УДК 008:001.8
Е. Е. Лях
Проблема выбора веры в массовой раннехристианской литературе (I-V вв.)
В статье рассматривается проблема выбора веры, отраженная в массовой раннехристианской литературе -апокрифах Нового Завета. Эта проблема была особенно актуальна в эпоху духовного кризиса, охватившего Римскую империю в I-V вв. Раннехристианские апокрифы являются одним из немногочисленных примеров осмысления важнейших вопросов выбора веры в массовой литературе.
Анализируя причины принятия новой веры, тексты делят их на «естественные» и «сверхъестественные», подчеркивают частое переплетение этих причин. Среди наиболее частых причин принятия новой веры отмечаются проповедь нового учения, образ жизни христиан, чудеса, в первую очередь, чудеса исцеления, знамения, воскрешения, красота христианского Бога, Его милосердие, мудрость. Анализируя причины отказа от новой веры, авторы отмечают, что они зависят как от внутреннего мира самого человека, так и от окружающих человека обстоятельств. Это нежелание познать истинного Бога, незнание Его учения, темнота языческого культа и др. Точка зрения авторов апокрифов дополняется как текстами канонических писаний, так и сообщениями раннехристианских авторов. Весь комплекс данных сведений помогает воссоздать картину сложной духовного бытия человека, жившего в эпоху поиска новых мировоззренческих основ.
Ключевые слова: раннее христианство, раннехристианская литература, выбор веры, новозаветные апокрифы, Фекла, Герма, апостол Иуда Фома, апостол Иоханнан, апостол Аддай, «Пастырь», чудесное, царь Авгар.
E. E. Lyakh
Faith Choice Problem in Mass Early Christian Literature (I-V centuries)
In the article the faith choice problem presented in mass early Christian literature - apocryphal stories of the New Testament is regarded. This problem was especially urgent during the era of the spiritual crisis which was in the Roman Empire in the I-V centuries. Early Christian apocryphal stories are one of few examples of understanding of the most important questions of the faith choice in mass literature.
Analyzing the reasons of acceptance of a new faith, texts divide them into "natural" and "supernatural", and often underline frequent interlacing of these reasons. Among the most frequent reasons of acceptance of a new faith can be a sermon of the new doctrine, a way of life of Christians, miracles, first of all, miracles of healing, a sign, revival, beauty of Christian God, his mercy, wisdom. Analyzing reasons of the refusal from a new faith, the authors note that they depend both on the inner world of the person and on the circumstances in which the person is. This is unwillingness to know true God, ignorance of His doctrine, darkness of a pagan cult, etc. The point of view of the authors of apocryphal stories is coordinated and supplemented with texts of the canonical scriptures and messages of early Christian authors. The whole complex of these data helps to recreate a picture of the difficult spiritual life of the person living during the era of searching new world outlook bases.
Keywords: early Christianity, early Christian literature, faith choice, new treasured apocryphal stories, Fekla, Germa, Apostle Judas Thomas, Apostle Iokhannan, Apostle Adday, "Pastor", wonderful, Tsar Avgar.
Проблема выбора веры - одна из важнейших в жизни человека, общества, государства. Одновременно она является одной из самых глубоко личных, иногда до конца не рефлексируемых. Если причины выбора веры целым народом, государством или просто большой социальной группой достаточно часто являются объектами изучения, то выбор веры отдельной личностью
© Лях Е. Е., 2015
рассматривается гораздо реже. Высокие интеллектуалы, такие как раннехристианские апологеты, осмысляют и записывают свой духовный опыт, свои духовные искания, создавая глубокие психологические и философские произведения, например, «Разговор с Трифоном иудеем», «Октавий» или «Исповедь». Иначе обстоит дело с «маленьким человеком», «человеком второго
плана». Вопросы осмысления веры, выбора веры обычным человеком очень редко встречается в массовой литературе. Но бывают эпохи, когда эта проблема становится не просто интересной, но и актуальной для всего общества.
