УДК 377, 159.922.8
Moskalenko I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russian Federation),
E-mail: [email protected]
Akhmetgaleeva Z.M., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
Grigorenko N.N., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia), E-mail: [email protected]
PATRIOTISM AS THE BASIC NATIONAL VALUE AND ITS DEVELOPMENT FOR THE YOUTH. The article considers the relevance of patriotism as basic national value and its development in the youth. The article presents special importance, promoting the organization of patriotic socially useful events in the course of patriotic education in higher education institution. For updating the importance of the studied direction, results of the sociological research conducted on the basis of Kemerovo State Institute of Culture are given. It is revealed that being proud of the country is the cultural heritage of the country, and responsibility for patriotic revival are conferred on political authorities; more patriotic respondents participate in actions of patriotic character more often, less patriotic respondents more crucially treat the country.
Key words: values, patriotism, student's youth, patriotically public useful events, volunteering.
И.В. Москаленко, канд. пед. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
З.М. Ахметгалеева, канд. психол. наук, доц., Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
Н.Н. Григоренко, канд. филос. наук, доц. Кемеровский государственный институт культуры, г. Кемерово, E-mail: [email protected]
ПАТРИОТИЗМ КАК БАЗОВАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ И ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЕ У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ
Данная статья посвящена рассмотрению актуальности понятия патриотизм как базовой национальной ценности и ее проявления у современных студентов. Решению данного вопроса, с точки зрения его эффективности и практической значимости, по мнению авторов статьи, способствует организация патриотических общественно полезных дел в процессе патриотического воспитания в вузе. Для актуализации значимости изучаемого направления, в статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» («КемГИК»). Выявлено, что предметом гордости за свою страну является культурное наследие страны, а ответственность за патриотическое возрождение опрашиваемые возлагают на правящую политическую элиту; более патриотичные респонденты чаще участвуют в мероприятиях патриотического характера, менее патриотичные респонденты более критично относятся к своей стране.
Ключевые слова: ценности, патриотизм, студенческая молодежь, патриотически общественные полезные дела, волонтёрство.
В современных условиях становится все более очевидным, что наше будущее в значительной мере зависит от того, каким сформируется подрастающее поколение. От того, насколько четко будут сформированы взгляды молодежи не только относительно своего будущего, но и будущего своей страны, зависит не только современная жизнь, но и завтрашний день нашего государства.
Буквально несколько лет назад статьи, посвященные воспитанию, начинались с констатации негативных явлений, распространившихся в современном обществе: о потере значимости нравственных приоритетов, неуважительном отношении к государству, утрате чувств патриотизма в молодежной среде и о многих других деформациях, затрудняющих позитивную социализацию подрастающего поколения. В 2012 году в Послании Федеральному собранию президент России В.В. Путин констатировал наличие «ценностной катастрофы», утрату жизненных ориентиров и идеалов, с которой мы столкнулись в начале XXI века.
Сама идея о необходимости нравственного развития личности на базовых ценностях национальной культуры, которые внутренне заданы человеку через его природу религию, культуру, прочно утвердилось еще со второй половины XIX века. В качестве основополагающих национальных ценностей Е.П. Белозерцев определяет три константы - духовность, открытость, традиционность [1]. Б.А. Фе-дулов относит к ним духовность, соборность, государственность, державность, народность, патриотизм и общинность [2].
И.А. Галицкая и И.В. Метлик относят к традиционным ценностям российского народа ценность патриотизма как единство нравственного и национального, указывая на восстановление статуса патриотизма как общепринятой гражданской ценности [3]. Владимир Путин назвал патриотизм национальной идеей Российской Федерации. «У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма», - заявил глава государства на встрече с активом Клуба лидеров по продвижению инициатив бизнеса [4].
В.А. Кольцова и В.А. Соснин определяют патриотизм как одну из базовых составляющих национального самосознания народа, выражающуюся в чувствах любви, гордости и преданности своему отечеству, его истории, культуре, традициям и быту, в чувстве нравственного долга его защиты, а также в признании самобытности и самоценности других сообществ, в осознании их права на самобытность и существование без конфронтации друг с другом [5].
Анализ научной литературы показал, что основными сущностными характеристиками патриотизма являются:
• постоянное ощущение связи с Родиной, с жизнью и деятельностью людей, живущих на родной земле;
• любовь к своему Отечеству государству, выраженная в конкретных делах, действиях, поступках; гордости за свое Отечество, за свой народ, за символы государства;
• уважительное отношение к языку своего народа;
• уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
• гордость за социальные и культурные достижения своей страны; отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости;
• стремление посвящать свой труд, силы и способности укреплению могущества и расцвету Родины;
• проявление гражданских чувств и сохранение верности и преданности Родине [2; 3; 5; 6 и др.].
