В.В. Логинов
см
(О
Сведения об авторе:
Зинатулина Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, специалист Института дополнительного образования и профессионального обучения, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.
&mail: [email protected]
Information about the authors: Zinatulina Irina Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Specialist, Institute of further and professional education, South-Ural State University of Humanities and Education, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 796(07)
ББК 74.267.5
В.В. Логинов
ФОРМИРОВАНИЕ потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности
__ _ ______ U _ _ __ U
на занятиях физической культурой
В материале статьи рассматривается, как на основе формирования потребностно-мотивационной установки школьников 5-6 классов в игровой деятельности на занятиях физической культурой реализуются в полной мере субъект-субъектные отношения в процессе педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Значительно улучшается согласованность действий педагога и школьника, направленных на их физическое, когнитивное и социально-психологическое развитие. На занятиях третьего урока физической культуры используется широкий набор физических упражнений, формирующих потребностно-мотивационную установку обучающихся, основанных на использовании эйдетических, игровых, идеомоторных, музыкально-ритмических методов в условиях организации спортивно-соревновательных форм. Дается схема формирования потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой.
Показано, что стремление к успеху в игровой деятельности в условиях систематически выполняемых упражнений физической культуры стимулирует потребности юного спортсмена в достижении эффективных результатов спортивного мастерства.
Ключевые слова: формирование, школьники, потребностно-мотивационная установка, игровая деятельность, физическая культура.
V.V. Loginov
FORMING THE NEED-MOTIVATION ATTITUDE of school STUDENTS TO PLAYING AT PHYSICAL TRAINING CLASSES
Subject-subject relationships in teacher-student interactions fully actualized at physical training classes on the basis of need-motivation attitude of 5-6 form school students are discussed.
Teacher-student actions aimed at physical, cognitive, social and psychological development are much better adjusted. A wide scope of physical exercises forming the need-motivation attitude of students and based on eidetic, play, ideo-motion, musical and rhythmical methods are used at lesson three in sports competitions. A scheme of forming the need-motivation attitude of school students in playing at physical culture classes is proposed.
It is shown that success drive in playing during systematically practiced physical exercise stimulates the needs of the young athletes to achieve effective sportsmanship results.
Key words: formation, school students, need-motivation attitude, playing, physical training.
Потребностно-мотивационная установка обучающихся выступает сегодня одной из приоритетных содержательных характеристик человека на получение образования, которое является неотъемлемой ценностью его личного суждения о моральной и социальной ответственности в постоянно меняющихся высокотехнологичных конкурентных условиях. Уже в школе, как верно отмечают В.С. Беляев и А.С. Лопухина, дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в целостном представлении образовательной сферы физической культуры как важном элементе общей культуры человеческого бытия [1, с. 22-23].
В принятой и утвержденной Правительством Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 годы» многие направления в области физической культуры были сориентированы на решение безусловно важных для отечественного спорта и спортивно-образовательных задач: актуализировать деятельность
по оптимизации физкультурной подготовки всего населения страны с использованием передовых методик, применяемых в современных исследованиях. Однако доминанты развития научноисследовательских изысканий физической культуры школьников в документе отражены были явно недостаточно. Отсутствие в течение многих лет обоснованной и зафиксированной в программных документах цели в конечном итоге и привело, как справедливо считают В.П. Ратников и В.Ю. Дорошенко, к появлению большого количества не очень логично сконструированных по содержанию работ, которые только в ряде случаев можно считать научными [11, с. 179-182].
В силу указанного положения, для повышения целевого фокуса научных изысканий в области физической культуры и воспитания школьников, эти функции брали на себя издания многих
педагогических вузов. Данные тренды большого прорыва не сделали, но достаточно четко определили основные направления редакций журналов (вестников), направленные на повышение российского и международного авторитета изданий и физкультурного образования в целом. Для этого необходимы, как профессионально замечает английский ученый Дж.Г. Хоммер в статье «Игровая многомерность и рациональность», оригинальные продукты интеллектуальной деятельности, которые были бы конкурентоспособны не только на российском рынке научно-педагогических услуг, но и на международном [14, с. 279].