Как правило, это эпохи духовных кризисов, переломов, когда не только интеллектуалы, но даже обычные люди берутся за перо. Тогда эта сложная, глубоко личная тема проникает и в массовую литературу, являясь отражением духовных исканий общества в целом. Одним из примеров такой массовой литературы были новозаветные апокрифы 1-У вв.
Новозаветные апокрифы, являясь частью массовой раннехристианской литературы, должны были рассказать читателю о людях и событиях, о которых канонические тексты только упоминают. Авторы апокрифов, как правило, неизвестны. Сами тексты отличаются от «высокой» литературы интеллектуалов, так как рассчитаны на массового читателя. В содержании их отсутствуют утонченная рефлексия и сложные душевные переживания. Авторы апокрифов просто и доходчиво объясняют себе и читателям, почему человек отвергает или принимает христианство, что оказывает влияние на его выбор, каковы последствия этого выбора. В своих рассказах авторы текстов используют систему понятий, символов, аргументацию, понятную их читательской аудитории.
Исследователи по-разному относятся к содержанию этих текстов, считая их или «заказной литературой», созданной для определенных целей, или «результатом развития одного из литературных жанров», или текстами, отражающими реальные духовные искания. В любом случае апокрифы несут на себе отпечаток той сложной духовной атмосферы, которая присутствовала в обществе, и в определенной мере отражают особенности мировоззрения, проблемы и ответы на них, которые дает общество.
Какие же причины, по мнению авторов апокрифов, побуждали людей, принадлежащих к самым различным социальным и возрастным группам, принимать новую веру?
Эти причины можно условно разделить на две группы: «естественные», не нарушающие обычного хода вещей, не содержащие элементов чудесного, и «сверхъестественные», включающие элементы чуда. Необходимо отметить, что это деление было для авторов и читателей того времени достаточно условным. Мир «естественного» и мир «сверхъестественного» они воспринимали
одинаково реально, как два пласта бытия. Чудо являлось проявлением «сверхъестественного» в «естественном» мире. В чудо верили и его ждали.
Рассмотрим «естественные» причины обращения. К ним, в первую очередь, относится апостольская проповедь. Эту миссию возложил на апостолов Христос. «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» (Мф. 28.19-20) или (Мк. 16.15). Апостолы рассказывали о жизни, учении Иисуса Христа, о тех чудесах, которые он творил, о его смерти и воскресении. Наиболее яркими примерами обращения через проповедь являются уверования знатных язычниц Феклы и Мигдонии. «И когда Павел говорил сие посреди церкви ..., некая дева Фекла, ... села у ближнего окна дома своего и слушала день и ночь слово Божие, через Павла возвещаемое..., и не отходила от оконца, но в вере исполнялась ликованием» [6 .УII]. И когда произносил проповедь апостол Иуда Фома, «...вся толпа слушала ... . И супруга Кариша, приближенного царя Маздая (то есть Мигдония) . вышла из паланкина, и на землю упала у ног апостола, и просила его... , . также получить милость Бога этого, которого ты проповедуешь..., и принять... символ (то есть крещение), чтобы стать храмом святым» [1, с. 210]. Через проповедь уверовали «многие люди из Азии», которые «с любовью слушали апостола Иохан-нана, и уверовали, и утверждались проповедью его» [5, с. 313]. Сила апостольского слова привела этих людей к христианству.
Апокрифы не раз подчеркивают большую значимость обращения через проповедь. Апостол Иоханнан говорит язычнику Секунду: «Прими же то, что я рассказал перед тобою, и не считай меня обманщиком, но, если хочешь ты, пойди со мной в область Галилейскую, и я покажу тебе тех умерших, и слепых, и из горбатых..., которых Он очистил и исцелил. ... Но, если не захочешь ты идти и уверуешь ты, будешь больше ты, чем я, который видел Его и был с Ним» [5, с. 319]. Почему авторы придавали такое значение обращению через проповедь, без «фактических» доказательств? Вероятно, потому, что, с их точки зрения, это являлось показателем ценнейшего дара в человеке - веры.
