УДК 378:37.035.6
В. А. Ружа
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У СТУДЕНЧЕСТВА: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Данная статья рассказывает о патриотизме как сложном социальном явлении, формировании патриотически воспитанной личности студента. Приводятся современные требования к выпускнику вуза. Даны основные направления работы со студенческой молодежью. Приводятся некоторые итоги социологического исследования в вузах города Екатеринбурга и с абитуриентами, поступающими в вуз. Рассмотрены существующие проблемы в системе образования.
The author characterizes patriotism as a complex social phenomenon and analyzes the problems of forming patriotically brought up students. Modern requirements are put forward to high school graduates. The basic directions of work with student youth are outlined. Some results of sociological research in higher schools of the city of Ekaterinburg are summed up. Some problems in the system of education are considered.
Ключевые слова: патриотизм, студенческая молодежь, ценностные ориентации, молодежное сознание, патриотически воспитанная личность.
Keywords: patriotism, student youth, value orientations, youth consciousness, patriotically brought up person.
Современное общество представляет собой сложную социокультурную систему. В ней различные субкультуры не только независимо сосуществуют, но и пересекаются в различных вариантах, погружаясь друг в друга [1]. Это приводит к тому, что личность находится в сложной многоуровневой системе социокультурных феноменов.
Изучаемый нами патриотизм, который является одним из этих феноменов, представляет собой очень сложное явление. Его сущность связывается не только с отдельным политическим или нравственным принципом и не с отдельным нравственным качеством личности, а с интегративностью ее свойств, что позволяет рассматривать патриотизм как неотъемлемую часть социально-нравственной направленности личности.
В содержании патриотизма находят отражение такие ключевые понятия, как родина и отечество. Первое характеризует естественную привязанность человека к родной земле. Второе обусловлено определенными общественными отношениями, экономическими, политическими, культурными особенностями страны. Можно утверждать, что патриотизм является обязательным элементом как индивидуального, так и общественного сознания во всех цивилизованных странах. Там, где патриотизму
© Ружа В.. А., 2009 150
уделяется достаточное внимание со стороны государства, там его уровень планомерно развивается и всячески поддерживается как государственными, так и самыми разнообразными общественными структурами.
Понимая, что от уровня патриотизма напрямую зависит жизнеспособность самого государства, его руководители пытаются модернизировать всю систему воздействия на личность и общество.
Особое значение в возрождении нравственных основ российского народа имеет образование. Именно оно, по взглядам руководителей государства, должно стать потенциальным источником гражданской, патриотической, общенародной идеи России. А воспитание гражданственности и любви к родине названо в качестве приоритетных принципов государственной политики в области образования [2].
За последние годы принят ряд важнейших документов федерального, регионального и местного значения по патриотическому воспитанию граждан России, которые основными целями ставят воссоздание практически разрушенной идеологической платформы, на которой основывалась политика страны [3], необходимость продолжения работы, направленной на решение всего комплекса проблем патриотического воспитания программными методами [4].
Перед вузами четко поставлена задача по формированию у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества [5].
В связи с тем, что современное российское общество находится в постоянной социальной трансформации, а студенческая молодежь - это самая динамичная часть общества, которая четко реагирует на малейшие изменения в нем и быстро улавливает новые тенденции в культуре, интерес к студенчеству, безусловно, привлекает внимание социологов. Именно базовые ценности студенчества в большей степени подвергнуты трансформациям, чем у других социальных групп. И это обстоятельство делает студентов интеллектуальным и культурным авангардом молодежной части общества.
Указанная социальная группа является своего рода «индикатором» изменений, происходящих в социальной идентичности россиян. Характерным для студенческой молодежи является личностная независимость, ценность свободы в принятии решений, престижность получаемого образования. Высокая мобильность студенческой молодежи подтверждает тот факт, что студенты более оперативны к восприятию инноваций, чем другие слои молодежи [6].
Однако основной характеристикой студенчества с точки зрения социокультурного среза ее соци-
ального потенциала является ее незавершенность, неинтегрированность в сложившуюся систему социальных отношений. Молодой человек наблюдает за обществом как бы со стороны. И то, что для старших поколений является само собой разумеющимся, привычным и должным, не является таким для молодежи. У нее еще нет собственной заинтересованности в сохранении существующего порядка. У нее еще нет устойчивых политических и экономических интересов [7].
