Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста
Т. И. Тарабарина
В статье дается характеристика понятия «отношение к труду» применительно к детскому возрасту. Кроме того, представлены исследования ученых по проблеме формирования положительного отношения к труду у дошкольников.
Ключевые слова: отношение положительное, индифферентное, негативное, компоненты познавательный, эмоциональный, поведенческий факторы, формирование, дошкольники, труд.
Formation of the Positive Relation to Work of Children of Preschool Age
T. I. Tarabarina
In this article the author gives the concept characteristic «the relation to work» with reference to children's age. Researches of scientists on a problem of formation of the positive relation to work at preschool children are presented.
Key words: relation positive, indifferent, negative, components cognitive, emotional, behaviora, factors, formation, preschool children, work.
В настоящее время в психолого-педагогических работах отношение к труду рассматривается как «социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда» [3. С. 66-67]. Эта трактовка требует уточнения содержания названных компонентов применительно к детям дошкольного возраста. Так, когнитивный компонент, ориентирующийся на анализ исследований по дошкольной педагогике, составляют знания и представления о труде взрослых (В. И. Глотова, С. М. Котлярова, Г. П. Лескова), его общественной значимости (В. И. Логинова, Я. З. Неверо-вич), о тружениках (С. А. Козлова, С. М. Котлярова, А. Ш. Шахманова), о положительном отношении к труду (А. М. Виноградова, Г. Н. Година, Е. И. Радина). Кроме того, это осознание необходимости трудиться (Р. С. Буре, А. Д. Ша-това), умение использовать орудия труда (Л. Е. Образцова) и т. д.
Аффективный компонент включает в себя положительное эмоциональное отношение к целенаправленной деятельности (В. К. Котырло), склонность к работе (К. И. Исмаилова), желание трудиться на пользу людям, интерес к труду (Л. Е. Образцова), стремление принимать участие в труде (Д. В. Сергеева).
Поведенческий компонент представлен личностными качествами ребенка, влияющими на характеристику процесса труда: включение, способность к длительному сосредоточению (Л. Е. Образцова); готовность проявить усилие, направленное на преодоление трудностей (Д. В. Сергеева); отношение к полученному результату, удовлетворение от успехов (Р. С. Буре, С. М. Вольфсон, Я. З. Неверович).
Таким образом, понятие «отношение к труду» применительно к дошкольникам включает
а) наличие необходимых знаний и представлений (когнитивный компонент);
б) характеристику эмоциональной окраски деятельности ребенка в работе (аффективный компонент);
в) степень активности в деятельности (поведенческий компонент).
В современной психолого-педагогической науке выделяют положительное, индифферентное и негативное отношение к труду. Характер отношения определяется ориентированностью и уровнем развития его структурных компонентов - познавательного, эмоционального, поведенческого.
Существует мнение, что в дошкольном возрасте трехкомпонентная структура отношения к труду не является вполне сформированной в силу возрастных особенностей детей, поэтому не должна оцениваться однозначно (В. К. Котырло). Так, познавательный компонент в этом возрасте не может служить определительным признаком, поскольку он не сформирован окончательно. Поведенческий компонент отношения к труду в дошкольном возрасте носит непостоянный, ситуативный характер. У ребенка-дошкольника часто наблюдается зависимость поведенческого компонента от эмоционального, который, следовательно, и влияет на его поведение. По мнению В. К. Котырло, «правомерно рассматривать соотношение когнитивного и эмоционального как величину подвижную, изменяющуюся» [2. С. 12]. Автор считает, что чем младше ребенок, тем меньше в его отношении представлены знание и опыт, тем большее значение имеют эмоции. Кроме того, превалирование эмоциональной составляющей над когнитивной наиболее ярко проявляется там, где отношение становится регулятором поведения. Таким образом, как замечает В. К. Котырло, между терминами «отношение» и «эмоциональное отношение» применительно к дошкольному возрасту можно ставить
знак равенства. Признавая тот факт, что в дошкольном возрасте эмоциональный компонент является определяющим в системе отношений, мы считаем, что два других компонента также оказывают влияние на формирование отношений, ибо в этом возрасте происходит их становление. Таким образом, при формировании положительного отношения к труду необходимо ставить задачу развития всех трех его компонентов.
Известно, что при формировании положительного отношения к труду используются такие средства, как ознакомление с трудом взрослых, информирование о (его) общественной значимости и организация трудовой деятельности детей (с учетом возрастных и индивидуальных возможностей). Рассмотрим их подробнее.