Мы согласны с А.В. Таранцовой, которая считает, что идея российского патриотизма в условиях обновления страны должна выйти на качественно новый уровень, а основной целью патриотического воспитания должно стать формирование готовности к патриотическому действию [6]. Сегодня можно наблюдать начавшиеся положительные изменения в данной области, возрождение настоящего глубинного патриотизма. Это связано, в первую очередь, с определенными процессами и событиями, происходящими в стране, такими как возвращение Крыма, появлением современных отечественных фильмов патриотического содержания; появлением такого феномена, как «Бессмертный полк», идея о проведении которого возникла еще в 2011 году.
Студенческая молодежь не остается в стороне от этих событий. С каждым годом все больше молодых людей присоединяется к данной акции на добровольных началах, ощущая себя сопричастными героическому прошлому своей страны. Активизация таких настроений и эмоций является, на наш взгляд, хорошим фундаментом для развития патриотизма в молодежной среде.
В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится усиление внимания к патриотизму как базовой национальной ценности с целью формирования не только специалистов, но и граждан-патриотов. В каждом вузе в данный период времени существует программа патриотического воспитания. Кемеровский государственный институт культуры не стал исключением. В качестве условий и путей развития патриотизма как личностного качества выступает диапазон всех видов деятельности и форм организации воспитательной работы студентов, позволяющих им проявлять патриотизм самостоятельно и вовлекать в это окружающих.
Основные задачи программы заключаются в том, что вузом создаются условия для развития у каждого студента верности Отечеству, социальной активности, утверждение патриотических ценностей, уважение к культурному и историческому прошлому России. Опыт работы по патриотическому воспитанию студентов КемГИК показывает, что решающее значение в процессе патриотического воспитания имеют патриотические общественно полезные дела. В институте проводятся тематические круглые столы, организовываются праздничные программы для ветеранов ВОВ, принимается участие в мероприятиях в честь Победы в Великой Отечественной войне, в акции «Бессмертный полк», участие в работе регионального студенческого патриотического форума и многое другое.
Поскольку истинный патриотизм, на наш взгляд, начинает проявляться в отношении к малой Родине, одним из приоритетных направлений в работе со студентами является развитие и популяризация волонтёрской деятельности. Эта работа осуществляется на интегративной основе совместно с органами власти, департаментом молодежи, волонтёрскими организациями, детскими оздоровительными центрами и др.
Сюда мы относим такие виды деятельности, как участие в ежегодной патриотической акции «Снежный десант», реализующейся в рамках Всероссийской патриотической акции «Снежный десант РСО», где студенты оказывают шефскую помощь ветеранам, приводят в порядок памятники, очищают территории школ и детских садов от снега, проводят мастер-классы и профориента-ционные мероприятия для школьников; участие в ежегодной общероссийской добровольческой акции «Весенняя неделя добра», цели которой популяризация ценностей и практики добровольчества (волонтёрства). На базе вуза второй год действует волонтёрский отряд по оказанию помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в учебной, научной, творческой деятельности и бытовых вопросах «Добрые сердца».
Участие во Всекузбасских субботниках, организация праздничных мероприятий для ветеранов, детей из детских домов, помощь приютам для бездомных животных также стали нормой для многих студентов нашего вуза. Также наши студенты в качестве волонтёров были приглашены на XXIX Всемирную зимнюю Универсиаду 2019 года в г Красноярск. Ребята оказывали помощь в проведении одного из основных культурных событий Универсиады: церемонии торжественного открытия и закрытия. Все эти мероприятия, на наш взгляд, способствуют формированию глубинного патриотизма у современных студентов.
Опрос студентов показал, что 45% респондентов на вопрос «Связаны ли понятия патриот и волонтёр?» отвечают утвердительно. Далее, поясняя свои ответы, они пишут: «волонтёры, несомненно, являются патриотами, так как стремятся делать лучше свою Родину»; «главная задача волонтёра - помогать людям, людям своей страны, а значит и стране в целом»; «волонтёрская деятельность связана с помощью стране, гражданам страны». Мы считаем, что связывание этих двух понятий в единое целое, является одной из важных особенностей проявления патриотизма у современных студентов.
