ПРОБЛЕМЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
PROBLEMS OF INVESTMENT ACTIVITY
УДК 338.242.4
ББК 65.050.22
M 60
Е.А. Милованова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, управления и маркетинга филиала Российского экономического университета им.
Г.В. Плеханова, г. Пятигорск. Тел.: (8793)38-07-90, e-mail: [email protected].
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса как совокупности способов построения отношений публичной и частной сторон. Предложена модель, обеспечивающая при относительном равенстве полезностей синхронное повышение результативности процессов взаимоотношений экономических агентов с точки зрения роста предпринимательского дохода и улучшения параметров социально-экономического развития территории. Рассмотрены возможности проектирования эффективной деловой среды с учетом ограничений, накладываемых институциональной конфигурацией.
Ключевые слова: экономические интересы, институты, инвестиции, деловая среда, стимулирование.
Е.А. Milovanova
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Accounting and Management
Department, Pyatigorsk Branch of the Russian Economic University by G.V. Plekhanov.
Pyatigorsk. Ph.: (8793)38-07-90, e-mail: [email protected].
REGIONAL INSTITUTIONAL ENVIRONMENT IMPROVING IN SYSTEM OF BUSINESS STRUCTURES INVESTMENT
ACTIVITY INCREASING
Abstract. The paper deals with modern problems of interaction between public authorities and business as a way to build relationships of public and private parties. It presents a model that provides synchronous increasing of mutual relations processes of economic agents in terms of business income growth and socio-economic territorial development improving at a relative equality of utilities. The author reveals the possibilities of designing efficient business environment with constraints imposed by the institutional configuration.
Keywords: economic interests, institutions, investment, business environment, stimulate.
Процессы взаимодействия органов государственной власти и бизнеса играют ведущую роль в создании условий для динамичного социально-экономического развития на макро- и мезоуровнях. Интересы экономических агентов часто пересекаются, прежде всего, в сферах распределения между ними экономических и социальных функций, которые распределяются на основе делегирования соответствующих полномочий. Они в процессе построения долгосрочных отношений должны корректироваться, формируя новые модели взаимодействия, которые будут являться основой согласования и закрепления интересов государства и общества. Следовательно, для адекватной оценки эффективности существующим на сегодня механизмам взаимоотношений властных и предпринимательских структур необходимо, прежде всего, оценить степень сопряжения общей идеологии социально-экономического развития государства с интересами, запросами и ожиданиями делового сообщества.
Ключевым фактором, влияющим на тип взаимодействия власти и экономических акторов, являются национальные экономические системы, формирование которых в определенной мере обусловлено воздействием ряда факторов в процессе исторического развития государства [1]. Исторически сложившаяся конструкция национальной социально-экономической системы со всей совокупностью экономических и иных связей и каналов взаимодействия в структуре общества в известной степени предопределила роль государства в системе экономических отношений в странах с различными моделями социально-экономического развития.
В вопросах современного анализа роли государства в системе экономических отношений в первую очередь говорят о степени вмешательства государства в экономические процессы, при этом ключевой вопрос о «доле государства» в экономике остается предметом длительных споров и противоборства двух подходов [2]: активного вмешательства государства в экономику (прямое участие) и опосредованного регулирования экономических процессов (косвенное участие), что нашло свое отражение в развитии двух современных концепций экономического развития — политики эко-
номического либерализма и политики «государственного дирижизма» в экономике.
Учитывая сложившуюся в российской системе экономических отношений модель взаимодействия властных и предпринимательских структур, характеризующуюся ведущей ролью государства, мы понимаем, что успех развития предпринимательства во многом определяется позицией органов власти. Таким образом, по нашему мнению, решающая роль в реализации проекта по организации формата эффективного взаимодействия государства и предпринимательских структур отводится органам государственной власти (местного самоуправления). Исходя из данного предположения, мы предложили модель проектирования эффективного формата взаимодействия власти и бизнеса, на основе которой представляется возможным разработать механизм проектирования и конструирования формата результативного взаимодействия, под которым мы понимаем совокупность способов построения отношений публичной и частной сторон, обеспечивающих при относительном равенстве полезностей синхронное повышение результативности процессов их взаимоотношений, с точки зрения роста предпринимательского дохода и улучшения параметров социально-экономического развития территории.