Исследования показывают, что обогащение знаний детей о труде взрослых может проходить двумя путями. Первый путь - это показ труда представителей разных профессий; чтение детской литературы, содержащей рассказы о разных профессиях; проведение экскурсий на производство. Второй путь - непосредственная организация совместной деятельности взрослых и детей, в процессе которой взрослый не только сообщает детям конкретные знания, но и демонстрирует на собственном примере лучшие стороны труженика.
В отечественной педагогике достаточно хорошо изучен первый путь.
Так, в работах В. И. Глотовой, С. М. Котляро-вой, Г. П. Лесковой указывается на то, что процесс формирования у детей представлений о труде взрослых является одним из средств воспитания уважения и любви к труду. В ряде других работ также отмечается, что обогащение знаний детей о разных видах труда взрослых, о роли труда в жизни людей, об отношениях, возникающих в процессе труда, способствует воспитанию положительного отношения к труду (А. М. Виноградова, Г. Н. Година, Р. Н. Дзарасов, Е. И. Радина и др.).
Исследования С. А. Козловой, М. В. Крулехт посвящены изучению социального становления личности дошкольника. По мнению М. В. Кру-лехт, социальное становление происходит в ходе формирования системных знаний (об общественных явлениях, о жизни и трудовой деятельности людей и т. п.), что оказывает большое воспитательное воздействие на усвоение нравственных норм поведения, в том числе и на осознанное отношение к окружающему миру, к труду.
Кроме того, формирование представлений о труде взрослых повышает у детей интерес к трудовой деятельности, вызывает желание быть по-
хожими на тружеников, подражать им (В. И. Глотова, С. А. Козлова, С. М. Котлярова, А. Ш. Шахманова). Вместе с тем, в исследованиях доказана возможность усвоения дошкольниками элементарного понимания общественной значимости труда и необходимость формирования таких знаний именно в дошкольном возрасте (В. И. Глотова, Г. П. Лескова, В. И. Логинова, Я. З. Неверович и др.). Понимание общественной значимости труда взрослых оказывает влияние и на поведение детей, их отношение к собственной практической деятельности, побуждает включаться в труд.
Большое значение нравственно ценной мотивации трудовой деятельности в воспитании положительного отношения к труду придает Я. З. Неверович. Осознание общественных мотивов труда взрослых, по ее мнению, служит основанием для включения дошкольников в собственную трудовую деятельность. Как указывает Я. З. Неверович, путь побуждения детей к труду идет от осознания ими значимости труда взрослых к возникновению положительного отношения к людям труда, а затем и к формированию желания помогать взрослым в их труде. Продолжая эту мысль, Е. И. Радина замечает, что важно не только научить ценить труд, пробудить интерес к нему, но и воздействовать на поведение детей - вызвать желание трудиться, работать добросовестно, старательно.
Важным является положение о том, какое влияние на детей оказывает их совместная деятельность со взрослыми. По мнению Е. И. Ради-ной, экскурсии и беседы (что часто встречается в практике) недостаточны для воспитания положительного отношения к труду. Современно звучат поставленные исследователем вопросы о необходимости и возможности организации совместной деятельности взрослых и детей. К такой форме организации детского труда Е. И. Радина советует привлекать не только воспитателей, но и других сотрудников детского сада. Совместная деятельность, где взрослый и дети выступают как партнеры по труду, не ведет к «перевзрослению» детей, перегрузке их непосильными делами и знаниями, а является мощным средством формирования нравственных качеств личности, в том числе положительного отношения к труду, доказывает Е. И. Радина.
Как было указано выше, формирование положительного отношения к труду происходит и в процессе трудовой деятельности дошкольников. Особенности воспитания у них умения и желания трудиться при организации разных видов
труда изучают: в самообслуживании - Р. С. Буре, Г. Н. Година, В. Н. Нечаева, Л. А. Порембская; в хозяйственно-бытовом труде - Р. С. Буре, Г. Н. Елисеева, Д. В. Сергеева, А. Д. Шатова; в ручном труде - К. И. Исмаилова, Е. Я. Беляева, Е. Б. Горунович, Э. К. Гульянц, Х. Зорген, Л. В. Куцакова; в труде по уходу за растениями и животными - С. А. Веретенникова, Б. Кейта, Е. И. Корзакова, Л. Е. Образцова, А. Г. Тулеге-нова, В. Г. Фокина.
