Научная статья на тему 'Формирование предпринимательской среды региона в условиях социально экономических изменений'

Формирование предпринимательской среды региона в условиях социально экономических изменений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ КЛИМАТ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ИЗДЕРЖКИ И БАРЬЕРЫ / BUSINESS / INSTITUTIONALIZATION / BUSINESS CLIMATE / ADMINISTRATIVE COSTS AND BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Носенко Наталья Александровна

Рассматриваются тенденции развития предпринимательской среды в условиях социально-экономических изменений. Внимание акцентируется на проблемах административных издержек и предпринимательского климата, изменении социальной роли и функций предпринимательства. Обосновывается необходимость формирования новой культуры взаимодействия бизнеса и власти в контексте повышения уровня и качества жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing a Business Environment of a Region in Conditions of Socio-Economic Changes

The tendencies of the development of business environment in terms of socio-economic change are considered. The emphasis is on the problems of administrative costs and business climate, and of the change in social roles and functions of business. The necessity of forming a new culture of interaction between business and government in the context of improving the level and quality of life is grounded.

Текст научной работы на тему «Формирование предпринимательской среды региона в условиях социально экономических изменений»

N.A. Nosenko Developing a Business Environment of a Region in Conditions of Socio-Economic Changes

The tendencies of the development of business environment in terms of socio-economic change are considered. The emphasis is on the problems of administrative costs and business climate, and of the change in social roles and functions of business. The necessity of forming a new culture of interaction between business and government in the context of improving the level and quality of life is grounded.

Key words and word-combinations: business, institutionalization, business climate, administrative costs and barriers.

Рассматриваются тенденции развития предпринимательской среды в условиях социально-экономических изменений. Внимание акцентируется на проблемах административных издержек и предпринимательского климата, изменении социальной роли и функций предпринимательства. Обосновывается необходимость формирования новой культуры взаимодействия бизнеса и власти в контексте повышения уровня и качества жизни.

Ключевые слова и словосочетания: предпринимательство, институ-ционализация, предпринимательский климат, административные издержки и барьеры.

УДК 338 ББК65.290

Н.А. Носенко

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

У й

J стоичивость социально-экономического развития и обеспечение инновационного прорыва неразрывно связаны не только с поиском, но и с формированием эффективных механизмов институционального развития предпринимательской среды, стимулированием предпринимательской активности. В условиях благоприятствования предпринимательство способно реализовывать важнейшие социальные функции, активизировать процессы формирования открытого гражданского общества. Предпринимательство является ключевым актором социально-экономических изменений, играет ключевую роль в реализации социальной ориентации процесса развития рыночной экономики, в обеспечении сбалансированности между экономической эффективностью и решением значимых социальных проблем.

На современном этапе социально-экономического развития в силу целого ряда объективных и субъективных причин инновационный потенциал предпринимательства остается невостребованным, что во многом связано с особенностями формирования и развития предпринимательской среды. Контекст институционального развития предпринимательства на современном этапе характеризуется рядом специфических условий и факторов, связанных с недостаточной эффективностью целенаправленного государствен-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 9 9

ного воздействия на развитие предпринимательства, высоким уровнем административных барьеров, невысоким уровнем социальной активности. Развитие предпринимательства находится в границах сложившихся мифов и стереотипов о возможностях решения социальных и модернизационных проблем сугубо технократическими методами. Следовательно, связи актуализируется проблема преодоления существующих мифологем и формирования в обществе новых культурных моделей устойчивого социально-экономического развития, связанных с развитием предпринимательской среды.

