Научная статья на тему 'Ресурс тьюторства для реализации ФГОС в современной школе'

Ресурс тьюторства для реализации ФГОС в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1548
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФГОС / СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМАОБРАЗОВАНИЯ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ТЬЮТОРСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акопян М. А., Кириченко И. В.

В статье рассматривается внедрение ФГОС, который актуализирует развитие тьюторских практик в сопровождении проектной деятельности учащихся, а также рассмотрены роли тьютора в формировании личностных результатов учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ресурс тьюторства для реализации ФГОС в современной школе»

УДК 378.146

Акопян М.А.

К.п.н., доцент, Южный федеральный университет

Кириченко И.В.

Магистрант, Южный федеральный университет

РЕСУРС ТЬЮТОРСТВА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается внедрение ФГОС, который актуализирует развитие тьюторских практик в сопровождении проектной деятельности учащихся, а также рассмотрены роли тьютора в формировании личностных результатов учащихся.

Ключевые слова: тьютор, компетентностный подход, ФГОС, современная системаобразования, реализация практики тьюторства.

Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы при введении федеральных государственных образовательных стандартов, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению новых знаний. Перед учителем стоит задача — пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УДД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Меняется и основная направленность школьного образования, которая заключается в реализации системно-деятельностного подхода на основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность.

К одним из таких инновационных практик относится и тьюторское сопровождение. Это одна из причин интереса к тьюторству. Что такое тьюторство? Кто такой тьютор? Многие педагоги, да и мы в том числе, до недавнего времени не могла ответить на этот вопрос. Сегодня позиция «тьютор» закреплена в перечне педагогических профессий, все чаще возникает заказ на введение технологий тьюторского сопровождения в учреждениях массового образования.

Истоки первой тьюторской практики исследователи относят ко времени появления первых европейских университетов. Как пишет Н.В. Рыбалкина, если строить точную генеалогию, феномен тьюторства происходит из Великобритании и зародился примерно в XIV веке в классических английских университетах — Оксфорде и Кембридже. К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных. Именно там появилась в педагогике такая странная на первый взгляд фигура. Были профессора, которые читали лекции, были ассистенты профессоров, которые проводили занятия. И были такие люди, которые каждому студенту помогали выстраивать его образовательную программу. С чем это было связано? В средневековых университетах не было никакого разделения на курсы, факультеты и так далее. Человек приходил и попадал — это очень важно для понимания тьюторства — в неструктурированное избыточное пространство. Это был такой средневековый аналог Интернета (Т.М. Ковалева). По мнению Т.В. Корсаковой, тьютор — тот, кто помогает подопечному раскрыть его потенциал [1].

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня главной задачей

стала подготовка выпускника, который, попадая в проблемную ситуацию, может найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. Отсюда и появляется главная задача современной системы образования — создание условий для качественного учения. На это направлен компетентностный подход, который связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, так как компетентность — это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Выбор способа решения проблем эффективнее во взаимодействии с другим, более знающим и умеющим, имеющим опыт самообразования человеком. Так возникает необходимость введения позиции тьютора или распределения этой позиции на других специалистов в качестве дополнительной тьюторской компетенции. Например, этими специалистами могут стать классные руководители или учителя [2].

Внедрение ФГОС актуализирует развитие тьюторских практик в сопровождении проектной деятельности учащихся. Метапредметный характер тьюторского действия способствует достижению нового качества образования. Работа тьютора в школе различается по ступеням обучения. На каждой из них существует (согласно теории Д.Эльконина) некоторый базовый конфликт, через который проходит развитие ребенка, работа тьютора сообразуется с ним. Начинаться она может уже со 2 - 3 класса. Дело в том, что именно к этому времени ребенок, как правило, начинает терять первоначально сильный интерес к обучению. Если в 1-м классе он чувствовал себя большим, он пришел из детского сада в школу, стал учеником, школьная жизнь была для него внове и привлекательна, то уже ко 2-му году обучения он обнаружил, что является самым младшим в школьном сообществе, и все на него смотрят свысока, и ему еще предстоит учиться целых 10 лет.

Поэтому задачей тьютора на этапе начальной школы становится поддержка интереса ребенка к образованию, формирование отношения к своим образовательным опытам, пробам как к тому, что имеет непреходящую ценность. Философия тьюторства исходит из того, что большая или меньшая ценность образовательных опытов не определяется возрастом образующегося. В каждый момент жизни существуют вопросы, на которые самый ценный ответ можно получить именно тогда, когда он возникает, потому что его актуальность связана именно с этим моментом жизни.

