В. С. Шерин
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Рассматриваются вопросы, связанные с формированием компетентности управленческой деятельности менеджера спортивной организации, показана модель ее формирования. Подробно описывается содержание компетенций, представлены специальные функции специалиста по физической культуре и спорту. Выделены наиболее продуктивные формы учебной деятельности, направленные на формирование компетентности управленческой деятельности.
Ключевые слова: компетентность; компетенция; специалист по физической культуре и спорту; управленческая деятельность.
Современный специалист по физической культуре и спорту - это человек, способный неординарно мыслить и профессионально решать задачи не только в узкоспецифичной деятельности, которая в большинстве случаев связана с педагогической работой, но и в организационной и управленческой деятельности. Теория и практика спортивного менеджмента в России находятся на стадии становления. Однако развитие и признание спортивного менеджмента как профессии происходят быстрыми темпами, несмотря на многие препятствия: несформированность научной базы знаний по спортивному менеджменту, отсутствие полной автономии работы спортивных менеджеров, отсутствие детально разработанного кодекса морального поведения спортивных менеджеров, недостаточная изученность компетентности и компетенций управленца в сфере физической культуры и спорта, а как следствие - и модели ее формирования. В связи с вышесказанным возникает необходимость описания модели формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту, что и определяет цель работы.
Сфера деятельности спортивных менеджеров весьма разнообразна: образовательные учреждения различного типа, муниципальные и федеральные организации, организации любительского и профессионального спорта, компании по производству и продаже спортивных товаров и др. Специалист по физической культуре и спорту, начиная профессиональную деятельность, должен быть готов к повышению социального статуса, что предъявляет специальные требования к компетентности, в частности к навыкам управленческой деятельности. Управленческие навыки приобретаются в учебном процессе и определяют готовность специалиста к решению задач, связанных с планированием, мотивацией, координацией, организацией, контролем, коммуникацией и исследованием, которые являются содержанием спортивного менеджмента. Готовность выражается в интеграции сформированных в учебном процессе управленческих знаний, умений и навыков и использовании их в реальных ситуациях - при подготовке и реализации управленческих решений. Интегрированные специфические знания, умения и навыки в свою очередь формируют профессиональные компетенции, которые и являются основой профессиональной компетентности.
В целом профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту включает «...систему общих и специальных психологопедагогических знаний и умений, необходимых для эффективного осуществления учебно-воспитательной
деятельности; экономико-управленческую и правовую подготовку, позволяющую исполнять самим и готовить воспитанников к исполнению различных социальных ролей; сформированное целостное профессиональное мышление и сознание, обусловливающие успешность творческой профессионально-педагогической деятельности» [1. С. 84].
Таким образом, компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту содержит:
1) социально-личностную компетенцию (характеризует общегражданские качества взрослого человека, его культурный уровень и дееспособность);
2) общенаучную компетенцию (профессионально ориентирована на все основные группы направлений подготовки; связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, определяет фундаментальность образования);
3) общепрофессиональную компетенцию (обеспечивает готовность к решению общепрофессиональных задач - той их совокупности, которую должен уметь решать специалист с высшим образованием);
4) специальную компетенцию (обеспечивают привязку подготовки специалиста к конкретным для данного направления объектам и предметам труда; предполагает овладение алгоритмами деятельности по моделированию, проектированию, научным исследованиям);
5) экономическую и организационно-управленческую компетенцию (относятся к организации работы коллектива, планированию работы персонала и ресурсов, системе менеджмента качества).
Определив содержание компонентов компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту, можно представить модель ее формирования (рис. 1).
Данная модель формируется из компонентов компетенций управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Организационно-управленческая деятельность входит в число профессиональных компетенций федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 - «Физическая культура» и является ключевой для будущего специалиста по физической культуре и спорту как управленца. Указанная компетенция формируется у обучающихся путем педагогического воздействия на них, которое направлено на приобретение студентами:
1. Знаний в области делопроизводства, теории целе-полагания, основ организации физкультурноспортивных мероприятий; умений планировать деятельность (собственную, подчиненных, команды), пла-
нировать систему соревнований, выстраивать иерархию целей организации и определять необходимые для ее достижения ресурсы; оформлять управленческие решения в адекватной форме; навыков владения мето-
дами планирования деятельности организации, анализа состояния внешней и внутренней среды, проведения маркетинговых исследований (проектировочная компетенция).
