Библиографический список
1. Афанасьев В.В. Теория вероятностей в вопросах и задачах: Учебное пособие. Ярославль: ЯГПУ, 2004. 250 с.
2. Афанасьев В.В., Непряев И.Н. Методы математической статистики в спорте // Ярославский педагогический вестник. 2005. № 2 (43). С. 108-113.
Е.Е. Лях
Формирование представления о грехе в раннехристианской литературе !-!У вв
(по текстам новозаветных апокрифов)
Новозаветные апокрифы играли важную роль в создании системы поведения, комплекса этических и моральных норм. В центре этой системы находятся две важнейшие категории: добродетель и грех. В данной работе будет сделана попытка проследить процесс развития представления о грехе. "Грех на богословском языке означает всякое, как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное, отступление делом, словом и даже помышлением от заповедей Божьих и нарушение закона Божьего" [19. С. 430]. "Грех есть беззаконие" (1Ин. 3.4.). Эти простые и емкие определения в повседневной жизни верующих требовали конкретизации и пояснений. Такие пояснения христиане находили в массовой раннехристианской литературе, часть которой была причислена впоследствии к апокрифам. Апокрифы содержат целый ряд наставлений, запретов, замечаний, советов, говорящих о том, как не должен поступать христианин, объясняющих, что такое грех. Наиболее подробные перечни грехов содержатся в апокрифе "Дидахе" (1в.), "Послании Варнавы" (1в.), апокрифах "Пастырь" (Пв), "Апокалипсисе Петра" (11в.), в греческом варианте апокрифа "Деяний Иуды Фомы апостола" (Шв). Сравнивая их и предполагая, что авторы апокрифов перечисляли грехи по степени уменьшения
их тяжести, называя сначала наиболее опасные, мы можем проследить процесс формирования представлений о грехе в течение I - III вв. существования христианства.
Одно из первых известных объяснений того, что такое грех, содержится в "Дидахе"(!в.) при описании "пути смерти". " А вот путь смерти: прежде всего он зол и полон проклятия: здесь убийства, супружеские измены, страстные влечения, распутство, кражи, идолослужение, колдовство, составление ядов, грабежи, лжесвидетельства, лицемерие, двоедушие, коварство, надменность, злоба, своенравие, алчность, сквернословие, зависть, дерзость, гордость, бахвальство, отсутствие страха перед Богом; по этому пути идут преследующие добрых людей, ненавидящие правду, любящие ложь, не признающие воздаяние за справедливость, не присоединяющиеся ни к доброму делу, ни к справедливому суду, бодрствующие не ради добра, а ради зла; от них далеки кротость и терпение, они любят суету, гоняются за выгодой, не оказывают милости бедному, не сострадают удрученному, не знают Творца, здесь детоубийцы, губители Божьего создания, отворачивающиеся от нуждающихся, удручающие угнетенного, угодники богатых, беззаконные судьи
бедных - грешники во всем..."[5. С. 6566].
Перечень грехов, во многом совпадающий с "Дидахе", содержится в "Послании Варнавы"(!в.) при описании "пути тьмы", где названы "идолослужение, дерзость, надменность, лицемерие, двоедушие, прелюбодеяние, убийство, хищения, гордость, вероломство, коварство, злоба, высокомерие, ядотворство, волшебство, любостяжание, небогобоязненность...
Здесь гонители добрых, ненавистники истины, . любящие суету, гоняющиеся за вознаграждением, немилосердные к бедному, не трудящиеся за утружденного, ловкие в злословии., отвращающиеся от неимущего, притеснители угнетаемого, защитники богатых, беззаконные судьи бедных, по всему грешники" [16. С. 114].
Несмотря на многочисленные совпадения этих двух перечней грехов, в них содержится различное определение степени тяжести грехов.Так, если в "Дидахе" более тяжким грехом, стоящими на первом месте, является убийство, то в "Послании Варнавы" оно лишь на седьмом месте.А в "Послании Варнавы" на первом месте стоит идолослужение, в "Дидахе" оно на шестом месте после дерзости, надменности, лицемерия, двоедушия, прелюбодеяния. Эти различия, возможно, объясняются разной читательской аудиторией, которой эти тексты были адресованы. Вероятно, "Дидахе" предназначалось христианам [5. С. 17-18], для которых более тяжелым грехом считалось уже не идоло-служение, а убийство. "Послание Варнавы" было адресовано, в первую очередь, иудеям, иудео-христианам, нехристианам, поэтому в перечне грехов наиболее тяжелым является идолослужение.
