нятой технологии с использованием программного продукта; - первичное обучение сотрудников работе с программой в соответствии с утвержденной технологией проведения проверки; - первоначальное встраивание методологии аудита: аудиторские процедуры, рабочие документы, потенциальные нарушения, типовые операции, методика расчета уровня существенности, финансового анализа (возможно параллельно с первичным обучением сотрудников); - тестовая эксплуатация программы в составе одной аудиторской группы на нескольких проектах [1].
Ужесточающая конкуренция в аудиторско-консалтинговом бизнесе заставляет компании находить новые пути повышения эффективности организации, повышения рентабельности деятельности. Немаловажная роль в этом будет отведена и поиску решений повышения эффективности деятельности, качества оказываемых услуг посредством применения специализированных программных средств.
Список литературы
1. Татьяна Богатова. Грядет автоматизация аудита / PCWeek/RE, №06/2006, 2006.
2. Андрей Кушнарев. Проблемы автоматизации аудита /Аудит сегодня, № 4, 2007.
3. Андрей Кушнарев. Применение информационных технологий в аудите /Аудиторские ведомости, № 5, 2007.
4. Гулинин, Валентин Ученый марафон длиной в 13 лет/ Валентин Гулинин, Александр Соловьев / Бухгалтер и компьютер, № 4, 2006.
УДК 339.187.44
И.Ш. Нишанова, Т.В. Суркова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ПОДХОДА К РАСЧЕТУ ЦЕННОСТИ ФРАНШИЗЫ В ПРАКТИКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА ФРАНЧАЙЗИНГА
Now sale of the goods and services on conditions franchising constantly increases, that is by granting on contractual the certain privileges and privileges. One of parameters of an estimation of efficiency of use franchising is the profit on its use minus cost of the franchise. Authors develop the approach to an estimation of the franchise within the framework of the conclusion of the contract franchising.
В настоящее время постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной определенных привилегий и льгот. Одним из показателей оценки эффективности использования франчайзинга является прибыль от его использования за вычетом стоимости франшизы. Авторами разработан свой подход к оценке франшизы в рамках заключения договора франчайзинга.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой постоянно увеличивается продажа товаров и услуг на условиях франчайзинга, то есть путем предоставления на договорной основе (на условиях франшизы) определенных привилегий и льгот. Эта форма организации продажи товаров и оказания услуг сегодня популярна во многих странах мира, главным образом в США и Великобритании. Франчайзинг является одним из важнейших инструментов развития всего предпринимательства в мире и, в особенности, неоценима его роль в деле развития малого и среднего бизнеса. С каж-
дым годом растет число предприятий строящих свое развитие на основе этой схемы. Система рыночных отношений типа франчайзинга в настоящее время интенсивно формируется также и в России.
Большинство руководителей компаний, предлагающих на российском рынке франшизные программы, убеждены: франчайзинг - оптимальный вариант как для крупных хозяйствующих субъектов, так и для малого бизнеса.
Одним из показателей оценки эффективности использования франчайзинга является прибыль от использования данного инструмента за вычетом стоимости франшизы. При договоре франчайзинга, франчайзи получает привилегии: технологию производства, методы ведения деятельности, так как не хочет разрабатывать свою технологию, торговую марку и т.д. Франшиза - это весь пакет прав, технологии, услуг и т.д., предлагаемых франчайзером к продаже. Приобретая франшизу, предприятие приобретает самое главное - раскрученное имя и отточенные технологии. Для франчайзи нет смысла покупать франшизу, если ее продукт не имеет спроса или же существующий спрос недостаточен, чтобы обеспечить ожидаемую норму прибыли. Расходы на франшизу являются одними из важных показателей деятельности предприятия. При определении прибыльности организации за использование франшизы, необходимо оценить ее стоимость, провести анализ по установлению стоимости франшизы.
Однако существует ряд недостатков в стандартном механизме формирования стоимости франшизы: - При намерении франчайзи купить франшизу, а франчайзера продать ее, необходимо провести оценку эффективности использования франшизы, на сколько франчайзи необходима франшиза. - Купить франшизу это лишь малая часть развития деятельности франчайзи. Необходимо еще и обладать навыками управления бизнесом, так как при неэффективном ведении бизнеса, страдает репутация франчайзера, а также выявить соответствуют ли затраты франчайзи на покупку франшизы и ежемесячные выплаты на использование франшизы прибыли от использования франшизы. - Если франчайзер установит высокую цену на франшизу, она не будет пользоваться большим спросом. Если франчайзи все-таки купит франшизу по высокой цене, необходимо знать соответствует ли ее цена качеству, то есть, принесет ли использование франшизы больший доход.
Платежи, которые платит франчайзи франчайзеру, бывают трех видов. Первый вид - первоначальный, или паушальный, платеж - входной билет». Этот платеж и называют покупкой франшизы. Второй вид - это роялти, ежемесячные выплаты. Третий вид платежей - взносы в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера Суммы эти зачастую индивидуальны и зависят от направления франчайзинга. Первоначальная плата составляет около 10% общего объема инвестиций (строительство, аренда помещения, закупка оборудования и т.д.). За эти деньги франчайзи получает право пользоваться именем (брендом, товарным знаком) франчайзера. Сотрудники компании-франчайзи обучаются франчайзером по специальной программе в течение 2-3 недель Часто обучение идет на реальных объектах. Ежемесячный платеж (роялти) обычно устанавливается в процентах от объема продаж, а не от дохода, как это принято во всем мире. Возможно и установление минимальной или просто фиксированной суммы ежемесячного платежа. Конечно, наиболее выгодно для компании-франчайзера взимать процент от выручки или объема продаж. Однако не все в состоянии построить систему, позволяющую контролировать продажи своих партнеров. Большинство компаний, особенно если речь идет о компаниях иностранных, все же пользуются стандартной франчайзинговой схемой: берут со своего партнера вступительный взнос и ежемесячные платежи - роялти.