Бережное отношение к родному языку и культуре есть еще один важный аспект развития патриотизма у студентов. В рамках празднования Дней славянской письменности и культуры в нашем вузе состоялась работа круглого стола «Русский язык: вчера, сегодня, завтра». При всём многообразии тем докладов единым вектором работы круглого стола стал интерес к родному языку как к зеркалу, в котором отражаются все значимые события в жизни русского народа. Также в марте этого года на базе Кемеровского государственного института культуры прошло торжественное открытие Славянского этнокультурного центра «Свято-зар», цели и задачи которого сохранение, развитие и трансляция традиционной культуры славянских этносов в современном мире.
С целью подтверждения влияния и связи реальных дел патриотического содержания в КемГИК с патриотическими воззрениями современного студента нами было проведено исследование, в котором приняли участие 108 студентов различных направлений подготовки КемГИК первых курсов. За основу мы взяли анкету «Патриотизм сегодня», разработанную на сайте Survio и адаптированную нами к целям исследования. [7]. На часть вопросов были предложены готовые ответы, которые нужно было проранжировать по степени значимости. На первое место нужно было поставить наиболее подходящий, значимый ответ, далее - по убыванию, вплоть до последнего ответа, который занимал последнее место. Также были вопросы, предполагавшие положительные или отрицательные ответы.
Патриотическая составляющая самосознания проверялась с помощью вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?». На этот вопрос положительно ответили 70 респондентов (65%), отрицательно - 38 респондентов (35%).
Для оценки такого компонента патриотизма как проявления гражданских чувств и сохранения верности и преданности Родине был задан вопрос: «Согласны ли Вы с утверждением: "Я хотел бы родиться и жить не в России"?», на который положительно ответили 40 респондентов (37%), отрицательно - 54 респондента (50%). Существенных половых различий в ответах на данные вопросы обнаружено не было.
В соответствии с ответами на данные вопросы были выделены по две группы в каждом случае, далее с помощью критерия Стьюдента проводилось сравнение различий между выделенными группами. При сравнении групп респондентов, считающих себя патриотами, или, наоборот, не считающих себя таковыми, были обнаружены следующие результаты.
При исследовании значимости феномена патриотизма как такового было обнаружено, что при ранжировании ценностей ответ «Патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение» в обеих группах ставился чаще всего на последнее десятое место (мода=10). Однако, средние значения рейтинга этого вопроса имели различия в двух группах (р<0,05). Средний рейтинг ответа «Патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение» в группе респондентов, считающих себя патриотами составил 8,91, а в группе респондентов, не считающих себя патриотами - 7,24. То есть, для тех, кто не считает себя патриотом, ценность патриотизма в условиях глобализации становится менее важной.
Рейтинг ответа «Патриотизм проявляется в конструктивной критике недостатков в стране» в группе респондентов, считающих себя патриотами, имел среднее значение 4,79, мода - 7 (последнее место), а в группе респондентов, не считающих себя патриотами среднее значение было 3,06, мода - 1 (р<0,005). Таким образом, студенты, которые считают себя патриотами, менее склонны критиковать свою страну, даже конструктивно.
На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?» из респондентов,
считающих себя патриотами, «Нужно» ответили 52 человека, «Не нужно» ответил 2 человека, затруднились ответить 14 человек. Ответы респондентов, не считающих себя патриотами, распределились следующим образом: «Нужно» - 6 человек, «Не нужно» - 16 человек, затруднились - 1б человек.
Среди ответов на вопрос «Есть ли что-то такое, чем Вы как гражданин России могли бы гордиться?» средний рейтинг ответа «Принадлежность к своей национальности» в группе респондентов, считающих себя патриотами составил 4,04, а в группе респондентов, не считающих себя патриотами - 5,15 (р<0,05). Значение моды в обеих группах равно 5 из семи возможных мест.
В этом же вопросе средний рейтинг ответа «Гордиться нечем» в группе респондентов, считающих себя патриотами составил 7, мода также равна 7, последнее место из возможных. В группе респондентов, не считающих себя патриотами, средний рейтинг ответа «Гордиться нечем» составил 5,31, мода также равна 7. Достоверность различий между средними значениями р<0,01.
Из оставшихся ответов явным лидером в обеих группах стал ответ «Культурное наследие». Считающие себя патриотами ставят в среднем этот ответ на 3,24 место, мода - 3; не считающие себя патриотами ставят в среднем «Культурное наследие» на 2,75 место, мода - 1. Гордость за социальные и культурные достижения своей страны значима для большинства наших респондентов.