В этом контексте важное значение имеет разработка мотивационных механизмов проектных работ как для органов власти, так и для делового сообщества. В качестве отправной точки разработки данного механизма целесообразно использовать проведение анализа существующей системы мотивации и ответственности бизнеса и власти, призванной обеспечить их функционирование в параметрах законодательно закрепленных норм и правил [3]. На основе проведенного анализа предлагается разрабатывать комплекс мер, направленных на перепроектирование системы мотивации и ответственности власти и бизнеса. Для органов власти должна быть подготовлена разноуровневая система персонифицированной и корпоративной мотивации на основе четкого выделения целевых индикаторов деятельности в сфере взаимодействия с субъектами предпринимательства, то есть должен быть разработан стандарт КР1 организа-
ции взаимодействия с деловым сообществом, на основе которого должна разрабатываться система персонифицированного премирования сотрудников профильных подразделений органов государственной власти и местного самоуправления.
В целом конструкция отношений «органы местного самоуправления — региональные органы власти — территориальные подразделения федеральных органов власти» должна обеспечивать увязку взаимных интересов и обеспечивать согласованность действий по развитию. Также должна быть четко реализована увязка параметров достижения корпоративных целевых индикаторов с уровнем бюджетной обеспеченности, в том числе через систему стимулирующих трансфертов из вышестоящих бюджетов. Видится целесообразным внедрение в регионе определенных стандартов ответственности власти и бизнес-сообщества, а также разработка системы двойного (административно-правового и общественного) контроля выполнения принятых стандартов.
Проектирование формата эффективного взаимодействия бизнес-структур и государства, по нашему мнению, целесообразно реализовывать в два этапа:
— проектирование благоприятной институциональной конфигурации деловой среды;
— осуществление в рамках сложившейся благоприятной институциональной конфигурации деловой среды комплекса мер, позволяющих реализовать формат эффективного взаимодействия властных и предпринимательских структур.
Как показывают результаты исследований, несмотря на наличие ряда ограничений, существуют перспективные возможности оказывать влияние на качество социально-экономического развития регионов, где существует благоприятная институциональная конфигурация деловой среды [4]. Данное направление работы, несмотря на все принимаемые в настоящее время меры, имеет огромный резерв для дальнейшего развития и совершенствования и постоянно должно находиться в фокусе внимания государственных структур. При этом необходимо понимать, что решение задач формирования благоприятной институциональной конфигурации деловой среды, обеспечивающей рост предпри-
нимательской активности в регионе, имеет определенные факторные ограничения. Принимая во внимание ограничивающие факторы, можно создать систему целепо-лагания в параметрах проектирования институциональной конфигурации деловой среды, что, соответственно, обеспечит наиболее рациональное и эффективное достижение поставленных целей.
Параметры проектирования эффективной деловой среды с учетом ограничений, накладываемых институциональной конфигурацией, мы предлагаем исследовать путем построения функций выгодности для бизнеса принятия (или непринятия) предпринимателем правил ведения хозяйственной деятельности, навязываемых региональной администрацией. При этом в отличие от подходов, предлагающих учитывать воздействие на условия ведения бизнеса лишь формальных институтов (через процедуры оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов), мы предлагаем в обязательном порядке учитывать влияние неформальных институтов на правила ведения бизнеса в регионе. Это позволяет оценивать параметры выгодности неформальных отношений как для власти, так и для хозяйствующих субъектов, и при необходимости либо эффективно блокировать эти отношения, или же, в случае доказанной своей продуктивности, запускать процедуру их формализации. Нужно отметить, что в российской деловой среде практически невозможно осуществлять инвестиционные проекты в параметрах реализуемой в настоящее время либертарианской модели функционирования бизнеса, предполагающей ограничение непроизводственных издержек нормами законодательства. Как показывает практика и реальный опыт представителей российского делового сообщества, совокупность реальных понесенных издержек бизнеса в некоторых случаях значительно превышает величину издержек, признаваемых и накладываемых на субъект предпринимательства нормами действующего законодательства.
