DOI 10.23859/1994-0637-2019-3-90-19 УДК 373.24
© Тимошина Е. И., Арсенова М. А., Першина Т. В., 2019
Тимошина Елена Игоревна
Кандидат педагогических наук, доцент,
Череповецкий государственный
университет
(Череповец, Россия)
E-mail: timoshina1965@yandex.ru
Timoshina Elena Igorevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: timoshina1965@yandex.ru
Арсенова Марина Алексеевна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: y0sh@yandex.ru
Першина Татьяна Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: pershina69@list.ru
ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Arsenova Marina Alekseevna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: y0sh@yandex.ru
Pershina Tatiana Valentinovna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: pershina69@list.ru
VALUES-BASED FOUNDATIONS OF FOSTERING DILIGENCE IN PRESCHOOL CHILDREN
Аннотация. Предметом исследования в рамках данной статьи явилась проблема воспитания трудолюбия у дошкольников в контексте аксиологического подхода, которая рассматривалась в трех аспектах: определение роли ценностей переживания, преобразование познавательных ценностей в структуре трудолюбия у ребенка-дошкольника; диагностика компонентов ценностного отношения к труду у детей дошкольного возраста; средства и методы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста на основе формирования ценностного отношения к труду в образовательном пространстве детского сада. В статье представлены результаты теоретико-прикладного исследования, целью которого являлась оценка эффективности включения в образовательный процесс детского сада комплекса педагогических условий, способствующих формированию у детей дошкольного возраста ценностного отношения к труду как основы
Abstract. The research subject of the paper is the problem of fostering diligence in preschool children in the context of the axiological approach. The authors identify three aspects: the role of experience, transformation and cognitive values in the structure of diligence in preschool children; diagnostic assessment of the values-based attitude to work components in preschool children; means and methods of fostering diligence in preschool children on the basis of the values-based attitude to work formation in a kindergarten. The results of the theoretical and applied research present efficiency evaluation of incorporating pedagogical conditions in the learning process in a kindergarten and thus contributing to the formation of the values-based attitude to work in preschool children as the ground for fostering diligence. The authors describe a pedagogical experiment that was carried out for three years in a preschool educational institution. At the constitutive stage, the diagnostic assessment focused on
воспитания трудолюбия. В соответствии с целеполаганием на базе дошкольного образовательного учреждения в течение трех лет был проведен полный педагогический эксперимент. На констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика ценностного отношения к труду и воспитанности трудолюбия у детей 5-7 лет. На формирующем этапе проверялось предположение о том, что воспитанность трудолюбия у старших дошкольников будет определяться интеграцией в образовательный процесс детского сада комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к труду, включающего три группы ценностей (переживания, преобразования и познавательных ценностей). В ходе контрольного этапа выявлен устойчивый рост воспитанности трудолюбия у всех детей, участвующих в эксперименте, а также позитивная динамика по всем трем группам ценностей, наибольшая же прослеживалась по ценностям преобразования и переживания.
Ключевые слова: ценностное отношение, воспитание трудолюбия, старший дошкольный возраст, ценности переживания, ценности преобразования, познавательные ценности
the values-based attitude to work and diligence formation in children at the age of 5-7. At the formative stage, the authors made an assumption that the process of fostering diligence in senior preschool children was going to be determined by the implementation of certain pedagogical conditions into the kindergarten learning process and those pedagogical conditions should ensure the values-based attitude to work formation involving three groups of values (experiences, transformations and cognitive values). At the control phase, the authors found out that there was a steady increase in the process of fostering diligence in all children participating in the experiment as well as a positive dynamics in all three groups of values while the most evident changes referred to the values of transformation and experience.
Keywords: values-based attitude, fostering diligence, senior preschool age, values of experiences, transformation values, cognitive values
Введение
Одной из актуальных задач, обозначенных Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования Российской Федерации, является воспитание нравственных качеств детей, составляющих ядро личности, одним из которых является трудолюбие.