Исследования показывают, что успех в воспитании положительного отношения к разным видам труда (хозяйственно-бытовому, ручному, в природе) возможен только тогда, когда дети овладеют трудовыми навыками и умениями (Р. С. Буре, Г. Н. Година, Л. П. Ионова, Я. З. Не-верович). Процесс обучения необходимым навыкам и умениям авторы связывают с определенными возрастными периодами в жизни ребенка. Для обеспечения дифференцированного подхода в трудовом воспитании необходимо изучение индивидуальных возможностей ребенка, которые влияют не только на уровень его трудовых умений и навыков, но и на отношение к труду, готовность к деятельности (И. А. Арямов, Я. И. Ко-вальчук).
Исследователи отмечают, что формирование положительного отношения к труду у детей происходит только в процессе систематической трудовой деятельности. Систематичности включения дошкольников в трудовую деятельность можно достичь разными путями. По мнению Л. Ф. Островской, этому способствует выработка навыков самообслуживания и поддержание детской самостоятельности. Необходимость такого подхода автор объясняет особенностями психики ребенка - стремлением к независимости от опекающих его взрослых.
Г. Н. Година придает большое значение методам формирования навыков самообслуживания. Повседневность этого труда создает возможность для активного усвоения нужных навыков и систематического включения в труд, считает автор. Необходимым условием, позволяющим решать задачу воспитания, является постановка цели, имеющей значимость для детей. В этом случае трудовое задание становится средством ее достижения, что и побуждает даже младших дошкольников к овладению необходимыми действиями. Воспитательную значимость самообслуживания также подчеркивают Р. С. Буре, Л. А. Порембская.
Интересные положения о формировании детской самостоятельности приводят П. Поппер и
Й. Раншбург. Авторы определяют две альтернативные позиции взрослых к проявлению детской самостоятельности: подбадривающую и запрещающую. Они показывают, что у ребенка, научившегося ходить и манипулировать окружающими его предметами, проявляется очень сильная потребность в чувстве «собственной компетенции» (П. Поппер, Й. Раншбург). Эта потребность проявляется и в таком всем известном явлении, когда ребенку хочется участвовать в деятельности, и в частности в самообслуживании. И здесь очень важно, замечают исследователи, какая позиция выбрана взрослыми: подбадривающая или запрещающая. В первом случае у ребенка постепенно будет крепнуть чувство уверенности в своих силах, тогда как во втором — под влиянием запрета уверенность теряется или вообще не вырабатывается. Поддержка взрослых, положительная оценка ими возможностей детей, стимулирование «компетенции» позволит формировать не только положительное отношение к деятельности, но и необходимые качества личности (самостоятельность, ответственность, уверенность в себе).
Проблема формирования положительного отношения к труду рассматривается также в связи с изучением отдельных форм организации детского труда и их систематического использования в работе детского сада. По мнению А. Д. Шатовой, воспитывающий эффект могут иметь трудовые поручения. Разнообразие трудовых поручений по содержанию, объему, особенностям организации создает широкие возможности для систематического использования их в воспитательной работе с детьми, считает автор.
Возможность повседневного приобщения всех детей группы к посильному труду приучает их быть занятыми, находить себе полезное занятие, что создает в группе дружескую атмосферу и способствует воспитанию правильного отношения к труду, отмечает Г. М. Киселева. По данным З. Н. Борисовой, систематического включения дошкольников в труд можно добиться, организуя дежурства по столовой, по подготовке к занятиям, в уголке природы. Рассматривая коллективный труд как средство формирования положительного отношения к труду и взаимоотношений между детьми, Р. С. Буре рекомендует достигать частоты и регулярности включения в труд путем увеличения объема работы и разнообразия форм ее организации. Еженедельный коллективный труд, где дети старшего дошкольного возраста распределяются по звеньям и выполняют разную работу, наличие ежедневных
индивидуальных и общих поручений, разных видов дежурств с участием всех детей - все вместе взятое позволяет достичь такого результата.
Важным условием воспитания положительного отношения к труду является также наличие активных методов педагогического руководства (Л. Ю. Гордин, Л. В. Крайнова, Э. Ш. Натанзон и др.).