Студенческая молодежь является своеобразным фильтром, который подвергает оценке сложившиеся порядки и принимает те из них, которые в большей степени удовлетворяют ееинтересы и потребности.
Соответственно, молодежь может играть роль своеобразного проводника политики, реализуемой старшим поколением, в том числе и по вопросам патриотизма.
Таким образом, студенчество выступает как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая становится генератором взглядов и идей для будущих политических, культурных и экономических преобразований.
Известно, что ценностные ориентации личности напрямую зависят от ее отношения к миру, ее места в обществе, эмоций и т. д. Они выступают важным элементом внутренней структуры личности, определяемым жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний, одним из основных факторов, регулирующих, детерминирующих мотивацию личности, в том числе и профессиональную.
Результаты многочисленных социологических исследований показывают, что большое место в структуре молодежного сознания занимают сейчас так называемые «общечеловеческие ценности»: здоровье, счастье, любовь, добро, красота, свобода, семья и обусловленные ими индивидуальные -личный успех, престиж, занимаемый статус, любимая работа и досуг, личное, особенно материальное, благополучие и т. д.
В число приоритетных ценностей также входят ценности религии и церкви. Однако вследствие отсутствия у многих молодых людей глубоких духовно-нравственных основ их внутренний мир стал более иррациональным, что нашло проявление в предрасположенности к мистике, магии, колдовству, экстрасенсам, «сатанизму» и т. п.
Многие ценности молодежи приобрели явно выраженную национальную и националистическую окраску. Заметен рост оскорбленного, «раненого» национального самосознания русской молодежи; растут амбиции, и активно проявляются националистические воззрения и ориентации целого ряда «малых» народов России.
По мнению социологов, ценностные ориентации молодежи, понимание ею социальных проблем,
нравственные оценки событий и поступков, позволяют лучше понять, что движет молодыми людьми, какие они ставят перед собой цели в жизни. При этом важно определить отношение человека к родине, его гражданскую позицию. В качестве иллюстрации хочется привести результаты социологического письменного опроса «Молодежь и патриотизм», проведенного в сентябре-октябре 2006 г. в УГТУ-УПИ под руководством доктора философских наук, профессора Ю. Р. Вишневского .Тип выборки - простая случайная выборка. Количество респондентов - 1054 чел.
Исследование показало, что только 12,7% опрошенных студентов не испытывает чувства гордости ни за свою страну, ни за место, где они родились. Основная часть респондентов (80%) испытывает чувство гордости за свою родину. 12,7% затруднились выразить по этому вопросу свое мнение. Чуть более 80% опрошенных не может сказать, что жалеет о своем российском гражданстве, значительно меньшая часть, 17,1% респондентов, имеет противоположное мнение. Доля молодых людей, которые хотят навсегда уехать из России и собираются это сделать, незначительна: 3,9%. Тем не менее, 11,6% респондентов все же хотели бы эмигрировать, имея возможность осуществить свое желание. Большинство опрошенных студентов (54,9%), не желает ни при каких условиях, даже при плохом развитии событий, сменить свое отечество, что явно свидетельствует о распространенности патриотических настроений в молодежной среде.
Социальный заказ для любого современного вуза - поднять осуществление учебно-воспитательного процесса на более высокий, качественно новый уровень. Однако сегодня подготовка будущих специалистов еще не везде отвечает в должной мере современным требованиям. Если техническая часть вопроса более или менее решена, то воспитательная (нравственная) еще находится на начальном этапе.
Каким сегодня видится современный выпускник российского университета, каковы критерии оценки конечного продукта патриотического воспитания? Коротко его можно охарактеризовать как патриотически убежденного и готового к практическим действиям молодого гражданина во имя нашей родины. Он стремится глубоко знать нашу отечественную историю и культуру. Это человек, проявляющий гражданскую зрелость, активность и разумную инициативу. Он осознает личную ответственность за судьбу страны и активно участвует в патриотической деятельности. В идеале настоящим патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков, растящего и
воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое место жительства и постоянно совершенствующего свой быт, образ жизни и культуру поведения. Его работа должна быть во благо своему отечеству, он должен участвовать в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т. е. направленных на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности.