Ценность франшизы предлагается определять по нескольким формулам. Одной из них является соотношение:
Рек = х
(1)
(100 - <!ек )
где, ¿вя -удельный вес ценности франшизы в ценности франчайзера; VF -ценность фирмы франчайзи.
Полученная величина является полной полезностью франшизы для текущего бизнеса франчайзи. Эта стоимость полностью сопоставима с величиной паушального платежа- прямой платы за франшизу.
Платежи могут быть как рентой, так и специально разработанной шкалой отчислений, построенной по прогрессивному или регрессивному принципу.
Если разовый платеж нужно превратить в срочную ренту, то возможно использование такой формулы:
** = Срр х р((1 + + р
1- (1 + ‘)" (2)
где, RR -роялти в виде рентного платежа за один отчетный период; СРР -паушальный платеж; р -периодичность выплат роялти, раз в год; i -дисконтная ставка; п -продолжительность срочной ренты, годы.
В приведенной формуле используется финансовый принцип рефинансирования роялти по сложным процентам. Если осуществляется примитивный расчет по простым процентам, то для нахождения разового платежа по роялти (например, раз в месяц) необходимо паушальный платеж поделить на произведение количества месяцев году и срока ренты.
Если нужна конверсия в бессрочную ренту, то достаточно паушальный платеж умножить на ставку дисконта и поделить на 12. Если необходимо произвести расчет конкретного графика платежей в рамках роялти, то поступают следующим образом: -производят приблизительное распределение платежей по периодам; - находят сумму дисконтированных платежей по известной дисконтной ставке; - меняют платежи в определенных месяцах таким образом, чтобы добиться приблизительного равенства приведенной суммы платежей и паушального платежа.
Важным фактором ценности франшизы для франчайзи является ее эксклюзивность. Если франшиза может быть разводнена, то ее стоимость должна снижаться. Имеется ввиду предоставление такой же франшизы конкуренту. Если такая угроза существует, то это как-то нужно учесть в скидке к стоимости.
На стоимость франшизы влияют различные показатели. Основными являются взносы в рекламный и маркетинговый бюджет франчайзера, паушаольный платеж, роялти, различные операции с роялти. Необходимо рассмотреть соотношения удельного веса ценности франшизы в ценности франчайзера и ценность фирмы франчайзи; варианты, при которых цены на франшизу делятся на паушальный платеж и наоборот; ставка роялти необходима к рассчитываемому доходу.
На сегодня российский франчайзинг имеет большой потенциал, важно правильно им воспользоваться. Для плодотворного функционирования франчайзинга в России необходимо установить единые стандарты франшизы и совершенствовать подходы к ее оценки. Кроме того, нужен орган, который аккумулировал бы данные о франчайзерах, нужны механизмы, позволяющие франчайзи получать достоверные данные о франчай-
зере и его бизнесе.
Список литературы
1. Земляков,Д.Н. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса/ Д.Н. Земляков, М.О. Макашев.- М.: Юнити-Дана, 2003. - 144 с.
2. Скотт А. Шейн От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании: Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 208 с.
УДК 657.1
А.И. Обысова, В.А. Кирьянова
Новомосковский институт Российского химико-технологического университета им. Д.И. Менделеева, Новомосковск, Россия
ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В СООТВЕТСТВИИ С МСФО
Practice shows, that the choice of one of technical decisions at introduction of the account on IFRS depends on such factors, as a level of detailed elaboration of the stipulated budget, technical opportunities of the automated system, qualification of the personnel, etc.
Практика показывает, что выбор одного из технических решений при внедрении учета по МСФО зависит от таких факторов, как уровень детализации предусмотренного бюджета, технических возможностей автоматизированной системы, квалификации персонала и т. д.
Современные быстро меняющиеся условия оказывают постоянное давление на все хозяйствующие субъекты, начиная с мелких семейных фирм и заканчивая крупными международными корпорациями. Сокращение затрат и повышение качества обслуживания клиентов невозможны без точной, полной и своевременной управленческой информации. Управленческие информационные системы призваны помочь в достижении этих целей. Однако процесс внедрения таких систем сопряжен со многими проблемами, в том числе с технологическими, психологическими и законодательными аспектами, с необходимостью управления изменениями и т.д.
Но прежде чем переходить к подробному рассмотрению конкретных вопросов, связанных с проблемами внедрения учета по МСФО, следует проанализировать возможные варианты технических решений. Как показывает практика, выбор одного из них зависит от целого ряда факторов, в том числе от требуемого уровня детализации, предусмотренного бюджета, технических возможностей автоматизированной системы, срока осуществления внедрения и наличия достаточного числа сотрудников с соответствующими навыками.
Одним из основных факторов успеха является четкое понимание как проблем, так и экономических выгод от реализации системы. К проектам по внедрению управленческих информационных систем в России предъявляется ряд особых требований, таких как возможность ведения бухгалтерского учета по двум стандартам (российским и международным) и в двух валютах. Несмотря на то, что это решение представляется наиболее дешевым, оно может оказаться неадекватным и достаточно трудно реализуемым на практике. При относительно простой структуре и настройках для реализации данного решения требуются достаточно сложные отчеты, генерация которых может