УДК [378.147:796.062]-021.4
СОЛОМЧЕНКО М.А., Педагогическая система ПРОХОРОВ Р.А. формирования толерантного
управления у будущих специалистов физической культуры и спорта
В статье рассматривается педагогическая система формирования толерантного управления у будущих специалистов физической культуры и спорта. Предложенная модель включает в себя пять блоков, которые реализуются в определенной последовательности и отражают состояние проблемы. Предлагаются пути оптимизации подготовки будущих руководителей физической культуры и спорта с помощью совершенствования общенаучных и специальных дисциплин, а также введения спецкурсов.
Ключевые слова: управление, толерантность, специалист физической культуры, педагогическая система.
Деятельность руководителя физической культуры и спорта должна быть сориентирована не только на решение производственных задач, но и на человеческие отношения. Культура управленческой деятельности представляет собой синтез психолого-педагогических убеждений и мастерства, общего развития, управленческих и психолого-педагогических качеств, управленческой этики и системы многогранных отношений и определяет степень овладения специалистом опытом управления, его использования и силу стремления к непрерывному его совершенствованию. Будущая профессиональная деятельность руководителей физкуль-турно-спортивных организаций сопровождается определенными трудностями и требует от студентов во время подготовки приобретения умений устанавливать контакты, быть устойчивыми к неопределенности, поведенческим отклонениям, конфликтам, уметь строить взаимодействие с занимающимися физическими упражнениями и различными видами спорта, вос-
принимать самого себя как личность, уважать членов группы, относиться к ним терпимо и доброжелательно и др.
Ситуация обостряется наличием ряда нерешенных противоречий: между широкими возможностями развития сферы общения как механизма формирования толерантной культуры личности и их крайне неэффективным использованием из-за отсутствия психолого-педагогического сопровождения и методических рекомендаций по формированию толерантного управления личности; между выявленной закономерностью взаимообусловленности толерантной культуры и культуры управленческой деятельности как важного условия подготовки будущих руководителей физической культуры и спорта в учреждениях высшего профессионального образования и недостаточным ее теоретико-методологическим обоснованием; между необходимостью осуществления качественного мониторинга толерантного поведения и толерантных качеств личности и отсутствием соответствующего критериального аппарата и др.
В статье определена проблема исследования: каковы теоретико-методологические основы, специфика, психолого-педагогическое сопровождение, основные направления и педагогические условия эффективности процесса формирования толерантного управления у будущего руководителя физической культуры и спорта в вузе? Решение данной проблемы является целью исследования.
Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, деятельность в качестве преподавателей экономических дисциплин вуза позволили нам представить понятийный аппарат исследования следующим образом:
- толерантное управление является концентрированным выражением характера человеческих отношений, связывающим личные интересы людей с общими целями и максимально стимулирующим в них творческую инициативу и энергию;
- педагогическая система представляет собой способ организации знаний, умений и навыков, она предназначена для решения многоцелевой задачи, отражающей разные несравнимые аспекты харак-
теристики обучающихся и включающей взаимосвязанный комплекс разных моделей. Педагогическая система - это и развитие способов мышления, направленное на преодоление сложностей исследования, проектирования, создания и реализации поставленных задач.
Для совершенствования системы подготовки специалистов в условиях высшего профессионального образования разработана системная модель процесса формирования толерантного управления будущих руководителей сферы физической культуры и спорта, дается характеристика критериев и описывается мониторинг эффективности данного процесса, выявляются педагогические условия его эффективности в вузе. Системная модель процесса формирования толерантного управления будущих руководителей физической культуры и спорта в вузе создает возможность охватить в единой системе его специфику, способствует описанию и расширению знания об исследуемом процессе для преобразования и управления им и реализуется в последовательной взаимосвязи ее основных блоков (рис. 1).
