тору могут соответствовать несколько вариантов проекта. Однако, если ввести дополнительные показатели эффективности, которые будут иметь различные значения для различных вариантов проекта, то можно добиться того, что бы элементы множеств M(S) и X(S) стали взаимно однозначными.
Оптимальный вариант инновационного проекта выбирается из всех допустимых исследованных вариантов согласно условию, что он обладает наилучшими с точки зрения принятого критерия эффективности значениями вектора X нормированных показателей эффективности. Под критерием эффективности или критерием предпочтения понимается правило, обеспечивающее сопоставление различных вариантов проекта и выбор оптимального из них. При этом указанное правило должно отражать не только достижение целей реализации проекта, но и необходимые для этого ресурсы.
Следует отметить, что при прямом сравнении вариантов инновационного проекта может возникнуть ситуация, когда по одним показателям один вариант проекта лучше другого, а по другим показателям хуже. В этой ситуации прямое сравнение векторов эффективности вариантов проекта не позволяет принять оптимального решения. Обойти указанные трудности можно путем применения критериев, основанных на принципе значимости одного показателя эффективности перед другим. При этом предполагается, что влияние каждого Э) показателя на обобщенный показатель эффективности зависит не только от нормированного значения этого показателя, но и от некоторого весового коэффициента hj, характеризующего его степень важности. Тогда обобщенный показатель может быть представлен в виде функции от нормированных значений локальных показателей xj и весовых коэффициентов hj.
Обычно значения весовых коэффициентов выбираются на основе экспертного опроса, и они должны удовлетворять следующим условиям:
m
I hj = l;0 < hj < 1
j=i
В этом случае, в качестве интегрального показателя эффективности инновационного проекта, можно использовать оценку следующего вида:
m
X = I xfr
J=1
При этом считается наиболее эффективным и выбирается тот вариант реализации инновационного проекта, для которого показатель X имеет максимальное значение.
Литература:
1. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. -М.: Банки и биржи, 1997.
2. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. - М: Внешторгиз-дат, 1993.
3. Дорантес Д. Х., Тункель И. Л. Управление инновационными проектами: методология и инструментальные средства. - СПб.: СПбГТУ, 1997.
4. Экономико - математические методы в анализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений / Буник - Сиверс-кий А.Б., Сайфулин Р.С., Рейльян Я. И др. - М.: Финансы и статистика, 1982.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВЫХ ГРУПП ДЛЯ РАСШИВКИ УЗКИХ МЕСТ В УПРАВЛЕНИИ СТРОИТЕЛЬНЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ
Дахдуев Ш.Д., соискатель Дагестанского государственного технического университета
Предлагается технология формирования в организационной системе управления строительного предприятия проблемно-целевых групп для расшивки узких мест в производственном процессе, что позволяет предприятию адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.
THE FORMING OF THE PROBLEM-AND-EARMARKED FOR SPECIAL PURPOSES GROUPS FOR THE NARROW SITES JOINTER IN THE BUILDING PRODUCTION
ANAGEMENT
Dakhduev Sh., Daghestan State Technical University
We present here the technology of forming in organizational system of the building enterprise management the problem-and-earmarked for special purposes groups for narrow sites jointer in the production process that allows adapting to changing market conditions.
Ключевые слова: строительное предприятие, проблемно-целевая группа, расшивка узких мест.
В общем случае в рамках сетевой организационной структуры система управления строительным производством представляет собой сеть функциональных подразделений (ФП), которые принимают участие в решении различных задач как равноправные партнеры, но с различным уровнем влияния на принимаемые решения. Другими словами, сетевая организационная структура управления дает возможность эффективным образом использовать коллективные принципы принятия решений. Строится такая структура равноправных партнеров на основе локальной вычислительной сети, позволяющей организовать одновременное взаимодействие между всеми j подразделениями, j = 1,m, m - общее число подразделений сети. Связь каждого подразделения с общей сетью может находиться в двух следующих устойчивых состояниях: возбужденном и заторможенном. Конкретная связь возбуждается в том случае, если соответствующее ей подразделение принимает участие в решении текущей задачи с коэффициентом участия tj, превышающим заданный порог возбуждения tB. В противном случае, когда t < tB соответствующее подразделение j не участвует в решении текущей задачи и ее связь с другими партнерами через локальную вычислительную сеть является заторможенной..
Таким образом, в решении текущей задачи управления принимают участие только те ] функциональные подразделения, у которых соответствующий коэффициент участия 1 >
При этом сетевая структура может состоять из постоянно действующих подразделений и проблемно-целевых групп, образуемых для решения возникающих проблем управления. Таким образом, адаптация организационной системы управления к решению вновь возникающих проблем будет осуществляться и путем изменения ее структуры на основе создания специальных групп или проблемно-целевых групп, деятельность которых непосредственно направлена на решение соответствующих сложных проблем при их возникновении на объекте управления. При этом, если проблема возникает периодически и является устойчиво повторяющимся событием, то проблемно-целевая группа формируется на постоянной основе, собирается и функционирует по мере ее возникновения. После устранения такой проблемы члены группы переходят к выполнению своих обязанностей в функциональных подразделениях организационной системы и собираются в том же составе при повторном возникновении проблемы.
В противном случае, когда возникновение проблемы носит
случайный и неустойчивый характер проблемно-целевая группа формируется на временной основе и полностью распускается после устранения возникшей проблемы.
