Научная статья на тему 'Особенности формирования методических компетенций бакалавра и магистра физико-математического образования'

Особенности формирования методических компетенций бакалавра и магистра физико-математического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COMPETENCE / BACHELOR / MASTER / VOCATIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Есения Омаровна

В статье описаны особенности формирования методических компетентностей в системе "бакалавр-магистр", основные стадии этого процесса и их содержание, а также рассмотрены уровни методических компетентностей. Основными идеями подготовки компетентного специалиста-физика являются: системность, начальная технологичность, активность, самостоятельность, рефлексия, базирующие на информационной, мультимедийной технологии образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова Есения Омаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of formation of methodical competence for bachelor and master`s physical and mathematical education

The article depicts the features of formation of methodical competences within the system "bachelor-master", the basic stages of this process and their content, and levels of methodical competences. The basic ideas of preparation of the competent expert-physicist are: system methods, initial produceability, activity, independence, reflexion based on information, multimedia technology of education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования методических компетенций бакалавра и магистра физико-математического образования»

3. Малафеев, Н.Н. Интегративные тенденции современного специального образования / Н.Н. Малафеев, А.Н. Коноплева, Л.С. Лазгиева. - М. : Полиграф сервис, 2004. -406 с.

4. Панкова, Н.В. Эмоциональное благополучие и психологическое здоровье подростков из семей группы риска / Н.В. Панкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 148-151.

5. Сабират, С.Е. Роль здоровьесберегающего образовательного пространства в формировании культуры здоровья подростков сельских школ / С.Е. Сабират // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 54-57.

6. Слободчиков В. И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей : проблемы, поиски / под ред. В. И. Слобод-чикова. - М., 1999. - С. 44-48.

7. Филиппов, С.С. Информация о здоровье школьников как основа организации физического воспитания / С.С. Филиппов, Т.Н. Карамышева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 102-105.

Контактная информация: [email protected]

УДК 374

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА И МАГИСТРА ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Есения Омаровна Раджабова, соискатель,

Махачкалинский филиал Московского автомобильно-дорожного технического

университета (МФ МАДИ), г. Махачкала

Аннотация

В статье описаны особенности формирования методических компетентностей в системе "бакалавр-магистр", основные стадии этого процесса и их содержание, а также рассмотрены уровни методических компетентностей. Основными идеями подготовки компетентного специалиста-физика являются: системность, начальная технологичность, активность, самостоятельность, рефлексия, базирующие на информационной, мультимедийной технологии образования.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, бакалавр, магистр, профессиональное образование.

FEATURES OF FORMATION OF METHODICAL COMPETENCE FOR BACHELOR AND MASTER'S PHYSICAL AND MATHEMATICAL EDUCATION

Esenija Omarovna Radzhabova, the competitor,

Makhachkala Branch of the Moscow Auto-Road Technical University

Annotation

The article depicts the features of formation of methodical competences within the system "bachelor-master", the basic stages of this process and their content, and levels of methodical competences. The basic ideas of preparation of the competent expert-physicist are: system methods, initial produceability, activity, independence, reflexion based on information, multimedia technology of education.

Keywords: competence, bachelor, master, vocational training.

Необходимость подготовки бакалавра и магистра физико-математического образования нового типа, способного к реализации компетентностного подхода в обучении своему предмету, обусловлена процессом интеграции Российской Федерации в мировое образовательное пространство. Актуальность обусловлена введением федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, недостаточной проработанностью теоретических основ такой подготовки в рамках двухуровневой системы обу-

чения, технологических решений обеспечения нового качества подготовки на основе профессионально значимых компетенций. [1-5]

Методологической основой концептуального изменения образовательной деятельности учителя и собственно его подготовки стала идеология компетентностного подхода. В противоположность концепции «усвоения знаний» он предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций.

Сегодня обществу недостаточно знающего, эффективно справляющегося со своими обязанностями специалиста, требуется успешный, т. е. инициативный, способный видеть и решать проблемы как самостоятельно, так и в группах, умеющий брать на себя ответственность и принимать решения в новых ситуациях, постоянно профессионально самосовершенствующийся профессионал. Введение новых информационных технологий, автоматизация, компьютеризация деятельности и жизни человека повлекли за собой изменение традиционных представлений о профессиональных деятельностях, профессионалах и профессионализме, а усилившиеся процессы интеграции обусловили потребность в едином образовательном пространстве для тесно взаимодействующих стран.

