Научная статья на тему 'Формирование основ финансовой грамотности детей как проблема современного образования'

Формирование основ финансовой грамотности детей как проблема современного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
955
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зыкова Надежда Николаевна, Сиротюк Анастасия Васильевна

В статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы становления финансовой грамотности детей в условиях современного образовательного процесса. В контексте рассматриваемой проблемы особую значимость приобретает вопрос о формировании грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся, а также эффективных технологиях развития финансовой грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ финансовой грамотности детей как проблема современного образования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Зыкова Н.Н.1, Сиротюк А.В.2

'Зыкова Надежда Николаевна — кандидат социологических наук, доцент;

2Сиротюк Анастасия Васильевна — магистрант, кафедра социальных наук и технологий, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Поволжский государственный технологический университет, г. Йошкар-Ола

Аннотация: в статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы становления финансовой грамотности детей в условиях современного образовательного процесса. В контексте рассматриваемой проблемы особую значимость приобретает вопрос о формировании грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся, а также эффективных технологиях развития финансовой грамотности. Ключевые слова: процесс модернизации образования, инновационные технологии, социально-значимая деятельность, коммерческие проекты, благотворительные акции, финансовая грамотность школьников.

XXI век - время масштабных преобразований в общественно-политической, экономической, социокультурной жизни нашей страны. В условиях стремительного развития рыночной экономики, научного и технического прогресса, перестройки системы социообразующих ценностей одним из приоритетных направлений государственной политики остается проблема реформирования образовательного пространства России в его законодательном, содержательном, структурообразующем аспектах.

Ведущим показателем качества образования в системе новых социально-экономических отношений становится уровень подготовки конкурентоспособного ученика, субъекта учебной деятельности, обладающего интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции» [1, с. 35].

Согласно последним исследованиям в области образовательного консалтинга, современный конкурентоспособный ученик — это субъект образовательного процесса, «обладающий «здравым финансовым смыслом», который умеет принимать решения, знает, как обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, способен и готов внести вклад в отечественную экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы» [2].

Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности [2].

Финансовая грамотность включает в себя базовый компонент, а также составляющие, которые соответствуют конкретным социально-экономическим функциям, выполняемым человеком в обществе. Базовый компонент ориентирован на личностное представление человека о финансовом благополучии и способах его достижения. Как показывают исследования, у большинства детей младшего школьного возраста уже превалирует материальная мотивация к учебной деятельности. Успех в обучении для многих - залог будущей успешной карьеры и финансового благополучия.

Как следствие, одной из ведущих задач образовательного процесса на современном этапе развития государственной системы обучения и воспитания становится формирование грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся. Одним из средств развития объективного отношения к материальным ресурсам и возможностям, которые они обеспечивают, является обучение современных школьников элементарным основам финансовой грамотности.

Среди педагогических условий формирования основ финансовой грамотности детей наука выделяет:

■ внедрение в образовательный процесс инновационных технологий и практик, ориентированных на формирование основ финансовой грамотности;

■ практическую ориентированность обучения за счет взаимодействия образовательного учреждения с финансовыми и общественными институтами;

■ взаимодействие всех субъектов образовательного процесса (детей - педагогов - родителей). Таким образом, формирование финансовой грамотности учащихся становится неотъемлемой

частью современного образования. С самого раннего возраста дети должны знать цену деньгам и предоставляемым ими возможностям. Внедрение инновационных технологий, основанных на развитии финансовой грамотности, позволит регулировать формирование ценностных ориентаций школьников, содействуя становлению отношения к материальным факторам как средству достижения высших духовно-нравственных целей.

Список литературы

1. Сотникова Е.Б. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: дисс. канд. филос. наук / Е.Б. Сотникова. Елец, 2014. 184 с.

2. Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/artide/n/fmansovaya-gramotnost-detey-i-molodezhi-kak-aktualnaya-zadacha-sovremennogo-obrazovamya/ (дата обращения: 06.04.2018).

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ФОНД КАК СПОСОБ ЭФФЕКТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ Конуник К.Е.

Конуник Кристина Евгеньевна — магистрант, кафедра государственного и муниципального управления, Сибирский университет путей сообщения, г. Новосибирск

Аннотация: благотворительные фонды играют значимую роль в жизни общества и государства, и это является наиболее эффективной помощью в виде денежных средств, товаров, услуг или оказания иной поддержки другим гражданам и организациям. В статье рассматриваются организационные формы благотворительных организаций и предложены рекомендации для их результативной благотворительности.

Ключевые слова: благотворительная деятельность, благотворители, формы благотворительной деятельности, цели благотворительной деятельности.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Если работы и услуги безвозмездно осуществляют юридические лица, то они именуются благотворителями. Если же выполнение работ в форме безвозмездного труда, в том числе в интересах благотворительной организации, осуществлено гражданином, то он называют добровольцем.

У благотворительных организаций есть свобода выбора форм и целей для осуществления благотворительной деятельности. Граждане и юридические лица вправе свободно осуществлять благотворительную деятельность индивидуально либо объединившись, вне зависимости от образования и опыта работы.

Одно из важных достижений в благотворительной деятельности стало то, что она получила официальный статус в основном законе страны. Статья 39 Конституции РФ гласит: «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности» [1]. Кроме того, каждому человеку гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.