Научная статья на тему 'Использование проектной технологии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования'

Использование проектной технологии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2000
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛИЗОВАННОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина Екатерина Сергеевна

Рассматривается актуальность использования проектной технологии в условиях введения ФГОС ДО; описан вариант использования инструментального обеспечения формирования социализованности воспитанников; раскрыта сущность совместной проектной деятельности воспитанников, педагогов и родителей, позволяющая педагогам расширить образовательное пространство, познавательное мышление, социализованность ребенка. Описаны особенности проектной деятельности в дошкольном образовании: сформулированы задачи обучения проектной деятельности для каждого возрастной группы детей дошкольного возраста; определены перспективы метода проектов, ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование проектной технологии в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

87

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Е. С. Шайдуллина

Челябинский государственный университет, Челябинск

Рассматривается актуальность использования проектной технологии в условиях введения ФГОС ДО; описан вариант использования инструментального обеспечения формирования социализованности воспитанников; раскрыта сущность совместной проектной деятельности воспитанников, педагогов и родителей, позволяющая педагогам расширить образовательное пространство, познавательное мышление, социа-лизованность ребенка. Описаны особенности проектной деятельности в дошкольном образовании: сформулированы задачи обучения проектной деятельности для каждого возрастной группы детей дошкольного возраста; определены перспективы метода проектов, ожидаемые результаты.

Ключевые слова: гуманистический подход, инструментальное обеспечение, метод проектов, проектирование, принципы проектной технологии, социализованность, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Дошкольное образование в России теперь будет развиваться в новых условиях, определенных ФГОСом ДО от 17 октября 2013 (10). В настоящее время Россия находится в состоянии глобальных перемен. Изменения претерпевает и Российское дошкольное образование. «Модернизация системы образования, является основой экономического роста и социального развития общества...». (Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.).

Модернизация затрагивает структуру, содержание, технологии воспитания и обучения на всех уровнях системы образования РФ. «Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе». При этом доступность характеризуется возможностью выбора детского сада (дошкольной образовательной организации), а «качество - возможностями и способностями ребенка к освоению программ на последующих уровнях образования» [3].

С введением ФГОСа ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагоги ДОУ стали активно ориентироваться на решение программных образовательных задач не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении «режимных» моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования, при организации самостоятельной деятельности детей и процесса взаимодействия с семьями воспитанников. Также педагогами при выстраивании «социализационно-образовательной» (С. Г. Молчанов) деятельности учитывается тесная взаимосвязь и интеграция образовательных областей.

На наш взгляд, именно метод проектов позволяет целесообразно сочетать данные задачи, поскольку инициирует проявление и использование различных форм и видов деятельности. Следует отметить, что проекты, как правило, характеризуются реализованностью принципа «трансверсальности» (С. Г. Молчанов), который означает не только межпредметность, но и метапредметность.

1 В дальнешем - ФГОС ДО

88

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

В социализационно-образовательном процессе в ДОУ проектная деятельность строится на основе сотрудничества («ребенок-ребенок» или «ребенок-взрослый»), в котором сотрудниками выступают дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и, реже, другие члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой родительско-педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов в увеличении выраженности позитивной социализованности ребенка. «Основной целью метода проектов в дошкольном образовательном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей» [1. C. 54].

«Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания» [13. С. 22], эффективного социального «вмешательства» (С. Г. Молчанов), социального воздействия (взаимодействия).

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте постепенно увеличивать степень выраженности таких компетенций, как «самостоятельность», «активность», «инициативность» и в поиске ответов на реальные вопросы; умения систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности [10].

В Законе «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделены основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения [12]. Закон задает вектор движения дошкольного образования в сторону поддержки и развития личностного своеобразия каждого ребенка, его позитивной социализованности; выявления и «окормления» его способностей; расширения кругозора; созидательного преобразования внешней предметной среды; обеспечения самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями, склонностями [10] и интересами.

