УДК 373.2
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗОВАННОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т. С. Садовникова
МКДОУ ДС № 28, Красносельское сельское поселение Увельского муниципального района Челябинской области
В данной статье показана актуальность проблемы формирования позитивной социа-лизованности детей дошкольного возраста, описаны способы работы по формированию теоретических представлений о позитивной социализованности, а также организации реализации освоенных позитивных социальных действий.
Ключевые слова: позитивная социализованность, оценивание, формирование, социально-позитивные поступки.
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.
Развитие позитивной социализованности детей требует новых подходов и форм работы, соответствующих требованиям гуманизации образования. Педагоги дошкольных образовательных учреждений с трудом переходят на гуманистические принципы построения отношений с детьми и организации образовательного процесса, которые являются основными факторами формирования позитивной социализованности детей дошкольного возраста. Занятия по социальному развитию продолжают носить характер наставлений, теоретических обсуждений, и, несмотря на то, что дети получают определенные знания о нормах социального поведения перевод их на уровень практических умений не происходит из-за отсутствия условий для постоянной практики, отработки моделей поведения. Недостаточно понимается значение специально подготовленной предметно-пространственной среды в формировании социальных навыков у детей, которая при правильной ее организации предоставляет возможность развития самостоятельности, ответственности, умения самостоятельно работать, развивать коммуникативные навыки и другие социальные умения. Не используется в практике ДОУ потенциал разновозрастных групп, предоставляющих возможность прожить разные социальные роли, научиться сопереживать (эмпатизировать), оказывать помощь, принимать людей такими, как они есть, т.е. адекватно. Требуется внедрение социально активных форм работы с детьми, таких, например, как проектная деятельность, решение актуальных проблем, проигрывание социальных ситуаций, но педагоги ДОУ либо вообще не владеют этими методами, либо используют их на основе старого опыта, сложившихся рутинных традиций.
Формирование позитивной социализованности - важный и необходимый этап социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений. Человек, по природе своей, является существом общественным. Все факты, описывающие случаи вынужденной изоляции маленьких детей, так называемых «маугли», показывают, что такие дети никогда не становятся полноценными людьми: они не могут овладеть человеческой речью, элементарными формами общения, поведения и рано уходят из жизни, погибают.
Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Раз-
вивающая среда без активной позиции взрослого, направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе, социального опыта не несет. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Социальная значимость компетентной личности дошкольного возраста в различных видах деятельности рассматривается в отечественной педагогике и соционике. В работах К. Д. Ушинского сформулирована антропологическая концепция возможностей ребёнка «быть готовым» к социальному и профессиональному действию. Особое внимание педагог уделяет характеристике профессионально-педагогической готовности. Он впервые связывает ее не только с социальным заказом общества, но и показывает существующую неразрывную взаимосвязь готовности личности с ее природными данными.
Основными задачами по формированию позитивной социализованности детей дошкольного возраста являются:
1. Работа над обогащением среды социального развития ребенка путем:
- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
- вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов среды социального развития;
- повышения уровня педагогической (в частности, «социализаторской») компетентности родителей.
2. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах формирования социальных компетенций у детей как процесса усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений, который состоит из:
- трудовых навыков;
- знаний;
- норм, ценностей, традиций, правил;
- социальных качеств личности, которые позволяют человеку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.
3. Повышение коммуникативных способностей детей, выступающих одним из параметров высокого уровня социальной компетентности детей.
4. Развитие толерантности сознания родителей, педагогов и детей как терпимости к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям; формирование способности к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной.
5. Выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.
6. Определение и удовлетворение потребности семей детей дошкольного возраста, не охваченных социально-образовательными институтами системы дошкольного образования.
7. Координация работы всех служб ДОУ, обеспечивающую реализацию задач социального развития ребенка.
Очертив терминологическое пространство проблемы формирования позитивной со-циализованности детей, мы определили суть проблемы - это процесс целенаправленного и организованного овладения выраженными в положительной форме общественными, связанными с жизнью людей знаниями, способами поведения.
На современном этапе развития образования задачей воспитания является не форми-
рование знаний, умений и навыков, а развитие определенных социальных и образовательных компетенций. Результатом процесса воспитания как целенаправленной, профессионально контролируемой социализации являются социальные компетенции личности.
Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений компетентностного подхода в образовании. Это - одна из составляющих процесса социализации, в котором человек участвует в течение всей своей жизни.
Условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является непосредственная разнообразная деятельность ребенка: игра, познавательная, изобразительная, предметная деятельность, труд, общение, совместная деятельность с участием социальных партнеров по решению значимых социальных проблем. В таких видах деятельности у детей дошкольного возраста формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире.
Очень важными в работе педагогов являются воспитательные (социализационные занятия - по С. Г. Молчанову) мероприятия, где обучающиеся (воспитанники) демонстрируют освоенные ими теоретические представления о возможных позитивных способах поведения, действиях, которые они усвоили: на занятиях, в беседах, при чтении художественной литературы, на прогулках, в ходе наблюдений и т.д.
Особо хочется выделить такие формы работы, как совместное творческое дело и проектная деятельность, когда в работу включены не только обучающиеся (воспитанники) и педагоги, но и их родители.
Данные формы работы позволяют решать ряд задач, направленных на развитие социальных компетенций:
- организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в образовательном процессе;
- предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
- систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
- обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
Воспитание дисциплинированности в рамках проектной, совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничать в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное развитие воспитанников, на их самоопределение в будущем.
