СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зыкова Н.Н.1, Сиротюк А.В.2
'Зыкова Надежда Николаевна — кандидат социологических наук, доцент;
2Сиротюк Анастасия Васильевна — магистрант, кафедра социальных наук и технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола
Аннотация: в статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы становления финансовой грамотности детей в условиях современного образовательного процесса. В контексте рассматриваемой проблемы особую значимость приобретает вопрос о формировании грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся, а также эффективных технологиях развития финансовой грамотности. Ключевые слова: процесс модернизации образования, инновационные технологии, социально-значимая деятельность, коммерческие проекты, благотворительные акции, финансовая грамотность школьников.
XXI век - время масштабных преобразований в общественно-политической, экономической, социокультурной жизни нашей страны. В условиях стремительного развития рыночной экономики, научного и технического прогресса, перестройки системы социообразующих ценностей одним из приоритетных направлений государственной политики остается проблема реформирования образовательного пространства России в его законодательном, содержательном, структурообразующем аспектах.
Ведущим показателем качества образования в системе новых социально-экономических отношений становится уровень подготовки конкурентоспособного ученика, субъекта учебной деятельности, обладающего интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции» [1, с. 35].
Согласно последним исследованиям в области образовательного консалтинга, современный конкурентоспособный ученик — это субъект образовательного процесса, «обладающий «здравым финансовым смыслом», который умеет принимать решения, знает, как обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, способен и готов внести вклад в отечественную экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы» [2].
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности [2].
Финансовая грамотность включает в себя базовый компонент, а также составляющие, которые соответствуют конкретным социально-экономическим функциям, выполняемым человеком в обществе. Базовый компонент ориентирован на личностное представление человека о финансовом благополучии и способах его достижения. Как показывают исследования, у большинства детей младшего школьного возраста уже превалирует материальная мотивация к учебной деятельности. Успех в обучении для многих - залог будущей успешной карьеры и финансового благополучия.
Как следствие, одной из ведущих задач образовательного процесса на современном этапе развития государственной системы обучения и воспитания становится формирование грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся. Одним из средств развития объективного отношения к материальным ресурсам и возможностям, которые они обеспечивают, является обучение современных школьников элементарным основам финансовой грамотности.
Среди педагогических условий формирования основ финансовой грамотности детей наука выделяет:
■ внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и практик, ориентированных на формирование основ финансовой грамотности;
■ практическую ориентированность обучения за счет взаимодействия образовательного учреждения с финансовыми и общественными институтами;
■ взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (детей - педагогов - родителей). Таким образом, формирование финансовой грамотности учащихся становится неотъемлемой
частью современного образования. С самого раннего возраста дети должны знать цену деньгам и предоставляемым ими возможностям. Внедрение инновационных технологий, основанных на развитии финансовой грамотности, позволит регулировать формирование ценностных ориентаций школьников, содействуя становлению отношения к материальным факторам как средству достижения высших духовно-нравственных целей.
Список литературы
1. Сотникова Е.Б. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: дисс. канд. филос. наук / Е.Б. Сотникова. Елец, 2014. 184 с.
2. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/fmansovaya-gramotnost-detey-i-molodezhi-kak-aktualnaya-zadacha-sovremennogo-obrazovamya/ (дата обращения: 06.04.2018).
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ Конуник К.Е.
Конуник Кристина Евгеньевна — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский университет путей сообщения, г. Новосибирск
Аннотация: благотворительные фонды играют значимую роль в жизни общества и государства, и это является наиболее эффективной помощью в виде денежных средств, товаров, услуг или оказания иной поддержки другим гражданам и организациям. В статье рассматриваются организационные формы благотворительных организаций и предложены рекомендации для их результативной благотворительности.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, благотворители, формы благотворительной деятельности, цели благотворительной деятельности.
Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Если работы и услуги безвозмездно осуществляют юридические лица, то они именуются благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то он называют добровольцем.
У благотворительных организаций есть свобода выбора форм и целей для осуществления благотворительной деятельности. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально либо объединившись, вне зависимости от образования и опыта работы.
Одно из важных достижений в благотворительной деятельности стало то, что она получила официальный статус в основном законе страны. Статья 39 Конституции РФ гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности» [1]. Кроме того, каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].