ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
СЫСОЕВ ПАВЕЛ ВИКТОРОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: psysoyev@yandex.ru
ДЕНИСОВА СОФЬЯ АНДРЕЕВНА Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: soraire@mail.ru
ПОПОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: annavp1@yandex.ru
Формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов выступает основной целью обучения иностранному языку на разных этапах обучения. Одним из наименее изученных и описанных в научной литературе является учебно-познавательный компонент, хотя именно данный компонент отражает, насколько обучающийся способен самостоятельно овладевать иностранным языком и культурой страны изучаемого языка вне учебного контекста на протяжении всей жизни. Современные информационные и коммуникационные технологии создают дополнительные дидактические возможности для формирования различных аспектов иноязычной коммуникативной компетенции во внеаудиторное время. В данной работе авторами выявляются и обосновываются психолого-педагогические условия, учет которых будет способствовать эффективности педагогического процесса формирования учебно-познавательной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий. К таким психолого-педагогическим условиям авторы относят следующие: а) мотивация студентов использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности студентов; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) владение студентами иностранным языком на уровне В1; д) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
Ключевые слова: ключевые компетенции, учебно-познавательная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция; психолого-педагогические условия.
Процесс формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий находится в прямой зависимости от ряда психолого-педагогических условий, которым мы предлагаем относить следующие: а) мотивация студентов использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности студентов; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; г) владение студентами иностранным языком на уровне В1; д) системное обучение ино-
странному языку на основе ИКТ. Рассмотрим подробнее каждое из выделенных условий.
Первым психолого-педагогическим условием формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий выступает мотивация студентов использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ.
Проблема мотивации обучающихся всегда стояла остро на всех этапах обучения. Общеизвестна ситуация, когда в учебной группе кто-то проявляет интерес к учебному материалу, кто-то
не очень, а кто-то и вовсе занимает пассивную позицию, отстраняясь от учебного процесса и испытывая апатию и неприязнь к учебе.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике довольно подробно рассматривалась проблема формирования учебной мотивации, а также обсуждались вопросы, связанные с методологией диагностики и коррекции мотивации в различных условиях.
Для того чтобы овладеть стратегиями повышения и поддержания уровня мотивации, необходимо взглянуть на сам механизм данного явления изнутри. В широком значении термин «мотивация» рассматривается как стремление индивида совершить определенное действие с целью достижения поставленных задач. С точки зрения психологии, мотивация - это эффективный способ управления учебным процессом.
Формирование мотивации к проведению какой-либо деятельности на начальной стадии заключается в принятии обучающимся установки на выполнение определенных действий. В этой связи у обучающегося возникает интерес к рассматриваемой проблеме и желание выполнить эту деятельность наиболее эффективно, в связи с чем происходит активизация познавательной потребности и определяется значение выполняемой деятельности для обучающегося. В рамках учебной деятельности такой вид мотивации принято называть первичным.
В более узком значении «мотивация» рассматривается как совокупность целей, к которым стремится обучающийся, и как совокупность внутренних факторов личности, таких как желания, потребности.
Следует различать мотивацию положительную, когда обучающийся стремится как можно лучше и быстрее выполнить поставленные перед ним задачи, и отрицательную, когда обучающийся под различными предлогами пытается избежать выполнения задачи в рамках учебного процесса.
Как правило, любая деятельность, осуществляемая человеком, направлена на достижение определенной цели. Рассматривая цели как внешние и внутренние явления, необходимо отметить, что внешне цель - это задание, которое обучающемуся предстоит выполнить, чтобы получить субъективный образ ожидаемого результата, удовлетворяющий его желаниям и потребностям. Таким образом, вполне очевидно, что в качестве цели выступает ожидаемый результат от проводимой деятельности. Причем ожидаемый результат является желаемым завершением, а поскольку цель рассматривается с двух позиций, то и привлека-
тельность или заинтересованность в деятельности имеют мотивирующий характер. Соответственно, мотивы следует разделить на внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют место, когда результат интересен обучающемуся сам по себе (обучающегося привлекает учебная деятельность, потому что он получает новые знания и опыт во время обучения), в то время как внешние мотивы напрямую зависят от ряда факторов, возникающих как последствия от выполняемой деятельности (одобрение учителя и учебного коллектива, получение высокой оценки, повышение статуса в коллективе).