Важное место в осмыслении проблемы воспитания трудолюбия заняли труды Г. Н. Годиной, А. В. Запорожца, В. И. Логиновой, Т. А. Марковой, В. Г. Нечаевой, Д. В. Сергеевой, разрабатывающих вопросы содержания, средств и методов трудового воспитания дошкольников. Особое значение имели работы, посвященные воспитанию трудолюбия как нравственного качества личности ребенка дошкольного возраста (Я. З. Неверович, Е. И. Радина и др.). Однако исследователи практически не затрагивали аксиологический аспект воспитания трудолюбия дошкольников, который соответствует реалиям нашего времени, поскольку развитие системы образования на аксиологической основе стало одной из ведущих тенденций российской действительности [4]. Кроме того, анализ современной теоретической и методической литературы свидетельствует, что на рубеже ХХ-ХХ! вв. вопросам воспитания тру-
долюбия у дошкольников уделялось значительно меньше внимания. В частности, Р. С. Буре отмечала, что «созданные в прошедшие годы пособия стали библиографической редкостью <...> Новое поколение воспитателей не имеет возможности познакомиться с имеющимися в них рекомендациями по организации трудового воспитания детей дошкольного возраста. А современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере» [1, с. 144].
Возникает объективная необходимость поиска условий, обеспечивающих эффективность воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста на основе формирования ценностного отношения к труду.
Постановка задачи исследования обусловлена следующими положениями:
- социальным заказом общества на выпускника дошкольного образовательного учреждения, обладающего ценностным отношением к труду, испытывающим удовольствие от процесса и удовлетворение от результата своего труда, столь значимых при переходе на следующий уровень системы образования;
- существующими в практике работы дошкольных образовательных учреждений затруднениями в вопросах формирования ценностного отношения детей к труду, отсутствием методического обеспечения процесса воспитания трудолюбия на данной основе.
Противоречие между необходимостью воспитания трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду и недостаточной теоретической и методической разработанностью данного аспекта образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях определило суть исследовательского вопроса: каковы педагогические условия воспитания трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду?
Нас интересовали три аспекта заявленной проблемы:
1. Какова роль ценностей переживания, преобразования и познавательных ценностей в структуре трудолюбия у ребенка-дошкольника?
2. Каков уровень сформированности компонентов ценностного отношения к труду у детей дошкольного возраста?
3. Каковы средства и методы воспитания трудолюбия у детей дошкольного возраста на основе формирования ценностного отношения к труду в образовательном пространстве детского сада?
Целью исследования явилось определение эффективности комплекса педагогических условий, обеспечивающих процесс воспитания трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду.
Исследование проводилось поэтапно в течение трех лет (2014-2017 гг.):
- первый этап посвящен феноменологическому анализу трудолюбия, ценностного отношения к труду и особенностям его формирования в дошкольном возрасте;
- второй этап содержал организацию и проведение эксперимента по воспитанию трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду;
- третий этап включал обобщение результатов исследования.
Базой исследования явилось одно из дошкольных образовательных учреждений г. Череповца Вологодской области. Контингент испытуемых составили 86 воспитанников в возрасте 5-7 лет и педагогический коллектив.
Обратимся к основным результатам исследования.
Основная часть
Теоретическим положением, которое составило основу настоящего исследования, явилось утверждение о том, что насущная необходимость в труде является не только требованием времени и общества, но и важнейшей нравственной потребностью человека, и не просто человека, а развивающейся свободной творческой личности (М. М. Бахтин, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, И. А. Ильин и др.). Исследования показывают, что потребность человека в труде является врожденной, но она способна развиваться или нивелироваться под воздействием социальных факторов в особенности в детстве и юности (Р. С. Буре, А. В. Запорожец, К. Д. Ушинский). Это дает нам право говорить об исключительно большом значении дошкольного возраста для развития данной способности и, в конечном итоге, воспитания у человека такого нравственного качества личности, как трудолюбие.