II 1 этап 2 этап 3 этап
когнитивный (информационный) регулятивный (эмоцноналыю-волевой} поведенческий
информирование ||п допросам толерантности
Формирование толерантности
Общенаучный блок дисциплин
Соасрнкнстао-
ЯДННС -:>"-. 1111 ►.. ТИВнЫХ НШ5ЫКОН С ПОЗИЦИЙ
толерантного Е'иш мо,пеЙстяия
; -т. . учений
эмоциональной еамйрегуляцнн а обшеннн и деятельности
раявтн толерантных качеств
Спецкурс «Формирование толерантного у правления будущих руководителей еферы физической культуры и спорта»
развитие толсрангн ык уиенийч навыков
НПЦНЮЯ1& волевого
. :! ч I • I ..■ у .. 11 ^
реализация
навыков ТОПСрИНТНОГО ООШеНЕЕЯ
Специальной и нок иисишыии
Профессиональные качества
современного руководителя ФКиС
Общечеловеческие качества
Психофизиологические качества
Деловые качества
Ортян нзаторскне способности
Комм ун нкативные яачсстна
11рофесснональ-ные {М.1Ч1- 4
| Интегральный кр^гтернй - сФориированность толерантного управления |
III
V
Рис. 1. Системная модель процесса формирования толерантного управления у будущих руководителей сферы физической культуры и спорта
Первый блок модели включает параметры взаимообусловленности толерантности и управленческой деятельности и раскрывает органичные связи между ними. В исследовании отмечается, что наиболее важными аспектами в контексте формирования толерантности являются общественное мышление и сознание; общечеловеческие гуманистические идеи; общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, нормы и правила; способы познания и деятельности; общечеловеческие нормы и правила; принятие многообразия культур мира, обеспечивающих синхронное развитие общества, взаимодействие и партнерство, углубление взаимосвязей между духовной, социально-политической и экономической деятельностью. Толерантность личности интегрирует личностные качества, поведение и деятельность в социокультурной среде, ценностные отношения, потребно-стно-мотивационную сферу, направленность личности; форму совершенствования и проявления человеческой индивидуальности; толерантное мышление; толерантное поведение и др.
Управленческая деятельность в сфере физической культуры и спорта отражает сформированность ориентации на решение производственных задач (наличие индивидуальной управленческой концепции, управленческих способностей; выбор методов и стилей руководства; достаточный уровень знаний, умений и навыков в области управленческой деятельности и физической культуры; деловые качества; креативность и др.), а также ориентацию на человеческие отношения (создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе; доброжелательное отношение к персоналу; умение управлять собой и группой; достаточный уровень коммуникативных и организаторских способностей; отсутствие конфликтных и невротических тенденций поведения и др.).
Второй блок модели - поэтапный. Формирование толерантности будущих руководителей физической культуры и спорта в процессе профессиональной подготовки в Орловском государственном университете осуществлялось в три этапа.
1-й этап - когнитивный (информационный) - включает информирование по вопросам толерантности и формирование знаний, направленных на повышение толерантной культуры студентов.
Это этап осознания реалий личностного и профессионального становления, получения новой информации с последующим обсуждением, осознания системы толерантных понятий (обсуждение понятия «толерантность», определение собственных «границ толерантности» в жизни и профессиональной деятельности, выявление принципов, критериев и компонентов толерантности); осознания системы толерантного общения и взаимодействия; осознание системы представлений обучаемого о самом себе (образ себя как профессионала) и осознание своих затруднений в общении; осознание выраженности собственных толерантных качеств.
Благодаря увеличению информации происходит расширение границ понимания толерантности. Высокий уровень развития самосознания предполагает самосознание собственного Я, умение анализировать свое поведение и поступки, оценивать их со стороны, обнаруживать свои недостатки и стремиться к самообразованию. Когнитивный этап предусматривает расширение знаний обучаемых по основам толерантного взаимодействия, основанного на принятии многообразия проявлений партнеров по общению и установлении субъект-субъектных отношений (различные взгляды и трактовки толерантности; исторический опыт толерантности; критерии толерантности и интолерантности; границы толерантности, модель поведения толерантной личности; общение и взаимодействие на толерантной основе; толерантные взаимоотношения в коллективе; толерантность как основа бесконфликтного, корректного общения и др.).
2-й этап - регулятивный (эмоционально-волевой) - связан с совершенствованием коммуникативных навыков с позиций толерантного взаимодействия, развитием умений эмоциональной саморегуляции в общении и деятельности. Иногда его называют аффективным, предполагающим осознание влияния собственного нежела-
тельного поведения на окружающих и переоценку своих реакций. Эмоциональность в любом виде деятельности предполагает адекватность, соразмерность и регулируемость. Для данного этапа характерно обращение к методам активного социально-психологического обучения, позволяющим совершенствовать коммуникативную сферу обучаемых, в которой они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать друг с другом на основе принципов толерантности (тренинги, деловые игры и др.).
3-й этап - поведенческий - отражает апробацию способов толерантного поведения в деятельности и включает: развитие толерантных качеств; развитие толерантных умений, навыков эмоционально-волевого самоконтроля; реализацию навыков толерантного общения. Поведенческий компонент толерантного профессионального самосознания включает пластичность, гибкость поведения и представляет собой способность отказываться от несоответствующих ситуаций и способов поведения, приемов мышления, средств деятельности, вырабатывать и применять новые, творческие подходы к разрешению проблемных ситуаций на основе принципов толерантности и нравственности. Противостояние стимулам, провоцирующим нежелательное поведение, и поощрение самого себя за способность к позитивным изменениям в поведении - основной результат этой стадии.