На сегодняшний день недостаточно полно проведена классификация профессионально значимых компетенций, как и единой точки зрения на то, сколько и каких компетенций должно быть сформировано у бакалавра и магистра физико-математического образования. Профессиональная компетентность - интегральная характеристика деловых и личностных качеств будущего специалиста, отражающая уровень знаний и умений, достаточный для достижения цели в определенной деятельности. Профессиональная компетентность бакалавра и магистра физико-математического образования характеризуется процессом принятия педагогических решений, схематично она может быть задана в виде набора основных профессиональных задач, что сделано, например, в стандартах высшего профессионального образования. Особое место среди профессиональных компетенций будущего специалиста физико-математического образования занимают методические, т.е. связанные с преподаванием конкретного предмета. Мы выделяем большее число методических компетенций, основываясь на задачах обучения предмету в современной школе и специфике деятельности при преподавании предмета. При этом в основу выделения этих компетенций нами положены базовые деятельности бакалавра физикоматематического образования:

- ставить цели и мотивировать (деятельность учащихся и т.д.);

- планировать и проектировать (учебный процесс, процесс формирования навыка и т.д.);

- подготавливать (материал к уроку, эксперимент и т.д.);

- реализовывать (урок и т.д.);

- контролировать (результаты обучения и т.д.);

- профессионально самосовершенствоваться (осваивать и создавать новые технологии и т.д.).

Определим особенности формирования методических компетенций в системе двухуровневой подготовки (бакалавр-магистр). Всем эффективным образовательным системам присущ системный подход, ориентированный на конкретную деятельность (т.е. в сочетании с деятельностным подходом). Качество деятельности будущего специалиста изменяется в ходе профессиональной подготовки, проходя в своем развитии несколько этапов и уровней: начальный, текущий, плановый, эффективный, перспективный (идеальный). Этим уровням профессиональной деятельности должны соответствовать уровни развития компетенций.

Начальный уровень профессиональной деятельности бакалавра и магистра физико-математического образования складывается к началу его методической подготовки и

определяется общими (ключевыми) компетенциями и их конкретизацией на педагогическую область - общепрофессиональными компетенциями, которые развиваются в процессе подготовки по педагогике, психологии, а также специальными компетенциями, связанными с дисциплиной. В ходе подготовки студента как педагога закладываются основы многих методических компетенций, которые являются конкретизацией педагогических знаний, умений, навыков на предметную область. Гибкий, подвижный текущий уровень сформированности профессиональной деятельности - уровень, постоянно изменяющийся непосредственно в процессе методической подготовки, от семестра к семестру. Здесь каждая компетенция постепенно наполняется содержательно, становится более полной - как за счет получения знаний и умений, так и в ходе приобретения практического опыта (на педагогической практике в реальных условиях). Плановый уровень -уровень, определенный в образовательных стандартах. Он предполагает овладение основными видами деятельности, обеспечивающими решение профессиональных задач бакалавра и магистра физико-математического образования, то есть как раз и является «готовностью» к выполнению профессиональной деятельности.

Таким образом, к концу подготовки специалиста в бакалавриате должен быть достигнут этот уровень (компетенций бакалавра). Эффективный уровень - уровень магистратуры, предполагается, что при его достижении круг решаемых профессиональных проблем гораздо шире - это возможность работы в профильных классах, умение осуществлять исследовательскую деятельность в области педагогики и методики, способность к саморазвитию как специалиста, умение использовать информационно - коммуникационные технологии в процессе обучения. За пределами вуза этот уровень может быть достигнут окончившим бакалавриат при приобретении значительного педагогического опыта (учитель высшей категории). Наконец, перспективный уровень - уровень аспирантуры

- предполагает готовность к серьезным научным исследованиям, к работе в вузе, а также в среднем специальном учреждении.

Итак, формирование профессиональных компетенций с позиций деятельностного подхода при подготовке бакалавра образования осуществляется в три этапа и на трех уровнях: начальном, текущем (переменном) и плановом. Эффективное развитие компетенций на каждом этапе можно обеспечить при выполнении определенных условий. Каждый уровень связан с набором составляющих компетенций (установки, личностные качества, знания, умения, навыки, опыт и др.), формируемых в специфической учебной деятельности.

Структурно-функциональная модель процесса формирования методических компетенций будущего специалиста включает в себя:

! этап: начальный уровень сформированности методических компетенций.

Содержание: формирование представлений о ценностях и идеалах профессиональной деятельности учителя; установок на педагогическую деятельность, психологопедагогических знаний и умений, необходимых для осуществления воспитательной и образовательной деятельности в школе. Приобретение начального опыта взаимодействия с учащимися; знаний и умений, необходимых при преподавании физики. Умение применять информационно-коммуникационные технологии в учебной и внеучебной деятельности.

Условия достижения уровня: включение обучаемых в активную учебную деятельность, обучение анализу педагогических ситуаций, педагогический тренинг, получение первичного педагогического опыта (посещение занятий опытных педагогов) и его осмысление; получение базовых предметных знаний и умений, широко привлеченных информационно - коммуникационных технологий, компетенций.

П этап: текущий уровень сформированности методических компетенций.

Содержание: формирование знаний и умений по теории и методике преподавания физики - общей и частной, начального опыта взаимодействия с учащимися по достиже-

нию целей учебного процесса, использование компьютерных и инновационных технологий обучения.

Условия достижения уровня (уровень входит в методическую подготовку): включение обучаемых в активную учебную деятельность, методический тренинг (решение профессиональных методических проблем основной школы), получение первичного опыта специалиста (первая методическая практика в 7-9 классах), использование преимуществ информационно - коммуникационных технологий.

Ш этап: плановый уровень сформированности методических компетенций.