На современном этапе развития информационного общества использование современных ИКТ не вызывает сомнений, поскольку выполняется основная задача обучения - повышение эффективности развивающего обучения, в рамках которого основной акцент ставится на формирование личности обучающегося, способного и готового осуществлять самостоятельную учебную деятельность, принимать самостоятельные решения, аргументировать их выбор, проводить самоанализ и самооценку выполняемой деятельности. Исключительным преимуществом использования ИКТ на современном уроке служит создание уникальной возможности для обучающихся ознакомиться с аутентичным многоплановым материалом на актуальные темы, вызывающие неподдельный интерес. В этой связи обучающийся рассматривается как активный участник учебного процесса, занимающийся постоянным самообразованием и формированием навыков работы с массивами информации, с которой мы сталкиваемся каждый день в сети Интернет. Таким образом, основной целью методики обучения иностранным языкам выступает создание такой методической модели обучения, при которой обучающийся сможет в полной мере раскрыть свой творческий потенциал.
Вторым психолого-педагогическим условием формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий является сформи-рованность ИКТ компетентности студентов.
В современной научной литературе встречается довольно большое количество терминов, которые зачастую используются в качестве синонимов, хотя и не всегда правомерно: «ИКТ компетентность», «ИКТ компетенция», «ИКТ грамотность», «цифровая грамотность», «мультимедийная грамотность» и др. Довольно подробно были рассмотрены и разграничены данные понятия в работах М. Н. Евстигнеева [1; 2], в которых автор опи-
р. v. 8у80убу, 8. а. эбквоуа, а. v. ророуа
Т. 9. № 12, 2014
сывает этапы становления терминологического аппарата в области информатизации образования.
На основе данного исследования в нашей работе мы будем использовать термин «ИКТ компетентность», поскольку он, по мнению А. В. Хуторского [3], отражает уровень сформированности соответствующей компетенции, а именно предполагает уровневую категоризацию имеющихся у обучающихся знаний, умений и навыков в области использования современных информационных и коммуникационных технологий.
По мнению А. В. Хуторского [3], ИКТ компетентность занимает довольно важную позицию относительно других ключевых компетенций и находится в непосредственной близости с информационной и иноязычной коммуникативной компетенциями. Само понятие «ИКТ компетентности» он определяет как умение самостоятельно осуществлять поиск, анализ, отбор, организацию, форматирование, хранение и передачу информации как с помощью ряда конкретных технических средств, таких как телефон, компьютер, телевизор и др., так и с помощью современных информационных технологий (Интернет, СМИ, аудио- и видеозаписи). Авторы других исследований также в определениях перечисляют операции, совершаемые над информацией. Например, к ИКТ компетентности И. А. Зимняя [4] относит прием, переработку и выдачу информации, ИКТ грамотность, мультимедийные и массмедийные технологии, а также владение навыками работы с Интернет-ресурсами. Помимо компонентов, которые были перечислены в определении И. А. Зимней, А. А. Елизаров в своей работе [5] в содержание термина «ИКТ компетентность» включает совокупность определенных знаний и умений, а также опыта осуществления деятельности в информационной среде. Таким образом, все представленные определения отображают компонентный состав ИКТ компетентности, однако ни в одном из них не прослеживается специфика определенной учебной дисциплины, что позволяет считать данные определения универсальными.
Однако, несмотря на относительную определенность в плане терминологии, необходимо отметить, что формирование ИКТ компетентности невозможно без имеющейся у обучающихся ИКТ грамотности. Таким образом, выстраивается условная цепочка развития умений в области использования современных ИКТ - от ИКТ грамотности до информационной культуры, где ИКТ компетенция занимает промежуточное значение на пути к формированию личности, готовой к взаимодействию с современной информационной сре-
дой. Так, на первой стадии обучающийся должен овладеть базовыми знаниями и основными умениями по использованию современных ИКТ и средств компьютерной техники для получения доступа к информации, управления ею, ее интеграции, оценки и создания для использования в современном информационном обществе.
