
А. Е. Кустова
Екатеринбург
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетенция, профессионально-педагогическая компетенция, коммуникативная компетенция, дисциплины педагогического цикла, изучение иностранного языка.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается проблема формирования профессионально-педагогической компетенции студентов педагогических вузов изучающих иностранный язык. Данная компетенция, по мнению автора, может являться одним из компонентов коммуникативной компетенция, которая декларируется как ключевая для студентов данного профиля. Для формирования данной компетенции предлагается включать в учебный план дисциплины педагогического цикла на иностранном языке.
A. E. Kustova
Ekaterinburg
FORMATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE IN STUDENTS THROUGH THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE STUDY
KEY WORDS: competence, professional pedagogical competence, communicative competence, subjects of pedagogical curriculum, study of a foreign language.
ABSTRACT. The article touches upon the problem of professional pedagogical competence formation among students of pedagogical universities who specialize in foreign languages. This competence can be one of the components of communicative competence which is declared as the key one for such students. It is suggested to include to the curriculum pedagogical subjects in foreign languages to form this competence.
Активно разрабатываемый в настоящее время компетентностно-деятельностный подход (далее — КДП) предполагает заменить систему обязательного формирования знаний, умений и навыков набором компетенций, которые будут формироваться у студентов на основе обновленного содержания и в процессе их деятельности. Следовательно, можно сказать, что именно КДП является тем новым подходом к построению профессионального образования и обучения, с позиций которого будет осуществляться модернизации образования.
Сегодня совершенно очевидно, что знания не передаются, а получаются в процессе личностно-значимой деятельности. Сами знания, без определенных навыков и умений их использования, не могут решить проблему образования и подготовки студента к его будущей профессиональной деятельности. Следовательно, целью образования становятся не просто знания и умения, а определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны подготовить студентов к жизни в обществе.
Итак, компетенцию можно определить как комплекс знаний, навыков и умений, различных способов деятельности, формируемых в процессе обучения, который составляет содержательный компонент обучения.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения иностранному язы-
ку, ориентированного на достижение практического результата, приобретают особое значение. В Государственные образовательные стандарты всех звеньев системы профессионального образования в качестве обязательной включена иноязычная дисциплина, целью которой является формирование и развитие коммуникативной компетенции будущего специалиста — участника профессионального общения на иностранном языке в сфере науки, техники, производства и образования. Приобретение студентами коммуникативной компетенции заключается в таком владении общением на иностранном языке, которое позволяет использовать его для удовлетворения профессиональных потребностей, реализации личных деловых контактов и дальнейшего профессионального самообразования и самосовершенствования.
Коммуникативная компетенция имеет сложную многокомпонентную структуру. В понимании компонентов, составляющих коммуникативную компетенцию, и механизма их взаимодействия также нет единства мнений. Согласно модели, предложенной в документе Совета Европы (1996), коммуникативная компетенция состоит из трех компонентов: лингвистического, социолингвистического и прагматического.
Лингвистический компонент включает фонологические, лексические, грамматические знания и умения. Социолингвистический компонент, определяемый социокуль-
турными условиями использования языка, представляет собой связующее звено между коммуникативной и другими компетенциями. Прагматический компонент помимо общих компетенций включает экстралин-гвистические элементы, обеспечивающие общение (мимика, жестикуляция и др.) В контексте «общеевропейских компетенций владения иностранным языком» в иноязычной коммуникативной компетенции зарубежные исследователи выделяют от трех до шести базовых компонентов.
В свою очередь, общая цель комплексной подготовки специалиста в области иностранных языков включает развитие у студентов способности к межкультурной коммуникации, формирование готовности на основе развитой мотивационной сферы творчески выполнять свою иноязычную коммуникативную деятельность, проявляя при этом профессионально значимые личностные качества. При обучении студентов владению иностранным языком на меж-культурном уровне и соотнесении полученных знаний со своей будущей профессиональной деятельностью педагогов студенты приобретают различные компетенции, составляющие профессионально-творческий потенциал будущих учителей иностранного языка [Давыдова 2008: 68].