Трудолюбие детей дошкольного возраста мы рассматриваем как качество, характеризующееся положительным субъективным отношением ребенка к процессу и результату трудовой деятельности. Оно проявляется в желании трудиться, удовлетворенности самим процессом труда, увлеченности, старании, усердии. Трудолюбие как достаточно устойчивый компонент личности дошкольника может появиться лишь в том случае, если у ребенка будет формироваться ценностное отношение к труду [7]. Такое отношение в философской (Н. А. Асташова, Д. А. Леонтьев, Н. З. Чавчавадзе, В. А. Ядов) и психолого-педагогической (Г. П. Иванова, М. Г. Казанкина, Н. Е. Щу-ркова) литературе характеризуется осознанием универсальной ценности труда и положительной оценкой его нравственной, познавательной, эстетической, экономической и практической значимости для человека. Под ценностным отношением дошкольников мы понимаем личностное принятие труда на основе осознания его практической значимости.
Природа такого отношения эмоциональна, поскольку оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Ценностное отношение детей дошкольного возраста включают в себя три основные группы ценностей:
- познавательные, определяющие их отношение к познанию в процессе труда (потребность в новых знаниях, приобретенных в процессе трудовой деятельности, открывается значимость познания того, что создано руками человека за всю историю его существования);
- ценности преобразования, определяющие мотивацию его трудовой деятельности (возникает стремление сделать самому то, что доступно другому, собственный опыт ребенка расширяется, он включается в творчество);
- ценности переживания, определяющие эмоциональное отношение к труду (у ребенка возникает чувство радости, удовлетворения от процесса и результата своей
работы, он проникается чувством красоты, совершенством созданных человеком вещей, возникает чувство уважения к мастерству) [8].
Процесс формирования ценностей получил название интериоризации [5]. Н. Е. Щуркова выделила стадии интериоризации: освоение - усвоение - присвоение ценностей [10]. В дошкольном возрасте начинается активное присвоение общечеловеческих ценностей, в том числе и ценности труда, которое определяет рост самосознания и нравственного сознания детей, позволяет ориентироваться в окружающем мире.
Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Анализ исследований (Е. И. Радина, Я. З. Неверович, Д. В. Сергеева, Р. С. Буре) позволяет утверждать необходимость интеграции трудовой деятельности дошкольников с другими видами деятельности, где трудовая мотивация должна быть опосредована ведущим видом деятельности с учетом индивидуальности ребенка (игровая, продуктивные виды деятельности, детское экспериментирование), поскольку для того, чтобы трудолюбие стало достаточно устойчивой чертой, необходимо создание условий для систематического упражнения дошкольников в выполнении различных трудовых действий при обязательной деятельностной активности самого ребенка [6]. Следовательно, воспитание трудолюбия у дошкольников возможно и необходимо целенаправленно воспитывать в рамках целостного образовательного процесса детского сада на основе формирования ценностного отношения к труду, включающего все три группы ценностей.
В ходе теоретического анализа было сделано предположение о том, что воспитание трудолюбия у дошкольников определяется присвоением ребенком ценностей трех групп: познавательных, ценностей переживания и преобразования, с приоритетом в структуре ценностного отношения к труду ценностей преобразования и переживания.
Для проверки предположения был проведен констатирующий эксперимент, целью которого стало определение качественных характеристик ценностного отношения к труду и уровня воспитанности трудолюбия у детей дошкольного возраста.
Диагностический комплекс включал в себя методику Г. А. Урунтаевой «Изучение мотивов трудовой деятельности» с целью выявления мотивации деятельности дошкольников в процессе ручного труда, цветодиагностику на основе метода цветовых выборов Люшера для изучения личностных ситуативных эмоциональных состояний детей во время трудовой деятельности, методику Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной «Изучение представлений о труде взрослых», позволяющую определять отношение детей к познанию в процессе труда и их представления, методику «Изучение особенностей трудовой деятельности дошкольников», позволяющую выявлять и диагностировать деятельностный, а также мотивационно-личностный компоненты трудолюбия [9]. И, наконец, «Индивидуальный профиль трудовой воспитанности старшего дошкольника», который составлялся на основе экспертной оценки воспитателей с целью выявления уровня воспитанности трудолюбия у старших дошкольников.
У детей лучше развит содержательный компонент трудолюбия, в меньшей степени сформирован деятельностный (табл. 1).