Данная модель организации работы с информацией имеет довольно логическое построение и предполагает комплексное формирование следующих навыков:
- определение информации (как способность использовать средства современных ИКТ для идентификации и последующей презентации информации);
- доступ к информации (как способность осуществлять поиск и отбор информации);
- управление информацией (как способность организации информационных потоков и классификации и систематизации имеющихся знаний);
- интеграция информации (как способность интерпретировать и представлять информацию в определенных ситуациях общения);
- оценка информации (как способность определять качество информации, а также выявлять степень важности, новизны и пользы);
- создание информации (как способность производить новое знание, адаптируя его к условиям современного общества);
- передача информации (как способность выступать в качестве медиатора в современном информационном обществе и с помощью средств ИКТ осуществлять распространение информационных потоков).
Исходя из представленной модели ИКТ компетентности, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития информационного общества каждый обучающийся должен не только обладать определенным набором знаний, необходимых для успешного осуществления учебной деятельности, но и уметь решать проблемы профессиональной направленности с использованием современным ИКТ, а именно:
- самостоятельно определять цель учебно-познавательной деятельности и проводить адекватную оценку своих возможностей в процессе решения поставленных задач;
- самостоятельно проводить отбор наиболее эффективных способов достижения поставленных целей и задач;
- осуществлять поиск, отбор, оценку, форматирование, хранение и передачу информации, прибегая к различным техническим средствам и современным технологиям;
- использовать различные информационные источники для создания объективной картины мира в поликультурном образовательном пространстве;
- самостоятельно организовывать свою учебную деятельность и при необходимости проводить рефлексию на осуществляемую деятельность;
- активно взаимодействовать с другими участниками учебного процесса в сетевом пространстве.
Особое внимание стоит уделить тому факту, что ИКТ как средство обучения активно используются для формирования общей ИКТ компетенции и, в частности, направлены на формирование способностей к обучению в сотрудничестве, осуществлению сетевой коммуникации, самостоятельности в плане приобретения знаний и их распространении, способности к решению конкретных задач с помощью средств ИКТ и т. д. Однако в рамках настоящего исследования особую актуальность носит сформированность предметной ИКТ компетенции, в нашем случае, в области иностранных языков, что предполагает способность обучающихся к решению коммуникативных задач с помощью средств современных ИКТ [6-9]. Стоит также заметить, что нулевой или низкий уровни сформированности данного вида компетентности не позволят в полной мере реализовать предлагаемую методику по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
Третьим психолого-педагогическим условием формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий выступает сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка.
В рамках концепции информатизации образования сформированность ИКТ компетентности у профессорско-преподавательского состава любого учебного заведения является обязательным критерием отбора педагогических кадров. Информатизация отечественной системы образования напрямую связана с реализацией комплексной программы РАО «Информационные и коммуникационные технологии в общем, профессиональном и дополнительном образовании», в которой были обозначены основные направления - от разработки методологии до повышения квалификации педагогических кадров и управления образовательными учреждениями [10]. Процесс информатизации язы-
кового образования осуществляется, как правило, по тем же закономерностям, что и другие сферы. Однако данный процесс должен учитывать и особенности иностранного языка как учебной дисциплины, и в соответствии с этим П. В. Сысоевым [11; 12] были выделены основные направления информатизации языкового образования:
- определение методологической базы для проведения отбора содержания обучения, а также разработки методов и организационных форм обучения;
- осуществление отбора содержания обучения в соответствии с образовательными программами;
- разработка инновационных методов и организационных форм обучения иностранному языку;
- разработка и использование совершенно новых учебных материалов и информационных ресурсов с целью обучения иностранному языку средствами ИКТ;
- построение методик обучения иностранному языку с использованием современных ИКТ;
- организация системы подготовки и переподготовки профессорско-преподавательского состава;
- разработка автоматизированных систем контроля за успеваемостью;
- обеспечение информационной безопасности в процессе обучения иностранному языку [12].
Рассмотрением проблемы формирования компетентности в области использования современных ИКТ занимались многие отечественные и западные ученые, которые в своих работах выделяли разные аспекты сформированности данного вида компетентности и представляли авторские методики на основе конкретной технологии [6-9, 13-15].
