М.А. СОЛОМЧЕНКО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания,
докторант кафедры общей педагогики Орловского государственного университета Тел. 8 910 3048344; marin69@yandex.ru,
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье рассматривается применение образовательных технологий для формирования основ предпринимательской деятельности у студентов специальности физической культуры и спорта. Перечень умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в период обучения, включает интеллектуальнопознавательные, проектные, исследовательские, организационно-управленческие, коммуникативные, экономические. Механизм подготовки включает формирование готовности и способности к принятию решения в условиях неопределенности, социального мышления и действий в современном обществе риска. Особое внимание следует уделить вопросам преподавания экономических дисциплин.
Ключевые слова: студент, предпринимательство, управление, компетенции, выездные занятия, деловая игра, физическая культура.
В процессе обучения большинство студентов вузов рассчитывают на досрочные выгоды, предоставляемые высшим образованием [6]. Но полученное базовое образование в современных условиях рынка не предоставляет практически никаких гарантий в построении своей профессиональной карьеры. Конкурентоспособность выпускника зависит от наличия у него организационно-управленческих навыков, коммуникабельности, умения проявлять активность, инициативу, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за свое профессиональное становление, отвечать за личные результаты работы. В современных условиях возможности и условия трудоустройства диктуются рыночным спросом на кадры. Влияние такого спроса на профессиональные характеристики специалиста и содержание физкультурноспортивного образования выражается в том, что наряду с известными рабочими местами преподавателей физической культуры и тренеров по определенному виду спорта возникают и осуществляются новые. Для новых видов физкультурно-спортивной деятельности рабочие места формируются стихийно. Подготовка специалистов такого профиля не имеет фундаментальной базы. Требуются организаторы, менеджеры, предприниматели в сфере физической культуры и спорта, а базовый курс не обеспечивает надлежащей профессиональной подготовки. Рынок сферы физкультуры и спорта на 70% является рынком сферы услуг. Его особенностями являются высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала, преобладание услуг средних и малых предприятий, их высокая чувствительность к рыночной конкуренции в связи с невозможностью транспортировать и складировать предоставляемые услуги. Оказание этих услуг связано также с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальностью и нестандартностью услуг, во многих случаях неопределенностью результата и др. [2].
Особую актуальность получает профессиональная адаптация специалистов по _________ физической культуре и спорту в современных социально-экономических условиях,
© М.А. Соломченко
являющаяся важнейшей характеристикой их деятельности [1]. Подготовка студентов к условиям рынка предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность данной задачи, являются престиж предпринимательства, перспективы его развития в России, а также интерес молодежи к новым формам хозяйствования [6].
Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. Идея систематизированной подготовки современных студентов к предпринимательской деятельности находит все больше сторонников [3].
При оказании физкультурно-спортивных услуг в большинстве случаев предприниматель оказывается одновременно специалистом-профессио-налом, «начальником» и экономистом. В этом случае функции руководителя и специалиста совпадают, а их выполнение обеспечивается социально-культурными механизмами и личностными ресурсами.
Перечень умений и навыков, которыми должны овладеть студенты в период обучения, включает интеллектуально-познавательные, проектные, исследовательские, организационно-управленческие, коммуникативные, экономические. Механизм подготовки будущих предпринимателей и бизнесменов в области физической культуры и спорта должен включать формирование готовности и способности к принятию решения в условиях неопределенности, социального мышления и действий в современном обществе риска [4]. При этом особое внимание следует уделить вопросам преподавания экономических дисциплин (экономике, маркетингу, менеджменту и др.).
Для изучения профессионального интереса к экономическим знаниям студентов факультета физической культуры и спорта Орловского государственного университета (ОГУ) было проведено анкетирование. Из 409 респондентов экономическими дисциплинами интересуется 51%, использовать в будущем управленческие знания предполагают: для будущей работы - 35%; для понимания происходящих событий - 10%; для решения жизненных проблем - 55%. Значительная часть опрошенных (83%) называют практические занятия наиболее эффективной формой изучения экономики и менеджмента, из них 36% опрошенных негативно относятся к вопросам самостоятельного освоения разделов менеджмента.