Третий блок модели - содержательный. Специалист физической культуры и спорта, согласно требованиям государственных стандартов, должен владеть следующими видами профессиональной деятельности: научно-исследовательской, учебно-педагогической, производственной практической, методической, экспертно-консультативной. Понятно, что будущему руководителю данной сферы практические вопросы функционирования данной сферы предстоит решать с учетом более общих позиций (мировоззренческих, методологических, теоретических и нравственно-этических).
При отборе содержания изучаемой дисциплины и отдельного занятия препо-
давателю требуется смоделировать конструкцию из следующих элементов:
- знания об окружающей среде, человеке и способах деятельности;
- способы организации деятельности студентов с целью их интеграции в личные умения, навыки, опыт;
- пути формирования эмоционально-ценностного отношения к содержательной и коммуникативной составляющим учебного процесса;
- ситуации, включающие студентов в креативную деятельность.
Третий блок включает общенаучный блок, специальный блок, спецкурс «Формирование толерантного управления у будущих руководителей в сфере физической культуры и спорта».
В общенаучный блок входят такие дисциплины, как «Философия», «Педагогика», «Психология», «Социальная психология», «Правоведение», «Социология», «Политология», «Культурология», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
Специальный блок включает такие дисциплины, как «Менеджмент физической культуры и спорта», «Экономика физической культуры и спорта», «Правовые основы физической культуры и спорта», «Психология физической культуры и спорта», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Повышение спортивного мастерства» и др.
Спецкурс «Формирование толерантного управления у будущих руководителей в сфере физической культуры и спорта» раскрывает разделы и темы, такие, как «Сущность толерантности и интолерант-ности», «Компоненты управленческой деятельности и толерантности», «Установка на толерантное управление», «Психологические защиты», «Эмоциональная саморегуляция», «Толерантность и темперамент», «Толерантность и профессиональная деятельность в сфере физической культуры и спорта», «Исследование уровня толерантности», «Формирование толерантного пространства и управленческого взаимодействия» и др.
Четвертый блок модели - блок профессиональных качеств современного руководителя физической культуры и спорта.
На основе общего анализа исследований психологов в области менеджмента все качества, которыми должен обладать современный руководитель, можно разделить на шесть групп: общечеловеческие качества; психофизиологические качества; деловые качества; организаторские способности; коммуникативные качества; профессиональные знания.
В первую группу, то есть группу общечеловеческих качеств руководителя, включаются следующие: гуманность; справедливость; альтруизм; демократичность; толерантность; уважительность к людям; оптимизм; высокая нравственность; социальная справедливость; способность к принятию многообразия культур мира и др. Личностные качества человека с высокой толерантной культурой включают: трудолюбие; честность; принципиальность; любовь к своему делу; целеустремленность; энергичность; работоспособность; требовательность к себе и другим; самокритичность; выдержанность; обязательность; верность слову; тактичность; чувство юмора; внешнюю привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.). К группе психофизиологических свойств личности относятся: крепкое здоровье, стрессоустойчивость, общий уровень развития, интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти, способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности), индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности) и др. К деловым качествам относятся: инициативность; самостоятельность; дисциплинированность; исполнительность; умение четко определить цель и задачи; умение поддерживать инициативу; способность менять стиль поведения; творческий подход к порученному делу; стремление использовать новое, прогрессивное; умение поддерживать свой авторитет и др. К организаторским способностям относятся: самоорганизованность; пунктуальность; умение организовать взаимодействие кадров; способность мобилизовать коллектив; умение
контролировать подчиненных; способность оперативно принимать решения; умение объективно анализировать и оценивать результаты, стимулировать кадры; умение поддерживать свой авторитет и др. В группу коммуникативных качеств мы включаем готовность к конструктивному общению; умение выступать публично; навыки вербальной и невербальной коммуникации; быструю и точную ориентировку в партнерах; стремление понять другого человека; уверенность в себе, раскованность; адекватную включенность в ситуацию; уменьшение психических затрат в общении и др. К профессиональным знаниям, которыми должен владеть современный руководитель, мы относим: знание науки об управлении, глоссарий менеджмента; функциональный менеджмент; оперативный менеджмент; стратегический менеджмент; организационный менеджмент; самоменеджмент, этику менеджмента; умение работать с документацией и др. Безусловно, каждое из качеств руководителя оказывает влияние на эффективность работы подчиненных и в целом организации.
Пятый блок модели - критериальный. Критериальная характеристика процесса формирования управленческой культуры и толерантного сознания будущих специалистов физической культуры и спорта в условиях высшего профессионального образования в качестве основных компонентов включает: когнитивный критерий; критерий сформированности толерантных качеств и критерий готовности к толерантному поведению, находящиеся в единстве с основными компонентами толерантности. Данные компоненты объединены в исследовании в интегральный критерий - сформи-рованность толерантной культуры личности. С помощью кластерного анализа определены уровни динамики сформированно-сти толерантной культуры будущих руководителей-менеджеров: адаптивный (низкий), продуктивный (средний) и ситуативно-креативный (высокий) и показатели их сформированности.