Однако в нормативных документах Минспорта драйвер развития физической культуры и спортивной науки в целом до сих пор четко и в явной мере не определен. И поэтому становится очевидным, что «родимые пятна» нашего спорта так и не будут определены и удалены. Ведь пресловутая проблема допинга - это в основном и есть следствие того, что юный спортсмен не имеет возможности и способности рационально с большим эффектом организовать спортивнотренировочный процесс.
В исследованиях Н.Н. Задуминой [2], Л.А. Кочемасовой [4], Э.Л. Можаева [6], Н.А. Петуховой [10] подчеркивается, что одним из важных и одновременно эффективных трендов формирования потребностно-мотивационной установки школьников-спортсменов в игровой деятельности на занятиях физической культурой является игровая деятельность обучающихся. Игра, как пишет Е.П. Ильин в учебном пособии «Психология физического воспитания», - одна из форм активности человека, которая в той или иной деятельности индивида обеспечивает ему познание и усвоение предметной и социальной действительности, которые позитивно влияют на психоэтическое развитие субъекта [3, с. 109-110]. Игра для детей младшего школьного возраста
Формирование потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой
со
(О
В.В. Логинов
(О
является, по мнению Н.И. Пономарева, ведущей формой их деятельности и активности [9, с. 226-227].
В структуре человеческой деятельности и феномене игровой деятельности, развиваемой в работах ученых под редакцией В.Н. Лавриненко, игровая деятельность определяется как интерес субъекта, предмет которого лежит в самом процессе осуществления [11, с. 136]. Конечно, как отмечает ряд авторов Э.Л. Можаев и Р.К. Бикмухаметов [7], А.Я. Найн [8], Л.А. Кочемасова [4], Н.А. Петухова [10]), такое определение является несколько самоочевидным и не очень убедительным, оно подчеркивает лишь мотивационный аспект игровой деятельности, не затрагивая глубинные аспекты содержания самой игры.
В психолого-педагогических источниках [3; 9; 12; 13; 14] игра вполне оправданно характеризуется как специфический вид человеческой деятельности. Ее можно определить как социальнорефлексивное средство, на основе которого субъект, используя социальные отношения, формирует собственные установки на выбор средств прежде всего коммуникативной деятельности. Последнее, по утверждению Й. Хейзинга, является универсальной формой любой деятельности, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения [13, с. 163-165].
Изучаемую нами проблему формирования потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой не обходит вниманием и такая наука, как социальная философия [12]. В учебном пособии для вузов под редакцией В.Н. Лавриненко отмечается, что игровая деятельность детей и подростков прежде всего формирует мышление играющих. У них развиваются основы креативности, поскольку в условиях реализованной свободы играющие могут изобрести, открыть, найти неожиданный прием, подход к решению задачи [12, с. 219-220].
Игровая деятельность школьников на занятиях физической культуры, как считает Э.Л. Можаев, это такое действие,
которое сопровождается усилиями и мотивами, которые несут с собой радость преодоления себя, своей воли. Настроение игры - это своего рода праздничный восторг, несмотря на то, является ли игра самодеятельностью, просто забавой или целенаправленно организованной. Главное, что это действо протекает в определенно созданных условиях, местах и содержат смысл. Игра, особенно с младшими школьниками, организуется на добровольной основе, по добровольно принятым правилам, вне сферы какой-либо спортивно-тренировочной пользы или эффективности [6, с. 4-5].
Понятие «деятельность» в литературе представлено уже достаточно развернуто и убедительно. В нашем изыскании в большей мере обращается внимание на содержание игровой деятельности школьников 12-13 лет на занятиях физической культуры [5, с. 24-26].