Дополнительные знания по экономике и менеджменту хотели бы получить 62% студентов. Соглас-
но опросу для современного человека важны следующие качества: уверенность в себе - 92%; управленческая культура - 79%; профессионализм
- 90%; организованность, ответственность, самостоятельность в решении вопросов, возникающих в ходе профессиональной деятельности - 85%; дисциплина, свобода личной инициативы - 75%; этика и культура общения - 60%. Из числа опрошенных 61% предполагают заниматься после окончания вуза предпринимательской деятельностью.
Ключевыми вопросами образования, стратегии и тактики становятся: что? почему? зачем? как? когда? кто? По-другому это можно сказать так: чему необходимо учить, как и кто это будет делать? Какими качествами должен обладать студент для того, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов рыночных отношений? Для того чтобы ответить на эти вопросы, составлена модель качеств современного предпринимателя сферы физической культуры и спорта (рис. 1).
В условиях российской действительности развитие предпринимательства становится одной из главных стратегических целей экономической политики страны. Именно предпринимательская деятельность «запускает» механизмы рынка. Одной из проблем, влияющих на замедление социально-экономического развития, является недостаточная адекватность работы в направлении профессиональной ориентации молодых людей современному рынку труда. Недостаточная подготовка студентов к выходу на рынок вызывает сопутствующую данному процессу проблему переквалификации и повышения квалификации, решение которой требует дополнительных временных и финансовых затрат [5].
Таким образом, подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. И дело здесь не только в актуальности предмета или его прикладной направленности, но и в его значимости. Результат такой подготовки - постепенное формирование рационального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации в информационных потоках, в принятии решений как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.
В условиях развития рыночных отношений и информатизации общества появляются процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Социально-экономические условия диктуют необходимость внесе-
ния в жизнь новых требований — развития качеств делового человека [7].
Предпринимательские способности — это наиболее сложная для восприятия и, как следствие, наименее анализируемая часть ресурсов человека, это специальные способности, определяющие возможности человека успешно заниматься предпринимательской деятельностью. У предпринимателя должно сочетаться большое количество общих и специальных способностей [4]. Он должен быть энергичным, решительным, сообразительным, инициативным, хозяйственным, гибким, отличаться быстротой ума, обладать самостоятельностью мышления и многим другим.
Предпринимательские способности специалиста физической культуры и спорта могут включать:
- инициативу по соединению различных ресурсов для оказания физкультурно-спортивных услуг;
- принятие неординарных решений по управлению;
- внедрение инновационных процессов в сферу физической культуры и спорта;
- принятие ответственности за все экономические риски.
Отсюда вытекает задача обучения будущих специалистов соответствующим профессиональным навыкам и необходимость в приобретении ими достаточно глубоких теоретических знаний в области экономических дисциплин. На реализацию данной потребности нацелено наше экспериментальное исследование содержательного компонента обучения студентов культуре предпринимательской деятельности в физической культуре и спорте. Эффективность образовательного процесса в университете во многом определяется характером взаимодействия преподавателя и студентов, включающего комплекс многообразных связей, отношений, эмоциональных проявлений. Активное включение студентов в работу способствует развитию сотрудничества в учебном процессе преподавателей и студентов. Активизация образовательного процесса способствует необходимости перехода к развивающим, интенсифицирующим способам организации учебного процесса, от информационных к активным методам и формам обучения с включением в учебный процесс элементов проблемности, научного поиска, т.е. перейти от методов воспроизведения информации к ее пониманию, мышлению.
По нашему мнению, важнейшими в процессе обучения становятся экономическая грамотность, компьютерная грамотность, экономическое мышление, умение сотрудничать и действовать в сло-
жившейся ситуации, гибкость в поведении и общении, способность к корректировке действий, умение планировать время и действия, развитие интуиции и эмоциональная устойчивость. В ходе нашего экспериментального исследования нами использовались в учебном процессе современные компьютерные технологии, деловые игры, совершенствовались экономические курсы, использовались методы мотивации развития экономического мышления, способности работать в условиях риска.