Существуют различные подходы к использованию методов педагогического воздействия. Например, Е. И. Радина предлагает такие методы, как правильная оценка детского труда, одобрение, поощрение, разумная требовательность, контроль и пр. М. А. Пановой разработана система дифференцированных педагогических воздействий, учитывающих особенности характера ребенка. В работах Л. Е. Образцовой предложена система педагогических воздействий, учитывающая индивидуальные характеристики отношения детей к труду и направленная на воспитание трудолюбия. Д. В. Сергеева связывает характер педагогических воздействий с уровнями сформированности положительного отношения к труду. В исследовании А. Г. Тулегеновой представлена система методов педагогического руководства и их постепенная смена, учитывающая динамику развития у дошкольников положительного отношения к труду.
Как известно, особенностью трудовой деятельности является ее результативность. На воспитательное значение этой стороны труда дошкольников указывает ряд авторов (Р. С. Буре, С. М. Вольфсон, К. Я. Вольцис, К. А. Климова, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева). Авторами замечено, что если ребенок видит результат своего труда, осознает его значимость для других, то это влияет на воспитание у него уважения и любви к труду.
Доказано, что формирование положительного отношения к труду в значительной степени обеспечивается условиями воспитания ребенка не только в детском саду, но и в семье (Д. О. Дзин-тере, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, Л. Ф. Островская). Авторы исследований отмечают, что в семье имеются наиболее благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия, и подчеркивают важность систематической организации посильного труда в решении этой проблемы. На необходимость организации совместного труда родителей и детей указывала Л. В. Загик. Она подчеркивала, что дети учатся у родителей не только правильным трудовым приемам: в совместном труде между ними возникает обмен мнениями, проявляются чувства восхищения и
уважения мастерством взрослого, что важно для формирования положительного отношения к труду.
Сила семейного воспитания, по мнению Т. А. Марковой, связана в большей мере с наличием трех специфических факторов. Во-первых, оно носит глубоко эмоциональный, интимный характер, так как основано на родственных связях и привязанностях. В благоприятных педагогических условиях этот фактор оказывает сильнейшее влияние на формирование личности ребенка. Во-вторых, это фактор постоянства и длительности воспитательных влияний отца и матери, других членов семьи в самых разных жизненных ситуациях. И наконец, в-третьих, семейное воспитание создает естественные условия для включения детей в самые разнообразные семейные отношения и деятельность. Вместе с тем, Т. А. Маркова считает, что только объединение усилий семьи и детского сада, взаимосвязь и содружество воспитателей и родителей, «единые линии воспитания» позволяют осуществлять комплексный подход к формированию нравственных качеств личности, и в том числе положительного отношения к труду.
Таким образом, изучение педагогических исследований позволяет говорить о влиянии различных факторов на формирование у дошкольников положительного отношения к труду. Это обогащение знаний о труде взрослых, его общественной значимости; развитие мотивов труда; усвоение детьми трудовых умений и навыков; создание в процессе труда эмоциональной атмосферы; методы и приемы педагогического воздействия; единство требований детского сада и семьи в вопросах воспитания дошкольников.
В заключение хочется отметить, что отечественная педагогика накопила огромный опыт в деле трудового воспитания дошкольников. Более того, в 50-90 гг. ХХ века вопросы трудового воспитания детей затрагивали в своих исследованиях многие ученые. Однако в настоящее время этой проблеме, на наш взгляд, не уделяется должного внимания. Но хочется верить, что проблема трудового воспитания дошкольников найдет свое отражение и в современных научных исследованиях.
Библиографический список
1. Буре, Р. С. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / Р. С. Буре // Обучение и воспитание дошкольников в деятельности / научный ред. Р. С. Буре. - М. : А. П. О., 1994. - С. 74-91.
2. Котырло, В. К. Пути изучения у дошкольников эмоционального отношения к другим людям [Текст] / В. К. Котырло // Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. - М. : Педагогика, 1987. - С. 8-22.
3. Раншбург, И. Секреты личности [Текст] / И. Раншбург, П. Поппер. - М. : Педагогика, 1983. - 157 с.
4. Тарабарина, Т. И. Трудовое воспитание дошкольников в детском доме [Текст]: учебное пособие для вузов / Т. И. Тарабарина. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2002. - 84 с.
5. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 1984. - 95 с.
6. Философский словарь [Текст] / под ред. И. Т. Фролова. - Изд. 5. - М. : Политиздат, 1987. -590 с.