Другой «естественной» причиной обращения был образ жизни самих апостолов и их учеников. «Что бы они ни говорили другим, . они проявляли то же самое своими собственными поступками. И те, кто слышал (их проповеди), видел
вместе с их словами также и дела, ... без особых усилий и в Христа-владыку уверовали» [10, с. 110]. О примерах такого обращения пишут и раннехристианские авторы Иустин [8, I.16] и Ев-севий. Евсевий сообщает, что милосердное поведение христиан во время чумы и голода при императоре Максимине стало причиной обращения многих. В отличие от язычников, «впавших в состояние бесчувственности и жестокосердия», христиане «...среди этих безысходных бедствий на деле обнаруживали свою сострадательность и человеколюбие; ежедневно и безропотно достойным образом хоронили умерших..., в каждом городе собирали изголодавшихся людей и раздавали им хлеб, так что все признали Бога христиан» [3, IX.8.7-13].
Итак, «естественными» причинами, приводившими людей к христианству, по мнению авторов апокрифов, были проповедь и образ жизни христиан, разительно отличавшийся от поведения язычников.
В абсолютном большинстве случаев «естественные» причины обращения соединяются со «сверхъестественными». Чаще всего причиной уверования является не просто проповедь, а проповедь, сопровождаемая различными чудесами и знамениями, которые совершали апостолы. И ранние, и более поздние апокрифы признавали этот путь обращения наиболее доступным. Например: «Ибо Он (то есть Иисус Христос) не видим ныне этими телесными очами, но верой познается в деяниях своих и в исцелениях своих прославляется» [1, с. 197]. «...Знамения, совершившиеся во имя Его, свидетельствуют о нашей вере, что истинна она и верна» [10, с. 94]. «...Мы просим Тебя... чтобы Ты воскресил именем Твоим святым эту женщину... к славе Твоей великой, к вере Божественности Твоей и к утверждению веры Твоей в тех, кто стоит около» [1, с. 190].
Самыми распространенными и убедительными, по мнению авторов текстов, являлись случаи прихода к вере через исцеление от различных болезней и воскрешения умерших. Тексты полны описаний таких случаев. О них рассказывают как апокрифы II-III вв., так и более поздние - IV-V вв. Обращение через чудо воскрешения описано, например, в третьем деянии Иуды Фомы апостола. Оно рассказывает, как воскрешенный юноша бросается к ногам апостола и «восславляет Бога, благодаря которому он вернулся к жизни» [1, с. 175]). После исцеления сына полностью уверовал в Иисуса Христа язычник Секунд [5, с. 319-320]. Исцеления и воскрешения, совер-
шенные Иисусом Христом, были причиной веры в Христа царя Авгара. «Такими силами не обладают сыны человеческие, а только Бог, потому, что никто не может воскрешать умерших, кроме Бога» [10, с. 78]. Среди сюжетов катакомбной живописи одним из самых распространенных (около 50 раз) является сюжет «воскрешения Лазаря», наглядно показывающий и напоминающий о могуществе христианского Бога [12, с. 174].
Авторы апокрифов описывают многочисленные случаи обращения через знамения и чудеса. Видение окончательно убедило царя Авгара в том, что Аддай является учеником Иисуса Христа [10, с. 80]. Знамения и чудеса, совершаемые Симоном в Риме во имя Христа, были причиной уверования многих людей [11, с. 377]. Вера Феклы, придававшая ей силы, ее стойкость, уже сама по себе являвшаяся чудом, а также ее чудесное избавление от мученической смерти было причиной обращения многих, видевших это. «...Когда же увидел игемон и весь город чудеса великие, которые совершил Бог с Феклой, восславили они Бога за то, что увидели. И ... вознесли хвалу и сказали: "Един тот Бог, - ее, Феклы, который сохранил ее жизнь и вывел ее из среды тех всех зверей"» [6, с. 428-430].
