Научная статья на тему 'Формирование механизмов самоорганизации в управлении объединением строительных предприятий'

Формирование механизмов самоорганизации в управлении объединением строительных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
45
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ / СПОНТАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехин Павел Владимирович

Предлагаются механизмы самоорганизации системы управления объединением строительных предприятий, функционирующим в нестабильных, спонтанно изменяющихся условиях современного рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms of self-organizing of the control system are offered by association of the building enterprises functioning in astable, spontaneously changing conditions of the modern market.

Текст научной работы на тему «Формирование механизмов самоорганизации в управлении объединением строительных предприятий»

интеллектуальных, социальных и общечеловеческих факторов обеспечения финансовой устойчивости организаций.

Основной стратегией обеспечения финансовой устойчивости организаций в эпоху информационной экономики становится совокупность

постоянно меняющихся гибких стратегий адаптационного и упреждающего характера их производственно-хозяйственной деятельности. При этом стратегической целью ПХД организаций является достижение высокой добавленной стоимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Чупров, С.В. Анализ нормативов показателей финансовой устойчивости предприятия [Текст] / С.В. Чупров // Финансы. - 2003. - № 2. - С. 17-19.

2. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций [Текст] / АД. Шеремет, Е.Ф. Негашев. - М.: ИНФА-М, 2003. - 237 с.

3. Филобокова, Л.Ю. Методические подходы к оценке финансовой устойчивости малых предприятий (на материалах Сахалинской области) [Текст] / Л.Ю. Филобокова // Финансовый менеджмент. - 2010. -№ 3. - С. 19-31.

4. Гудков, А.Н. Финансовая устойчивость как цель финансового менеджмента страховой организации [Текст] / А.Н. Гудков // ЭКО. - 2009. - С. 162-169.

5. Клементьев, Г.А. Социально-экономические

факторы финансовой устойчивости организаций в постоянно меняющейся окружающей среде [Текст] / Г.А. Клементьев // Вопросы развития народного хозяйства Российской Федерации : межвуз. сб. науч. тр. студентов и аспирантов / ИвГЭУ. - Вып. 6. - Иваново, 2010. - Ч. 2. С. 185-188.

6. Куликов, Г.В. Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности [Текст] / Г.В. Куликов. - М.: Экономика, 2000. - 242 с.

7. Портер, М.Э. Конкуренция [Текст] : учеб. пособие : пер. с англ. / М.Э. Портер. - М.: Изд. дом «Виль-ямс», 2001. - 495 с.

8. Экономическая стратегия фирмы [Текст] : учеб. пособие / под ред. проф. А.П. Градова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: Спец. литература, 1999. - 589 с.

УДК 693

П.В. Мелехин

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ САМООРГАНИЗАЦИИ В УПРАВЛЕНИИ ОБЪЕДИНЕНИЕМ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сегодня основную массу строительных предприятий в стране составляют малые и средние предприятия. Однако для реализации крупных строительных проектов часть из них не обладает необходимыми производственными возможностями. К одному из перспективных направлений решения этой проблемы следует отнести объединение малых и средних строительных предприятий на основе сетевых организационных структур в ассоциации экономически независимых партнеров, что позволяет им совместными усилиями решать сложные производственные задачи. При этом стратегия развития такого объединения определяется исходя из общих ин-

тересов входящих в него предприятий, управляемых из единого центра, с учетом делегированных ему полномочий экономически самостоятельными партнерами.

Для повышения эффективности совместной работы объединения строительных предприятий в нестабильных, спонтанно изменяющихся условиях рынка целесообразно в его организационной системе управления сформировать механизмы самоорганизации, позволяющие адаптироваться к изменениям, происходящим во внешней экономической среде. В общем случае под термином «самоорганизация» принято понимать процесс самопроизвольного увеличения

порядка или организации в системе, состоящей из большого числа подсистем и элементов, который происходит под влиянием случайных воздействий внешней среды. Мерой порядка и организации в таких системах служит величина, обратная энтропии или мера снятой неопределенности [1]. Следовательно, процесс самоорганизации позволяет повысить эффективность принимаемых решений за счет снижения энтропии или уровня неопределенности в управлении сложными социально-экономическими объектами.

В этом случае система управления объединением формируется на основе сетевого принципа организации взаимодействия отдельных предприятий и функциональных подсистем центра управления, участвующих в решении различных сложных задач в качестве равноправных партнеров. Это позволяет эффективным образом использовать в системе управления коллективные принципы принятия управленческих и хозяйственных решений.