Формирование ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка отличается от ИКТ компетентности студентов, прежде всего, профессиональной (предметной) направленностью. Наиболее удачной в данном плане является попытка, предпринятая П. В. Сысоевым и М. Н. Евстигнеевым [16; 17], выразить в определении ИКТ компетентности учителя иностранного языка специфику предметной области и компонентный состав. Соответственно, под «компетентностью учителя иностранного языка в области использования современных информационных и коммуникационных технологий» авторы понимают «способность использовать учебные Интернет-ресурсы, социальные сервисы Веб 2.0 и другие ИКТ с целью формирования языковых навыков и развития речевых умений при обучении иностранному языку и культуре страны изучаемого языка». Таким обра-
зом, ценность данного определения для методики обучения иностранному языку заключается в выделении наряду с инвариантными компонентами ИКТ компетенции, которые имеют место в различных областях науки, вариативного компонента, акцентирующего специфику иностранного языка как предмета, а именно ориентацию на формирование межкультурной и коммуникативной компетенций во всем многообразии их компонентов.
В компонентный состав ИКТ компетенции авторы включают два основных блока: блок знаний о методическом потенциале современных ИКТ и блок умений, образующих следующую номенклатуру:
- умение осуществлять поиск и отбор информации в сети Интернет для учебных целей;
- умение проводить критическую оценку и анализ информации, получаемой из различных источников в сети Интернет;
- умение создавать пять видов учебных Интернет-ресурсов: хотлист, мультимедиа скрэпбук, трежа хант, сабджэкт сэмпла, веб-квест;
- умение использовать технологии Веб 1.0 в обучении иностранному языку (электронная почта, веб-форум, чат и др.);
- умение использовать технологии Веб 2.0 в обучении иностранному языку (блог-технология, вики-технология, подкасты);
- умение использовать информационно-справочные ресурсы сети Интернет (электронные словари, лингвистический корпус, тезаурусы и др.);
- умение использовать оболочки для создания сетевых тестов для проверки успеваемости обучающихся;
- умение организовать сетевое взаимодействие между участниками учебного процесса.
Представленная номенклатура умений по использованию ИКТ в профессиональной деятельности учителя иностранного языка в полной мере демонстрирует способность преподавателя создавать авторские методики обучения на основе современных ИКТ. Однако без наличия соответствующих знаний и умений, входящих в состав ИКТ компетенции, будет невозможно использовать методический потенциал современных ИКТ в процессе обучения иностранному языку.
Четвертым психолого-педагогическим условием формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий выступает владение студентами иностранным языком на уровне В1.
Переход к компетентностной модели образования обусловил формирование новых учебных
целей в языковых вузах. Так, основной целью обучения иностранному языку стало формирование иноязычной коммуникативной компетенции во всем многообразии ее компонентов. В этой связи довольно остро стоит проблема измерения иноязычной коммуникативной компетенции, а именно возникает необходимость в разграничении четко обозначенных уровней владения иностранным языком. Выделение универсальной системы уровней для всех общеевропейских языков стало возможным после появления на свет документа Совета Европы «Common European Framework of Reference» [18]. Предложенная система подразумевает выделение шести последовательных уровней владения иностранным языком в зависимости от беглости говорения и относительной самостоятельности в использовании языковых средств: уровни А характеризуются элементарным владением иностранным языком, уровни В предполагают самостоятельное владение иностранным языком, уровни С подразумевают свободное владение иностранным языком. Каждый уровень имеет четкое обозначение и критериальную основу, разделяющую иноязычную коммуникативную компетенцию в зависимости от уровня сложности языкового материала, с которым обучающийся способен справиться на определенном этапе обучения. Разделение на уровни также контрастно подчеркивает степень владения иностранным языком в виде использования лексических средств и овладения стилистическими приемами.