Экономические и организационно-управленческие компетенции (формируются на базе цикла экономических и управленческих дисциплин)
Социально-личностные ком-1 петенции (формируются в цикле гуманитарных и социальных дисциплин)
Компетентность управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту
_
Общенаучные компетенции (формируются в цикле естественно-научных, математи-1 ческих дисциплин, курсами социологии, философии)
Специальные компетенции (формируются в цикле специальных дисциплин, в ряде | специальных курсов)
Общепрофессиональные компетенции (формируются в цикле общепрофессиональных дисциплин)
Рис. 1. Модель формирования компетентности управленческой деятельности специалиста по физической культуре и спорту
2. Знаний в области теории решений и способов подбора критериев оценки решений, владение технологией (алгоритмом) принятия управленческих решений, знаний и умений в области организации и регулирования спонсорских отношений, осведомленности о существующих в сфере управления физической культурой и спортом проблемах и способах их решения; умений по организации и руководству проведением соревнований, созданию позитивного имиджа спортсменам и организациям, разработке и обеспечению заключения контрактов о спортивной деятельности; навыков разработки управленческих решений, оценки их эффективности (конструктивная компетенция).
3. Знаний в области стилей руководства, делового поведения, управления группой, теории мотивации, технологий управления командой; умений выбирать и применять адекватные, эффективные методы мотивации подчиненных; навыков владения методами стимулирования деятельности и мотивационного воздействия, приемами управления персоналом (мобилизационная компетенция).
4. Знаний в области психологии личности и группы, группового поведения, конфликтологии, социологии (теории общественных отношений); умений предвосхищать, констатировать и регулировать, разрешать межличностные конфликты; умений вести переговоры, устанавливать деловые контакты с внешними организациями; умений организовывать связи со СМИ (коммуникативная компетенция).
5. Знаний в области теории научной организации труда, психологии подбора и расстановки персонала; умений в области распределения производственных и непроизводственных ресурсов организации, делегирования полномочий, сбора и анализа информации о состоянии внутренней и внешней среды организации; навыков владения методами оптимизации труда и приемами контроля деятельности (организаторская компетенция). Определив содержание компетенций, которые служат средством формирования экономической и организационноуправленческой компетенции, можно представить модель ее формирования (рис. 2).
Проектировочная компетенция (анализ, планирование, прогнозирование деятельности)
Организаторская компетен-
(организация, координирование, контроль деятельности)
Конструктивная компетенция (разработка и принятие разнообразных управленческих | решений)
Коммуникативная компетенция (конструирование деловых взаимоотношений, организа-1 ция связи с внешней средой)
Мобилизационная компетенция (мотивация и стимулирование деятельности подчиненных)
Рис. 2. Модель формирования организационно-управленческой компетенции
Сформированность вышеуказанных компетенций у студентов как будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта позволит успешно решать организационно-управленческие задачи, связанные с выполнением конкретных функций менеджеров (руководителей, управленцев), а именно:
- определение целей физкультурно-спортивной организации и разработка стратегии действий по ее достижению;
- формирование корпоративной культуры, т.е. объединение сотрудников физкультурно-спортивной организации вокруг общей цели (или целей) организации;
- мотивация и стимулирование работников на действия по достижению цели организации;
- формирование в фирме организационного порядка (системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов, норм и должностей), т.е. создание формальной организации;
- разработка и осуществление технологии целесообразных изменений структуры и деятельности организации, их развития;
- принятие управленческих решений и контроль их реализации.