Не только чудесные знамения, исцеления рассматривались как причины обращения. Немалую роль в обращении людей играли жуткие знамения, видения наказания. Страшные видения посмертных мук грешников были причиной принятия веры девушкой. После ее рассказа «...толпы уверовали и вверили себя Богу Живому и Иисусу Христу.» [1, с. 193]. В «Истории Филиппа, апостола и благовестника» рассказано, как наказание и страх перед более могущественным и сильным Богом заставили поначалу богохульствовавшего еврея уверовать в Христа и исповедовать Его [7, с. 390-397]. Трепет, охвативший 495 спутников апостола Филиппа, удивление перед чудесами, которые он совершил, и ужас наказания были причиной их уверования. «И возопили все люди те и сказали: "Да будет славен Бог его, господина Филиппа, которому море, и суша, и ветер, и ангелы подчинились во имя Его"» [7, с. 393]. Несколько ниже этот же апокриф рассказывает о том, как страх, охвативший уличенных в преступлении евреев, стал причиной их прихода к вере, а наказание сорока не уверовавших священников явилось причиной обращения всех, кто видел это наказание [7, с. 404]. Причиной обращения Иосифа, земного отца Иисуса, был
тоже страх, в котором он пребывал перед кончиной. «Когда ангел возвестил, что час кончины близок, тогда страх объял Иосифа, душа его смутилась» [4, XII].
Рассказы апокрифов о многочисленных случаях уверования через чудо согласуются с каноническими писаниями, в которых исцеления, воскрешения, знамения, совершаемые Иисусом Христом и апостолами, являются также главной причиной обращения людей. Например, «Вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес» (Деян. 4.48). Исцеление Петром и Иоанном хромого, их проповедь привели к обращению многих, слушающих их (Деян. 3.-4.4). Проповедь Филиппа в городе Самарийском и исцеление многих людей закончились принятием ими христианства (Деян. 3.5-13). Необычное землетрясение, происшедшее только в камере, где находился апостол Павел и Сила, было причиной уверования стражника темницы (Деян. 17.25-32).
Нужно отметить, что авторы апокрифов писали не просто о чудесах, удивляющих и поражающих воображение. Они рассказывали о чудесах, приносящих быструю, реальную пользу -избавление, награду или наказание. Чудеса в апокрифах становятся символами помощи нуждающимся, спасения верующих и наказания неверующих [13, с. 65]. Чудеса при обращении людей занимают разное место в Евангелиях и деяниях. В Евангелиях чудеса следуют за обращением, а в деяниях предшествуют ему. Так, в Евангелие прокаженный, прося у Христа исцеления, уже называет Его Господом (Мф. 8.2-4; Лк. 5.12). Сотник, просящий исцеления для своего слуги, также сразу признает Христа Богом (Мф. 8.5-13; Лк. 7.2-10), как и воскрешенный Лазарь - брат Марии, признававшей Христа Богом (Иоанн. 11.2-45). Вероятно, авторы Евангелий показывали, что Христу для обращения было достаточно проповеди или просто призыва, а апостолам для убеждения слушателей необходимы чудеса.
Кроме проповеди, образа жизни апостолов, чудес, совершаемых ими, авторы апокрифов выделяют и некоторые другие причины, по которым люди становились христианами. В «Деяниях Иуды Фомы апостола» рассказывается о том, что причиной обращения юноши стала «красота» Бога и «облик Его светлый» [1, с. 177]. «Взгляни на Него и Он не отвернется от тебя, и обратись к Нему, и Он не оставит тебя, ибо красота Его побудит тебя любить Его, и Он не оставит тебя, чтобы ты отвратился от Него», - говорит Иуда
Фома. Апокриф не объясняет, что понимается под «светлым обликом» и «красотой» Бога. Возможно под «красотой» могли пониматься дела, поступки Бога. О них ранее говорит сам юноша: «...Ты милосердный, милостями Своими распростер над нами доброту Твою и послал человеческому роду нашему слово Твое. ... И не зачел нам грехи наши, но оживил нас добротой Твоей, и показал мне слабость мою, и посеял во мне небесную любовь Твою, и открыл уста мои, которые были закрыты...» [1, с. 176].
