Научная статья на тему 'Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера'

Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
659
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / СПОРТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ СПОРТСМЕНА / СПОРТ КАК ПРОФЕССИЯ ТРЕНЕРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сяосюе Чжан

В практике вузовской подготовки спортивных специалистов с высшим образованием в современном Китае взяты на вооружение советские методы обучения студентов профессиональным знаниям, организаторским умениям и навыкам тренерской деятельности в решении педагогических задач формирования командной сплоченности, коллективизма, патриотизма. На специалитете студентов обучают основам теории спорта, методам современной спортивной тренировки, управлению взаимоотношениями в команде, методам индивидуального подхода в формировании у занимающихся спортом ответственного отношения к своему здоровью, сохранению и упрочению национально-патриотических традиций китайской народной физкультуры, и новых для КНР национальных достижений в Олимпийском спорте. В статье представлены результаты исследования отношений студентов Пекинского университета физической культуры к занятиям спортом. Особое внимание уделено ценностным ориентациям студентов на профессию спортивного тренера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сяосюе Чжан

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student’s attitude to sports as the future coaching career

The preparation of sports experts with the higher education the Soviet methods of training of students to professional knowledge, organizing skills of the trainer's activity in the solution of pedagogical problems of formation of the command unity, collectivism, patriotism have been adopted in practice of the universities in modern China. The students are trained under the specialist program to the bases of the theory of sports, methods of the modern sports training, management of the relationship in team, methods of individual approach toward formation among the involved in sports the responsible relation to the health, its preservation and consolidation of the national and patriotic traditions of the Chinese national physical culture, and national achievements that are new to the People's Republic of China in the Olympic sports. Results of the research of attitude to sports activities expressed by the students of the Beijing University of Physical Culture have been presented in article. The special attention has been paid to valuable orientations of the students to the profession of the sports trainer.

Текст научной работы на тему «Отношение студентов к спорту как будущей профессии тренера»

карьеры I И. А. Грец II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 2 (84). - С. 47-50.

4. Дамадаева, А.С. Гендерные аспекты спортивной мотивации I А.С. Дамадаева II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 58-63.

5. Платонов, В. Современная стратегия многолетней спортивной подготовки I В. Платонов, К. Сахновский, М. Озимек II Наука в олимпийском спорте. - 2003. - № 1. -С. 3-13.

REFERENCES

1. Babaev M.A., Lysenko, A.V., Petrova, O.A., Trofimova, S.V. and Ivko, O.M. (2010), “Peculiarities of the professional sport occupation and risk of developing accelerated aging”, Adv. Gerontol., Vol. 23, No 4, pp. 652-656.

2. Gorulev, P.S., Klokov, D.V. (2009), “Age-qualification changes in structure of preparedness of female weightlifters”, Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta, Vol. 4, pp. 60-69.

3. Grets, I. (2012), “Motivation for sport training of highly qualified female athletes and the degree of satisfaction with life plans after the athletic career”, Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No 2, pp. 47-50.

4. Damadaeva, A. (2010), “Gender aspects of the sports motivation”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 70, No 12, pp. 58-63.

5. Platonov, V., Sakhnovsky, K., Ozimek, M. (2003), “The current strategy of many years of sports training”, Science in the Olympic Sport, Vol. 1, pp. 1-13.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.04.2013.

УДК 378

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К СПОРТУ КАК БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИИ

ТРЕНЕРА

Чжан Сяосюе (Китай), аспирант,

Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В практике вузовской подготовки спортивных специалистов с высшим образованием в современном Китае взяты на вооружение советские методы обучения студентов профессиональным знаниям, организаторским умениям и навыкам тренерской деятельности в решении педагогических задач формирования командной сплоченности, коллективизма, патриотизма. На специалитете студентов обучают основам теории спорта, методам современной спортивной тренировки, управлению взаимоотношениями в команде, методам индивидуального подхода в формировании у занимающихся спортом ответственного отношения к своему здоровью, сохранению и упрочению национально-патриотических традиций китайской народной физкультуры, и новых для КНР национальных достижений в Олимпийском спорте. В статье представлены результаты исследования отношений студентов Пекинского университета физической культуры к занятиям спортом. Особое внимание уделено ценностным ориентациям студентов на профессию спортивного тренера.