Спонтанность и темп речи указывают на сформированность того или иного уровня, однако необходимо учитывать, что данное разделение все же является условным, поскольку формирование компонентов иноязычной коммуникативной компетенции и овладение видами речевой деятельности напрямую зависит от индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся. Так, например, двое обучающихся, изначально находящихся на одном уровне владения иностранным языком, в процессе обучения спустя некоторое время могут находиться уже на разных уровнях, поскольку они имеют различный темп усвоения учебного материала. Также не исключены случаи промежуточных уровней, когда обучающийся не соответствует всем критериям последующего уровня. Довольно часто данное явление происходит из-за допущенных преподавателем ошибок в процессе обучения или изначально учебный материал не соответствовал интеллектуальному развитию обучающихся и их интересам.
Для определения уровня владения иностранным языком, необходимого для проведения экспе-
риментального обучения по формированию учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий, на основе анализа описания уровней владения иностранным языком были сделаны следующие выводы:
- во-первых, уровень владения иностранным языком обучающимися должен соответствовать уровню самостоятельного владения и средней степени сложности языкового материала;
- во-вторых, обучающиеся должны уметь составлять связные предложения и сообщения с приемлемым количеством пауз и грамматических ошибок;
- в-третьих, обучающиеся должны свободно участвовать в общении на бытовые и повседневные темы, а также темы профессиональной направленности;
- в-четвертых, обучающиеся должны уметь аргументировать свою точку зрения, приводить доводы в защиту своего мнения, делать логические выводы и умозаключения.
Очевидно, что данные требования соответствуют уровню В1 по Общеевропейской шкале уровней владения иностранным языком. В связи с этим обучающиеся, имеющие уровень владения ниже определенного, будут испытывать значительные сложности в восприятии иноязычной речи и построении сообщений на иностранном языке, а также дискомфорт в реальной коммуникации, требующей спонтанной адекватной реакции от собеседника.
Пятым психолого-педагогическим условием формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий выступает системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
Одним из основополагающих подходов в современной методике обучения иностранному языку считается системный подход к образованию. По своей сущности данный подход предполагает целостность педагогического процесса обучения, что позволяет рассматривать его как единую методическую систему, представленную совокупностью взаимосвязанных структурных компонентов, выстроенных в строгой иерархии. В зависимости от предметной области основу реализации данного подхода составляет система принципов, направленных на достижение определенной учебной цели.
Довольно важное значение при реализации системного подхода играет роль преподавателя, ко-
торый, по сути, управляет познавательной деятельностью обучающихся. Стоит отметить, что статус преподавателя меняется с носителя знаний на статус помощника (тьютора) в осуществлении самостоятельной учебно-познавательной деятельности, таким образом мотивируя обучающихся использовать современные ИКТ в процессе обучения иностранному языку за счет устной и сетевой поддержки и оказания посильной помощи при выполнении конкретных учебных заданий.
Однако преподавателю необходимо иметь в виду, что существует несколько факторов проведения успешной деятельности. К таким стоит отнести:
- обязательное наличие обратной связи по схемам: обучающийся^преподаватель, препода-ватель^обучающийся,^обучающийся1^обуча-ющийся 2;
- организация самостоятельной деятельности обучающихся за счет предоставления возможности выбора темы или методов исследования;
- использование различных организационных форм обучения, в том числе и организация коллективной работы, направленной на раскрытие творческих способностей;
- поставленная задача должна соответствовать ситуации успеха и быть посильной каждому обучающемуся;
- формирование адекватной оценки обучающихся и создание проекции на проделанную работу;
- системное обучение на основе ИКТ, предполагающее регулярное включение современных технологий в процесс обучения.
Именно последний пункт имеет наибольшее значение в плане организации учебного процесса и построения методики обучения иностранному языку с использованием современных информационных и коммуникационных средств. Планирование учебного процесса заключается в адекватном использовании средств ИКТ с целью формирования аспектов языка и развития коммуникативных умений по видам речевой деятельности. Фрагментарное использование ИКТ, напротив, не будет способствовать фундаментальному развитию умений использования современных технологий для решения задач в профессиональной деятельности. Так, например, рекомендуется использование заданий на решение коммуникативных задач с опорой на ИКТ не реже чем два-три раза в неделю. Таким образом, следование данному принципу будет способствовать формированию не только профессиональных, но и межпредметных аспектов, позволяя использовать ИКТ в других областях знания.