Игровая деятельность школьников на занятиях физической культуры отмечается важными явлениями осознанной организации ее осуществления. Последнее базируется на основе развития методов активного обучения подростков в условиях организации спортивно-игровых сюжетов, взятых из реального окружения участника игры. Только когда субъект деятельности, по мнению Э.Л. Мо-жаева, начинает осуществлять игровые действия по выполнению тех или иных деятельностно-игровых процедур, можно говорить об организации игровой спортивно-тренировочной деятельности и эффективного игрового отношения к ней учащегося. При таком подходе можно согласиться с автором, что мыслительный и мотивационный компоненты игровой деятельности учащихся формируют творческое отношение к процессу игровой деятельности [7, с. 18-19].
Как показала организованная нами широкомасштабная опытно-экспериментальная работа (n = 978 чел.) по формированию потребностно-моти-вационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой, важное преимущество игры школьников на занятиях физической культурой состоит в воз-
можности организации диагностики и коррекции мотивационных способностей школьников в области физической культуры. Опираясь на полученные результаты, преподаватель корректирует спортивно-тренировочные приемы и технологии, которые не могут быть использованы иными педагогическими средствами. Анализируя полученные результаты и оценивания деятельности участников спортивной игры, можно с достаточно высокой степенью достоверности оценить моральные и личностные качества детей.
Опыт показал, что одним из эффективных подходов к формированию потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой является Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне», реализуемый в основном на третьем уроке занятий физической культурой. Третий час, по мнению Н.Н. Заду-миной, - это великолепная возможность не только расширить диапазон двигательной активности, но и глубже изучить теоретический материал, реализовать проектную деятельность. «Какая там теория, неужели и на “физре” детям опять надо что-то читать, что-то учить?!» - возмутятся некоторые. Но ведь мы же постоянно говорим о гармоничном воспитании человека, а тут одними только физическими упражнениями не обойтись [2, с. 70]. Тем более что изучение истории Олимпийских игр, рассказы о наших чемпионах, их спортивных подвигах, о преодолении себя помогают создать ту самую потребностно-мотивационную установку школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой, без которой не обойтись.
Чтобы Всероссийский физкультурноспортивный комплекс «Готов к труду и обороне» привнес желаемые, а не декларируемые результаты, а нация действительно стала более здоровой и сильной, необходимо смотивировать, на добровольной основе заинтересовать в этом все население, а не только учащихся школ. Здесь необходима государственная концепция пропаганды массового
спорта, чтобы та радость всенародного единения, которую мы почувствовали в период Олимпиады в Сочи во многом благодаря отличной работе большой команды спортсменов, тренеров, обслуживающих специалистов, была трансформирована в развитие здоровьесберегающих технологий. Общеобразовательные и особенно детско-юношеские спортивные школы Олимпийского резерва должны безусловно стать центром популяризации занятий физическими упражнениями, причем как для детей, так и для взрослых. Но вряд ли они способны сделать это без должного финансирования и без привлечения профессиональных кадров. Однако, как считает Н.Н. Заду-мина, если этого не сделать, успех любых инициатив в спортивной сфере, в том числе при внедрении комплекса ГТО, будет мизерным [2, с. 69-73].
В нашем исследовании важным содержательным фактором является изучение организационно-педагогических условий формирования устойчивой потребностно-мотивационной установки, имеющей важное значение для физической подготовки учащихся, занимающихся спортом, и разработка комплекса упражнений, формирующихмотивациюк постоянным спортивно-тренировочным занятиям.
Мотивация учащегося, увлеченного занятиями физической культуры, можно представить, по мнению Н.И. Пономарева, в виде последовательности, основанной на систематических занятиях физическими упражнениями, поскольку реализация любой деятельности опирается прежде всего на проявление потребности и целей подростка [9, с. 136-137].