Специфическим для сферы физической культуры и спорта является выполнение руководителями особенных функций в процессе решения общих управленческих задач отраслевого содержания:
- управление коллективной деятельностью в физкультурно-спортивных организациях, направленной на удовлетворение физкультурно-спортивных потребностей общества, и способствование получению прибыли от реализации товаров и услуг;
- экономическое и социальное управление системой спортивных соревнований различного ранга;
- привлечение спонсоров к финансированию своей организации и отрасли в целом;
- деятельность по продаже прав и аренде спортсменов;
- осуществление связей и координация деятельности с внешними физкультурно-спортивными организациями;
- осуществление контроля за заключенными договорами, соглашениями, контрактами со спортсменами, тренерами, командами, клубами, спонсорами и т. д.
В целях ознакомления студентов с данными функциями и их спецификой нами предлагается разделять учебный процесс на 30% лекционных занятий (от общего объема аудиторных часов), включающих знакомст-
во с такими темами, как «Государственные и негосударственные органы управления физической культурой и спортом», «Информационное обеспечение спортивного менеджмента», «Технология принятия управленческого решения», «Методы управления физкультурно-спортивными организациями», «Менеджмент персонала физкультурно-спортивных организаций», а 70% - на практические занятия (от общего объема аудиторных часов). К наиболее интересным образовательным формам подачи практического материла можно отнести совместное составление бизнес-плана физкультурно-спортивной организации, анализ документов спортивных организаций, деловые игры, где студенты принимают на себя обязанности и функции менеджера спортивной организации.
Личный опыт педагогической деятельности на факультете физической культуры Томского государственного университета, связанный с преподаванием дисциплин «Менеджмент физической культуры и спорта» и «Правовые основы физической культуры и спорта», показал продуктивность такого вида деятельности, как деловая игра, предусматривающая разделение студентов на группы с целью выполнения определенной функции руководителя спортивной организации. В качестве примера можно привести деловую игру, связанную с созданием новой физкультурно-спортивной организации (новая федерация по виду спорта, новый фитнес-клуб, новый спортивный зал и т.п.).
В процессе деловой игры студенты должны создать новую организацию и пройти следующие этапы (при этом одна из групп студентов выполняет роль органов государственной власти - налоговой инспекции, нотариуса и т.п.):
1. Принятие решения о создании новой физкультурно-спортивной организации.
2. Выбор организационно-правовой формы организации, определение состава ее учредителей и названия.
3. Подготовка учредительных и других документов, необходимых для регистрации, и определение места нахождения юридического лица.
4. Проведение учредительного собрания, подписание учредительных документов.
5. Формирование уставного капитала, оплата государственной пошлины.
6. Заверение подписи заявителя в заявлении на регистрацию у нотариуса.
7. Сдача документов на регистрацию в налоговую инспекцию.
8. Получение в налоговой инспекции свидетельства о регистрации, оригиналов учредительных документов, выписки из реестра и свидетельства о присвоении индивидуального номера налогоплательщика (ИНН).
9. Обязательным атрибутом является изготовление печати.
10. Получение кодов статистики.
11. Заверение у нотариуса копий свидетельства о регистрации учредительных документов и свидетельства о присвоении ИНН.
12. Заверение банковской карточки у нотариуса.
13. Открытие расчетного счета в банке.
14. Сообщение в налоговую инспекцию об открытии расчетного счета.
Подобные виды деятельности направлены на приобретение практического опыта, связанного с умением выполнять основные управленческие обязанности. Уже в процессе обучения в университете студенты знакомятся со всеми сложностями управленческой работы в сфере физической культуры и спорта, на 1-5-м курсах происходит начальное формирование их управленческой компетентности, а следовательно, и конкурентоспособности на рынке современных физкультурноспортивных услуг.
Таким образом, определив процесс формирования компетенций и компетентности на основе составления модели с ее конкретизированным содержанием, можно полагать, что сформированные компетенции и компетентность будут носить качественный характер и отвечать всем современным требованиям, которые предъявляются к спортивным менеджерам.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хазова С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия естествознания, 2010.
2. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Учеб. пособие. М.: Физкультура и спорт, 2006.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 18 марта 2011 г.