Таблица 1
Уровни воспитанности трудолюбия у дошкольников (на констатирующем этапе эксперимента)
Уровни(%) Критерии (компоненты)
Содержательный Деятельностный Мотивационно-личностный
Недостаточный 12,5 32,1 28,6
Достаточный 51,8 50 48,2
Оптимальный 35,7 17,9 23,2
Что касается качественных характеристик ценностного отношения к труду у детей, то анализ результатов по первой методике показал следующее: более чем у 28 % старших дошкольников был выявлен недостаточный уровень сформированности мотивов трудовой деятельности. Для детей, относящихся к достаточному уровню, характерно весьма частое, но не систематическое проявление всех видов ценностей. Кроме того, характерны затруднения в планировании трудовых действий по изготовлению поделки, отсутствие стремления доводить начатое дело до конца, особенно если мотив труда не предпочитаем ребенком. Для детей с оптимальным уровнем характерна достаточная сформированность социальных мотивов и положительного эмоционального отношения к трудовой деятельности, в процессе которой проявляются все три группы ценностей.
Цветодиагностика на основе метода цветовых выборов Люшера показала следующие результаты: для детей, относящихся к группе А (28,2 %), характерна смена эмоционального состояния в ходе трудовой деятельности с неблагоприятного на благоприятное, т. е. труд улучшил их настроение. Достаточным является процент детей в группе В (19,4 %), которые испытывают стабильные положительные эмоции в процессе трудовой деятельности, они получают удовольствие от труда. В группу Б (29,3 %) входят дети, эмоциональное состояние которых в ходе трудовой деятельности меняется с благоприятного на неблагоприятное. Эмоциональное состояние детей группы Г (23,1 %) в ходе трудовой деятельности стабильно неблагоприятно.
Соотношение результатов двух методик показало, что для детей с недостаточным уровнем сформированности мотивов трудовой деятельности характерно неблагоприятное эмоциональное состояние или происходит его смена с благоприятного на неблагоприятное. Дети с оптимальным уровнем стабильно испытывают положительные эмоции, либо меняют состояние на благоприятное.
Результаты экспертной оценки воспитателей, отраженные в «Индивидуальном профиле трудовой воспитанности старшего дошкольника», показали определенные совпадения в развитии мотивационной сферы, осознанности, эмоциональной насыщенности трудовой деятельности.
Если сравнить результаты экспертных оценок с результатами диагностических методик, то прослеживается их четкое соотношение, которое подтверждает предположение о приоритетной значимости для старших дошкольников в структуре
ценностного отношения к труду ценностей переживания и преобразования и их влиянии на уровень воспитанности трудолюбия.
На формирующем этапе эксперимента было сделано предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста могут достигать оптимального уровня воспитанности трудолюбия, если в образовательный процесс детского сада будет интегрирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование ценностного отношения к труду с приоритетом ценностей преобразования и переживания.
В логике воспитания трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду в образовательном процессе детского сада были реализованы следующие педагогические условия:
- интеграция задач формирования ценностного отношения к труду с задачами основной образовательной программы, по которой работает дошкольное образовательное учреждение; она обеспечивает целенаправленное формирование всех трех групп ценностей во всех структурных компонентах образовательного процесса;
- интеграция трудовой деятельности с другими видами деятельности дошкольников, где трудовая мотивация должна быть опосредована ведущим видом деятельности с учетом индивидуальности ребенка;
- включение в систему образовательной работы эмоционально насыщенных форм организации, средств и методов для формирования ценностей переживания;
- обогащение развивающей предметно-пространственной среды дошкольного образовательного учреждения атрибутами и материалами, стимулирующими эмоциональные проявления и мотивацию трудовой деятельности;
- включение в образовательную деятельность родителей воспитанников, своим примером и примером собственной трудовой деятельности стимулирующих все группы ценностей.
В рамках заявленного целеполагания задачи формирования ценностного отношения к труду интегрировались с задачами основной образовательной программы, следовательно, предусматривалось формирование ценностного отношения дошкольников к труду во всех структурных компонентах образовательного процесса: в непосредственно организованной деятельности у детей формируются базовые систематизированные знания о труде взрослых, а также основные познавательные ценности; в совместной деятельности воспитателя и ребенка создаются условия для формирования ценностей преобразования и переживания; в свободной самостоятельной деятельности ребенка, где в созданной воспитателем развивающей среде формируется творческая активность, инициатива детей, возникает чувство удовлетворения от процесса и результата своего труда и т. д., а также происходит формирование и закрепление всех групп ценностей.
