УДК 378.02 (14.35.09)
М. А. Русина
КОММУНИКАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ПОНЯТИЕ, СПЕЦИФИКА, ОСНОВЫ
РАЗВИТИЯ
Рассматривается коммуникативно-методическая компетентность бакалавров языковых факультетов педагогических университетов. Дано определение коммуникативно-методической компетентности, проанализирована ее структура. Описаны основы развития данной компетентности в процессе подготовки бакалавров в педагогическом университете в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Ключевые слова: бакалавр, федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования, компетентностный подход, профессиональная компетенция, коммуникативно-методическая компетентность.
Целью данной статьи является исследование понятия и сущности коммуникативно-методической компетентности бакалавров факультетов иностранных языков педагогических университетов, а также основ ее развития. Приступая к рассмотрению обозначенной задачи, необходимо изучить требования современных стандартов высшего профессионального образования.
С присоединением России к Болонскому процессу и переходом к двухступенчатой модели (бакалавриата и магистратуры) подготовки специалистов в вузе, введением нового федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) перед преподавателями вузов ставятся новые цели и задачи, которые выражаются в формировании компетенций, как результата обучения. Ключевым отличием концепции образовательного стандарта нового поколения является смещение «...центра-ции с минимума содержания образования на результаты образования в компетентностном формате как отражение общемировой тенденции возрастания „студентоцентрированности“ в организации высшего образования» [1].
Так, согласно требованиям ФГОС ВПО, утвержденного 17 января 2011 г. Министерством образования и науки Российской Федерации, бакалавр, обучающийся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование», должен быть готов к педагогической, культурнопросветительской и научно-исследовательской профессиональной деятельности и обладать широким рядом общекультурных и профессиональных компетенций. В целом компетентностный подход в образовании противопоставляется концепции «усвоения знаний», предполагая наличие у учащихся умений, позволяющих им эффективно действовать в различных профессиональных и других ситуациях, и отводя значительную роль умениям действовать в нестандартных или проблемных ситуациях.
Так как целью статьи является рассмотрение определения и сущности коммуникативно-методической компетентности, необходимо обратиться к понятиям «компетенции» и «компетентность», о разграничении которых говорят многие исследователи (Н. Хомский, Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, Д. А. Иванов, С. Н. Татарницева, Н. Б. Козлова, Р. В. Яхина и др.).
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, С. Н. Татарницева рассматривают компетенцию как способность к выполнению профессиональной, чаще языковой деятельности; а также области знаний, в которых он осведомлен и имеет определенный опыт в сочетаниях с качествами личности [2, 3]. Что касается компетентности, Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин, Д. И. Иванов отмечают отсутствие единого мнения и считают компетентностью полученный в процессе обучения результат, основанный на профессиональных компетенциях, понимание, умение выполнять профессиональные задачи и оценивать эффективность собственных действий [2, 4].
В данном исследовании мы будем придерживаться следующих определений: компетенция - это способность человека решать различные проблемы (задачи), используя полученные знания, умения и навыки, основанная на его личностных качествах. Компетентность - результат интеграции знаний, базовых профессиональных компетенций с опытом и личными качествами человека.
Говоря о бакалаврах языкового факультета педвуза, несомненно, важнейшей задачей является развитие профессиональной компетентности студентов. Отмечаются случаи отождествления профессиональной компетентности с методической компетентностью учителя-предметника, объясняя этот факт интеграцией, обобщением и актуализацией всех профессиональных психолого-педагоги-ческих знаний и умений [5].
В рамках компетентностного подхода, обусловленного современными требованиями образовательных стандартов, под профессиональной ком-
петентностью учителя в первую очередь понимают интегративные ресурсы личности, с помощью которых обеспечивается возможность эффективного взаимодействия с внешним миром в профессиональной педагогической сфере и которые зависят от наличия сформированных профессиональных компетенций. Такого мнения придерживаются исследователи, изучающие данную проблему:
А. И. Санникова, К. Э. Безукладников, О. В. Ломакина, Л. В. Павлова. В качестве основных компонентов профессиональной компетентности учителя-предметника методисты считают круг профессиональных умений и способность применять в профессиональной деятельности эти умения в комплексе с личными качествами педагога. Исходя из современного понимания профессиональной компетентности учителей-предметников, в процессе подготовки бакалавров необходимо сформировать как общие профессиональные, так и специальные компетенции, характерные для определенной предметной области [6].