Каждая такая проблемно-целевая группа формируется в два этапа. На первом этапе в состав формируемой группы включаются представители всех функциональных подразделений. Затем на втором этапе состав и количество человек каждой формируемой группы уточняется и приводится в соответствие характеру решаемой проблемы. Основной задачей сформированных таким образом проблемно-целевых групп является активный поиск и быстрая реализация наилучших вариантов решения возникшей проблемы в целях повышения эффективности функционирования строительного производства.
Во главе каждой такой группы ставится руководитель, являющийся высококвалифицированным специалистом в области решаемой проблемы. К основным обязанностям такого руководителя относится следующее:
- корректировка состава и численности группы;
- планирование функционирования деятельности группы;
- выделение из среды проблемной ситуации и связанных с нею задач управления;
- систематическая подготовка всех членов группы путем передачи им накопленного опыта решения задач;
- разрешение конфликтов возникающих в группе;
- обеспечение взаимодействия группы с другими подразделениями системы управления.
Причем специальные проблемно-целевые группы в зависимости от сложности и характера решаемой проблемы могут создаваться как в рамках отдельной функционального подразделения организационной системы управления, так и включать или на временной основе привлекать специалистов из различных функциональных подразделений.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что в ходе формирования линейных подразделений в матричных структурах выявилась необходимость привлекать к их работе высококвалифицированных внешних консультантов-экспертов для оказания помощи в решении сложных экономических и технических задач1. Такой консультант может привлекаться и при формировании проблемно-целевых групп управления. При этом он не должен навязывать целевой группе своего решения или требовать из-
менения последовательности выполняемых ею работ. Консультант, являясь наблюдателем за ходом ее деятельности, высказывает необходимые на его взгляд практические замечания, своевременно дает полезные советы, касающиеся организации функционирования, обеспечивает участников группы необходимой информацией.
При решении сложных проблем, влияющих на строительное производство на достаточно больших интервалах времени, деятельность проблемно-целевых групп целесообразно разделить на три этапа. На первом этапе разрабатывается план функционирования проблемно-целевой группы, определяются альтернативы решения проблемы, выбираются наиболее выгодные пути реализации решаемой проблемы и оцениваются требующиеся для этого ресурсы.
На втором этапе сформированный план уточняется, оптимизируется, и определяются ограничения на имеющиеся у предприятия ресурсы. Для этого участники проблемно-целевой группы приступают к сбору информации, требующейся для точного формулирования решаемой проблемы. Они опрашивают руководителей и специалистов других функциональных подразделений, стараясь в беседах с ними глубже понять причины и природу возникновения этой проблемы. После тщательного изучения собранных материалов они структурируются и по ним проводят анализ решаемой проблемы, результаты которого предоставляются высшему руководству строительного предприятия.
На третьем этапе участники целевой группы концентрируют свое внимание на проработке наиболее эффективного пути решения самой проблемы и составляют план ее устранения. В данном плане указывается необходимость (если она существует) осуществления тех или иных структурных преобразований и организационных перестроек, изменения направления информационных потоков, пересмотра методов обработки финансовой информации, составления новых инструкций взамен старых и т.д.
Сформированный план решения проблемы передается непосредственным его исполнителям и координируется в процессе реализации специалистами проблемно-целевой группы в случае изменения условий проблемной ситуации.
Такой подход организации управления строительным производством позволяет эффективным образом осуществлять расшивку узких мест в динамических условиях рынка.
Васильев Ю.П. Управление развитием производства: Опыт США. - М.: Экономика, 1989.
ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ И ПОВЫШЕНИЕ ВОСПРИМЧИВОСТИ ПРЕДПИЯТИЙ К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
Тумина Т.А., кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный открытый университет
Рассматриваются тенденции и проблемы поиска источников и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для инновационного конкурентоспособного развития отечественных промышленных предприятий.
INVESTMENT RESOURCES AND INCREASE OF VOSPRIMCHIVOSTI ПРЕДПИЯТИЙ TO INNOVATIVE DEVELOPMENT
Taumina T., Cand.Econ.Sci., the senior lecturer, the Moscow state open university
A detailed consideration of trends and problems relevant to the search of sources and mechanisms of drawing investment resources required for innovative competitive development of home industrial enterprises, is given.
Ключевые слова: инновационное развитие, инвестиционные ресурсы, стратегии.
Интенсификация инновационной деятельности и повышение конкурентоспособности промышленных предприятий требуют первоочередного решения двух взаимосвязанных проблем. Во-первых, определения источников и механизмов получения, необходимых для этого инвестиционных ресурсов и, во-вторых, повышения восприимчивости предприятий к инновационному развитию, усиления их заинтересованности в обновлении производства.
Устойчивое инновационное развитие предприятий на основе радикальной модернизации действующих, строительства и освоения новых мощностей, организации производства новых наукоемких и усовершенствованных продуктов сопряжено со значительными инвестиционными ресурсами, величина которых оценивается в миллиарды рублей. Между тем те инвестиции, которые на-
правляются на развитие промышленных предприятий, часто недостаточны для реализации масштабных инновационных программ.
Общие представления о динамике, источниках и структуре инвестиций в развитие предприятий на этапе рыночных реформ можно проследить на примере одной из ведущих отраслей - химической и нефтехимической промышленности. В этой наукоемкой отрасли ярко проявилась тенденция к снижению объемов инвестиций, которые в сопоставимых ценах 1991 г. существенно сократились, при одновременном резком уменьшении в структуре инвестиционных ресурсов доли федерального бюджета. На этом фоне в структуре инвестиционной деятельности объективно возрастала роль такого источника, как собственные и привлеченные средства