Для выявления уровней сформирован-ности управленческой культуры и толерантного сознания студентов в ходе иссле-
дования использовались следующие методики: опросник Басса - Дарки (в адаптации Л.Г. Почебут) на выявление стиля поведения в стрессовой ситуации; тест Басса -Дарки (в адаптации Л.Г Почебут) на выявление степени агрессивности поведения; тест определения уровня агрессивности А. Асингер; опросник состояния агрессии Басса - Дарки; тест «Балл по поведению» (А.Н. Сизанов) на выявление предпочтительного поведения; тест «Конфликтная ли вы личность?» (Л.Г Федоренко); тест «Тактика поведения в конфликте» Ю.Н. Емельянова; тест «Тактика поведения в конфликтной ситуации Томаса - Гришиной»; методика «Личная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев); тест «Ваши эм-патические способности В.В. Бойко»; методика диагностики коммуникативной толерантности В.В. Бойко, а также тесты Бетти Э. Риэрдон «Умеете ли вы радоваться?», «Ответственный ли вы человек?», «Умеете ли вы владеть собой?», «Добры ли вы?», «Уверены ли вы в себе?» и др.
В исследовании участвовали две группы: контрольная в количестве 128 человек и экспериментальная, состоящая из 120 студентов. Распределение респондентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности толерантного управления на первом и третьем этапах исследования приведено в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика распределения респондентов экспериментальных групп по уровням сформированности толерантного управления
Приведенные цифры показывают, что в результате реализации системной модели формирования толерантного управ-
ления будущих руководителей в условиях высшего профессионального образования в экспериментальной группе произошли большие изменения. Так, на третьем этапе количество респондентов экспериментальной группы с ситуативно-креативным уровнем сформированности толерантной культуры увеличилось по сравнению с первым этапом на 34,2% (с 5% до 39,2%), а с продуктивным - на 15% (с 38,3% до 53,3%). Количество испытуемых с низким, адаптивным уровнем уменьшилось на 49,2% (с 56,7% до 7,5%). В контрольной группе тоже есть положительные изменения, но они не столь существенны. Количество респондентов с ситуативно-креативным уровнем увеличилось с 6,25% до 9,4% (на 3,15%), с продуктивным - с 31,25% до 39,8% (на 8,55%). Количество испытуемых с адаптивным уровнем уменьшилось с 62,5% до 50,8% (на 11,7%). Сравнительная характеристика результатов исследования на третьем этапе показала, что количество респондентов с ситуативно-креативным уровнем в экспериментальной группе (39,2%) больше, чем в контрольной (9,4%), на 29,8%. Показатели с продуктивным уровнем выше на 13,5% (53,3% - 39,8%), а с адаптивным уровнем - меньше на 43,3% (50,8% - 7,5%), что свидетельствует о положительных результатах проведенной работы и наглядно отображено на диаграмме (рис 2).
70%
* « 357 I ЭК,
I3™
Экспериментальная одииа Контрольна* гдоны
)|Юян11
■ Алолтаимый □ Прод>*™вный □ Сит^тивио-ирягнвиый
Рис 2. Сравнительная динамика уровней сформированности толерантного управления в контрольной и экспериментальной группах
Таким образом, итоги предложенного исследования демонстрируют существенные различия между результатами в экс-
Этапы Группы Уровни
Адаптивный Продуктивный Ситуатив-но-креа-тивный
чел. % чел. % чел. %
I этап контрольная 80 62,5 40 31,25 8 6,25
экспериментальная 68 56,7 46 38,3 6 5
III этап контрольная 65 50,8 51 39,8 12 9,4
экспериментальная 9 7,5 64 53,3 47 39,2
периментальной и контрольной группах, что свидетельствует об эффективности процесса формирования толерантного управления будущих руководителей физической культуры и спорта. Полученные данные и проведенный анализ результатов исследования положены в основу работы по определению педагогических условий (общих, частных и специфических) совершенствования процесса формирования толерантного управления в условиях высшего профессионального образования.
Основы знаний о толерантной культуре и управленческая деятельность составляет основу руководителя спортивной орга-
низации, его организаторское чутье и умственные способности. Без ориентации на специфические (педагогические и психологические) особенности управленческой деятельности невозможна оптимальная подготовка специалистов физической культуры и спорта. Выполненное исследование открывает перспективу для дальнейшей разработки проблемы теоретико-методологических основ, специфики, психолого-педагогического сопровождения, основных направлений и педагогических условий эффективности процесса формирования толерантной культуры будущего руководителя физической культуры и спорта.