На одном из педагогических советов педагоги нашего учреждения поставили перед собой вопрос, «....а как вмешаться в развитие ребенка, его образование и социализацию, так, чтобы увеличивалась выраженность позитивных социальных компетенций и ребенка, и его семьи?», то мы обратились, после долгих поисков, к методикам «Отбора содержания социализации» и «Оценивания социализованности» (С. Г. Молчанов), которые стали экономичным, эффективным и информативным инструментарием для ответа на этот вопрос [9].

Из изучения нам стало понятно, что социализованность - это «освоенность позитивных социальных компетенций, накопленных в общественно-историческом, социальном опыте человечества» [9. С. 14]. Также и два последних Послания Президента РФ (от 12.12.2012 и от 12.12.2013) ориентируют педагогов на преодоление «ценностного» и «демографического» «кризисов» (11): значит обновленная в соответствии с условиями новых ФГОС «воспитательная формула социализованности» должна, учитывая это, отвечать на три вопроса: первый - «Что воспитывать?»; второй - «Как воспитывать?»; третий - «Какова воспитанность (социализованность или социальная компетентность)?» [9. С. 14].

При этом, исходя из теории оценивания социально-образовательных объектов профессора С. Г. Молчанова, ясно, что любой педагог, начиная работать с воспитанниками (входя в группу, в класс), должен иметь «в голове» (С. Г. Молчанов) ответы на следующие вопросы: 1) «ЧТО?» я сегодня буду передавать моим воспитанникам? 2) «КАК?» я буду это «ЧТО?» передавать? 3) Как я измерю в конце занятия КАКОВ? уровень освоенности того, «ЧТО?» я передал?

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

89

«А, если у педагога нет ответа на хотя бы один из этих трех вопросов, то он не имеет морального права начинать, какое бы то ни было, профессионально-педагогическое общение, воздействие, социальное вмешательство» [9. С. 14]: так жестко, но справедливо сформулирована научная и методологическая позиция С. Г. Молчанова.

В его исследованиях [4; 5; 6; 7; 8; 9] мы находим пояснения, как будут выглядеть ответы на эти три вышесформулированные вопроса из позиции педагога.

«ЧТО?»: педагог должен твердо знать, что он должен передать в рамках преподаваемого предмета, «образовательной области» [10. С. 6]; «ЧТО?» он должен передать на каждом занятии, ...какое содержание образования...» [10. С. 6].

А «...содержание образования представляет собой совокупность образовательных компетенций. Их количество должно быть определено ФГОСом содержания образования. Ответ на вопрос «ЧТО?» - это и есть содержание образования, определенное ФГОСом, т.е. государством» [9. С. 6].

Ответ на второй вопрос: «КАК?». Как он будет передавать...?» [9. С. 6]. По существу, ответ на вопрос «КАК?» описывает содержание обучения и (или) воспитания: «...какие будет педагог использовать формы организации, форму образовательного и социализа-ционного занятия, методы, приемы и средства» [9. С. 6].

И, наконец, ответ на третий вопрос - «КАКОВ?». Ответ на этот вопрос требует наличия инструмента для проведения оценивания (измерения) социализованности ребенка: «...как педагог будет в конце занятия (темы, раздела, триместра...) измерять (оценивать) освоенность содержания образования..., ...а инструменты для оценивания - КАКОВ? -должны быть определены государством» [9. С. 6] - утверждает С. Г. Молчанов.

Формирование социальной компетентности должно стать одним из приоритетных направлений функционирования системы дошкольного образования: при этом опираться педагоги должны не на какой-то непонятный компетентностный подход, а на теорию оценивания образовательных объектов С.Г. Молчанова, включающую и объясняющую инструментальное обеспечение оценивания компетентности и (или) компетенций. Составляющими процесса социализации являются а) внешнее воздействие, социальное вмешательство со стороны и б) внутреннее воздействие человека на самого себя в соответствии с «категорическим императивом» (Э. Кант), «природным (внутренним) нравственным законом». Цель внешнего воздействия - сделать внутренним достоянием человека позитивный общественно-исторический опыт поведения. Так, в одной из рекреаций школы № 93, ее первый директор, А.Ф. Гелич (его имя носит теперь это образовательное учреждение) разместил плакат: «Я не сделаю ничего дурного, даже если меня никто не видит». И это и означает, поместить позитивный опыт внутрь личности. Если наш воспитанник принимает эту жизненную (социальную) позицию, как свою собственную, внутреннюю, то это означает, что педагог оказал правильное внешнее воздействие.