Ключевые слова: отношение, спортивное воспитание, обучение, личность спортсмена, спорт как профессия тренера.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.04.98.p151-154

STUDENT’S ATTITUDE TO SPORTS AS THE FUTURE COACHING CAREER

СНгкан Saosue (China), the post-graduate student,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg

Annotation

The preparation of sports experts with the higher education the Soviet methods of training of students to professional knowledge, organizing skills of the trainer's activity in the solution of pedagogical problems of formation of the command unity, collectivism, patriotism have been adopted in practice of the universities in modern China. The students are trained under the specialist program to the bases of the theory of sports, methods of the modern sports training, management of the relationship in team, methods of individual approach toward formation among the involved in sports the responsible relation to the health, its preservation and consolidation of the national and patriotic traditions of the Chinese national physical culture, and national achievements that are new to the People's Republic of China in the Olympic sports. Results of the research of attitude to sports activities expressed by the students of the Beijing University of Physical Culture have been presented in article. The special attention has been paid to valuable orientations of the students to the profession of the sports trainer.

Keywords: attitude, sports education, training, personality of athlete, sports as a coach profession.

ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

В практике вузовской подготовки спортивных специалистов с высшим образованием в современном Китае взяты на вооружение советские методы обучения студентов профессиональным знаниям, организаторским умениям и навыкам тренерской деятельности в решении педагогических задач формирования командной сплоченности, коллективизма, патриотизма. На специалитете студентов обучают основам теории спорта, методам современной спортивной тренировки, управлению взаимоотношениями в команде, методам индивидуального подхода в формировании у занимающихся спортом ответственного отношения к своему здоровью, сохранению и упрочению национальнопатриотических традиций китайской народной физкультуры, и новых для КНР национальных достижений в Олимпийском спорте. Именно под влиянием этих достижений формируется сознательная дисциплинированность студентов, желание овладевать секретами тренерского мастерства. Сказанное согласуется с китайской педагогической мудростью: «Покажи мне - и я запомню; дай мне испытать самому - и я научусь».

За последние четверть венка рост педагогического мастерства китайских тренеров очевиден, ибо без этого невозможны успехи китайских спортсменов на международной арене. В связи с этим важно изучать отношение китайских спортсменов-студентов к своей будущей профессии тренера по спорту с тем, чтобы они успешно работали по окончании вуза.

МЕТОДИКА И ВЫБОРКА ИСПЫТУЕМЫХ

Методом исследования служила авторская методика стандартизованного анонимного опроса по 16 позициям (см. табл.1.).Инструкция испытуемому: пользуясь таблицей с перечнем вопросов, оцените свою личностную позицию в баллах от 0 («незначимо») до 10 («значимо в высшей степени»). Вопросы анкеты требовали от испытуемых ответов от имени «Я». - Опросы проведены лично автором статьи в Пекинском УФК в 2011/12 уч. году. Статистический анализ результатов опросов осуществлен по компьютерной программе Statgraphics Plus for Windows.

Выборка испытуемых состояла из 60 квалифицированных спортсменов в возрасте 18-20 лет, обучающихся на 1-ом курсе Пекинского университета физической культуры, специализирующихся в беговых видах легкой атлетики, включала: 30 юношей (МС - 5, КМС - 8, 1-2 разряд - 17 чел.) и 30 девушек (МС - 4, КМС - 11, 1-2 разряд - 15 чел.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В таблице 1 приведены средние оценки степени личностной значимости предъявленных испытуемым в вопросах анкеты конкретных ситуаций, требующих от испытуемых ответов в форме бальной оценки их отношения успеху или неудаче в избранном виде спорта.

Таблица 1

Отношение испытуемых к занятиям избранным видом спорта (N=60)**__________

Ранг Название измеряемой переменной Х Q

1. Я живу интересами спорта 9,50 0.65

2. Я хочу быть успешным в спорте и в жизни 9,23 0,76

3. Я стараюсь походить на известного мне чемпиона 8,75 0,77

4. Я бываю огорчен неудачей в соревнованиях 8,68 0,75

5. Я уверен в себе в спорте и в жизни 8,53 0,70

6. Я удовлетворен своими успехами в учёбе (школа, вуз) 8,40 0,82

7. Я удовлетворен отношениями с тренером команды 8,38 0,94

8. Я удовлетворен своими успехами в спорте и в жизни 8,27 0,69

9. Я хочу стать тренером в спорте 8,23 1,00

10. Я хочу получать награды за успехи в учёбе 8,22 0,88

11. Я удовлетворен отношениями с товарищами по команде 8,20 1,00

12. Я не люблю рассказывать о своих неудачах 8,18 0,91

14. Я хочу получать награды за успехи в спорте 8,07 1,10

15. Мой возраст (лет) 18,8 1,3

16. Мой спортивный разряд (от 2-го разряда до МС (от 1 до 4) 2,6 0,5

^ПримечаниеТх—среднЯЯ^величинапоказателЯ;0—стандартноеотклоиение.