Следовательно, мы вправе отметить, что любой из форматов деловой среды, продуцирующих и поддерживающих определенные «правила игры», накладывает на взаимодействующие стороны издержки, обеспечение паритетности которых, на-
равне с соблюдением принципов взаимной выгоды, является ключевой задачей эффективности взаимодействия экономических акторов. Таким образом, и в случае реализации предпринимательского проекта в регионе «с нуля», и в случае вхождения в регион инвесторов со стороны траектория развития бизнес-проекта будет отклоняться от либертарианской модели функционирования бизнеса вследствие давления на него факторов реально сложившейся конфигурации «правил игры», соблюдение которых потребует от предпринимателя дополнительных издержек. Здесь необходимо сакцентировать особенное внимание на том, что в условиях российских деловых реалий успешный бизнес допустим только при принятии диктуемых органами власти «правил игры», а уклонение от них (зачастую лишь частичное) представляется допустимым и возможным при наличии у субъекта предпринимательства возможности задействования серьезного административного ресурса (регионального или федерального).
При вступлении во взаимодействие с органами региональной власти в рамках принятых правил ведения бизнеса в регионе источником ожидаемой полезности (дополнительного дохода) субъекта предпринимательства становятся формализованная административная поддержка бизнесу (налоговые и арендные льготы и т.д.), экономия на трансакционных издержках и т.д.
В свою очередь, предоставляя хозяйствующим субъектам дополнительные преференции в обмен на принятие установленного региональной властью формата правил ведения бизнеса в регионе, администрации решают задачи социально-экономического развития подведомственной территории в условиях ограниченности бюджетных ресурсов.
Таким образом формируется модель взаимоотношений бизнеса и власти, характеризующаяся взаимным обменом в рамках правил игры, принятых и поддерживаемых в регионе, которую можно представить в виде стандартной функции полезности.
Еи(01,ц,РрЬ,Рая,р,'к,») = = (1 - РЛ°1 - лУ. -^0" ] + (!) +РрЬ1°> -су,
где — объем предполагаемого дохода субъекта предпринимательства в условиях либертарианской модели функционирования бизнеса (в отсутствие навязываемых внерыночных ограничений); г| — уровень дополнительных расходов субъекта предпринимательства, связанных с выполнением региональных правил ведения бизнеса, доли единицы; РрЪ — вероятность принятия субъектом предпринимательства правил ведения бизнеса, навязываемых органами региональной власти; Р — вероятность получения формализованной административной поддержки в случае принятия правил ведения бизнеса субъектом предпринимательства (например, налоговые льготы); р — коэффициент получения субъектом предпринимательства формализованной административной поддержки со стороны органов региональной власти относительно располагаемого дохода, доли единицы; X — стоимостная оценка потенциальных потерь субъекта предпринимательства в результате применения органами региональной власти санкций за нарушение правил ведения бизнеса в регионе, относительно единицы; }1 — коэффициент дополнительных издержек субъекта предпринимательства в результате уклонения от правил ведения бизнеса в регионе, относительно единицы.
Экономическая трактовка полученной модели заключается в оценке потенциальных выгод субъекта предпринимательства, принимающего правила ведения бизнеса в регионе в формате, диктуемом органами власти, с целью обеспечения административного благоприятствования для своей деятельности. Эти выгоды складываются с учетом сопоставления суммы экономии средств, не потраченных на дополнительные расходы субъектом предпринимательства, обусловленных выполнением региональных правил ведения бизнеса, которая может быть получена с вероятностью (7 — Ррь)> ПРИ условии уклонения предпринимателя от действующих правил ведения бизнеса, и суммы формализованной административной поддержки, которая может быть получена с вероятностью Раа, в случае принятия правил ведения бизнеса субъектом предпринимательства.
Параметры функции, при которых потенциальный доход субъекта предпри-
нимательства при взаимодействии его с органами региональной власти в рамках действующих правил ведения бизнеса будет равен нулю, то есть взаимодействующие стороны будут находиться в положении «безразличия», что будет являться индикатором границ зоны эффективности «правил игры», сформировавшихся в регионе.