Формируется такая структура равноправных партнеров на договорной основе на базе локальной вычислительной сети с беспроводной линией связи, которая позволяет обеспечить, согласно принятым в ней правилам, эффективное взаимодействие между всеми ее ] субъектами (] = 1, т). При этом в самоорганизующейся сетевой структуре выход в общую сеть каждого малого предприятия или функционального подразделения может находиться в двух устойчивых состояниях: активизированном и заторможенном. Конкретная связь активизируется в том случае, если соответствующее ей предприятие согласно характеру выполняемых им подрядных работ или функциональное подразделение центра управления принимают участие в решении текущей задачи с коэффициентом участия / ¡, превышающим заданный порог возбуждения /в . В противном случае, когда < /в , соответствующие ] субъекты сети не принимают активного участия в решении текущей задачи и их связь с другими партнерами в сетевой организационной структуре является заторможенной.

Таким образом, в решении текущей задачи принимают участие только те ] предприятия и функциональные подразделения центра управления, у которых соответствующий коэффициент участия / ] > /в.

При этом самоорганизующаяся сетевая структура управления объединением строительных предприятий может функционировать в следующих трех режимах:

- обучения на основе накопленного опыта функционирования;

- самообучения при решении нового типа задач;

- рабочего режима функционирования в процессе управления совместной работой предприятий, входящих в объединение.

В режиме обучения на основе накопленного опыта и данных, полученных путем опроса экспертов, все задачи, решаемые системой управления объединением строительных предприятий, разбиваются на п классов однотипных проблем. После этого формируется матрица коммутации или участия субъектов сети в решении каждого сформированного класса задач. В данной матрице строки - это классы задач, а столбцы -субъекты строительного объединения. Каждый элемент матрицы в I строке и ] столбце определяется коэффициентом участия соответствующего субъекта сети в решении I класса задач. Следовательно, после уточнения класса, к которому относится текущая задача, в сети блоком коммутации БК (см. рисунок) на основании содержания соответствующих элементов матрицы участия активизируются связи только тех предприятий и функциональных подразделений организационной системы центра управления, для которых выполняется условие / ] > /в. После этого указанные субъекты сети получают доступ к информационному ресурсу системы, приступают к решению поставленной задачи с учетом возлагаемых на них основных обязанностей и функций управления.

Самоорганизующаяся система управления переходит в режим самообучения, если на ее входе появляется новая ранее не встречавшаяся ситуация, требующая поиска эффективного решения нового вида проблем. В этом случае к матрице участия добавляется отдельная п + 1 строка, всем элементам которой присваивается 1, т. е. в решении данной задачи принимают участие все строительные предприятия, входящие в объединение. Затем полученные результаты решения проблемы от каждого задействованного субъекта сети поступают в координационный центр к высшему руководству, где эта информа-

ция анализируется и оценивается с точки зрения ее влияния на эффективность и результативность решаемой задачи. При этом если полученные на отдельных субъектах сети результаты не представляют интереса для решения поставленной проблемы, то соответствующие этим субъектам элементы матрицы участия обнуляются. В противном случае в соответствующем элементе матрицы участия остается единица и в дальнейшем данное малое предприятие принимает активное участие в решении данного класса проблем.

Организация связи предприятий (П) и функциональных подразделений (ФП) объединения между собой (БК - блок автоматической коммутации связей)

В рабочем режиме система функционирует в том случае, если ею решается известная задача из заданного класса. При этом на основании соответствующей строки матрицы участия происходит возбуждение связей и все субъекты, участвующие в решении данного класса задач, выполняя основные свои функции приступают к реализации возникшей проблемы. Выбор и коммутация участвующих в решении задачи субъектов сетевой организации осуществляется блоком коммутации по содержанию соответствующих элементов матрицы участия, анализируемых в этом блоке. Затем полученные выбранными субъектами результаты передаются в соответствующие им подсистемы по следующей цепи «сбор необходимых данных в подсистеме мониторинга» ^ «обработка данных и принятие решений в подсистеме принятия решений» ^ «реализация принятых решений в подсистеме планирования и реализации решений».

Дальнейшее развитие предложенного механизма самоорганизации системы управления может быть выполнено путем присвоения каждому субъекту сетевой организации коэффициента участия 0 < < 1 в соответствии с его компетенцией в решении задач I класса. Причем данный коэффициент в зависимости от результативности

подразделения может меняться в процессе функционирования системы управления.