Именно о «красоте» Христа, Его доброте, как об одной из причин обращения, говорят и другие фрагменты апокрифов. «Благодарение Тебе, Иисус Христос... за то, что ни за злодейства наши. , ни в соответствии с грехами нашими не поступил с нами. ...Ибо мы не знали Тебя, Господи. А Ты в милосердии Твоем послал нам Спасителя. Слава благодати Твоей, которая в изобилии для нас» [7, с. 395]. О необыкновенном милосердии Бога говорит и «Послание к Диогнету». «Он предал Сына Своего в искупление за нас, Святого за беззаконных, Невинного за виновных, Праведного за неправедных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши, как ни Его праведность» [9, с. 381]. Итак, под «красотой» Бога понимались милосердие, благие дела Его, приводящие людей к христианству.
В восьмом деянии Иуды Фомы апостола описана другая причина обращения - знания юности, возрожденные под влиянием проповеди апостола Иуды Фомы. Юноша Визан, ... говорит апостолу Иуде Фоме: «...Я стал слугою этого Бога нового, которого проповедуешь ты, ибо во всем том, что ты говоришь, пребывал я в юности моей, до тех пор, пока не принудил меня Маздай, отец мой, и дал мне Менашар в супруги» [1, с. 225].
«Евангелие детства» называет еще одну интересную причину обращения. Это мудрость Христа. Мудрость Его ответов, объяснявших символы, выраженные в написании первой буквы и разъяснения Закона и речи пророков, была причиной того, что Его признавали «...неземным рождением рожденным, ... еще до сотворения мира, ... кем-то великим, Богом или ангелом» [2, У], «...полным великой благодати и мудрости»
[2, XV].
Объясняя причины принятия новой веры, тексты апокрифов должны были объяснить, почему не все люди принимали ее, почему отказывались от истинного учения.
Авторы апокрифов показывали, что любой человек мог принять или не принять христианство. Это зависело от его свободного выбора, но всегда были конкретные причины, обстоятельства, определявшие этот выбор. Рассмотрим их более подробно.
Причины непринятия новой веры находятся, в первую очередь, в самом человеке. Одной из них является приверженность людей к старым богам, к старому культу. Эта приверженность вызвана «пониманием и разумением» [10, с. 92], которые люди видели в старых богах. Люди не обращаются к истинному Богу и губят души «поклонением твари и ложью язычества» [10, с. 96].
Авторы апокрифов показывают, что люди часто сами не желают увидеть и понять истинного Бога [10, с. 94]. Их многочисленные преступления не позволяют обратиться к Нему и закрывают «тайный источник разума» в человеке [10, с. 104]. Очень простую и точную причину отказа от новой веры называет автор «Учения Аддая апостола»: «Неверие проще, чем вера» [10, с. 105].
Причинами, препятствующими принятию новой веры, являются окружающие человека обстоятельства. Это «темнота ложного (языческого) культа», которая застилает сознание и не дает человеку приобщиться к Божественному свету [10. с. 94], жизненные обстоятельства, заключавшиеся в том, что люди не слышали апостола [10, с. 110], «ибо мы не знали Тебя, Господи» [7, с. 395], «не почувствовали истинной жизни в вере» [1, с. 245]. В канонических деяниях апостолов причиной отказа от христианства называется деятельность лжепророка. Люди «внимали ему потому, что он немалое время изумлял их вол-ховствованиями» (Деян. 8.11)
Таким образом, раннехристианские апокрифы !-У в., возникшие в эпоху духовных исканий, являются одним из немногочисленных примеров осмысления экзистенциальных вопросов выбора веры в массовой литературе. Осмысляя эту проблему, тексты апокрифов показывают, что причины выбора веры многообразны, различны, глубоко индивидуальны и сложны, как сложен сам человек. Раскрывая эти сложные, но очень важные проблемы, авторы текстов, возможно, или отражали свой духовный опыт, или предлагали свое понимание проблемы духовного самоопределения, что, безусловно, помогало читателям сделать их собственный выбор.
Библиографический список
1. Деяние Иуды Фомы апостола [Текст] // Мещерская Е. С. Апокрифические деяния апостолов. - М.: Присцельс, 1997. - С. 156-300.
2. Евангелие детства // Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия [Текст]. - М.: Присцельс, 1996. - С. 179-186.