Для повышения качества управленческой подготовки в ОГУ была разработана инновационная программа, предусматривающая управленческое образование и формирование толерантного сознания студентов факультета в течение всего процесса обучения путем использования общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также введения дополнительных управленческих и психологических дисциплин с учетом ступенчатости высшего физкультурного образования и требований государственных стандартов к уровню профессиональной и управленческой компетентности студентов вузов физической культуры. Кроме того, учитывая большой интерес студентов к науке управления, был создан научный кружок «Основы управления и формирование толерантности в сфере физической культуры и спорта». На занятиях этого кружка изучались основы экономики, маркетинга, менеджмента и принципы толерантности. Занятия проводились в диалоговой форме. Освоение усложняющихся в рыночных условиях ролей экономической деятельности осуществляется в процессе решения предпринимательских задач, тестов, проблем на занятиях экономического профиля (экономика, маркетинг, основы экономических знаний). Завершающим звеном управленческой подготовки и формирования предпринимательской компетенции специалистов физической культуры и спорта является дисциплина «Менеджмент и экономика физической культуры и спорта». Для ее совершенствования были соблюдены следующие организационно-педагогические условия: использование в программе обучения междисциплинарных и межпредметных связей; обучение студентов управленческой деятельности на базе учебных комплексов; использование методов активного обучения как средства формирования управленческих умений. На первом занятии преподавателями освещается весь план изучения: структура курса, рекомендуемая литература, самостоятельная работа студентов, прохождение тестового компьютерного контроля. Это снимает состояние неопределенности и тревож-
ности в познавательном процессе. Для активизации образовательного процесса использовались новейшие компьютерные технологии, тематические выездные занятия, деловые игры, разрабатывались групповые проекты и др.
Первым шагом использования компьютерных технологий стало создание базы данных по экономике, маркетингу и менеджменту в сфере физической культуры и спорта. База данных использовалась на практических и лекционных занятиях. На лекционных занятиях рассматривались сущность, содержание, структура управленческой компетентности, критерии и уровни ее сформированности. На практических занятиях изучалась техника принятия решений, проведения деловых встреч, преодоления трудностей, возникающих при общении. Наряду с использованием созданной базы данных для развития мышления использовались все средства Microsoft Office. Предоставление информации осуществляется в опосредованном контакте со студентами. Такое взаимодействие обеспечивает возможность обращений к источникам информации неоднократно. Использование гипертекста позволяет структурировать материал, реализовав систему ссылок, повышающую удобство работы с изучаемой информацией. Информация предоставляется как в обработанном, так и необработанном виде в зависимости от цели обращения. С использованием программы Expert Decide, табличного редактора Excel и алгоритмического языка Visual Basic были реализованы задачи трех возможных условий принятия решений, используемых в предпринимательской деятельности: в условиях определенности, когда все данные известны точно; в условиях риска, когда данные можно описать с помощью вероятностных распределений; в условиях неопределенности, когда данным нельзя приписывать относительные веса (весовые коэффициенты). Для закрепления знаний по пройденному курсу использовался электронный тестирующий документ, в котором с помощью гиперссылок при необходимости можно обратиться к источнику информации по теме, разделу, конкретному вопросу.
Следующим шагом стало освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами студентов. Практически все студенты выполняют простой по содержанию проект в Microsoft Power Point, основными возможностями которого являются: создание и редактирование сценария презентации; манипулирование со слайдами (вставка, редактирование, удаление); работа с иллюстрациями; форматирование иллюстраций; использование шаблонов; создание и редак-
тирование текстовых фрагментов в слайдах; автоматизация работы за счет использования Мастеров [Wizards] и др. Методика использования мультимедиа-технологий предполагает: усиление мотивации учения; улучшение качества обучения и воспитания; повышение информационной культуры студентов; повышение уровня подготовки студентов в области менеджмента; демонстрацию возможностей компьютера. Теоретический материал предоставляется в эмоционально окрашенной форме, т.е. содержит информацию в виде красочных графиков, изображений, анимаций, видеосюжетов. Подача предметного содержания строится на принципах диалога между студентами и преподавателем. На практических занятиях студенты составляли бизнес-планы для физкультурно-спортивных организаций. В процессе обучения студентов на дополнительных занятиях по дисциплине «Менеджмент в физической культуре и спорте» был предложен видеокурс по теме «Управленческие компетенции руководителя». Для формирования предпринимательской компетенции студентов был предложен факультативный курс «Предпринимательство в сфере физической культуры и спорта». Он включал проблемные лекционные и практические занятия, компьютерное решение экономических и деловых задач, разработку специальных задач по предпринимательской деятельности. В первый период изучения курса преподавателем ставилась проблема и намечался способ ее решения. Само решение и его поиск осуществляли студенты. В дальнейшем преподавателем ставилась только сама проблема, а студенты сами искали методы и пути ее решения. На заключительных занятиях сами студенты ставили проблемы и находили методы и пути решения. Проведение таких занятий повышает уровень творчества, предприимчивости и деловой активности в решении задач предпринимательской компетенции.