Процесс формирования у школьников потребностно-мотивационной установки на активные занятия физической культурой в игровой деятельности является одним из знаковых условий повышения качества физкультурного образования молодежи. Важно, чтобы педагог оказал поддержку юному спортсмену и всячески поощрял вербально его спортивные успехи. При этом, безусловно, необходимо внимание к каждому школьнику, успешное развитие его мотивации
Формирование потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой
Ю
(О
В.В. Логинов
(О
(О
и активности в игровой деятельности на занятиях физической культурой. Но успех обучения, как известно, возможен только при условии, если учитель включен в активный творческий поиск, изучены потребности и интересы школьников, увлеченных занятиями спорта, а педагогом используются те инновационные средства, на основе которых проектируется устойчивая мотивация юных спортсменов.
Изучаяпроблемуформированияупод-ростков потребностно-мотивационной установки на занятия физической культурой в игровой деятельности, нами разработан и верифицирован в опытноэкспериментальной работе интересный опыт мотивации учащихся к занятиям физической культурой (рис. 1).
Методика предусматривает организацию дважды в месяц спортивно-игровых соревнований с целью определения «Мисс Грация» и «Мистер Сила». В нашем опыте участвовали в разное время подростки 5-6 классов двух опорных детско-юношеских спортивных школ № 1 им. Е. Елесиной и № 2 им. Л.Н. Моисеевой г. Челябинска и учащихся спортивного колледжа УралГУФК (n = 978). В апробированную нами методику входят три задания на творческий конкурс и пять на физическую подготовленность ребят. Само название спортивноигровой деятельности «Мисс» и «Мистер» способствует формированию внутренней потребностно-мотивационной установки ребят, так как используются рефлексивно-эмоциональные факторы и рецептивно-мотивационный компонент, которые позволяют учащимся утвердить себя в среде окружающих. Особенно зрелищными во время игровой деятельности на занятиях физической культурой были технические умения школьников в спортивной гимнастике: умение соблюдать ритм движения (последовательность и плавность перехода от одного элемента к другому, синхронность); умение сохранять статическую устойчивость, балансировать в сложно-равновесных положениях; безупречное владение безопорными прыжками и вращениями; умение эстетично и легковесно выполнять упраж-
нение (легкость выполнения элементов, стиль, красота линий); владение приземлениями в прыжках и соскоках.
Творческий конкурс предусматривает: конкурс рисунков на спортивноигровую тематику, например, «Соревнования легкоатлетов», «Зимние Олимпийские игры», «Спортивные состязания в танцах на улице», «Мой любимый вид спорта» и др.; конкурсы-викторины, где юные спортсмены имеют возможность ответить на вопросы по видам Олимпийских соревнований, показать свою эрудицию по истории становления Олимпиад и выдающихся спортсменов Олимпийских игр России. Подготовка творческих выступлений включает, например, танец по изображению вида спорта, чтение стихов спортивной тематики и демонстрация спортивно-силовых упражнений по различным видам спорта и др.
В спортивный конкурс входят бег на дистанции 60-80 м; 100-130 м; 200-250 м; 250-300 м; 300-380 м. Прыжки в длину, в высоту, подтягивания, метание учебной гранаты; по выбору (желанию) школьника можно принять участие в спортивном единоборстве. Специальное жюри определяет баллы, которые распределяются следующим образом: 0 раз - 1 балл (за участие); 2 раза - 3 балла; три лучших результата - 5 баллов. Чередование упражнений и особенно активное участие в творческом конкурсе позволяет аутсайдерам проявить свои возможности и улучшить результаты участия в игровой деятельности на занятиях физической культурой.
Выводы. В исследовании установлено: в потребностно-мотивационной установке юных спортсменов на овладение ценностями физической культуры на первом месте стоит достижение успеха в спортивных соревнованиях (выполнение физических упражнений). Это и оправдано: успешность состязаний уже в игровой деятельности формирует у школьника целенаправленную, специально организуемую на подсознании учащегося психологическую установку, которая и определяет ценностный выбор. Сама потребностно-мотивационная установка школьников в игровой деятельности на занятиях физической куль-
Содержание спортивно-разв ивающих упражнений
Девочки Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед за 2 мин. Прыжки в высоту за 2 мин, Прыжки через скакалку за 2 мин. Поднимание туловища из положения лежа за 40 сек. Челночный бег 4x10. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед 2 мин. Прыжки через скакалку, Прыжки в высоту за 2 мин. Поднимание туловища из положения лежа за 40 сек. Челночный бег 4x10. Прыжки через скакалку за 2 мин. Прыжки в высоту за 2 мин. Прыжки в длину с места. Прыжки на одной ноге с продвижением вперед. Поднимание туловища из положения лежа за 40 сек. Прыжки в высоту за 2 мин.