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?» мода ответа «Коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты» была равна 1 в обеих группах. Однако среднее значение рейтинга в группе респондентов, считающих себя патриотами, равно 3,51, а в группе респондентов, не считающих себя патриотами - 2,13 (р<0,05). То есть не считающие себя патриотами респонденты возлагают большую ответственность в деле патриотического возрождения на правящую политическую элиту.
Сравнение ответов групп респондентов, согласившихся или не согласившихся с утверждением «Я хотел бы родиться и жить не в России», дало следующие результаты. При ранжировании ценностей ответ «Любовь к родному городу, деревне, дому» в группе тех, кто хотел бы родиться и жить в России, набрал средний рейтинг 4,85, мода - 6; в группе тех, кто не хотел бы родиться и жить в России средний рейтинг равен 3,19, мода - 2. Достоверность различий между средними показателями рейтинга р<0,005. То есть респонденты, не желающие жить в России, очень хотели бы любить свою малую Родину, однако, видимо есть причины, мешающие им это делать. В свою очередь, для тех, кто согласен жить в России, любовь к родному городу месту имеет среднее значение.
Рейтинг ответа «Патриотизм проявляется в конструктивной критике недостатков в стране» снова обнаружил достоверные различия (р<0,05). Кто хотел бы родиться и жить в России, поставили этот ответ в среднем на 5,11 место, мода равна 7, последнее место из возможных. Кто не хотел бы родиться и жить в России, поставили этот ответ в среднем на 3,29 место, мода - 1.
На вопрос «Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?» из тех, кто хотел бы родиться и жить в России положительно ответили 44 человека, отрицательно - 6, затруднились ответить 4 человека. Из тех, кто не хотел бы родиться и жить в России положительно ответили 10 человек, отрицательно - 16, затруднились ответить 18 человек. Как и в предыдущем вопросе, респонденты, считающие себя патриотами, а также те, кто предпочел бы родиться и жить в России, полагают, что нужно уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи.
При ответе на вопрос: «В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у студентов следующие направления патриотического воспитания?» как респонденты, считающие себя патриотами, так и не считающие себя таковыми, на первое место поставили ответ «Фестивали, конкурсы патриотической направленности». Также в первую тройку ответов в обеих группах вырвались такие, как: «Деятельность патриотических клубов, центров», «Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн». Примечательно, что рейтинг ответа «Личный пример и Ваше отношение к патриотизму» в группе респондентов, не считающих себя патриотами, имел более высокий рейтинг, хотя достоверных различий между группами не выявлено. При разделении опрашиваемых на группы наличию или отсутствию желания родиться и жить в этой стране была выявлена та же тройка лидирующих ответов.
При анализе ответов на вопрос «Участвовали ли Вы в мероприятиях (особенно организационных) патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года?» были получены следующие результаты (табл. 1).
Из приведённого распределения респондентов по группам участия в мероприятиях патриотического характера можно видеть, что опрашиваемые, считающие себя патриотами, участвовали в таких мероприятиях много больше. Примерно такое же распределение было обнаружено при сравнении ответов респондентов, разделенных на две группы по желанию или его отсутствию родиться и жить в этой стране. Большинство тех, кто хотел бы здесь родиться и жить достаточно часто участвуют в мероприятиях патриотического характера, среди тех, кто не хотел бы родиться в России, большая часть участвовала в них довольно редко.
Таблица 1
Распределение респондентов по частоте участия в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2-3 года
Частота Отношение к Родине
Считают себя патриотами,% Не считают себя патриотами,% Хотели бы родиться и жить России,% Не хотели бы родиться и жить России,%
Довольно часто или регулярно 84 16 81 26
Неоднократно 3 42 11 26
Очень редко 10 58 7 48
Не участвовал 3 - - -
Таким образом, из полученных результатов можно сделать вывод, что важной особенностью проявления патриотизма у современной студенческой молодежи, является следующее: категория патриотично настроенных студентов более толерантна и терпима к промахам и недостаткам своей Родины; в то же время эти студенты сами регулярно участвуют в мероприятиях патриотического
Библиографический список
характера, а также на первый план они выдвигают заботу о патриотическом воспитании подрастающих поколений.
В целом, вызывает оптимизм, что все-таки большая часть студентов настроена патриотически, и они готовы работать на благо своей страны, поднимая уровень своей жизни и престиж нашей Родины в целом.
1. Белозерцев Е.П. Триединство русского образования: опыт историко-культурного анализа. Ценностные приоритеты общего и профессионального образования: материалы Международной научно-практической конференции. Москва: МГУ 2000. Ч. 1: 14 - 17.