В наибольшей степени специфика предметной области проявляется в предметно-методической компетентности учителя. Л. В. Павлова считает необходимым исследовать существующую на грани предметной и методической компетентности предметно-методическую компетентность и связывает ее выражение с проявлением практической готовности к профессиональной деятельности, основанной на теоретических знаниях [7]. Многими иссле-дователями-методистами отмечается необходимость развития методической компетентности бакалавров как важнейшая цель обучения в педагогическом вузе, а также подчеркивается большое значение успешного формирования методической компетенции как основного показателя уровня профессиональной педагогической подготовки.
Специфика предметной области «Иностранный язык» позволяет говорить о необходимости развития коммуникативно-методической компетентности учителя, которая, по мнению автора данной публикации, основывается в основном на формировании методической и коммуникативной компетенций будущих педагогов.
Рассматривая методическую компетенцию в контексте профессиональной компетенции,
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин определяют ее как способность преподавателя к успешной профессиональной деятельности. В состав методической компетенции включают знания из области дидактики, психологии, языкознания, методики, психолингвистики и других наук, значимых для деятельности педагога, владение профессиональными умениями (конструктивными, организаторскими, гносеологическими, коммуникативными), а также умениями, позволяющими организовать деятель-
ность учащихся и управлять такой деятельностью [2].
Структура методической компетентности представляет интерес для многих исследователей в области методики обучения иностранным языкам. Данным вопросом занимались В. А. Адольф,
A. Л. Зубков, К. Ю. Кожухов, К. Э. Безукладников,
B. И. Блинов, К. С. Махмурян, Е. Н. Соловова и др.
В своих работах авторы выделяют следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитив-
ный, функционально-деятельностный, рефлексивный; методическое мышление, методическую культуру и методическое творчество.
Е. И. Вшивцева, О. Н. Игна считают основным отличием методической компетентности учителя иностранного языка наличие «. адекватного уровня иноязычной коммуникативной и межкультур-ной компетенций, способности служить „образцом иноязычной речи“; готовности, способностей, умений развивать иноязычную коммуникативную компетенцию учащихся» [8].
Таким образом, методическая компетентность учителя (преподавателя иностранного языка) - это совокупность методических, общих педагогических, психологических, дидактических, предметных знаний, навыков, умений (компетенций) и личностных качеств, а также готовности качественно осуществлять профессиональную педагогическую деятельность и способности анализировать, переосмысливать и оценивать эффективность используемых методов и приемов работы.
Другой составляющей коммуникативно-методической компетентности является коммуникативная компетентность (компетенция). Многие зарубежные и отечественные ученые занимались проблемой формирования и развития коммуникативной компетенции (компетентности). Наиболее известные исследования данного вопроса проведены М. Н. Вятютневым, Н. И. Гез, И. А. Зимней, И. Л. Бим, Е. И Пассовым, В. В. Сафоновой, Г. Пифо, Д. Хаймсом, Д. Равеном и др.
Термин «коммуникативная компетенция» в отечественной методике обучения иностранным языкам ввел М. Н. Вятютнев. Автор рассматривает коммуникативную компетенцию как способность учеников определять и классифицировать особенности тем, задач, коммуникативных установок до начала беседы, а также ориентироваться в выборе программ речевого поведения в ее процессе [9].
По определению Э. Г. Азимова, А. Н. Щукина, данному авторами в «Новом словаре методических терминов и понятий», коммуникативная компетенция - это «способность решать средствами иностранного языка актуальные для учащихся задачи общения в бытовой, учебной, производственной и культурной жизни.» [2].
Исследуя компонентный состав коммуникативной компетенции, российские и зарубежные авторы (Е. И. Пассов, М. Н. Вятютнев, Т. А. Толмачева, К. Льюнг) используют в определениях несколько различную терминологию. Но, несмотря на эти различия, ученые выделяют в ее составе сходные компоненты, а именно: грамматическую, лингвистическую, социолингвистическую, прагматическую, социокультурную, стратегическую компетенции, а также компоненты ситуации общения и необходимые для понимания и воспроизведения речи знания и умения.
Таким образом, коммуникативная компетенция - владение определенным уровнем знаний о различных аспектах изучаемого языка, умение определять тему беседы и программу речевого поведения, т. е. успешно сочетать полученные теоретические знания языка с практическими навыками в различных ситуациях общения.
Исследуя коммуникативную компетентность как результат сформированной коммуникативной компетенции, Ю. В. Суховершина, Е. П. Тихомирова, Ю. Е. Скоромная рассматривают ее как «совокупность коммуникативных способностей, умений и знаний, адекватных коммуникативным задачам и достаточных для их решения» [10, с. 2].