Прыжки через Челночный бег Челночный бег Подтягивание.
скакалку 4x50. Подтягива- 4x50. Подтягива- Отжимания.
S и за 3 мин. Подтя- ние. Отжимания. ние. Отжимания, Прыжки в длину
Н т да гивание. Отжи- Поднимание туло- Поднимание туло- с места. Вис.
манил. Вис. Под- вища из положения вища из положения Поднимание ту-
2 нимание тулови- лежа за 50 сек. лежа за 35 сек. ловища из поло-
ща из положения Прыжки в длину Прыжки через ска- жени я лежа
лежа за 35 сек. с места калку за 1 мин. за 35 сек.
+ Ф —^
Сила - стрсс-соустойчивость Быстрота- внимание Скоростно-силовые способности - психологические реакции Координация - движение Выносливость - терпеливость
+ * ▼ *
Уровень физической подготовленности у школьников
Рис. 1. Формирование потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой
Формирование потребностно-мотивационной установки школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой
о>
->|
В.В. Логинов
00
(О
турой включает в себя ценности занятий физическими упражнениями, от выбора которых зависит успешность будущей спортивной деятельности (настойчивость, надежность, здоровье). Личностная целеустремленность к успеху в игровой деятельности на занятиях физиче-
ской культуры неизбежно связывается юным спортсменом с современными направлениями и тенденциями в развитии системы спортивной тренировки, с его потребностями в постижении наиболее эффективных приемов повышения спортивного мастерства.
Библиографический список
1. Беляев, В.С. Актуальные проблемы физкультурного образования школьников [Текст] / В.С. Беляев, А.С. Лопухина // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. -№ 5. - С. 22-24.
2. Задумина, Н.Н. Методические аспекты развития соревновательной деятельности школьников на уроках физической культуры [Текст] / Н.Н. Задумина. - Пенза: ПГПУ им. В.Г Белинского, 2011. - 173 с.
3. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания [Текст]: учеб. пособие / Е.П. Ильин. - М.: Просвещение, 1987. - 288 с.
4. Кочемасова, Л.А. Воспитательная среда как фактор развития потенциала школьника на уроках физической культуры [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.А. Кочемасова. - Оренбург, 2007. - 18 с.
5. Логинов, В.В. Актуализация саморазвития подростков в процессе занятий физической культурой [Текст] / В.В. Логинов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2016. -№ 1. - С. 24-26.
6. Можаев, Э. Л. Игровая деятельность как объект полипарадигмального исследования [Текст] /
Э.Л. Можаев // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - № 4. - С. 3-5.
7. Можаев, Э.Л. Игра в структуре человеческой деятельности [Текст] / Э.Л. Можаев, Р.К. Бикмухаметов // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 12. - С. 18-19.
8. Педагогическая наука и образование [Текст]: сб. науч. тр. / отв. ред. А.Я. Найн. - Челябинск: УралГУФК, 2015. - Вып. 15. - 384 с.
9. Пономарев, Н.И. Социально-психологические функции физической культуры и спорта [Текст]: учеб. пособие / Н.И. Пономарев. - М.: ФиС, 2009. - 310 с.
10. Петухова, Н.А. Педагогические условия развития личности учащихся начальной школы на уроках физической культуры [Текст]: метод. рекомендации / Н.А. Петухова. - Новокузнецк: КГПА, 2002. - 47 с.