Развитие данного подхода позволяет выйти на моделирование стратегии бизнеса в зависимости от специфики региональной институциональной среды. Таким образом, перед инвесторами стоит многовариантная задача встраивания хозяйственной деятельности в стратегические планы развития регионов, определяемые исполнительными органами власти. В условиях доминирования административных форм и методов регулирования экономической активности, при наличии неразвитой институциональной среды инвесторы выстраивают свою хозяйственную деятельность в отдельных субъектах РФ с учетом эндогенных факторов рисков и потенциальной доходности инвестиционных проектов. Так как в структуре региональных рисков в условиях доминирования административных факторов воздействия на деловую среду основное значение имеют административные риски, которые детерминируются как сочетание вероятности наступления неблагоприятных событий, которые вызваны действием органов государственной власти всех уровней.
Совокупность показателей рисков деловой среды региона показывает возможные траектории расхождения инвестиционных проектов с первоначальными целями, в том числе и в результате изменения административных регламентов ведения бизнеса.
Предложенный методический инструментарий позволяет определить границы институциональных ограничений с позиций совокупной полезности деятельности хозяйствующих субъектов при наличии дифференцированных правил ведения бизнеса в субъектах РФ, а также обосновывать рациональный выбор технико-экономических показателей инвестиционных проектов и степени административного риска в ходе его реализации.
Данный подход может стать методологической основой для разработки прак-
тических механизмов проектирования оптимальных параметров конфигураций деловой среды, способствующих выстраиванию конструктивного диалога власти, бизнеса и общества.
Таким образом, для формирования условий, обеспечивающих прирост эффективности деятельности предпринимателей для местных сообществ, необходимо сбалансированное регулирование нескольких факторов, совокупное воздействие которых должно обеспечивать мотивацию предпринимателей к активному и цивилизованному взаимодействию с органами власти и участию в решении задач социального развития общества.
Представляется, что предложенная методика оценки выгодности благоприятной институциональной конфигурации региональной деловой среды для органов власти должна стать перспективным инструментом оптимизации взаимоотношений органов государственной власти и хозяйствующих субъектов, использование которого обеспечит качественную реализацию социально-экономического потенциала территории.
Таким образом, успешное формирование благоприятной конфигурации деловой среды является основой для эффективного осуществления второго этапа проектирования, в рамках которого ключевой задачей является реализация комплекса мер, направленных на формализацию отношений между властными и предпринимательскими структурами на всех уровнях взаимодействия, сопряжение интересов власти и бизнеса и заключение между ними социального контракта. Разработка и практическое внедрение предлагаемых мер, направленных на формирование мо-тивационных основ для органов региональной власти и местного самоуправления, будет способствовать значительному повышению качества и эффективности работы по формированию реальных, а не декларируемых благоприятных условий развития малого и среднего бизнеса. В свою очередь, благоприятный деловой климат, сформированный на территории муниципальных образований региона, характеризующийся низким уровнем административных рисков и реальным содействием бизнесу, в реализации своих проектов со стороны органов власти, по нашему
мнению, будет способствовать значитель- местах и росту уровня доверия предпри-ной активизации деловой активности на нимателей властным структурам.
Примечания:
1. Курбатова М. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. 2005. № 10. С. 119-131.
2. Полищук Л.И. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального поведения // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 5.
3. Гришин К.Е. Взаимная лояльность как условие модернизации системы взаимодействия бизнеса и власти: региональный аспект // Экономическая политика. 2013. № 5. С. 168-186.
4. Молодых В.А. Перспективы согласования экономических интересов субъектов налоговой системы государства // Сегодня и завтра российской экономики. 2014. № 64. С.49-56.
References:
1. Kurbatova М. Def ormalization the rules of interaction between business and government // Problems of Economics. 2005. № 10. Pp. 119-131.
2. Polishuk L.I. Corporate social responsibility and government regulation: an analysis of institutional behavior // Problems of Economics. 2009. № 10. P. 5.
3. Grishin K.Ye. The mutual loyalty as the modernization of the system of interaction between business and government: regional aspect // Economic policy. 2013. № 5. Pp. 168-186.
4. Molodykh V.A. Prospects for the coordination of economic interests of subjects of the state tax system // Today and tomorrow of the Russian economy. 2014. № 64. Pp. 49-56.