На наш взгляд, говоря о коммуникативной компетенции, следует рассматривать еще одно необходимое звено для подготовки высококвалифицированного специалиста в области иностранного языка — профессиональную компетенцию, принимая во внимания тот факт, что подготовка подобного специалиста проходит в условиях педагогического вуза.
Понятие «профессиональная компетенция» включает в себя знания, умения, навыки, соединение их с профессиональными мотивами, способностями, установками личности специалиста, его социальным поведением, возможностями самореализации и самовыражения в профессиональной сфере [1. С. 68].
Таким образом, в свете педагогического образования мы можем говорить о профессионально-педагогической компетенции студентов, изучающих иностранный язык как об одной из составляющих коммуникативной компетенции. Под профессионально-педагогической компетенцией мы понимаем знания, умения и навыки, связанные с педагогической наукой, которые способствуют формированию педагогического мировоззрения будущего учителя иностранного языка.
Для формирования профессиональнопедагогической компетенции мы предлагаем включить в учебный план подготовки бакалавров филологического образования
цикл педагогических дисциплин на иностранном языке, например, «Общая педагогика на иностранном языке».
Цель курса — развитие у студентов профессионально направленного мышления и научного педагогического мировоззрения на основе сравнительного анализа построения и развития педагогической науки с учетом особенностей иностранного языка.
Задачи курса:
— формирование у студентов теоретических представлений об общей педагогике как отрасли гуманитарного знания, ее объекте, предмете исследования и основных категориях, с учетом особенностей иностранного языка;
— понимание проблемы человека в ее взаимосвязи с проблемами воспитания, формирование целостного представления о факторах развития личности и закономерностях воспитания, с учетом особенностей иностранного языка;
— знание закономерностей и овладение основными методами, средствами и технологиями организации образовательного процесса на различных стадиях детства, с учетом особенностей иностранного языка.
Задачами лекционных занятий является ознакомление студентов с теоретической базой общей педагогики на иностранном языке, освоение ими необходимых для ее проведения знаний. Практические занятия посвящены формированию организационных умений студентов. Самостоятельная работа решает обе эти задачи и осуществляется посредством выполнения комплекса упражнений, предлагаемых по каждому разделу курса.
По окончанию курса «Общая педагогика на иностранном языке» студенты должны:
— усвоить необходимую сумму знаний о системе и структуре общей педагогики, о современных тенденциях педагогической науки и практики;
— владеть понятийно-терминологическим аппаратом педагогической науки;
— знать основные эквиваленты образовательной лексики иностранного и русского языков, уметь делать высказывания по различным аспектам педагогики на иностранном языке, грамотно оперировать соответствующей терминологией иностранного языка.
Обучение иностранному языку в рамках курса преследует профессионально-педагогическую цель, заключающуюся в формировании коммуникативно-методической компетенции, которая предполагает владение языком на адаптивном уровне, определяемом конкретной педагогической ситуацией, и овладение умениями педагогического общения. В процессе изучения данной дисци-
плины осуществляется формирование профессионально-педагогической компетенции студентов посредством овладения ими профессиональной базовой лексикой на иностранном языке. Студенты получают определенную сумму знаний об особенностях образовательной системы страны изучаемо-
го языка, изучают методологическую базу педагогической науки на новом лингвистическом уровне. Таким образом, предложенный курс формирует профессиональнопедагогическую и коммуникативную компетенции у студентов педагогического вуза изучающих иностранный язык.
ЛИТЕРАТУРА
1. ДАВЫДОВА И. В. Компетенции как фактор комплексной подготовки учителей иностранного языка в педвузе / / Образование и наука : Изв. Урал. отд-ния Рос. акад. наук. 2008. № 5 (53).
2. НЕТРЕБСКАЯ О. Н. Приоритетные задачи и подходы в обучении иностранному языку на современном этапе // Педагогические науки. 2009. № 3 (36).
Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Н. Н. Сергеева