Здесь тьюторская деятельность напоминает деятельность кружковода или факультативную — но только наполовину — своей необязательностью для всех и занятием по желанию. Отличается же она тем, что в кружке или на факультативе всех объединяет либо предмет интереса, либо интерес к какой-то практике. А на открытых тьюторских «уроках» у всех самые разные интересы и объединяет их то, что они хотят сами найти ответы на эти вопросы. Задача тьютора научить учиться и помочь отрефлексировать свои личностные достижения.

Закрепление тьюторской позиции в должностных характеристиках позволяет сегодня создать такую программу школы, которая опиралась бы на детскую активность, познавательный интерес и учебную самостоятельность учащихся, а также учитывала ресурсность тьюторского сопровождения для расширения индивидуальных образовательных возможностей современных школьников и построения ими своих индивидуальных образовательных программ. Не следует путать такие два понятия, как индивидуализацию образования и индивидуальный подход.

Индивидуальный подход понимается как средство преодоления несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задается программами, и реальными возможностями ученика усвоить их, однако содержание образования здесь заранее предопределено. Деятельность тьютора в логике индивидуального подхода в принципе возможна, она тогда строится как средство компенсации «помех» в обучении, связанных с индивидуальными особенностями ученика.

Принцип индивидуализации образования означает, что за учащимися остается право на выстраивание собственного содержания образования, собственной образовательной программы.

Еще один принцип, на который, помимо индивидуализации, опирается понимание тьюторства, — это принцип открытости образования. Открытость образования — это такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) имеют образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект. Сегодня многие образовательные учреждения пытаются принципиально изменить свое внутреннее образовательное пространство:

- увеличить число направлений обучения;

- расширить контингент своих обучающихся;

- освоить новые образовательные технологии; выстроить межпредметные связи.

Как отметил П.Г. Щедровицкий в докладе на IV Всероссийской тьюторской конференции 11 февраля 1999 года: «Я считаю, что последние несколько лет и у нас в стране, и во всем мире происходит очень существенная институциональная ломка в сфере образования. Наряду с традиционным институциональным ядром, которое было сфокусировано вокруг образовательного учреждения от школы до вуза, формируется новое институциональное ядро, которое я пока называю индивидуальной образовательной программой. Индивидуальная образовательная программа не привязана ни к какому конкретному учебному заведению, она не привязана ни к какому стандарту — ни к федеральному, ни к региональному, ни к школьному. Она привязана к конкретному человеку... Вот эта ломка, когда, наряду с образовательным учреждением как традиционным институтом, формируется индивидуальная образовательная программа, принципиально меняет лицо сферы образования. Потому что в ней начинает появляться совокупность новых профессий, начиная от коррекционного педагога, который работает на конкретного учащегося, подбирая для него, где, когда и чему он должен учиться, и кончая проектировщиком индивидуальной образовательной программы, который организует взаимодействие между семьей, образовательным учреждением, представителем государства и самим учащимся для того, чтобы такая особая единица сложилась» [3].

Таким образом, тьюторство — это не роль учителя, который знает ответы на вопросы, которые ребенок ему не задавал. Тьютор как организатор информационного обмена, основанного на ресурсах образовательной среды, побуждает к постоянному саморазвитию не только тьюторанта. Тьютор отвечает, как возможно такое содержание образования, субъектом которого является сам человек.

Тьюторское сопровождение учащихся ориентировано на:

- современные требования к результатам и условиям реализации основной

общеобразовательной программы основного общего образования;

- на учащегося, на семью, которые являются заказчиками образовательной услуги.

Мы определим роль тьютора в формировании личностных результатов учащихся в

условиях разных этапов школьного образования.

Начальная школа

В начальной школе специально организованы места для проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы. То есть, в начальной школе ИОП ребенка есть программа реализации личного интереса или поиск средств, позволяющих проявить этот интерес.

Но так как ребенок в начальной школе ребенок еще не может сделать осознанного выбора своего индивидуального пути, то тьютор помогает ему освоить особую среду, в которой и может проявиться активность ребенка, которую мы называем инициативой.

Самое важное это то, что здесь ребенок может выбрать: пространство класса (рабочую или игровую зону), выполнять что-то в своем темпе, предмет, тип работы (маршрутные листы), форму участия. Этот выбор определяет развитие самостоятельности.