Условием социального становления ребенка, формирования у него социальной компетентности является «непосредственная разнообразная деятельность» ребенка: игра; познавательная, изобразительная, предметная деятельность; труд, общение; совместная деятельность с социальными партнерами по решению значимых социальных проблем. В таких видах деятельности у детей дошкольного возраста формируется определенный круг представлений (знаний) об окружающем мире.

Очень важными в работе педагогов являются воспитательные мероприятия («социа-лизационные занятия» - по С. Г. Молчанову), где «обучающиеся (воспитанники) демонстрируют освоенные ими теоретические представления о возможных позитивных способах поведения, действиях, которые они усвоили: на занятиях, в беседах, при чтении художественной литературы, на прогулках, в ходе наблюдений и т.д.» [7]. Особо хочется подчеркнуть и выделить такую эффективную форму работы, как проектная деятельность, когда в работу включены не только воспитанники и педагоги, но и родители.

90

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

Таким образом, ответ на вопрос «КАК?» - то есть, «...как воспитатель будет передавать? Какие будет использовать формы организации, форму образовательного и социа-лизационного занятия, методы, приемы и средства» [9. С. 14], мы видим в реализации метода проектов (проектная деятельность), позволяющего педагогам расширить образовательное, познавательно-мыслительное и социализационное пространство для ребенка.

О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что он дает возможность развития наблюдательности, аналитичности, синтетичности (обобщения, умения делать выводы), сравнения, творческого мышления, логичности, пытливости ума, умения участвовать в совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности. И все это - составляющие успешной личности.

Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок не всегда может самостоятельно найти и сформулировать противоречия в окружающей его реальности, зафиксировать проблему, определить цель своих действий. Поэтому в социализационно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также «...на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи» [13. С. 51].

Ребенок дошкольного возраста еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.

По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а, зачастую, знакомит детей и с новым, еще неизвестным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.

Как правило, темой проектов становиться определенный раздел образовательной программы, а целью становится «формирование конкретного набора компетенций, избранных сами родителями детей» [8]. Но если она возникла по инициативе самих детей (по Ж.-Ж. Руссо), это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого социальной группы детей дошкольного возраста различны. В младшем возрасте это:

- вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это:

- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

- формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;

- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

91

Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, пошаговое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Поскольку ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, то начиная с младшего возраста, используются игро-ролевые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности, организуемую с детьми дошкольного возраста.

Все воспитание и обучение не должно, конечно, сводиться только к проектной деятельности, хотя ее продуктивность и целесообразность сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Например, наш опыт показывает, что с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно реализовывать, в течение года, до пяти проектов, среди которых различные по: а) продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные); б) количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.); в) по участию родителей (других членов семей) и без их участия. Родителям можно предлагать различную степень участия в проекте: а) руководитель (участие на всех или отдельных этапах); б) консультант; в) спонсор и др.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый «...баланс между развитием, стимулируемым воздействием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок-взрослый» или со-участии на основе партнерских прав» [2. С. 33].

Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отметить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное со взрослым поэтапное достижение цели.

Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком «проблемном поле» их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы «проблемных полей»: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть:

- альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и другие, которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;

- сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;

- изготовление макета по русским сказкам;

- домашние выставки: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.

Как происходит социализация ребенка посредством проектной деятельности?

До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит:

- от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;

92

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

- реализации потребностей в активной деятельности;

- степени самовыражения;

- увлеченности совместной деятельностью со взрослым;

- адекватностью избранных («заказанных» родителями и детьми) и формируемых в рамках проекта компетенций (образовательных и (или) социальных).

К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на качественно новый (индивидуально-развивающий) уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дети реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.

Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах. Например: «Ты быстро придумал!»; «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!» и т.п. Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.

В этом возрасте партисипативная активность взрослого постепенно снижается. Он не столько генерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить тематику для проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.

Таким образом, использование проектной технологии позволяет:

- осуществлять личностно - ориентированное воздействие (взаимодействие), в процессе которого ребенок осваивает разные позиции в общении и в рамках социализации;

- развивать творческие способности и коммуникативные знания, умения и навыки (компетенции), формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности;

- осуществлять коррекцию уровня знаний, умений и навыков; развития детей на основе рефлексии и мониторинга внедрения проектной деятельности;

- вовлечь в процесс воспитания и обучения детей их родителей. Они являются активными участниками тематических мероприятий, проектной деятельности своих детей, участвуют в создании развивающей среды в группе; пробудить интерес к познанию самих себя и детей, повысить их культурную компетентность в области воспитания дошкольника;

- сформировать коллектив единомышленников через совместное проживание и обсуждение темы проектов, работа по проектам обеспечивает режим развития ДОУ, наращивание его образовательного потенциала.

Список литературы

1. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса - М. : Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.

2. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo.gov.ru.

3. Молчанов, С. Г. Тьюторат-практика: studium написания статьи [Текст] / С. Г. Молчанов // Челябинский гуманитарий. - 2013. - № 4.- С. 59-80.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

93

4. Молчанов, С. Г. Формирование социальных компетенций в образовательном учреждении. Инструментальное обеспечение воспитательной работы [Текст] / С. Г. Молчанов, Н. В. Войниленко. - Челябинск : ИИУМЦ «Образование», 2010. - Ч. 1. - 166 с.

5. Молчанов, С. Г. Воспитание - инструмент социализации образования [Текст] / С. Г. Молчанов, Г. Г. Вороненко // Актуальные проблемы повышения качества общего и профессионального образования в условиях модернизации: Материал междунар. науч.-практ. конф. (г. Челябинск, 16 декабря 2008). - Челябинск: Образование, 2009. - Ч. 2.

6. Молчанов, С. Г. Содержание социализации, социальные компетенции, социализо-ванность [Текст] / С. Г. Молчанов, А. Т. Тутатчиков // Челябинский гуманитарий. -2009. - № 3. - С. 87-97.

7. Молчанов, С. Г. Методики отбора содержания социализации (ОСС-ДОУ) и оценивания социализованности мальчиков и девочек (ОС-ДОУ) в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск: Энциклопедия, 2012. - 60 с.

8. Молчанов, С. Г. Как исполнить IV раздел нового ФГОСа дошкольного образования [Текст] / С. Г. Молчанов. - Челябинск, 2014. - 14 с.

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) «Об утверждении федерального государственного общеобразовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

10. Путин, В. В. Послание Президента Владимира Путина Федеральному Собранию РФ [Текст] // Российская газета. - № 287 (5960 2012 г. - С. 2-4.

11. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

12. Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. В. Хабарова. - СПб. : Детство-Пресс, 2012. - 80 с.

THE USE OF DESIGN TECHNOLOGY IN TERMS OF THE INTRODUCTION OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION

E. S. SHAYDULLINA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk. [email protected]

The article considers the relevance of project technologies in conditions of implementation of GEF UP. Presents tool support the formation of socialservices pupils of pre-school educational institutions. The essence of such form of work as the project activity, when the work includes not only students and teachers, but also their parents, allowing teachers to expand educational space, cognitive thinking, social connect child. Describes peculiarities of project activity in the preschool education system. Presents learning objectives the project activities for each age preschoolers. Outline the prospects of the method of projects, the expected result.

Keywords: humanistic approach, tool support, project method, design, principles of design and technology, sozialisierung, Federal state educational standard.

References

1. Veraksa, N. Ye. and Veraksa, A. N. 2008. Proyektnaya deyatel’nost’ doshkol’nikov. Po-sobiye dlya pedagogov doshkol’nykh uchrezhdeniy [=Project activity preschoolers. A manual for preschool teachers], Mosaica i synthesis, Moscow, 112 p.