Образное описание грехов содержится в апокрифе "Пастырь" (Пв). Они воплощены в именах женщин (Вероломство; Неумеренность; Неверие; Сластолюбие; Печаль; Лукавство; Похоть; Гнев; Ложь; Неразумие; Злословие; Ненависть) [14. С. 57-58]; в горах, камнях, которых не использовались при строительстве церкви-
башни ("отступники"; "хулители Господа"; " лицемеры"; "учителя неправды"; " богатые, занятые множеством земных дел"; "колеблющиеся, имеющие Господа только на устах, но не в сердце"; "двоедушные, отступающие от Бога при гонениях"; "дерзкие, самодовольные, желающие быть учителями"; "злопамятные"; "гневливые"; "ссорящиеся"; "коварные"; "клеветники") [14. С. 93-100]; в осуждаемых людях (отступники, предатели церкви; "хулители Господа"; "лицемеры, вводившие новые учения"; сомневающиеся; "злоязычные,
находящиеся в постоянном раздоре"; "завистливые, соперничавшие о первенстве"; " привязанные к мирским занятиям"; "двоедушники", "возбуждавшие раздоры"; "гордецы"; "высокомерные, жившие вместе с язычниками"; "тщеславные, предававшиеся делам язычников и причисленные к ним"; "творящие беззаконие") [14. С. 75-78]. Грехом, отсутствующим в предыдущих апокрифах, автор "Пастыря" называет печаль. Этот грех характеризует уже не поступок, а состояние души христианина. " Печаль - сестра сомнения и гнева. Она оскорбляет Духа Святого"[14. С. 45]. "Печаль, смешанная с молитвой, не допускает молитву чистою взойти к престолу Божию"[14. С. 47].
В "Пастыре" абсолютное большинство грехов связано с нарушениями нравственных заповедей. Здесь неоднократно упоминается о грехе отступничества, "хуления Господа", о двоедушии, "введении новых учений", что свидетельствует о сложном положении в христианских общинах во время гонений, о возникновении ересей (то есть "новых учений"), о появлении людей, желающих быть учителями и о борьбе между ними.
Комплекс грехов рассматривается в апокрифах "Апокалипсис Петра" (Пв.) и "Деяния Иуды Фомы апостола" (Шв.), в описаниях мучений грешников в местах наказания. Греческий вариант "Деяний Иуды Фомы апостола" содержит более подробный перечень грехов, чем сирийский. Список грехов в "Апокалипсисе
Петра" несколько больше, чем в "Пастыре", но меньше, чем в "Дидахе" и "Послании Варнавы". В нем нет подробного рассмотрения нарушений нравственных заповедей. Описание грешников начинается с "хулителей пути праведности", упоминающихся дважды, и людей, "извращающих справедливость". "Апокалипсис Петра" среди грешников называет прелюбодеев, убийц, "женщин, родивших вне брака и изгнавших плод", "преследователей справедливых", лжесвидетелей, богачей, "не пожалевших сирот и вдов, но презревших заповедь Бога", ростовщиков, "осквернителей своих тел", "тех, кто оставил путь Бога", то есть отступников [1. С. 216-217]. В "Апокалипсисе Петра", в отличие от "Пастыря", "Дидахе" и "Послания Варнавы", отсутствуют такие "чисто языческие" грехи, как колдовство, составление ядов. " Идолослужители" находятся на одном из последних мест. Все это указывает на то, что "Апокалипсис Петра" составлялся, в первую очередь, для христиан.
Самый "неязыческий" перечень грехов содержится в греческом варианте "Шестого деяния Иуды Фомы апостола": "прелюбодеи", "те, кто развелись и вступили в брак с другими людьми", клеветники, лжецы, "праздношатающиеся, бесстыдные и бездумные", воровавшие, "не приходившие на помощь к нуждавшимся, не заботившиеся о справедливости и законе, жившие беспутно", . лжецы, жадные, пьяницы, клеветники, "воздающие злом за зло" [4. С. 164-165]. Важно отметить, что в этом перечне грехов отсутствует грех идо-лослужения, связанный с вероисповеданием, а наиболее тяжелым грехом считается "прелюбодеяние". Среди грешников здесь впервые названы "люди праздношатающиеся, бесстыдные и бездумные"[4. С. 164].
