Научная статья на тему 'Формирование педагогической компетентности бакалавра технологического образования'

Формирование педагогической компетентности бакалавра технологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / VOCATIONAL EDUCATION / METHODICAL COMPETENCE / TECHNOLOGY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демешко Анна Геннадьевна

В статье раскрывается содержание педагогической компетентности бакалавра технологического образования, выделены её показатели. Рассматриваются условия формирования педагогической компетентности в условиях бакалавриата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF BACHELOR OF TECHNOLOGY EDUCATION

The article reveals the essence of pedagogical competence of Bachelor of Technology, highlighting its peculiarities. The conditions of forming the pedagogical competence in a baccalaureate are under examination.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической компетентности бакалавра технологического образования»

УДК 378.14.015.62

А. Г. Демешко

ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается содержание педагогической компетентности бакалавра технологического образования, выделены её показатели. Рассматриваются условия формирования педагогической компетентности в условиях бакалавриата.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональное образование, методическая компетенция, технологическое образование.

A. G. Demeshko

THE FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF BACHELOR OF TECHNOLOGY EDUCATION

The article reveals the essence of pedagogical competence of Bachelor of Technology, highlighting its peculiarities. The conditions of forming the pedagogical competence in a baccalaureate are under examination.

Key words: competence, vocational education, methodical competence, technology education.

Методической основой концептуального изменения образовательной деятельности учителя и конкретно его профессиональной подготовки стала идеология компетентностного подхода.

В противоположность традиционному предметному «репродуктивному» обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации) компетентност-ный подход основывается на подготовке профессионалов способных видеть и решать проблемы как самостоятельно, так и в группах, умеющих брать на себя ответственность и принимать решения в новых ситуациях, постоянно профессионально самосовершенствоваться.

На сегодняшний день недостаточно полно проведена классификация профессионально значимых компетентностей у бакалавра технологического образования. Одной из ключевых профессиональных компетентностей у бакалавра технологического образования является педагогическая компетентность [1]. Педагогическая компетентность является интегральным понятием и включает в себя ряд компетенций, характеризующих знания, опыт, профессионально значимые личностные качества, которые отражают способность педагога эффективно выполнять свою профессиональную деятельность, а также профессионализм и педагогическое мастерство учителя.

Для определения содержания педагогической компетентности и ее показателей обратимся к стандарту высшего профессионального образования, в котором схематично задан набор основных профессиональных задач. В квалификационной характеристике выпускника отмечено, что бакалавр технологического образования должен быть готов:

- решать образовательные и исследовательские задачи, ориентированные на анализ научной и научно-практической литературы в предметной области знаний и образовании;

- конструировать содержание обучения в рамках Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ;

- организовывать работу в учебно-производственных мастерских;

- реализовывать процесс обучения учащихся по технологическим дисциплинам;

- конструировать, реализовывать и анализировать результаты процесса обучения технологическим дисциплинам в различных типах учебных заведений;

- диагностировать уровень обучаемости учащихся, затруднений, возникающих в процессе обучения;

- повышать свою профессиональную квалификацию;

- участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы.

Также в основу педагогической компетентности нами были положены базовые деятельности бакалавра технологического образования:

- ставить цель и мотивировать деятельность учащихся;

- планировать и проектировать учебный процесс;

- подготавливать материал к уроку;

- реализовывать, проводить урок;

- контролировать результаты обучения;

- профессионально самосовершенствоваться;

- вести индивидуальную работу с учащимися и др.

Проанализировав вышеперечисленные профессиональные задачи и базовые деятельности бакалавра технологического образования, можем обосновать более подробно содержание педагогической компетентности и выделить критерии ее показателей.

1. Личностная компетентность. Отражает наличие у педагога определенных личностных характеристик, описывающих его как специалиста, способного эффективно справляться с педагогической деятельностью. К таким качествам относят любовь к детям, умение планировать, распределять текущие дела, внутренняя дисциплинированность, общая культура педагога, его интеллигентность.

2. Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Компетентность в целеполагании является одной из основных, обеспечивающих успешность педагогической деятельности. Данный показатель раскрывается через умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.

3. Компетентность в области мотивирования учащихся в учебной деятельности. Данная компетентность позволяет педагогу создавать ситуации успеха в учебной деятельности, обеспечивать интерес и активность учащихся в обучении, создавать условия для самомотивирования учащихся.

4. Методическая и предметная компетентность. Данный вид компетентности отражает: теоретическую и методическую грамотность; свободное владение предметом; умение получать, обрабатывать и представлять профессионально необходимую информацию; грамотно использовать методы и приемы обучения; подбирать организационные формы; адаптировать технологии преподавания и воспитания к возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, уровню их подготовки и интересов.

Формирование педагогической компетентности в системе бакалавриата имеет свои особенности. В основе формирования компетентного профессионала лежит деятельностный подход, а также систематичность. Формирование ключевых компетенций в своем развитии проходит несколько этапов и уровней [2].

Начальный уровень складывается к началу изучения дисциплин методического цикла (1-2 курс) и определяется формированием ключевых общепедагогических компетенций, которые развиваются в процессе подготовки по педагогике, психологии, а также специальными компетенциями, связанными с дисциплинами технологического цикла. Необходимыми условиями для достижения начального уровня педагогической компетентности является включение обучаемых в активную учебную деятельность, педагогические тренинги, анализ педагогических ситуаций, получение первичного педагогического опыта и его осмысление, получение базовых знаний и умений по технологическому профилю.

В ходе дальнейшей подготовки закладываются основы методической компетентности, которая является конкретизацией психолого-педагогических знаний на основе образовательной области «Технология». Методическая компетентность формируется в ходе изучения дисциплин методического цикла, а также в процессе прохождения педагогических практик. В этот период у студентов формируются знания, умения по теории и методике преподавания технологии, начальный опыт взаимодействия с учащимися. Формирование методической компетентности также происходит путём включения студентов в активную учебную деятельность, методические тренинги, практический педагогический опыт.

На заключительном этапе завершается формирование педагогической компетентности в процессе обучения. В этот период происходит полное осмысление содержания процесса технологической подготовки в школе и в системе дополнительного образования, собственной педагогической деятельности в реальных условиях, потребность в углублении и совершенствовании своих знаний и умений, т. е. сформированные компетенции наполняются осмысленной вариативной составляющей. Однако формирование педагогической компетентности не заканчивается с получением диплома, это является лишь основой, базой для совершенствования своей профессиональной компетентности в будущей деятельности.

Литература

1. Осташев В. В., Демешко А. Г., 2011. Метасистемные представления компетентностного подхода в профессиональном образовании // Непрерывное образование учителя технологии: интегрированный подход: материалы VI международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2011 г. / под общей ред. О. В. Атауловой. Ульяновск: УИПКРО. С. 67-70.

2. Осташев В. В., Демешко А. Г., 2011. Содержание и противоречия компетентностного подхода в профессиональном образовании // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Межвуз. сб. ст. XII Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 15-18 февр. 2011 г. : Отв. ред. А. А. Потапов. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого. С. 202-206.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.