Сформировать эти качества вполне возможно, если студенты уже с I курса под непосредственным контролем со стороны кураторов вовлекаются в студенческое самоуправление на всех внутри-университетских уровнях (вуз, факультет, кафедра, учебная группа, различные секции, кружки, клубы и т. п.), активно решают возникающие проблемы в своей студенческой среде. Гражданские качества личности студента формируются более эффективно, если студенты вовлечены в студенческое самоуправление на всех уровнях управления вузом (на уровне вуза, факультета, курса, учебной группы, в общественных организациях по интересам, в клубах и т. п.) и решают вопросы не только жизни своего вуза, но и окружающей вуз социальной среды.
Автор статьи считает, что наиболее сильное влияние на процесс становления патриотически воспитанной личности студента оказывает микроколлектив, семья, СМИ, общественные организации и движения, партии, искусство, литература. Личность все время стремится играть определенную роль в своем коллективе и обществе, частью которого она является. Это стремление ведет к активному осмыслению пережитого опыта и адаптации к будущему. Личность начинает осознавать свое место в обществе и уже проектировать какие-то желаемые цели. В этот период такая личность способна сплачивать вокруг себя, объединять многих людей для решения конкретных целей и задач.
Исследование различных аспектов социокультурной жизни студенчества Екатеринбурга проводилось в 2003, 2005 и 2007 гг. под руководством доктора философских наук профессора Ю. Р. Вишневского и носило мониторинговый характер. Аналогичные исследования продолжались в 1995 и 1999 гг. [8]. Это позволило выявить тенденции и динамику социокультурных процессов в студенческой среде столицы Урала за 12 лет и скорректировать основные направления молодежной политики в рамках целевой комплексной программы «Молодежь Свердловской области». На всех этапах мониторинга был сохранен без изменения объект исследования - это студенты III курса 13 вузов Свердловской области. Количество респондентов по годам приводится ниже.
Так, 2003 г. характеризовался высоким уровнем недоверия студентов к силовым структурам (армия, правоохранительные органы). В отношении к правоохранительным органам это недоверие нарастало (армия на предыдущем этапе мониторинга в 1999 г. не включалась в перечень оцениваемых политических институтов). Самый высокий уровень недоверия к армии был отмечен у студентов УГПУ и УГЭУ, самый низкий - у студентов УГЛТУ и УГТУ-УПИ. У студентов-бюджетников уровень недоверия к армии находился чуть выше, чем у контрактников. Позиции юношей и девушек по отношению к армии практически были сходны. Самый высокий уровень недоверия к правоохранительным органам - у студентов УГПУ и РГППУ, самый низкий - у студентов УрАГС. Бюджетники и контрактники были сходны в своем недоверии к правоохранительным органам. Девушки проявляли к ним недоверие чаще, чем юноши.
В 2005 г. было опрошено 1495 чел., из них студентов мужского пола 30,0%. На вопрос «Что побудило Вас поступить в данный вуз?» одним из ответов у 7,3% респондентов стал: «Не хотелось идти в армию». А на вопрос «Доверяете ли Вы армии?» ответили «нет» 62,3%.
В 2007 г. 1133 чел. ответили на вопрос «Что побудило Вас поступить в данный вуз?» стандартной фразой «Не хотелось идти в армию» опять 7,3%, а на вопрос «Доверяете ли Вы армии?» ответили «нет» 76,7% . Как видно, число абитуриентов, не желающих служить в армии, осталось на прежнем уровне, однако уже заметен резкий рост числа недоверия студентов к армии.
Год Кол-во респондентов Не хотят идти в армию Не доверяют армии
2005 1495 чел. 7,3% 62,3 %
2007 1133 чел. 7,3% 76,7 %
В канун великого праздника Победы в 2008 г. на 8 факультетах УГТУ-УПИ среди студентов, обучающихся по программе подготовки офицеров запаса, автором статьи было проведено анкетирование методом письменного опроса на тему патриотизма.
Социологическое исследование в определенной степени выявило те проблемы, которые волнуют молодежь, ценностные ориентации студентов. Репрезентативность простой случайной выборки была обеспечена опросом 281 студента (3,3% от всех студентов, обучающихся на 1-1Укурсах всех факультетов УГТУ-УПИ). Среди опрошенных 82,3% составляли мужчины, остальные - женщины.
Отрадно видеть, что 87% опрошенных студентов считают, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут и в будущем примером для новых поколений. А на вопрос «Что значит сегодня быть патриотом
России?» первые места стали занимать такие ответы:
- уважать и знать историю России;
- испытывать гордость за свою страну;
- выть готовым к самопожертвованию ради интересов страны;
- уважительно относиться к участникам Великой Отечественной войны, людям пожилого возраста, инвалидам.