94

ЧЕЛЯБИНСКИМ ГУМАНИТАРИИ 2014 № 2 (27)

2. Kiseleva, L. S., Danilina, T. A. and Lagoda, I. E. (2006), Proyektnyy metod v deyatel’nosti doshkol’nogo uchrezhdeniya [=Project method in the activities preschool], ARKTY, Moscow, 96 p.

3. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial’no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g. [=The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020], available at: http://www.pravo.gov.ru, accessed 21.05.2014.

4. Molchanov, S. G. (2013), “T’yutorat-praktika: stadium napisaniya stat’i” [=Tyutorat-practice: stadium writing], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 4 (25), pp. 59-80 (in Russ.).

5. Molchanov, S. G. and Voinichenko, N. V. (2010), Formirovaniye sotsial’nykh kompeten-tsiy v obrazovatel’nom uchrezhdenii. Instrumental’noye obespecheniye vospitatel’noy raboty [=Formation of social competence in the educational institution. Instrumental provision of educational work], IIUMTS Education, Chelyabinsk (in Russ.).

6. Molchanov, S. G. and Voronenko, G. G. (2009), Vospitaniye - instrument sotsializatsii i obrazovaniya [=Education as a tool of socialization and education], in: Aktual’nyye problemy povysheniya kachestva obshchego i professional’nogo obrazovaniya v usloviyakh modernizat-sii. Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, Chelyabinsk, 16 dekabrya 2008 [=Actual problems of improving the quality of general and vocational education in the context of modernization. Proceedings of the international scientific-practical conference, Chelyabinsk December 16, 2008], Part 2, Izd-vo IIUMTS «Obrazovaniye», Chelyabinsk (in Russ.).

7. Molchanov, S. G. and Tutatchikov, A. T. “Soderzhaniye sotsializatsii, sotsial’nyye kom-petentsii, sotsializovannost’” [=The content of socialization, social competence], in: Chelyabinskiy gumanitariy [=Humanities of Chelyabinsk], N 3 (9), pp. 87-97 (in Russ.).

8. Molchanov, S. G. (2012), Metodika otbora soderzhaniya sotsializatsii (OSS-DOU) i otsenivaniya sotsializovannosti mal’chikov i (ili) devochek (OS-DOU) v doshkol’nom obrazovatel’nom uchrezhdenii [=Method of selection of the content of socialization (OSS-DOW) and estimation socialization of boys and (or) girls (OS-BF) in preschool educational institution], Entsiklopediya, Chelyabinsk, 60 p. (in Russ.).

9. Molchanov, S. G. As to fulfill the IV-th category of the new state educational standard of preschool education[Text] / S. G. Molchanov. - Chelyabinsk, 2014. - 14C.

10. Federal’nyy gosudarstvennyy obrazovatel’nyy standarnt doshkol’nogo obrazovaniya. Prilozheniye kprikazuMinobrnaukiRossii № 1155 ot 17 oktyabrya 2013 g. [Federal State Educational standarnt preschool education. Appendix to the Order of the Russian Ministry number 1155 from 17 October 2013] (in Russ.).

11. Putin, V. V. (2012), “Poslaniye Prezidenta Vladimira Putina Federal’nomu Sobraniyu RF” [=Address of President Vladimir Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation], in: Rossiyskaya gazeta, N 287 (5960) ot 13 dekabrya 2012 g. - pp. 2-4 (in Russ.).

12. Zakon RF “Ob obrazovanii” ot 29.12.2012 [=The Law of Education, 29.12.2012] (in Russ.).

13. Khabarova, T. C. (2012), Pedagogicheskiye tekhnologii v doshkol’nom obrazovanii [=Pedagogical technologies in preschool education], Detstvo-Press, St. Petersburg, 80 p. (in Russ.)

Шайдулина Екатерина Сергеевна - заместитель заведующего МБДОУ «ДС» № 33 г. Челябинска, студент I-ого курса магистратуры Челябинского государственного педагогического университета. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.