Групповая работа: позволяет прожить разные роли, научиться вступать в деловую коммуникацию с ровесниками, высказывать свое мнение, опираясь на аргументы. Развивается и самокритичность как отличие самостоятельного мышления.

Образовательные события: проведение образовательных событий также связаны с интересом и инициативой ребенка: олимпиада «Бегемонт» для учащихся 1-3 класса, подготовленная учащимися 4 класса; игра «Университет» (интерес к другому типу образования)

Первоначальные навыки проектной работы: тьютор помогает определить цели и задачи, составить план действий, распределить внутри группы действия, составить список средств, помочь в оформлении результатов.

Тьютор помогает учащимся обучиться оценивать свои результаты как учебные, так и образовательные, обучиться способам взаимодействия в команде, планировать учебные и событийные формы, осознавать свое участие и роль в образовании. Событии, в проекте.

Подростковая школа

Основное внимание уделяется созданию условий, при которых проявятся не только инициатива, но и потребность в образовании.

И тьютор помогает подростку накапливать опыт построения коммуникации для порождения его социальных инициатив, для их культурного оформления.

2 линии: предметная и социальная.

Выбор:

Экспериментальная лаборатория (химия, физика, биология): исследование противоречий, законов. — описание опыта, прибор.

Проектное пространство: создает условия для запуска индивидуального или группового проекта. — «Уютная школа, класс», «Радиофикация школы», «Школьная газета».

Студия: проявление устойчивого интереса к определенной деятельности. — спектакль

Игровое пространство: «Завалинка», «Карусель», «Дебаты» и др.

Творческая работа: работа с содержанием предмета (переоформление, создание иных продуктов) пособие- конспект, задания олимпиадного типа для учащихся начальной школы, сборник сочинений.

Творческий экзамен: исследовательского характера.

Главная роль тьютора в подростковой школе в координации педагогических усилий и образовательных инициатив учащихся, в поддержке образовательного пространства класса, в отслеживании образовательных траекторий учащихся. Поэтому тьютор создает условия для постепенного перехода к индивидуальной форме обучения, что способствует осознанному и самостоятельному освоению содержания предметного материала (карты самоконтроля, карты тьюторского сопровождения).

Старшая школа

- документ «Соглашение об ИУП»: выбор уровня освоения предметной программы (за подписью завуча, тьютора, учащегося, его родителей). В течение года учащийся имеет право менять уровень программы. На основании этого документа и строится в 9 классе ИУП как проба ИОП, 10-11 классы — ИОП. Таким образом, учащийся сам проявляет свои образовательные приоритеты в рамках базового учебного плана. В соглашении учащийся совместно с тьютором отмечает, какие предметы и в какие сроки он намеревается сдавать, какие консультации ему необходимы, элективные курсы, тему и продукт, которые он представит на общешкольной ученической конференции, значимые для него образовательные события, какие места (курсы, физмат. Школа, клуб «Дебаты» и др.) в городе, регионе он планирует посетить для продолжения своего образования. Этим

документом и регламентируется режим обучения учащегося в школе, степень его самостоятельности.

1. Инструментом тьюторского сопровождения является «Положение о сроке повышенного контроля»: повышение успеваемости и улучшение качества. Это положение способствует актуализации ответственности для решения краткосрочной задачи (7-10дней).

2. Маршрутный лист: фиксация всего, что происходило в период (вуз, колледж, лицей и др.) образовательной стажировки, а также отмечает формы, способы, сроки, результативность ликвидации его отставания по программе учебных предметов, возникающих в связи с его отсутствием на учебных занятиях.

3. Договор, в котором определяется мера прав и обязанностей каждой из сторон (директор, завуч, тьютор, с одной стороны, и учащийся, поступающий в 10 класс, его родители, с другой стороны) в результате соблюдения которых учащийся к установленному договором сроку достигнет планки критериев, которые к нему предъявляются как к учащемуся старшей школы.

4. «Положение об ученической конференции старшеклассников»

Эти документы позволяют старшеклассникам ответственно выбрать свое движение в образовательном пространстве.

Литература

1. Ефремова О.И. Модель тьюторской поддержки учащихся // Воспитание школьников. — 2010. — № 1.

2. Зоткин О.А. Кто такой тьютор в российской школе? // Перемены. — 2008. — № 3.

3. Крылова Н.Б. Тьютор — новый тип педагога в условиях индивидуализации образования // Завуч. — 2009. — № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.