Анализ средних показателей по выборке испытуемых свидетельствует, что для опрошенных спортсменов-студентов занятия избранным видом спорта в высшей степени интересны, являются основным личностным смыслом их спортивной жизни и учёбы в физкультурном вузе (9,50±0,65). Отмечена высокая согласованность (единодушие) оценочных суждений испытуемых по большинству заданных им вопросов в пределах 8-9 баллов.

На вопрос желают ли испытуемые быть успешными в спорте и в жизни получена достаточно единодушная высокая групповая оценка (9,22±0,76), что свидетельствует о сознательном выборе студентами-спортсменами своего жизненного пути и будущей профессии тренера по спорту. Испытуемые мотивированы целями личностного роста и ориентацией на профессиональную карьеру тренера: «Я хочу стать тренером в спорте» (8,23±1,0).

Выявлено, что опрошенные студенты-спортсмены в своём большинстве единодушно желают быть похожим на успешных и знаменитых китайских спортсменов (8,75±0,75). Достаточно единодушно и высоко опрошенные студенты оценили свою личностную уверенность в спортивной успешности в предстоящих соревновани-ях(8,53±0,70). Но, как это и бывает в спорте и в жизни, испытуемые подтвердили, что перед ответственным стартом испытывают волнение и переживают соревновательный стресс (8,68±0,75).

Наряду с этим в опросе зафиксирован высокий уровень удовлетворенности испытуемых своими личностными достижениями в избранном виде легкой атлетики (8,27±0, 69). Испытуемые проявили единодушие и в своих оценках удовлетворенности тренером -«вертикальный» контур отношений в команде (8,38±0,94), так же как и межличностными взаимоотношениями друг с другом - «горизонтальный» контур отношений (8,20±1,0). Испытуемые продемонстрировали высокую мотивированность в стремлениях к успеху в соревнованиях в связи с потребностью общественного признания их личности и получение наград за успехи в спорте (8,07±1,0) и учёбе (8,22±0,88).

Опрошенные спортсмены-студенты Пекинского УФК высоко оценивают удовлетворенность своими учебными успехами в обучении в физкультурном ВУЗе (8,40±0,82).Практически они были единодушны во мнении, что не стоит жаловаться и делиться с кем-либо своими неудачами в личной жизни и в спорте (8,18±0,91), ибо неудача мотивирует на спортивный успех в будущем (8,12±1,10). В этом, как считают и советские учёные, проявляются черты спортивного характера личности (А.Ц.Пуни,1959, А.Г.Дембо,1980).

ВЫВОДЫ

- Полученные данные свидетельствуют о гомогенности изучаемой выборки сту-дентов-спортсменов по всем измеренным показателям.

- Установлено, что опрошенные спортсмены-студенты высоко оценивают свою личную удовлетворенность учебными и спортивными успехами.

- Мотивированные целями овладения будущей профессии тренера, опрошенные студенты демонстрируют ответственное отношение к учёбе и к занятиям спортом по спортивной специализации.

- Исследование подтверждает гипотезу о личностной значимости ве-дущей социальной потребности китайских студентов- спортсменов быть ус-пешными в спорте и в жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Цзин, Хао. Принципы спортивного воспитания китайских учащихся и студенческой молодежи / Хао Цзин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2007. -Вып. 77. - С. 93-96.

2. Цзин, Ань. Китайские принципы спортивного воспитания теннисистов / Ань Цзин // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2009. - Вып. 104. - С. 103-107.

3. Сяосюе, Чжан. Спорт, физическое воспитание молодёжи, здоровье трудящихся в государственной политике народного Китая / Чжан Сяосюе, О.И. Волков // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2013. - Вып. 109. - С. 71-83.

REFERENCES

1. Jing, Hao (2007), "Principles of sports education of the Chinese pupils and student's youth", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 77, pp. 93-96.

2. Jing, Ann (2009), "The Chinese principles of sports education of tennis players", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 104, pp. 103-107.

3. Saosue, Сhzhan and Volkov, O.I. (2013), "Sports, physical training of youth, health of workers in a state policy of national China", Messenger of the Baltic pedagogical academy, Vol. 109, pp. 71-83.

Контактная информация: http://lesgaft.spb.ru/stuff/mailtowork/?uid=181

Статья поступила в редакцию 12.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.