Помимо принципа, рассмотренного выше, адаптация организационной системы управления объединением строительных предприятий к решению вновь возникающих проблем может осуществляться и путем изменения ее структуры на основе создания проблемно-целевых групп (новых субъектов сетевой организации), деятельность которых направлена на их решение непосредственно на объекте управления.

Каждая такая проблемно-целевая группа формируется в два этапа. На первом этапе в состав создаваемой группы включаются представители всех предприятий объединения и функциональных подразделений его центра управления. Затем, на втором этапе, состав и количество участников в каждой формируемой группе уточняется и приводится в соответствие характеру и сложности решаемой проблемы. Причем, если решаемая проблема является устойчиво и периодически повторяющимся событием окружающей среды объединения, то создается постоянно действующая проблемно-целевая группа. В противном случае формируется временно действующая проблемно-целевая группа, которая распускается после решения соответствующей проблемы.

Обычно основной задачей вновь формируемых проблемно-целевых групп является активный поиск и быстрая реализация наилучших вариантов решения возникшей проблемы в целях повышения эффективности функционирования объединения. Во главе каждой образуемой группы ставится руководитель - высококвалифицированный специалист в области решаемой проблемы. Основные обязанности руководителей проблемно-целевых групп следующие:

- определение структуры, состава и численности группы;

- планирование функционирования деятельности группы;

- выделение из среды и постановка решаемых группой подзадач, связанных с реализацией основной проблемы;

- систематическая подготовка всех членов группы путем передачи собственного опыта решения задач;

- поддержание тесного контакта и организация взаимодействия с различными подразделениями системы управления объединением.

Причем проблемно-целевые группы в зависимости от сложности решаемой проблемы могут создаваться как в рамках отдельного функционального подразделения центра управления объединением, так и включать специалистов из различных отдельных предприятий.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в ходе формирования целевых групп часто возникает необходимость привлечения к их работе высококвалифицированных внешних консультантов, например со стороны заказчика для оказания помощи в решении сложных экономических и технических задач [2]. Такой консультант не должен навязывать целевой группе своего мнения или требовать изменения последовательности выполняемых ее работ. Он как наблюдатель за ходом ее деятельности высказывает необходимые на его взгляд практические замечания, своевременно дает полезные советы, касающиеся организации функционирования, обеспечивает участников группы необходимой информацией.

Изучение опыта работы большинства проблемно-целевых групп в матрично-сетевых системах управления в процессе решения сложных проблем на достаточно больших интервалах времени показывает, что деятельность многих из них можно разделить на следующие три этапа.

На первом этапе разрабатывается план функционирования проблемно-целевой группы, намечаются наиболее выгодные пути реализации решаемой проблемы и оцениваются требующиеся для этого ресурсы.

На втором этапе сформированный план уточняется и оптимизируется с учетом ограничений на имеющиеся у объединения ресурсы. Для

этого участники проблемно-целевой группы приступают к сбору и обработке информации, требующейся для точной формулировки решаемой проблемы. Они опрашивают руководителей строительных предприятий, входящих в объединение, и специалистов функциональных подразделений системы управления объединением, стараясь в беседах с ними глубже понять причины возникновения этой проблемы. После тщательного изучения собранные данные структурируются и по ним проводится анализ проблемной ситуации, результаты которого предоставляются в координационный центр управления объединением.

На третьем этапе участники целевой группы концентрируют свое внимание на проработке альтернативных путей решения самой проблемы и составляют проект по их реализации. В данном проекте указывается необходимость (если она существует) осуществления тех или иных организационных перестроек, изменения направлений информационных потоков, пересмотра методов обработки финансовой информации, составления новых инструкций взамен старых и т. д. Затем проводится оценка альтернатив и выбирается наиболее эффективный путь решения стоящей проблемы, в реализации которого участвуют входящие в объединение предприятия и функциональные подразделения центра управления, определяемые согласно топологии соответствующей матрицы участия.

В заключение следует отметить, что предложенные механизмы самоорганизации в управлении объединением строительных предприятий позволяют решать сложные производственные проблемы в спонтанно изменяющихся условиях его экономической среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Принципы самоорганизации [Текст] / под ред. А.Я. Ларнера. - М.: Мир, 1966.

2. Васильев, Ю.П. Управление развитием производства: (Опыт США) [Текст] / Ю.П. Васильев. - М.: Экономика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.