На необходимость интеграции трудовой деятельности с другими видами деятельности дошкольников обращали внимание Р. С. Буре, Я. З. Неверович, С. А. Козлова [7], подчеркивая, что трудовая мотивация должна быть опосредована ведущим видом деятельности с учетом индивидуальности ребенка, в ходе которой происходит расширение детского социального опыта [2].
В систему образовательной работы были включены эмоционально насыщенные формы работы с детьми и методы, позволяющие значительно стимулировать формирование ценностей переживания и познавательных ценностей (оформление «Галереи
трудовой славы» родителей, встречи с интересными людьми, родителями и родственниками детей, создание «Древа семейных профессий» и др.). И одновременно результаты их применения позволяли обогащать развивающую предметно -пространственную среду группы и детского сада атрибутами и материалами, стимулирующими эмоциональные проявления и мотивацию трудовой деятельности [4]. Наиболее активно был использован метод проектов, способствующий формированию всех групп ценностей, а также метод демонстрации мультимедийных презентаций или слайд-шоу, видеоматериалов краеведческого характера.
В. Г. Нечаева, Д. В. Сергеева обращали внимание на значимость трудового воспитания детей в семье и детском саду, что обеспечит единство подходов. Эти социальные институты должны взаимодействовать через включение в образовательную деятельность родителей воспитанников, которые своим примером и примером собственной трудовой деятельности стимулируют формирование всех групп ценностей. Таким образом, в процесс воспитания трудолюбия на основе ценностного отношения к труду включаются все субъекты образования.
Для оценки эффективности педагогических условий воспитания трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду использовались данные повторной диагностики компонентов трудолюбия.
Согласно результатам исследования, представленным в табл. 2, произошли положительные изменения по всем компонентам трудолюбия, четко прослеживается устойчивая тенденция роста оптимального уровня воспитанности трудолюбия на основе формирования ценностного отношения к труду, а также за счет этого устойчивая тенденция снижения недостаточного уровня.
Таблица 2
Уровни воспитанности трудолюбия у дошкольников (на этапе констатирующего эксперимента (КЭ) и контрольного среза (КС))
Уровни(%) Критерии (компоненты)
Содержательный Деятельностный Мотивационно-личностный
КЭ КС КЭ КС КЭ КС
Недостаточный 12,5 3,6 32,1 12,5 28,6 7,1
Достаточный 51,8 5,6 50 55,4 48,2 55,4
Оптимальный 35,7 4,8 17,9 32,1 23,2 37,5
Статистические различия Зависимость статистически значима (р<0,05)
Сравнение результатов диагностики по трем компонентам трудолюбия показало, что наибольшая динамика произошла по деятельностному компоненту, основанному на ценностях преобразования.
Выводы
Итак, положения науки и результаты экспериментального исследования позволяют нам в качестве основы воспитания трудолюбия у дошкольников использовать
формирование ценностного отношения к труду с учетом приоритета ценностей преобразования в его структуре.
Результатом реализации комплекса педагогических условий в образовательном процессе детского сада стали следующие изменения: у детей активно формируются мотивы трудовой деятельности и осознанное отношение к труду; трудовая деятельность носит эмоционально-насыщенный характер, развиваются социальные мотивы и личностные качества дошкольника. Дети получают удовольствие от результатов собственных трудовых действий, становятся более способными к объективной оценке своего труда и труда товарищей.
Активность выполнения непредпочитаемых видов трудовой деятельности, а также удовольствие при их выполнении остаются на более низком уровне. Следовательно, это является перспективным направлением деятельности по воспитанию трудолюбия у дошкольников на основе формирования ценностного отношения к труду.
Представленное исследование было реализовано благодаря активному участию педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения, на базе которого проводилась экспериментальная работа, актуализировавшая инновационный потенциал педагогов.