Содержание: формирование знаний и умений по теории и методике преподавания физики - частной (для базового уровня старшей школы), начального опыта взаимодействия с учащимися по достижению целей учебного процесса в старшей школе.

Условия достижения уровня (уровень завершает методическую подготовку): включение обучаемых в активную учебную деятельность, методический тренинг (решение профессиональных методических проблем в старшей школе), получение первичного опыта учителя-предметника (вторая методическая практика в 10-11 классах), приобретение первичного опыта творческой профессиональной деятельности, широкое внедрение информационно - коммуникационных технологий в процесс педагогической деятельности будущего специалиста.

Становление компетентного специалиста физико-математического образования в ходе вузовской подготовки, как и любого другого, осуществляется в соответствии с логической цепочкой:

информирование ^ тренировка ^ практика ^ профессиональное саморазвитие на базе инновационных и информационных компетенций (начинается в период второй педагогической практики).

Цепочка означает движение от знаний к умениям и затем - компетенциям. Если рассматривать методическую подготовку, то первоначально у студентов формируют базовые знания (о процессе обучения предмету, методах, формах и средствах его осуществления) и типовые способы деятельности (технологические или алгоритмические цепочки), затем эти способы деятельности отрабатываются на практических занятиях.

Типовые технологические цепочки, в приложении к разным ситуациям, вызывают у обучающихся потребность совершенствовать свои знания, искать дополнительную информацию, конкретизировать составляющие цепочек, проектировать новые компоненты и новые цепочки с использованием новых достижений науки и информационно - коммуникационных технологий. Базовые знания и умения пополняются осмысленной вариативной составляющей, причем у каждого обучающегося свое содержание этой составляющей. Следующий шаг - применение знаний и умений на практике, полное осмысление содержания процесса обучения предмету в школе, собственной деятельности в реальных условиях, то есть приобретение опыта. Первичная отвлеченная установка "я буду учить детей" переходит в "я учу детей", то есть "я отвечаю за то, что происходит, и за то, каковы результаты". В период первой практики заканчивается формирование мотивов подготовки в вузе, полностью осознаются и конкретизируются цели обучения (для самого студента).

Таким образом, в компетенцию включаются мотивационно-ценностная составляющая и личный профессиональный опыт, приобретаются личностные смыслы. К первой педагогической практике студент должен быть готов к работе в основной школе. После нее начинается подготовка к работе в базовых старших классах и средних специальных учебных заведениях. При этом происходит развитие уже имеющихся методических, информационных и коммуникационных компетенций за счет расширения их вариативно -го содержания. Имея небольшой практический опыт, студент может заниматься творческим проектированием составляющих учебного процесса с использованием компьютерной и мультимедийной техники и оргтехники, для этого ему предоставляется большая

самостоятельность на этапе тренинга (в том числе - и по разработке новых технологических цепочек). Новый опыт приобретается и осмысливается в ходе второй педагогической практики. Наиболее продвинутые студенты уже в этот период начинают искать свой индивидуальный стиль - появляется мотивация на профессиональный рост и саморазвитие, а это - первый шаг к компетентности.

Таким образом, основными идеями подготовки компетентного специалиста-физика являются: системность, начальная технологичность, активность, самостоятельность, рефлексия, базирующие на информационной, мультимедийной технологии образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бочковская, В. Л. Технология управления профессиональным развитием студентов педагогических вузов / В. Л. Бочковская // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2008. - № 8 (42). - С. 17-21.

2. Валуйских, Н.В. Технология психолого-педагогического управления профессиональной подготовкой студентов в филиалах вуза / Н.В. Валуйских // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 5 (39). - С. 27-32.

3. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев [и др.] // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

4. Николаева, Е. М. Технология руководства профессиональным развитием студентов педагогических вузов / Е.М. Николаева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 7 (53). - С. 80-83.

5. Ступникова, М. Ф. Педагогические условия формирования компетентности у будущего учителя в применении компьютерного образовательного комплекса / М.Ф. Ступникова, П.О. Ступников // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3 (37). - С. 95-97.

Контактная информация: [email protected]

УДК 159.9.07

ОПЫТ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗЕРВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ У ШАХМАТИСТОВ МЕТОДОМ АРТИФИЦИАЛЬНЫХ СТАБИЛЬНЫХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Татьяна Николаевна Резникова, доктор медицинских наук, профессор, Наталья Алексеевна Селиверстова, кандидат психологических наук, научный сотрудник,

Юрий Зусьевич Полонский, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, Учреждение Российской Академии наук, Институт мозга человека им. Н.П. Бехтеревой

(ИМЧРАН),

Санкт-Петербург

Аннотация

Проведенное психологическое исследование перспективных шахматистов показало наличие характерных для данного контингента лиц неустойчивости внимания и явлений аутичности в личностном плане. После проведения психокоррекционного курса методом артифициальных стабильных функциональных связей мозга человека у обследуемой группы шахматистов наблюдалось улучшение внимания, а также оптимизация личности, т.е. повышение резервных возможностей психики.

Ключевые слова: шахматисты, личность, внимание, артифициальные стабильные функциональные связи мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.