Использование ИКТ на занятиях по иностранному языку коренным образом может изменить традиционное восприятие процесса обучения. Довольно часто на базе ИКТ преподаватели используют модульное обучение, способствующее формированию системного мышления и общекультурному развитию обучающихся.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что важную роль в эффективном получении ожидаемых результатов обучения играет выделение психолого-педагогических условий формирования учебно-познавательного компонента иноязычной коммуникативной компетенции студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий: а) мотивация студентов использовать в процессе обучения иностранному языку ИКТ; б) сформированность ИКТ компетентности студентов; в) сформированность ИКТ компетентности преподавателя иностранного языка; д) владение студентами иностранным языком на уровне В1; е) системное обучение иностранному языку на основе ИКТ.
Литература
1. Евстигнеев М. Н. Структура ИКТ компетентности учителя иностранного языка // Язык и культура. 2011. № 1. С. 119-125.
2. Евстигнеев М. Н. Генезис и вариативность понятийного содержания терминов в области информатизации образования // Язык и культура. 2013. № 1 (21). С. 63-73.
3. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С.34-42.
5. Елизаров А. А. Базовая ИКТ компетенция как основа Интернет-образования учителя // Тезисы доклада на конференции RELARN-2004. июнь 2004 г. / Ассоциация RELARN. иКЬ: http://www.relarn.ru/-conf/ сопШ04^есйоп3/3_1Шт1
6. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно--коммуникационных Интернет-технологий: учеб.-метод. пособие. М.: Глосса-Пресс; Ростов н/Д.: Феникс, 2010.
7. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № 4(20). С. 115-127.
8. Сысоев П. В. Подкасты в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2014. № 2 (26). С. 189-201.
9. Сысоев П. В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.
10. Роберт И. В. Основные направления информатизации образования в отечественной школе // Вестник
МГПУ. Серия Информатика и информатизация образования. 2005. № 5.
11. Сысоев П. В. Информатизация языкового образования: основные направления и перспективы // Иностранные языки в школе. 2012. № 2. С. 2-9.
12. Сысоев П. В. Направления и перспективы информатизации языкового образования // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 90-97.
13. Евстигнеева И. А. Методика развития дискурсивных умений студентов на основе современных информационных и коммуникационных технологий (английский язык, языковой вуз: дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ имени М. А. Шолохова, 2012.
14. Ежиков Д. А. Использование средств синхронной Интернет-коммуникации в развитии речевых умений студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 1 (117). С. 150-153.
15. Забродина И. К. Методика развития социокультурных умений студентов посредством современных Интернет-технологий (немецкий язык, специальность «Перевод и переводоведение»): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М.: МГГУ имени М. А. Шолохова, 2012.
16. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. 2011. № 6. С. 16-20.
17. Евстигнеев М. Н. Компетентность учителя иностранного языка в области использования информационно-коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2011. № 9. С. 3-9.
18. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
References
1. Yevstigneyev M. N. Struktura IKT kompetentnos-ti uchitelya inostrannogo yazyka // Yazyk i kul'tura. 2011. № 1. S. 119-125.
2. Yevstigneyev M. N. Genezis i variativnost' po-nyatijnogo soderzhaniya terminov v oblasti informatizatsii obrazovaniya // Yazyk i kul'tura. 2013. № 1 (21). S. 63-73.
3. Khutorskoj А. V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-oriyentirovannogo obrazovaniya // Narodnoye obrazovaniye. 2003. № 2. S. 58-64.
4. Zimnyaya I. А. Klyuchevye kompetentsii - no-vaya paradigma rezul'tatov obrazovaniya // Vyssheye obrazovaniye segodnya. 2003. № 5. S. 34-42.
5. Yelizarov А. А. Bazovaya IKT kompetentsiya kak osnova Internet-obrazovaniya uchitelya // Tezisy doklada na konferentsii RELARN-2004, iyun' 2004 g. / Аssotsiatsiya RELARN. URL: http://www.relarn.ru/-conf/conf2004/section3/3_11.html
6. Sysoyev P. V., Yevstigneyev M. N. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku s ispol'zovaniyem no-vykh informatsionno-kommunikatsionnykh Internet-
Т. 9. № 1l, l014
n. B. cbicoEB, c. a. flEHHCOBA, a. B. nonoBA
329
tekhno-logij: ucheb.-metod. posobiye. M.: Glossa-Press; Rostov n/D.: Feniks, 2010.