Сравнивая эти перечни грехов с самым ранним из них, содержащимся в каноническом "Откровении Иоанна Богослова", можно отметить, что в них на первый план выходит нарушение именно нравственных заповедей. В "Откровении
Иоанна Богослова" присутствует яркая социальная окрашенность грехов и грешников, наиболее жестко осуждаются "цари", "богачи", "роскошествующие", "торговцы". "Дидахе", "Послания Варнавы", " Апокалипсис Петра", "Деяния Иуды Фомы апостола" также осуждают богатых и богатство, но лишь в том случае, если богатый человек не заботится о бедных, если он "немилосерден к бедным". Л.Е. Семенов считает, что богатым в "Апокалипсисе Петра" отведено самое легкое наказание [17. С. 123]. Еще более мягкое отношение к богатым можно увидеть и в "Пастыре". Его главный герой Герма, к которому приходят "видения церкви", разговаривает с ангелами. Он должен передать свои знания другим христианам, занимается торговлей. Для автора "Откровения Иоанна Богослова" это было бы немыслимо. Такое терпимое отношение к богатым и богатству, появившееся в апокрифах I - III в., объясняется изменением социального состава раннехристианских общин, приходом в них состоятельных, зажиточных людей.
По мнению авторов апокрифов,грехи губительны не только сами по себе, но и тем, что ведут к другим, еще более опасным грехам. Многочисленные грехи пагубны тем, что закрывают "тайный источник разума человека перед высотой небесной" [18. С. 104]. К опасным грехам авторы апокрифов относят "блудодеяние", "любостяжание", "поклонение демонам". "Избегайте блудодеяния, любостяжания и поклонения демонам; ибо в этих трех началах бывает всякое злодейство"[3. С. 171]. Автор "Пастыря" к таким опасным грехам относит гнев, безрассудство [14, 39]; печаль [14. С. 16]; сомнение [14. С. 46]. Иустин Философ самым опасным грехом считает "пагубные страсти, прежде всего похоть, от которой рождает всякое зло - вражды, ссоры, зависть, злоумышление, гнев и тому подобное" [12. С. 5]. По текстам апокрифов можно составить причинно-следственные цепочки грехов: безрассудство - огорчение - раздражение -
гнев [14. С. 39]; печаль - сомнение - гнев [14. С. 45]; гнев - неистовство (неиску-паемый грех) [14. С. 39]; гнев - досада -гордость - хвастовство - надменность [14. С. 41]; гнев - раздражение - раскаяние -печаль [14. С. 46].
Показывая губительное воздействие грехов на человека, создатели апокрифов подробно объяснили причины появления греха, его первоисточник.
Все раннехристианские писатели были убеждены в том, что Бог-Творец - не источник зла. О причинах происхождения и существования зла среди них были различные мнения. Арнобий, апологет I в., отказывался рассматривать эту проблему, считая ее непостижимой для человека [2. С. 128]. Значительная часть раннехристианских писателей, например Татиан, Фео-фил Антиохийский, Иустин Философ, Псевдо-Мелитон и другие видели причину появления зла в самом человеке, его свободной воле, свободном выборе в пользу зла. "Богом ничего худого не сотворено, мы сами произвели зло.". "Каждый делает добро или грешит по своему выбору, так как Бог вначале сотворил род ангелов и человеков со свободною волею.. Ибо такова природа всякой твари - быть способной к пороку и добродетели" [11. С. 134].