Специальные знания не могут быть глубоко усвоены, если они не включены каким-либо образом в среду предстоящей профессиональной деятельности. На базе детских спортивных школ г. Орла, на центральном стадионе, в коммерческом фитнес-клубе «Реформа», спортивных клубах образовательных учреждений проводились выездные практические занятия. Студенты знакомились с опытом работы ведущих специалистов сферы физической культуры и спорта, нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность данной организации, ее структурой. По результатам этих занятий студенты ставили проблемы и подбирали пути их решения. Особое вни-
мание на занятиях уделялось компетентности работников управления; умению принимать решения; толерантности в деловом общении; системе стимулирования сотрудников и обеспечения их средствами обработки данных. Результатом занятий является выработка таких качеств, как партнерство, общительность, определение позитивных целей и умение вести диалог.
Для формирования управленческой компетентности студентов необходимо включение их в ситуации деловых отношений, дающих возможность подключения к процессу формирования управленческих умений. Деловые игры в значительной степени имитируют реальные, деловые и экономические отношения. На практических занятиях применялись инновационные видеопрограммы: «Обучающий практикум деловых игр. Формула успеха», «Навыки личной эффективности менеджера». Благодаря игре студент входит в сферу общих смыслов разных видов управленческой деятельности, у него развиваются важные психические способности, особенно творческое воображение, на котором основывается любая профессиональная деятельность. Значимыми компонентами игры являются воображаемая ситуация, роль с определенными правилами ее выполнения, сюжет и содержание. Деловые игры можно понимать как своеобразный активный метод подготовки кадров (так как эта подготовка неизбежно включает в себя в определенной форме исследования, тренинг и обучение). Использование деловых игр помогает студенту адаптироваться к социальной среде, к взаимодействию в коллективе, готовит к переходу на неигровые виды деятельности.
Расширение возможностей приобретения личностного опыта носит многоаспектный характер и охватывает кроме познавательной деятельности разнообразные опыты социального воздействия, такие как научно-исследовательская работа, тренинги, коллективные дела и др. В процессе обучения студентов использовалась проектная деятельность, которая является совместной учебно-познавательной, творческой, игровой деятельностью обучающихся и имеет общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапах проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности) и
реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Одним из таких самостоятельно разработанных студентами проектов был «Спортивно ориентированная деятельность студентов вузов как фактор формирования здорового образа жизни». Работа в разнообразных проектах способствует использованию полученных знаний, пониманию тонкости их применения, а также более четкому самоопределению, уточнению личностного выбора и, что тоже очень важно, профессиональной ориентации, раскрытию собственного жизненного пути, индивидуализации, самоутверждению, самосовершенствованию и углублению понимания своих личностных и социальных отношений.
Для повышения уровня толерантных установок, формирования навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения и навыков саморегуляции применялся тренинг «Формирование личностных и профессионально важных качеств (тренинг формирования толерантности)», разработанный для студентов старших курсов обучения и направленный на развитие у них способности воспринимать «другого» с пониманием его отличительных характеристик как проявлений его индивидуальности и неповторимости, быть готовым к диалогу, к компромиссу, отказаться от претензий на собственную непогрешимость и исключительность. Этот параметр характеризует способность предпринимателей и руководителей физической культуры и спорта воспринимать новую, «необычную» информацию, которая не согласуется с их знаниями и опытом. Управленческое мышление вырабатывает профессиональные качества, умения и навыки будущего специалиста, его взаимодействия и взаимопонимания других. Завершающей фазой мыслительного процесса является проверка правильности решения, в ходе которой возникают многочисленные эмоции, связанные с результатами мыслительной деятельности. В качестве критерия развития беглого мышления у студентов мы использовали критерий накопления опыта, который определялся как разность между принятием самостоятельного решения студентом по конкретной проблеме и оптимальным решением этой задачи с выводом результата на монитор. Ответы студентов оценивались по 100-балльной шкале (рис. 2).
Производилась также проверка управленческой подготовленности студентов на основании коллективного метода принятия решения. Для этого был составлен ряд управленческих задач, содержавших альтернативы (выбор перспективно-
Р 1
Этапы проверки в течение семестра
Рис. 2. Результаты тестирования студентов в течение семестра
го плана развития физкультурно-спортивной организации, определение лучшего игрока в команде, выбор наилучшей методики построения тренировочного занятия, обсуждение стоимости оплаты физкультурно-спортивных услуг, расчеты будущих затрат и ожидаемых доходов от создания своего дела и др.).