Из вышесказанного видно, что использование теории формирования социальной компетентности С. Г. Молчанова открывает широкие возможности для организации социализации обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении, в частности, их духовно-нравственного развития. На данном этапе работы в развитии социальных компетенций у воспитанников перед нами стоят следующие задачи:
- использование самых современных проектно-групповых способов обучения и воспитания;
- продолжить работу по созданию условий для расширения предметной и социальной среды для общения и формирования социальных компетенций:
- применение ПК для расширения круга общения со сверстниками через Интернет;
- переписка по электронной почте со сверстниками и экспертами;
- организация проведения презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
- проведение занятий-экскурсий (например, в аптеку, на ближайший рынок, в магазин, на стройку и так далее);
- проведение экскурсий для родителей детей дошкольного возраста с использованием программного материала;
- сотрудничество с библиотекой;
- размещение в Интернете своих творческих работ (поделки, мультфильмы, в том числе по программному материалу, и др.);
- участие в районных, городских, областных конкурсах, при этом необходимо разработка нормативной базы для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- включение родительской общественности в жизнедеятельность ДОУ, то есть сделать их активными участниками образовательного процесса, направленного на развитие социальных компетенций.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей».
Таким образом, каждый вид деятельности вносит вклад в процесс социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
С целью определения позитивной социализованности детей, на которые ориентируются представители определенной возрастной группы, т.е. для определения референтных внутригрупповых компетенций, необходимо провести процедуру экспертного оценивания по методике отбора содержания социализации С. Г. Молчанова.
Родителям воспитанников можно предложить перечень личностных качеств или социальных компетенций, из которых они должны выбрать те, которые они хотели бы видеть в своих детях.
В предложенном перечне отобранные в него слова фиксируют универсальные качества, а также качества, по преимуществу мужские, и качества, по преимуществу женские. Естественно, что все эти слова хранят в себе общественно-исторические, общечеловеческие представления о качествах которыми должен обладать человек, а также о качествах, которыми а) должен обладать мужчина, б) должна обладать женщина. Эти социальные компетенции являются востребованными в сегодняшнем российском обществе и являются фундаментом для создания хорошей российской семьи.
Использование теории формирования социальной компетентности С. Г. Молчанова, открывает широкие возможности для организации социализации обучающихся (воспитанников) в образовательном учреждении, в частности, их духовно-нравственного развития.
Воспитание дисциплинированности в рамках проектной, совместной деятельности оказывает воздействие и на формирование компетенций сотрудничать в группе, ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. С формированием социальной ответственности тесно связано развитие воли, произвольности поведения, сознательное целеполагание, которое является обязательным в проектной деятельности. А это в свою очередь оказывает позитивное влияние на духовно-нравственное развитие воспитанников, на их самоопределение в будущем.
Первостепенной задачей современного образования является позитивная социализация детей, воспитание самодостаточных ответственных граждан страны, способных к самореализации на благо общества. Назрела необходимость формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Под социальной компетентностью мы понимаем интегральное качество личности ребенка, позволяющее ему, с одной стороны, осознавать свою уникальность и быть способным к самопознанию, самоизменению, а с другой -проявлять себя частью коллектива, общества, уметь выстраивать отношения и учитывать интересы других людей, брать на себя ответственность и действовать на основе общечеловеческих и национальных ценностей.
Эффективность процесса формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях детского сада обеспечивается комплексом организационно-педагогических условий: формированием групп по разновозрастному принципу; созданием и поддержанием социокультурной развивающей предметно-пространственной среды; профессиональной компетентностью педагогов в работе по формированию социальной компетентности детей дошкольного возраста.
Процесс формирования социальной компетентности дошкольников происходит в соответствии со структурно-функциональной моделью на основе компетентностного, деятельного и антропологического подходов, представляющей собой сложное системное образование, результатом реализации которой является социализированность ребенка дошкольного возраста.
Список литературы
1. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.
2. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.
3. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. - М.:Рус. яз., 2010. - 797 с.
4. Ушинский, К. Педагогические сочинения / К. Ушинский. - М.: Педагогика, 2008. - 490 с.
CREATING A POSITIVE SOCIALIZATION OF PRESCHOOL AGE CHILDREN
T. S. Sadovnikova
MKDOUDS № 28, Chelyabinsk region, [email protected]
The article shows the urgency of the problem of forming positive socialization of preschool age children, describes how to work on the formation of theoretical ideas about positive socialization and organizing the implementation of the developed positive social action.
Keywords: positive socialization, evaluation, formation, social and positive actions.
References
1. Molchanov, S. G., Voynilenko, N. V. (2010) Formirovanie sotsialnyih kompetentsiy v obrazovatelnom uchrezhdenii. Instrumentalnoe obespechenie vospitatelnoy rabotyi [Formation of social competence in the educational institution. Instrumental support educational work], Chelyabinsk, IIUMTs «Obrazovanie», Part 1, 166 p. (In Russ.).
2. Molchanov, S. G. (2012) Metodiki otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti malchikov i devochek (OS-DOU) v doshkolnom obrazovatelnom uchrezhdenii [Method of selecting the content of socialization (OSS-DOW) and evaluation sotsializovannosti boys and girls (OS-DOW) in preschool educational institution], Chelyabinsk, Entsiklopediya, 60 p. (In Russ.).
3. Ozhegov, S. I. (2010) Slovar russkogoyazyika [Russian dictionary], Moscow, Rus. yaz., 797 p. (In Russ.).
4. Ushinskiy, K. (2008) Pedagogicheskie sochineniya [Pedagogical writings], Moscow, Pedagogika, 490 p. (In Russ.).
Садовникова Татьяна Сергеевна - студент II-ого курса магистратуры, Челябинский государственный педагогический университет; МКДОУ ДС № 28, Красносельское сельское поселения Увельского муниципального района Челябинской области, воспитатель. [email protected]