Новозаветные апокрифы комментировали эту точку зрения и подробно разбирали конкретные обстоятельства этого выбора. Причинами впадения христианина в грех и даже возвращения к язычеству называются личные качества человека, его привычки, характер. Это "сомнение", "печаль" [14. С. 100-101], "обидчивость", "жестокость, жадность, корысть" [8. С. 94],"связь скверная", "умножение грехов", "нераскаянность" в них также [3. С. 162163]. Климент Римский, Иустин Философ, Евсевий Памфил дополняют перечень причин "суетными делами", "хвастовством", "отсутствием истинного знания",
" непослушанием", " плотским пониманием заповедей", "страхом перед гонителями, неопытностью, слабостью людей, него-
товностью христиан к мученичеству", следованию своим служебным обязанностям. Например, магистраты отрекались от христианства, "повинуясь своим обязанностям" [7. С. IV]. Автор "Учения Ад-дая апостола" формулирует очень простую причину впадения человека в грех: "Неверие проще, чем вера, грех проще, чем праведность" [18. С. 105].
Точка зрения, утверждающая, что источником зла и несовершенства является сам человек, находит подтверждение в Евангелиях. "Ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его; но что исходит из него, то оскверняет человека. ... Ибо извнутри, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимства, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека" (Мк. 7. 15-29; Мф. 15. 11-20). "В искушении не говори: "Бог меня искушает"; потому что Бог не искушает злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью..." (Иак. 1. 1317).
Вместе с тем, раннехристианские писатели, тексты новозаветных апокрифов предлагают и другое объяснение причин существования зла и грехов в мире. Это окружающие человека обстоятельства: "темнота ложного (языческого) культа", которая застилает сознание и не дает человеку приобщиться к Божественному свету [18, 94], дети, забота о которых может толкнуть родителей на грех [3. С. 162], "сила породы" человека [9. С. 349], гонения, проводимые римскими властями и приводящие к отказу от христианства и обращению к старым языческим культам. Причина грехов возводится к "непослушанию Адама и его жены Евы" [8. С. 53]. В канонических деяниях апостолов причиной необращения называется деятельность лжепророка, которому люди "внимали ... потому, что он немалое время изумлял их волховствованиями" (Деян. 8. 11).
Существенной причиной, толкающей человека на грех, называется воздействие на него сил зла, злых ангелов, "главы нечистой силы" [8. С. 94], "того, кто в темноте" [3. С. 176]. "Злой ангел ... злобен, гневлив и безрассуден, и действия его злы и развращают рабов Божьих." Дьявол приходит к рабам Божьим, чтобы искусить их" [14. С. 41, С. 52]. "Я освободился от забот злых и дел разврата и избавился от того, кто прельщал меня и побуждал делать то, в чем нашел меня. ... И я уничтожил того, который в темноте, сын рода его заставлял меня спотыкаться деяниями своими" [3. С. 176]. Данное автором в раннем апокрифе "Деяние Иуды Фомы апостола" опосредованное название дьявола "тот, который в темноте", вероятно, связано с названием места наказания "тьма внешняя" (Мф. 8. 12), встречающегося в Евангелиях. Действиями дьявола объясняется в "Евангелие Никодима" требование иудеев распять Христа. "И отвечал Аду глава нечистой силы: ... Я подверг Его искушению, и старейшин иудейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Его пронзили, желчь и уксус смешал, чтобы дать Ему пить, и древо приготовил для распятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги" [6. С. 94]. Эта вторая точка зрения на причину существования зла в мире также находит отражение в канонических писаниях. Послание апостола Иоанна источником и причиной греха также называет дьявола (1 Ин. 3. 8). Такое частичное оправдание человека, снятие с него вины и перенесение ее на внешние обстоятельства, на демонов несколько нарушает мысль о свободе выбора человека между добром и злом.
Признавая факт воздействия на человека сил зла, раннехристианские авторы отвечают на очень значимый вопрос: насколько это воздействие могущественно, может ли человек ему противостоять. Практически все раннехристианские писатели утверждают, что может.Иустин пишет: "Они (то есть силы зла) стараются
держать вас в рабстве и служении, и то через сновидения, то через магические ча-рованья пленяют всех, кто нимало не старается о спасении своем" [11. С. 3]. В "Пастыре" говорится: "... не бойтесь дьявола, потому, что над вами он не имеет силы". Несколько ниже, говорится о равной степени ответственности за грехи и дьявола, и человека: "Не может дьявол пересилить рабов Божьих, которые веруют в Господа от всего сердца. Дьявол может противоборствовать, но победить не может. Если воспротивиться ему, то, побежденный, он с позором покинет вас. Боятся дьявола, как будто имеющего власть, те, которые не тверды в вере" [14. С. 52].