Литература
1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. 144 с.
2. Волосовец Т. В. Стандарт дошкольного образования и перспективы реализации идеи детствосбережения // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 28-33.
3. Волосовец Т. В. Аксиологические основания детствосберегающей концепции дошкольного образования // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 8-13.
4. Иванова Г. П. К проблеме особенностей механизма освоения школьниками нравственных ценностей // Проблемы формирования и развития личности в психологии и педагогике. М.: Академия, 2001. С. 16-26.
5. Козлова С. А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. М.: Академия, 2002. 192 с.
6. Мясищев В. Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. Психология личности: в 2 т. Самара: Бахрах, 1999. Т. 2. С. 197-224.
7. Урунтаева Г. А., Гошева Е. Н. Изучение воспитателем дошкольника: подходы и методы // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 5 (77). С. 18-27.
8. Щуркова Н. Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: Педагогический поиск, 1997. 76 с.
9. Vinogradova M., Ivanova N. Pedagogical Conditions for Role-Playing Game Development in Senior Preschool Age Children // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2016. № 233. P. 297-301.
10. Ivanova N. V., Timoshina E. I. Principles of formation of foundations of senior preschool children's social activity // Procedia-Social and Behavioural Sciences. 2014. № 146. P. 385-389.
References
1. Bure R. S. Doshkol'nik i trud. Teoriia i metodika trudovogo vospitaniia [The preschooler and labour. Theory and methodology of labour education]. St Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2004. 144 p.
2. Volosovets T. V. Standart doshkol'nogo obrazovaniia i perspektivy realizatsii idei detstvo-sberezheniia [Standard of preschool education and the prospects for implementing the idea of childhood saving]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2017, no. 6, pp. 28-33.
3. Volosovets T. V. Aksiologicheskie osnovaniia detstvosberegaiushchei kontseptsii doshkol'nogo obrazovaniia [Axiological foundations of the childhood safe concept of preschool education]. Iaroslavskiipedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 5, pp. 8-13.
4. Ivanova G. P. K probleme osobennostei mekhanizma osvoeniia shkol'nikami nravstvennykh tsennostei [On the problem concerning the mechanism characteristics of schoolchildren's moral values acquisition]. Problemyformirovaniia i razvitiia lichnosti vpsikhologii ipedagogike [Problems of the personality formation and development in psychology and pedagogy]. Moscow: Akademiia, 2001, pp. 16-26.
5. Kozlova S. A. Nravstvennoe i trudovoe vospitanie doshkol'nikov [Moral and labour education of preschool children]. Moscow: Akademiia, 2002. 192 p.
6. Miasishchev V. N. Poniatie lichnosti v aspektakh normy i patologii [The concept of personality in the aspects of norm and pathology]. Psikhologiia lichnosti: v 2 t. [Psychology of personality: In 2 v.]. Samara: Bakhrakh, 1999, vol. 2, pp. 197-224.
7. Uruntaeva G. A, Gosheva E. N. Izuchenie vospitatelem doshkol'nika: podkhody i metody [The study of preschoolers conducted by their teachers: approaches and methods]. Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie. Teoriia ipraktika [Preschool education today. Theory and practice], 2017, no. 5 (77), pp. 18-27.
8. Shchurkova N. E. Vospitanie: novyi vzgliad s pozitsii kul'tury [Education: a new view from the standpoint of culture]. Moscow: Pedagogicheskii poisk, 1997. 76 p.
9. Vinogradova M., Ivanova N. Pedagogical conditions for role-playing game development in senior preschool age children. Procedia-Social and Behavioral Sciences, 2016, no. 233, pp. 297-301
10. Ivanova N. V., Timoshina E. I. Principles of formation of foundations of senior preschool children's social activity. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2014, no. 146, pp. 385-389.
Для цитирования: Тимошина Е. И., АрсеноваМ. А., Першина Т. В. Ценностные основания воспитания трудолюбия у дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 3 (90). С. 178-187. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-19
For citation: Timoshina E. I., Arsenova M. A., Pershina T. V. Values-based foundations of fostering diligence in preschool children. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 3 (90), pp. 178-187. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-3-90-19