Итак, исходя из определений методической и коммуникативной компетентностей и их компонентного состава, определим коммуникативно-методическую компетентность (КМК) следующим образом: коммуникативно-методическая компе-
тентность - это интеграция комплекса знаний, профессиональных умений и навыков педагога в областях методики обучения иностранным языкам, психологии, педагогики и лингвистики с коммуникативными способностями, определенными свойствами личности, наличием практического опыта в данных областях, умением применять полученные знания в определенной ситуации и анализировать собственный опыт.
Эффективное развитие коммуникативно-методической компетентности студентов бакалавриата в профессиональном педагогическом образовании возможно путем формирования профессиональных навыков с дальнейшей апробацией их на практике, где основной задачей являются развитие методической и коммуникативной компетентностей (компетенций).
Далее переходим к основам развития коммуникативно-методической компетентности. Например, И. Н. Верещагина, Г. В. Рогова включают в процесс профессиональной подготовки учителя иностранного языка совершенствование различных компонентов методической подготовки - знаний, навыков, умений и отмечают необходимость обеспечения каждого компонента необходимыми мате-
риалами, пособиями. Что касается практических занятий, исследователи считают эффективными способами обеспечения интеграции компонентов методической подготовки студентов следующие: работу на практических занятиях по методике по существующим для работы в школе УМК, решение методических задач, наблюдение и анализ видеозаписей урока и уроков непосредственно в школе, самостоятельное планирование и проведение уроков или фрагментов уроков в школе [11].
Исследователями в области языкового образования неоднократно отмечалось большое значение практики как неотъемлемой части подготовки специалиста в любой области. Педагогическая практика студентов языкового факультета педагогического университета предоставляет широкие возможности для развития коммуникативно-методической компетентности, так как включает в себя задания по планированию, анализу и проведению практических занятий. При прохождении практики студенты демонстрируют как теоретические знания из областей психолого-педагогических наук и методики обучения иностранным языкам, так и практические коммуникативные умения профессионального педагогического общения. Многими исследователями отмечается большое значение педагогической практики как наиболее эффективного средства повышения мотивации к изучению иностранных языков, методики обучения и общих педагогических дисциплин. Практика помогает преодолеть проблемы недостаточно развитой методической и языковой компетенции, языковой манеры поведения на уроке путем привлечения, например, ролевых игр.
Другим эффективным путем развития коммуникативно-методической компетентности бакалавров языкового факультета педагогического вуза представляется интеграция задач из области методики преподавания иностранного языка с коммуникативными задачами в рамках занятий по дисциплине «Практика устной и письменной речи». Государственным стандартом высшего профессионального образования в рамках компетентностного подхода предусматривается использование активных и интерактивных форм работы, например деловых и ролевых игр, разбора ситуаций. Использование игр и ситуаций на иностранном языке позволяет студентам вникать в поставленную проблему, искать пути ее решения, используя теоретические знания из области методики, педагогики и психологии, одновременно практикуясь в использовании вокабуляра по изучаемой теме. Также в процессе выполнения подобных заданий студенты имеют возможность выразить свое мнение по данному вопросу на иностранном языке, тем самым реализуя основные компетенции.
Примером такого задания может быть ролевая, деловая игра, которую определяют как имитационное моделирование, воссоздающее реальную обстановку. Основной характеристикой ролевой, деловой игры является повторяемость ситуаций и их проблемный характер. Так, имитация преподавателем на занятиях реальных ситуаций позволяет студентам играть различные роли и решать проблемы коммуникативного и методического характера, т. е. развивать коммуникативно-методическую компетентность.
Ряд зарубежных исследователей рассматривает в качестве одной из основ формирования коммуникативно-методической компетентности студентов так называемое teacher’s task, суть которого состоит в подготовке одним или несколькими студентами заданий по изучаемой лексической теме. Подготовка teacher’s task позволяет студенту, играющему роль преподавателя, продемонстрировать психологическую готовность к профессиональной деятельности, применить методические знания, умения организовать, спланировать и провести урок
на практике, при этом пользуясь иностранным языком как средством профессионального общения.
Таким образом, в условиях введения в России новых образовательных стандартов и необходимости формирования (развития) профессиональных компетенций (компетентностей) возникает необходимость поиска новых методов обучения в вузе. Основой развития коммуникативно-методической компетентности бакалавров языкового факультета педвуза представляется формирование базовых профессиональных компетенций - методической и коммуникативной. Рассмотрев определения и компонентный состав этих терминов, мы пришли к выводу о необходимости интеграции теоретических знаний с практическими умениями студентов. Эффективными способами развития коммуникативно-методической компетентности бакалавров являются: педагогическая практика, дающая возможность реализации базовых компетенций учителя иностранного языка, а также применение ролевых (деловых) игр на занятиях по практике устной и письменной речи.