Таким образом, анализ текстов новозаветных апокрифов показывает, что рассмотрение процесса формирования представления о грехе включает в себя решение двух важных проблем: конкретизацию представлений о грехе, соотнесение их с повседневной жизнью верующих, и вторую - поиск причин происхождения греха и существования зла в мире.
Понятие греха было конкретизировано в посланиях раннехристианских писателей, апологетов: Климента Римского, Игнатия Богоносца и других, а также в ряде текстов новозаветных апокрифов. Их сопоставление показывает существование целого ряда "устойчивых, постоянных грехов", переходящих из одного списка в другой, например идолопоклонство, убийство, прелюбодеяние, кражи и другие. Это постоянство можно объяснить их связью с нарушениями основ христианской этики -"Десяти заповедей" или "Заповедей блаженства". Одновременно в текстах прослеживается изменение степени тяжести одних и тех же грехов в зависимости от времени составления источника и читательской аудитории, которой он был предназначен: язычники, иудеи, иудео-христиане, христиане.
Рассмотрение вопросов о причинах происхождения зла в мире показывает, что в период раннего христианства существо-
вали две тенденции. Первая, наиболее вой формирования представления о могу-распространенная в этот период, видит ществе дьявола, сильнейшим образом причины существования зла в личных ка- влиявшей на умы людей западного сред-чествах, привычках, характере самого че- невековья.
ловека и утверждает возможность челове- Проблема происхождения зла, кон-
ка победить грех. Вторая возлагает вину кретизация представлений о грехе, поиск на окружающие человека обстоятельства, путей его преодоления оставались акту-воздействие на него внешних сил, в пер- альными на протяжении всей истории су-вую очередь инфернальных. Преоблада- ществования христианства и привели к ние в более поздний период второй точки формированию множества направлений, зрения и потеря веры в возможность чело- предлагавших свои ответы на эти вопро-века противостоять силам зла стала осно- сы.
Примечания
1. Апокалипсис Петра / Ранович А.Б. Первоисточники по истории раннего христианства. М., 1990.
2. Бычков В.В. Эстетика отцов церкви. М., 1995.
3. Деяние Иуды Фомы апостола / Мещерская Е.С. Апокрифические деяния апостолов. М.: Присцельс, 1997.
4. Деяние Иуды Фомы апостола / Свенцицкая И. С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых. М.: Когелет, 1999.
5. Дидахе. М., 1996.
6. Евангелие Никодима / Свенцицкая И.С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях христовых. М.: Когелет, 1999.
7. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.
8. История Иосифа Плотника / Свенцицкая И.С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях христовых. М.: Когелет, 1999.
9. История Иоханнана апостола, сына Зеведеева / Мещерская Е.С. Апокрифические сказания апостолов. М.: Когелет, 1997.
10. История Феклы, ученицы Павла апостола / Мещерская Е.С. Апокрифические деяния апостолов. М.: Присцельс, 1997.
11. Иустин. Апология I / Иустин философ и мученик Творения.М.: Университетская типография, 1992.
12. Иустин. Речь к эллинам / Иустин философ и мученик Творения. М.: Университетская типография, 1992.
13. Климент Римский. Послания / Ранние отцы и учителя церкви. Брюссель: Жизнь с Богом, 1988.
14. Пастырь Гермы / Пер. Свенцицкая И.С. М.: Присцельс, 1997.
15. Послание к Диогнету / Творения Иустина Философа. М.: Паломник, 1997.
16. Послание Варнавы / Писания мужей апостольских. М., 2003
17. Семенов Л.Е. Идеология первоначального христианства. Дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1992.
18. Учение Аддая апостола, пророка и благовестника / Мещерская Е.С. Апокрифические деяния апостолов. М.: Присцельс, 1997.
19. Христианство. Энциклопедический словарь / Под. ред. Н.М. Ланда и др. М., 1993. Т.1.
А.А. Александров
Особенности реформирования государств Рейнского Союза
Проблема становления и оформле- риографии и мало отражена в зарубежной ния германских государств в начале XIX исторической литературе. Тем не менее, века, исключая Австрию и Пруссию, прак- наполеоновский период сыграл важную тически не изучена в отечественной исто- роль в истории Германии и представляет-
Стр. 22