7. Sysoyev P. V. Blog-tekhnologiya v obuchenii in-ostrannomu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2012. № 4(20). S. 115-127.
8. Sysoyev P. V. Podkasty v obuchenii inostranno-mu yazyku // Yazyk i kul'tura. 2014. № 2 (26). S. 189-201.
9. Sysoyev P. V. Sistema obucheniya inostrannomu yazyku po individual'nym trayektoriyam na osnove sov-remennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologij // Inostrannye yazyki v shkole. 2014. № 5. S. 2-11.
10. Robert I. V. Osnovnye napravleniya informati-zatsii obrazovaniya v otechestvennoj shkole // Vestnik MGPU. Ser.: Informatika i informatizatsiya obrazovaniya. 2005. № 5.
11. Sysoyev P. V. Informatizatsiya yazykovogo obrazovaniya: osnovnye napravleniya i perspektivy // Inostrannye yazyki v shkole. 2012. № 2. S. 2-9.
12. Sysoyev P.V. Napravleniya i perspektivy informatizatsii yazykovogo obrazovaniya // Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2013. № 10. S. 90-97.
13. Yevstigneyeva I. A. Metodika razvitiya diskursivnykh umenij studentov na osnove sovremennykh informatsionnykh i kommunikatsionnykh tekhnologij
(anglijskij yazyk, yazykovoj vuz: dis. ... kand. ped. nauk. -Moskva: MGGU imeni M. A. Spolokhova, 2012.
14. Yezhikov D. A. Ispol'zovaniye sredstv sinkhronnoj Internet-kommunikatsii v razvitii rechevykh umenij studentov // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 1 (117). S. 150-153.
15. Zabrodina I. K. Metodika razvitiya sotsiokul'turnykh umenij studentov posredstvom sovremennykh Internet-tekhnologij (nemetskij yazyk, spetsial'nost' «Perevod i perevodovedenie»): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M.: MGGU imeni M. A. SHolokhova, 2012.
16. Sysoyev P. V., Yevstigneyev M. N. Kompetentsiya uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij: opredeleniye ponyatij i komponentnyj sostav // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 6. S. 16-20.
17. Yvstigneyev M. N. Kompetentnost' uchitelya inostrannogo yazyka v oblasti ispol'zovaniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologij // Inostrannye yazyki v shkole. 2011. № 9. S. 3-9.
18. Common European Framework of Reference: Learning, Teaching, Assessment. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
* * *
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF THE EDUCATIONAL AND INFORMATIVE COMPETENCES OF STUDENTS ON THE BASIS OF FOREIGN-LANGUAGE INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES
SYSOYEV PAVEL VIKTOROVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: psysoyev@yandex.ru
DENISOVA SOFYA ANDREYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: soraire@mail.ru
POPOVA ANNA VLADIMIROVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: annavp1@yandex.ru
Formation of foreign-language communicative competence of all variety of its components acts as a main objective of training in a foreign language at different grade levels. One of the least studied and described in scientific literature is the educational and informative component though this component reflects, how trained is capable to master independently a foreign language and culture of the country of the learned language out of an educational context throughout all life. Modern information and communication technologies create additional didactic opportunities for formation of various aspects of foreign-language communicative competence in out-of-class time. In this work authors reveal and locate psychology and pedagogical conditions which will promote efficiency of pedagogical process of formation of educational and informative competence of students on the basis of modern information and communication technologies. Psychology and pedagogical conditions are following: a) the motivation of students to use in the course of training in a foreign language of ICT; b) formation of ICT of competence of students; c) formation of ICT of competence of the teacher of a foreign language; d) possession of students of a foreign language at the level of B1; e) system training in a foreign language on the basis of ICT.
Key words: key competences, educational and informative competence, foreign-language communicative competence, psychology and pedagogical conditions.