2. Федулов Б.А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи: монография. Барнаул, 2004.
3. Галицкая И.А. Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике. Педагогика. 2009; 10: 36 - 46.
4. Встреча с активом Клуба лидеров. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51263
5. Кольцова В.А., Соснин В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе. Психологический журнал. 2005; 4: 89 - 98.
6. Таранцова А.В. Патриотическое воспитание молодежи в вузе: проблемы и перспективы. Молодой учёный. 2016; 5.1: 28-30. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26311/
7. Анкета «Патриотизм сегодня». Available at: https://www.survio.eom/survey/d/N2F6G5K9J7V7M1Q6T
References
1. Belozercev E.P. Triedinstvo russkogo obrazovaniya: opyt istoriko-kul'turnogo analiza. Cennostnye prioritety obschego i professional'nogo obrazovaniya: materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii. Moskva: MGU, 2000. Ch. 1: 14 - 17.
2. Fedulov B.A. Aksiologicheskie osnovy obschenacional'noj rossijskoj idei: monografiya. Barnaul, 2004.
3. Galickaya I.A. Ponyatie «duhovno-nravstvennoe vospitanie» v sovremennoj pedagogicheskoj teorii i praktike. Pedagogika. 2009; 10: 36 - 46.
4. Vstrecha s aktivom Kluba liderov. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/51263
5. Kol'cova V.A., Sosnin V.A. Social'no-psihologicheskie problemy patriotizma i osobennosti ego vospitaniya v sovremennom rossijskom obschestve. Psihologicheskij zhurnal. 2005; 4: 89 - 98.
6. Tarancova A.V. Patrioticheskoe vospitanie molodezhi v vuze: problemy i perspektivy. Molodoj uchenyj. 2016; 5.1: 28-30. Available at: https://moluch.ru/archive/109/26311/
7. Anketa «Patriotizm segodnya». Available at: https://www.survio.com/survey/d/N2F6G5K9J7V7M1Q6T
Статья поступила в редакцию 31.03.19
УДК 374.034
Nakhaeva T.P., postgraduate, Irkutsk State University (Irkutsk, Russia), E-mail: [email protected]
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF ADOLESCENTS IN SUNDAY SCHOOL. The article presents a theoretical analysis of the basics of spiritual and moral education, highlights the indicators and features of its organization in the Sunday School. The experiment was aimed at confirming the theoretical substantiations of the pedagogical conditions of the spiritual and moral education of adolescents in the system of additional education. In organizing the experimental work, we relied on a phased program of preparation and conduct of the experiment, which includes the following steps: diagnostic, prognostic, organizational, practical and generalizing. The proposed indicators of spiritual and moral education for the study: attitude to the policy of the state, to the motherland, other states, confessions, to work, to the public domain and material values, to people, to themselves. Experimental work is carried out on the basis of the Irkutsk Sunday School.
Key words: indicators of spiritual and moral education, additional education, Sunday school.
Т.П. Нахаева, аспирант Иркутского государственного университета, г. Иркутск, E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
В статье представлен теоретический анализ сущности духовно-нравственного воспитания, выделены показатели и особенности его организации в Воскресной школе. Эксперимент был направлен на подтверждение теоретических обоснований педагогических условий духовно-нравственного воспитания подростков в системе дополнительного образования. При организации экспериментальной работы мы опирались на поэтапную программу подготовки и проведения эксперимента, который включает в себя следующие этапы: диагностический, прогностический, организационный, практический и обобщающий. Предложены показатели духовно-нравственного воспитания для исследования: отношение к политике государства, к Родине, другим государствам, конфессиям, к труду, к общественному достоянию и материальным ценностям, к людям, к себе. Экспериментальные работы проводились на базе Воскресной школы г Иркутска.
Ключевые слова: показатели духовно-нравственного воспитания, дополнительное образование, воскресная школа.
Проблема воспитания детей в настоящее время выдвигается на первый план. Над ней задумываются психологи, педагоги, философы. Особенно остро стоит вопрос выбора форм и методов обучения и воспитания, которые приведут детей к познанию мира и истины [1]. Проблеме духовно-нравственного воспитания были уделены исследования как мировой, так и отечественной педагогики [2].
Духовность, несомненно, является весьма сложным феноменом, научное исследование которого требует выделения четких единиц анализа. Обращение к психолого-педагогической литературе свидетельствует о том, что проблеме воспитания такого качества уделено немало внимания. Корни соответствующих исследований являются весьма глубокими, о чем свидетельствуют труды педа-