3. Евсевий Памфил. Церковная история [Текст]. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.
4. История Иосифа Плотника // Свенцицкая И. С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях христовых [Текст]. - М.: Когелет, 1999. - С. 47-64.
5. История Иоханнана апостола, сына Зеведеева // Мещерская Е. С. Апокрифические сказания апостолов [Текст]. - М.: Когелет, 1997. -С. 310-363.
6. История Феклы, ученицы Павла апостола [Текст] // Мещерская Е. С. Апокрифические деяния апостолов. - М.: Присцельс, 1997. - С. 412-440
7. История Филиппа, апостола и евангелиста [Текст] // Скогорев А. П. Апокрифические деяния апостолов. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 327-358.
8. Иустин. Апология I [Текст] // Иустин философ и мученик Творения. - М.: Университетская типография, 1992. - С. 31-124.
9. Послание к Диогнету [Текст] // Творения Иустина Философа. - М.: Паломник, 1997. -С. 371-368.
10. Учение Аддая апостола, пророка и благовестника [Текст] // Мещерская Е. С. Апокрифические деяния апостолов. - М.: Присцельс, 1997. - С. 75-111.
11. Учение Симона Кифы в Риме городе [Текст] // Мещерская Е. С. Апокрифические деяния апостолов. - М.: Присцельс, 1997. - С. 373-378.
12. Вейдле, В. Умирание искусства [Текст] / В. Вейдле. - СПб.: Аксиома, 1996.
13. Свенцицкая, И. С. Апокрифические сказания об Иисусе, святом семействе и свидетелях Христовых [Текст] / И. С. Свенцицкая. - М.: Когелет, 1999.
Bibliograficheskij spisok
1. Dejanie Iudy Fomy apostola [Tekst] // Meshherskaja E. S. Apokrificheskie dejanija apostolov. - M.: Priscel's, 1997. - S. 156-300.
2. Evangelie detstva // Svencickaja I. S. Apokrificheskie evangelija [Tekst]. - M.: Priscel's,
1996.- S. 179-186.
3. Evsevij Pamfil. Cerkovnaja istorija [Tekst]. -M.: Izd-vo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo monastyrja, 1993.
4. Istorija Iosifa Plotnika // Svencickaja I. S. Apokrificheskie skazanija ob Iisuse, svjatom semejstve i svideteljah hristovyh [Tekst]. - M.: Kogelet, 1999. - S. 47-64.
5. Istorija Iohannana apostola, syna Zevedeeva // Meshherskaja E. S. Apokrificheskie skazanija apostolov [Tekst]. - M.: Kogelet, 1997. - S. 310363.
6. Istorija Fekly, uchenicy Pavla apostola [Tekst] // Meshherskaja E. S. Apokrificheskie dejanija apostolov. - M.: Priscel's, 1997. - S. 412440
7. Istorija Filippa, apostola i evangelista [Tekst] // Skogorev A. P. Apokrificheskie dejanija apostolov. -SPb.: Aletejja, 2000. - S. 327-358.
8. Iustin. Apologija I [Tekst] // Iustin filosof i muchenik Tvorenija. - M.: Universitetskaja tipografija, 1992. - S. 31-124.
9. Poslanie k Diognetu [Tekst] // Tvorenija Iustina Filosofa. - M.: Palomnik, 1997. - S. 371368.
10. Uchenie Addaja apostola, proroka i blagovestnika [Tekst] // Meshherskaja E. S. Apokrificheskie dejanija apostolov. - M.: Priscel's,
1997.- S. 75-111.
11. Uchenie Simona Kify v Rime gorode [Tekst] // Meshherskaja E. S. Apokrificheskie dejanija apostolov. - M.: Priscel's, 1997. - S. 373378.
12. Vejdle, V. Umiranie iskusstva [Tekst] / V. Vejdle. - CPb.: Aksioma, 1996.
13. Svencickaja, I. S. Apokrificheskie skazanija ob Iisuse, svjatom semejstve i svideteljah Hristovyh [Tekst] / I. S. Svencickaja. - M.: Kogelet, 1999.