В июле 2008 г. с абитуриентами, поступающими на I курс УГТУ-УПИ, автором статьи было проведено социологическое исследование методом письменного опроса.
Цель исследования - выявить общий уровень патриотической направленности у выпускников средних школ. Ниже приводятся выдержки из результатов анкетирования по наиболее интересным вопросам анкеты «Патриотизм и студенчество». Тип выборки - простая случайная выборка. Всего было опрошено 128 респондентов.
Так, наиболее популярными ответами на вопрос «Что значит сегодня быть патриотом России?» стали (необходимо было отметить по два ответа):
%
Уважать и знать историю России 66,4
Испытывать гордость за свою страну, любить Родину 85,2
Быть готовым к самопожертвованию ради интересов страны 48,4
На вопрос «С чем связано для Вас понятие родина?» будущие первокурсники ответили: «Моя Родина - это...
%
Россия 57,8
Обычаи, традиции, образ жизни, национальный характер моего народа 21,9
Родной город (деревня), с которым у меня связаны детские воспоминания 20,3
По поводу вопроса «В нашем обществе нередки проявления межнациональной нетерпимости. Как Вы к этому относитесь?» выявлен большой разброс мнений.
%
С неприятием — за этим нередко стоит ущемление прав человека 27,3
С сожалением - это проявление низкой культуры и недостатка толерантности 19,5
С опасением — это может привести к распаду России 15,6
Не ответили 37,5
Ответы на вопрос «Должны ли все юноши, годные к воинской службе, проходить срочную службу?» показали, что более 80% первокурсников готовы служить в армии, а 11% считают, что защита Родины - это занятие кого-то другого.
%
Да, это - долг каждого 60,2
Да, армия - это школа жизни 29,7
Нет, это — потерянные годы для учебы, карьеры 7
Нет, не хочу подвергать себя унижениям, «дедовщине» 3,1
В итоге на предложенный вопрос «Вы можете назвать себя патриотом России?» анкетируемые ответили следующим образом:
%
Да 79,7
Нет 8,6
Затрудняюсь ответить 11,7
При формировании социально активного гражданина и патриота России, на наш взгляд, необходимо учитывать, что в самой системе образования еще существуют определенные проблемы. Так, все еще не просматривается единство систем воспитания и обучения. Многие преподаватели практически не умеют воспитывать студентов в ходе занятий. А ведь известно, что на любом занятии по любой дисциплине должны ставиться и достигаться воспитательные цели. Многие молодые преподаватели не готовы (не обучены) к работе в современных условиях, не обладают необходимыми качествами, а отдельные представители сами не являются примером для подражания. Внеучебное время студентов используется зачастую некачественно и нерационально. Большинство спонтанно назначенных кураторов академических групп, за редким исключением, не знают и не выполняют свои обязанности. Это и понятно, тратить свое личное время, причем бесплатно, практически никто не желает.
Выход видится в кропотливом подборе и расстановке будущих специалистов-воспитателей, создании действенной воспитательной структуры на кафедрах и факультетах. Далее, современный студент все больше сам выбирает (при нашем попустительстве), чем ему заниматься во внеучебное время: готовиться к занятиям, работать, праздно проводить время или участвовать в общественных мероприятиях. Отсюда вытекает важность активизации работы активов непосредственно в академических группах: профоргов, культоргов, спортор-гов, членов редколлегии и других, начиная с первых дней обучения в университете. Ежедневная и кропотливая работа куратора, оказание постоян-
ной помощи активистам - и через некоторое время вся академическая группа не только участвует во всех внеучебных мероприятиях, но и успешно учится. Только тогда выпускник современного вуза приблизится к тем требованиям, которыми должен обладать высокообразованный и качественно подготовленный специалист.
Примечания
1. Тернборн Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческое действие: объяснение в социологии и социальной науке. Теория общества. М., 1999. С. 85-86.
2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании»: http://www.garant.ru/law/1006423 5001.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20012005 годы». М.: Росвоенцентр, 2001. С. 7.
4. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20062010 годы». Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422. http://www.businesspravo.ru/Docum/ DocumShow _DocumID_101999.
5. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Юркнига. 2007.
6. Лисовский В. Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. СПб., 1998. С. 4.
7. Мангейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 446.
8. Молодежь Свердловской области на рубеже веков: проблемы, тенденции, ориентиры. Екатеринбург, 2001.