Эффективное выполнение предпринимательством роли актора социально-экономических изменений в контексте инновационного развития невозможно без учета изменений в предпринимательской среде. Несмотря на то что в настоящее время в российском обществе имеются значительные ресурсы и огромный потенциал для осуществления предпринимательской деятельности, развитие предпринимательской среды протекает крайне неравномерно, осуществляется низкими темпами в межстрановом сравнении. Высокая предпринимательская активность преимущественно отмечается в крупных городах, что во многом связано с недостаточной эффективностью региональной политики, способствующей развитию предпринимательской инициативы, отсутствием стратегического видения перспектив социально-экономического развития, неразвитостью инфраструктуры. Отсутствие системного видения проблем приводит к распылению ресурсов. Вопросы развития предпринимательской среды и повышения инвестиционной привлекательности относятся к числу ключевых задач социально-экономической политики и обусловливают необходимость проведения комплексных исследований по оценке факторов, влияющих на развитие предпринимательства, а также по формированию условий, способствующих эффективному раскрытию социального потенциала предпринимательства.

Развитие предпринимательской среды неразрывно связано с формированием эффективных механизмов и инструментов, препятствующих коррупции и монополизации. По этой причине необходимо рассмотрение институционализа-ции предпринимательской среды как процесса разрушения сложившихся стереотипов и формирования инновационных методов управленческого воздействия, основанных на партнерстве и диалоге. Значительная часть проблем развития предпринимательской среды во многом обусловлена несистемной политикой в этой сфере.

Для развития предпринимательской среды необходима система институтов и институционализированных структур, которые будут препятствовать использованию политических и силовых ресурсов в экономических отношениях, способствовать формированию эффективного коммуникативного дискурса. Развитие предпринимательской среды напрямую связано с преодолением сохраняющихся тенденций воспроизводства укоренившихся моделей традиционализма, патернализма, дальнейшим совершенствованием антикоррупционных механизмов и изменением социокультурных доминант предпринимательской деятельности, установок в общественном мнении, что обусловливает необходимость анализа ценностно-мотивационных регуляторов в развитии институциональ-

1 0 0 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

ной среды предпринимательства, определения социокультурных доминант формирования благоприятного предпринимательского климата.

В определенной мере, предпринимательство - это идеально-типическая конструкция, отражающая целерациональное поведение человека, направленное на преодоление традиционных, закрытых и локальных экономических отношений. В основе такого поведения лежат два процесса: рационализация мышления, развитие его утилитарности в сочетании с творческим, неординарным характером, с одной стороны; секуляризация общества, наличие в нем элементов рационализации социальной жизни, элементов «открытости» - с другой. В ряде исследований отмечается взаимообусловленность и взаимосвязь экономических изменений и возникновения качественно новых социальных отношений [1-3].

Целерациональные действия способствуют формированию таких институтов общества, которые побуждают индивидов к свободному принятию собственных решений на основе рациональной организации жизни общества [4]. В контексте исследования предпринимательской среды важно акцентировать внимание на соотношении управления и самоорганизации. Н. Луман отводил особую роль способности системы вырабатывать механизмы рефлексии, обеспечивающие его самоорганизацию, самосозидание («автопоэксис») [5]. С точки зрения эффективных механизмов развития предпринимательской среды важное значение имеют теория социальной солидарности (Ю. Хабер-мас, К. Боулдинг, Дж. Тайнтер) и теория неравновесности и самоорганизации, в которой исследовательское внимание сосредоточено на нелинейных процессах [6]. В связи с тем что изменение неразрывно связано с переходом системы в новое состояние, описание хода изменений, наступающих последовательно друг за другом, и взаимно обусловленных изменений (фаз, этапов) системы является описанием процесса, направленного или циклического (с возвратными состояниями) [7].

Роль региональных органов власти как ключевых субъектов предпринимательского процесса существенно различается в территориальном разрезе. Органы власти могут выступать как серьезным тормозом развития предпринимательства, создавая препятствия, повышая уровень административных издержек, то есть формируя неблагоприятную среду для развития предпринимательства, играя роль постороннего наблюдателя, не противодействующего развитию предпринимательства, но в то же время и не создающего условий благоприятствования для его развития, так и «стимулом», «создающим возможности» для предпринимательской деятельности на основе постоянного и активного поиска наиболее эффективных механизмов взаимодействия власти и бизнеса, системы мер по улучшению предпринимательского климата, условий ведения бизнеса, инвестиционной привлекательности и вовлечению в предпринимательский процесс все новых и новых экономических агентов в зависимости от стратегических приоритетов регионального развития.