Коллективное решение должно приниматься с учетом всех мнений. Для этого используется метод Дельфы. Сначала студенты оценивают каждое предложение по субъективному предпочтению по 100-балльной системе. Затем анализируются баллы всех участников по всем альтернативам, и для каждой подсчитывается средняя величина. Затем участники сравнивают свои оценки со средними
величинами и в 100-балльной системе указывают, в какой степени они совпадают, подсчитываются вторые средние величины. Средние величины по каждой альтернативе складываются, и по результатам определяется наиболее предпочтительная альтернатива, то есть мнение из количества предложенных вначале вариантов. Это будет альтернатива с максимальной величиной. По этой альтернативе определялось количество выбравших ее студентов и процентное соотношение качества выбора (таблица 1).
Из приведенных данных можно увидеть, как заметно изменяется управленческое мышление с течением времени, происходит накопление опыта, формируется уверенность.
Таблица 1
Уровень сформированное™ умений и навыков при принятии коллективного решения
Группы Кол-во студентов Уровни сформированности умений и навыков
1 этап (%) 2 этап (%) 3 этап (%)
51/1 26 10 22 52
51/2 24 9 20 49
52 31 11 23 45
53 22 12 21 51
44 9 9 24 63
В образовательном процессе одного и того же результата можно достичь, используя различный набор ресурсов. Для этого необходимо в конкретной ситуации разработать способы и средства, позволяющие мотивировать студентов на достижение образовательных результатов. Но, по на-
шему мнению, программа личностно-профессионального развития и управленческой подготовки конкурентоспособности специалистов физической культуры и спорта должна строиться по следующим направлениям: раскрытие возможностей личностного и профессионального роста; разра-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
ботка перспективных целей профессиональной деятельности специалистов физической культуры и спорта; анализ и развитие профессионально важных психологических качеств, таких как осознанное отношение к себе, принятие другого человека, эмпатия, уверенность в себе, развитие способностей к совместным действиям, коренное изменение отношений между участниками образовательного процесса, повышение уровня креативной и индивидуальной деятельности студентов;
воспитание волевых проявлений, основанных на мотивах, интересах, ценностных отношениях и установках; реализация субъективной модели экономического успеха. Формирование предпринимательской культуры должно рассматриваться не только как усвоение и присвоение внешних заданных норм предпринимательской деятельности, но и как форма культурного самоопределения и индивидуализации студента в предпринимательском пространстве.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Саморазвитие конкурентоспособной личности менеджера / В.П. Андреев. — Казань, 1996. — 208 с.
2. Галкин В.В. Экономика и спортивный бизнес: Учебное пособие / В.В. Галкин. - М.: КНОРУС, 2006. - 320 с.
3. Как добиться успеха? Практические советы деловым людям. - М.: Республика, 1992. - 237 с.
4. Орлов В.Б. Воспитание предприимчивости у учащейся молодежи: Монография / В.Б. Орлов. — Тюмень— Челябинск: Изд-во ЮурГУ, 2001. — 342 с.
5. Соломченко М.А. Основы управления физической культурой и спортом в современных социально-экономических условиях: Учеб. пособие / М.А. Соломченко, Р.А. Прохоров. - Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2009. - 148 с.
6. Студент вуза: технологии и организация обучения: Учебное пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 475 с.
7. Экономика массового спорта: Учебное пособие / М.И. Золотов, Н.А. Платонова, О.И. Вапнярская. - М.: Физическая культура, 2005. - 300 с.
M.A. SOLOMCHENKO
SHAPING ОСНОВ TO BUSINESS ACTIVITY BESIDE STUDENT OF THE PROFESSIONS OF THE
PHYSICAL CULTURE AND SPORT
Using educational technology is considered in article for shaping основ to business activity beside student of the professions of the physical culture and sport. The List of the skills and skill, which must possess the students at period of the education pertain intellectual-cognitive, design, exploratory, organizing-management, communication, economic. The Mechanism of preparation includes shaping to readiness and abilities to decision making in condition of the uncertainties, social thinking and action in modern society of the risk. An emphasis follows to spare the questions of the teaching of economic discipline.
Key words: student, enterprise, management, competencies, exit occupations, business play, physical culture.