Список литературы
1. Игропуло И. О структуре методической компетентности преподавателя вуза при переходе к образовательным стандартам нового поколения. 11^: http://gisap.eu/ru/node/1189 (дата обращения: 16.09.2013).
2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
3. Татарницева С. Н. Методическая компетенция учителя и ее формирование в процессе самостоятельной работы студентов: дис. ... канд. пед. наук. Тольятти, 2003. 210 с.
4. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании // Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 6 (12). М.: Чистые пруды, 2007. 32 с.
5. Игна О. Н. Структура и содержание методической компетентности учителя иностранного языка // Ярославский педагогический вестник. 2010. № 1. С. 90-94.
6. Киндяшова А. С. Формирование профессиональной компетентности учителя права с использованием задачного подхода // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2012. Вып. 2 (117). С. 95-100.
7. Павлова Л. В. Компетентностные задачи как средство совершенствования предметно-методической компетентности будущего учителя математики // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заоч. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). Т. 2 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. Пермь. С. 111-115.
8. Вшивцева Е. И., Игна О. Н. Формирование научно-методической компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2011. В. 9 (111). С. 199-203.
9. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. 38 С. 38-45.
10. Суховершина Ю. В., Тихомирова Е. П., Скоромная Ю. Е. Тренинг коммуникативной компетенции. 2-е изд. М.: Академический проект; Мир, 2009. 111 с.
11. Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Совершенствование методической подготовки учителей ИЯ в свете новых задач школы // Иностранные языки в школе. 1984. № 3. С. 14-19.
Русина М. А., специалист по УМР, аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 03.10.2013.
M. A. Rusina
THE COMMUNICATIVE-METHODOLOGICAL COMPETENCE OF THE FUTURE HOLDERS OF THE BACHELOR’S DEGREE OF THE FOREIGN LANGUAGE FACULTIES OF THE PEDAGOGICAL UNIVERSITIES: DEFINITION, SPECIFIC CHARACTER,
BASIC FOUNDATION OF THE DEVELOPMENT
The article is devoted to the communicative-methodological competence of the future holders of the bachelor’s degree concerning the foreign language faculties of the pedagogical universities. The article gives the definition of the communication-methodological competence, studies its structure and the basic foundation of the development during the period of the education in accordance with the State Standard.
Key words: bachelor, Federal State Standard of Professional Education, competence approach, professional competence, communicative-methodological competence.
References
1. Igropulo I. About the structure of the methodological of the University’s teacher in accordance with the transition to the new educational standard. URL: http://gisap.eu/ru/node/11894 (Accessed: 16 September 2013) (in Russian).
2. Asimov E. G. Shchukin A. N. A new dictionary of methodological terms and notions. Theory and practice in foreign language teaching. IVIoscow, Ikar Publ., 2009. 448 p. (in Russian).
3. Tatarnitseva S. N. Methodological competence of the teacher and its development during the process of students’ independent work: dis. cand. ped. sci. Tolyatty, 2003. 210 p. (in Russian).
4. Ivanov D. A. Competences and competence approach in modern education. The library of “The first of September”, “Upbringing. Education. Pedagogics”, no. 6 (12), Moscow, Chistye Prudy Publ., 2007. 32 p. (in Russian).
5. Igna O. N. Structure and contents of methodical competence of a foreign language teacher. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2010, no. 1, pp. 90-94 (in Russian).
6. Kindyashova A. S. Formation of professional qualifications of law teacher with the use of the task's technique. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2012, vol. 2 (117), pp. 95-100 (in Russian).
7. Pavlova L. V. Competence tasks as methods of improvement subject methodological competence of the future teachers of mathematics. Problems and aspects of the development of the education. Proceedings of the international scientific conference (Perm, April, 2011). Vol. 2. Edited by G. A. Akhmetova. Perm, 2011, pp. 11-11 (in Russian).
8. Vshivtseva E. I., Igna O. N. The formation of science-methodical competence of a future foreign language teacher. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2011, vol. 9 (111), pp. 199-203 (in Russian).
9. Vyatutnev M. N. Communicative orientation of teaching Russian in foreign schools. The Russian language abroad, 1977, no. 6, pp. 38-45 (in Russian).
10. Sukhovershina Yu. V., Tichomirova E. P., Skoromnaya Yu. E. Training of the communicative competence. The 2 Issue. Moscow, Akademicheskiy proekt. Fond “Mir” Publ., 2009. 111 p. (in Russian).
11. Vereshchagina I. I., Rogova I. N. Improvement of the methodological training of foreign language teachers in accordance with the new aims of the schools. Foreign Languages at School, 1984, no. 3, pp. 14-19 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]