Мировой опыт свидетельствует, что только при условии гибкого регулирования, внедрения механизмов «мягкого» управления возможно создать благоприятную почву для развития предпринимательской среды, сделать предпринима-

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 101

тельство социально эффективным. Развитие в России цивилизованных форм предпринимательства и повышение предпринимательской активности зависят от того, какое место в духовной системе общества займут ориентиры, которые определяют мотивы предпринимательской деятельности. В настоящее время отношение к свободному предпринимательству в обществе неоднородно, требуется переход на новый уровень смыслов и ценностей, осознание роли и социальных функций предпринимательства в социально-экономическом развитии.

Качество институциональной среды предпринимательства и предпринимательский климат оцениваются различными международными организациями. В частности, по данным Всемирного Банка, в 2010 г. Россия заняла 143-е место среди 179 стран и отнесена в рейтинге к странам категории «преимущественно несвободные». Низкие оценки получают условия создания и ликвидации бизнеса, такие позиции, как «свобода от коррупции» и «свобода прав собственности». В докладе «Ведение бизнеса - 2013: разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий», подготовленном Всемирным Банком и Международной финансовой корпорацией (1РС), приведена иная позиция Российской Федерации в международном рейтинге (112-е место из 185). Вместе с тем, несмотря на определенные изменения, российскими и иностранными предпринимателями по-прежнему отмечаются административные барьеры и сложность взаимодействия с органами власти [8]. Анализ результатов исследований позволяет выделить две группы рисков, непосредственно влияющих на сбалансированное и гармоничное развитие института предпринимательства: содержательные и организационно-управленческие.

Содержательные риски связаны, во-первых, с особенностями жестко адми-нистративистского подхода к реализации мер государственного управления в сфере предпринимательства со стороны органов исполнительной власти, а во-вторых, со спецификой сложившихся форм и методов влияния представителей бизнес-сообщества на реализацию региональной экономической политики. Сохраняется и традиционная ориентация органов власти субъектов РФ на формальное привлечение, но не вовлечение бизнес-сообщества к участию в экономической политике и принятию решений. В условиях достаточно большой дистанции в пространстве «бизнес-власть» как среди служащих, так и в бизнес-среде сложились негативные установки в отношении способности к конструктивному диалогу.

Низкое качество институциональной среды во многом обусловливается высоким уровнем коррупции и административных издержек бизнеса. Естественным вариантом трансформации институциональной среды является эволюция институтов под влиянием природных, производственных, политических, культурных факторов. При этом замена существующих институтов или их изменение, формирование новых проводится не на основе императивных методов, то есть институты не внедряются «сверху», а строятся «снизу». Институционали-зация предпринимательства представляет собой процесс становления новых, преобразования уже существующих институтов и замены неэффективных, изживших себя правил и норм, регулирующих предпринимательскую деятель-

1 02 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

ность. В отличие от этого естественного механизма изменения, которые произошли за последние годы в институциональной среде предпринимательства, носили не эволюционный, а директивный характер. Властные структуры, основываясь на принятой концепции социально-экономического развития, создают условия для институционализации предпринимательской среды. Необходимо отметить, что при директивном варианте организационно-правовые изменения не подкрепляются соответствующим социокультурным базисом. В результате видимое развитие институциональной среды оказывается лишенным социальной основы.

Понимание субъектами сущности происходящих социально-экономических процессов и событий позволяет не только определить наиболее оптимальный вектор их развития с учетом сложившейся институциональной среды, но и сформировать модель управления, наиболее адекватно соответствующую сложившимся социально-экономическим условиям и предполагающую проак-тивный подход к преобразованию имеющегося потенциала. Необходимость утверждения интенсивного типа модернизации предполагает увеличение роли предпринимательства в контексте определения приоритетов и стратегического вектора социально-экономического развития. Существует непосредственная связь между предпринимательским климатом, инновационной активностью и уровнем коррупции, при этом особый интерес представляет оценка предпринимательского климата как совокупности факторов, условий, ограничений и возможностей, оказывающих влияние на развитие малого и среднего бизнеса.