11. Ротников, В.П. Структура человеческой деятельности и феномен игровой деятельности [Текст] / В.П. Ротников, В.Ю. Дорошенко; под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1995. - 240 с.
12. Социальная философия [Текст]: учеб. пособие для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - М.: Высш. шк., 2007. - 348 с.
13. Хейзинга, Й. Homo ludens [Текст] / Й. Хейзинга. - М.: Прогресс, 1992. - 182 с.
14. Хоммер, Дж.Г Игровая многомерность и рациональность [Текст] / Дж. Г Хоммер. - М.: Прогресс, 2006. - 304 с.
Reference
1. Belyaev V.S., Lopukhina A.S. Topical problems of physical traing of school students. Fizicheskaia kul-tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2015. № 5. P 22-24. [in Russian].
2. Zadumina N.N. Methodological aspects of developing the competitions at physical training classes. Penza: PGPU im. V.G. Belinskogo. 2011. 173 p. [in Russian].
3. Ilin E.P Psychology of physical training. M.: Prosveshchenie. 1987. 288 p. [in Russian].
4. Kochemasova L.A. Education environment as a factor to develop school student potential at physical training classes. Author’s transcript. Dis. ... candidate of sciences (Education0 Orenburg, 2007. 18 p. [in Russian].
5. Loginov V.V. Actualization of teenagers development at the classes of physical training. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2016. № 1. P. 24-26. [in Russian]
6. Mozhaev E.L. Playing as an object of play-paradigm research. Fizicheskaia kultura: vospitanie, obrazo-vanie, trenirovka. 2011. № 4. P 3-5. [in Russian].
7. Mozhaev E.L., Bikmukhametov R.K. Game in the structure of human activities. Teoria i praktika fiz-icheskoikultury. 2010. № 12. P 18-19. [in Russian].
8. Pedagogical science and education. Ed. A.Ya. Nain. Chelyabinsk. UralGUFK, 2015. - Vyp. 15. 384 с. [in Russian].
9. Ponomarev N.I. Social and psychological functions of physical culture and sports. M.: FiS. 2009. 310 p. [in Russian].
10. Petukhova N.A. Pedagogical conditions of developing the primary school student personality at physical training classes. Novokuznetsk: KGPA, 2002. 47 p. [in Russian].
11. Rotnikov V.P, Doroshenko V.Yu. Structure of human activities and playing phenomenon. M.: Kultura i sport; YuNITI, 1995. 240 p. [in Russian].
12. Social philosophy. Ed. V.N. Lavrinenko. M.: Vysshaia shkola, 2007. 348 p. [in Russian].
13. Huizinga J.Homo ludens. M.: Progress, 1992. 182 p. [in Russian].
14. Hommer J.H. Game dimentionality and rationality. M.: Progress. 2006. 304 p. [in Russian].
Сведения об авторе:
Логинов Виктор Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент, доцентв кафедры лыжного спорта, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Российская Федерация.
Kmail: [email protected]
Information about the author:
Loginov Viktor Viktorovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Ski Sports, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 372 ББК 74.100.5
А.С. Микерина, С.Д. Кириенко
исследовательская деятельность
КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛьНОСТИ
и инициативы у детей дошкольного возраста1
В данной статье рассматривается проблема формирования самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста в процессе организации исследовательской деятельности. Автор раскрывает содержание основных понятий, проводит теоретический анализ изучаемой проблемы, раскрывает основные формы исследовательской деятельности дошкольников. В статье представлены педагогические условия организации исследовательской деятельности в дошкольном образовании.
Ключевые слова: самостоятельность, инициатива, формирование, развитие, ребенок дошкольного возраста, исследовательская деятельность.
1 Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательских работ по теме «Организация исследовательской и экспериментальной деятельности дошкольников в рамках реализации ФГОС» (договор на выполнение НИР от 18.10.2016 г. № 16-1305, заказчик - ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева»).
Исследовательская деятельность как условие формирования самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста
о>
(О