Среди факторов, определяющих успех и жизнеспособность предпринимательской деятельности, традиционно особое внимание уделяется взаимодействию с властными структурами (качеству государственной политики, эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в сфере предпринимательства, характеру взаимодействия). Среди основных рисков и угроз, наиболее актуальных для ведения бизнеса, предпринимателями выделялись изменение общей экономической ситуации, угроза повышения налогов, рост тарифов, арендных платежей, приход крупных инвесторов.

Развитие предпринимательства непосредственно зависит от позиций самих предпринимателей, в частности от того, как они оценивают собственные возможности и возможности влияния на проводимую политику. Так, 68,4% респондентов считают, что предпринимательство не влияет и скорее не влияет на решения, принимаемые органами власти, что свидетельствует о недостаточно высоком уровне субъектности предпринимательства, степени влияния представителей бизнес-сообщества на процессы формирования и реализации проводимой экономической политики. На вопрос о способах взаимодействия бизнеса с органами власти 10,5% респондентов ответили, что ориентированы на личные контакты, 63,2% - на публичное и коллективное взаимодействие, 15,8% отмечают в качестве наиболее эффективного способа работу в консультативных и совещательных органах [8].

В настоящее время существуют различные формы и способы развития инфраструктурной поддержки предпринимательства. К ним относятся бизнес-школы;

2014 • ВЕСТНИК ПАГС 10 3

агентства поддержки малого предпринимательства; региональные фонды поддержки предпринимательства; научно-технические парки; центры, бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры; лизинговые компании, кредитные союзы, а также маркетинговые, технологические, информационно-аналитические центры развития бизнеса. Для предпринимательства в системе поддержки бизнеса по степени важности на первом месте находится информационная и консультационная поддержка. На втором - финансовая помощь, помощь в получении кредитов. Третье место по значимости занимает аренда на льготных условиях. Четвертое - помощь в продвижении товаров, организация ярмарок и выставок. Неоднозначную оценку получили такие меры, как государственный и муниципальный заказ, бизнес-инкубаторы и технопарки, а также обучение населения предпринимательству (мнения респондентов в равных частях распределились между оценкой «наиболее важно» и «наименее важно»). Предпринимателями осознаются проблемы информационного обмена, потребность именно в информационных и консультационных мерах поддержки. Результаты исследования свидетельствуют о недостатках инфраструктуры легитимного влияния предпринимательства на принимаемые управленческие решения наряду с актуализированной потребностью в развитии форм и методов публичного и коллективного взаимодействия.

Государственная политика в отношении предпринимательской деятельности может быть эффективной только при условии, что она учитывает побудительные мотивы развития предпринимательства. Со стороны государства требуется прежде всего поддержка саморазвития и самоорганизации бизнеса, предпринимательской активности населения. Предпринимательство и институциональная среда - взаимосвязанные понятия, поэтому важен комплексный подход к развитию предпринимательской среды, ориентированный на изменение культуры взаимодействия в системе «общество - бизнес - власть», совершенствование методов государственного регулирования и расширение практики наибольшего благоприятствования, что требует формирования и развития новых компетенций как в органах власти, так и в предпринимательской среде.

Библиографический список

1. Гоулднер А. У. Наступающий кризис западной социологии. СПб., 2003.

2. Шабанова М.А. Социология свободы: трансформирующееся общество. М., 2000.

3. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

4. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

5. Луман Н. Почему необходима «системная теория»? // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

6. Теория и история экономических и социальных институтов и систем: структуры и институты. М., 1993. Т. 1, вып. 2.

7. Штомпка П. Социология: анализ современного общества. М., 2005.

8. Оценка предпринимательского климата в России. Индекс ОПОРЫ-2012. URL: http:// opora.ru/

1 04 2014 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.