Научная статья на тему 'Правовые аспекты институционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации'

Правовые аспекты институционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
606
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / МЕЦЕНАТСТВО / КУЛЬТУРА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / CHARITY / SPONSORSHIP / CULTURE / LEGISLATION / ENTREPRENEURSHIP / CONSTITUTION / TAX CODE / SOCIAL POLICY / SOCIAL PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крамарова Елена Николаевна

В статье рассмотрены противоречия правового регулирования благотворительности и меценатства в России как социального института и основные подходы к его совершенствованию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal aspects of charity and philanthropy institutionalization in the Russian Federation

The article deals with contradictions of legal regulation of charity and sponsorship in Russia as social institution and basic approaches to its improvement.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты институционализации благотворительности и меценатства в Российской Федерации»

Создание условий для формирования социальной ответственности отечественного бизнеса, в частности институционализации такой ее формы, как благотворительность и меценатство, является императивом модернизации всей социально-экономической системы страны, а также воспроизводства единого социокультурного пространства и формирования многокомпонентной российской идентичности.

Проблемам благотворительности и меценатства в России посвящены работы А.Г. Акрамовской, Л.П. Веревкина, Р.Р. Набиева, Г.Л. Тульчинского и других авторов. В основном эти исследования касаются этических аспектов благотворительности и практик ее осуществления.

Цель статьи - показать состояние правовых механизмов регулирования и их потенциал в становлении социального института благотворительности и меценатства в России.

В настоящее время в связи со сменой приоритетов социально-экономического развития и допущения существования частной собственности и предпринимательства среди актуальных проблем на первый план выдвинулась социальная ответственность бизнеса и финансового участия частных предпринимателей в благотворительности и государственных социальных проектах. Российская Федерация (ст. 7) определяется Конституцией как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Однако практика свидетельствует о том, что всех социальных задач одними лишь статьями государственного бюджета не решить, это особенно проявилось в ходе финансового кризиса, начавшегося в 2008 г. В такой ситуации важнейшим стал вопрос задействования резервов бизнеса для реализации социальных программ, в том числе через благотворительность и меценатство.

Мнения экспертов при оценке благотворительности и меценатства в России сходятся в том, что традиции благотворительности и меценатства дореволюционного периода в советское время оказались утраченными, и сегодня подобная деятельность находится только на стадии формирования.

В результате социологического исследования, проведенного в декабре 2008 г. в Ростове-на-Дону, были получены обнадеживающие результаты: благотворительностью в городе занимаются 95 % частных компаний! Но происходит это в виде крайне нерегулярных, небольших и разовых акций (подарки воспитанникам детских домов, помощь в ремонте школ и оснащении их учебной литературой). При этом 30 % опрошенных бизнесменов не считают нужным включаться в активную меценатскую деятельность, поскольку находят таковую дополнительным обременением, не приносящим каких-либо полезных (например, налоговых) «послаблений» [1].

В Конституции (п. 3 ст. 39) провозглашается, что в Российской Федерации «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». По мнению видного юриста В.В. Лазарева, позиция государства в вопросе развития благотворительности четко выражена словом «поощряются». Это, как отмечает ученый, «порождает обязанность государства обеспечивать становление благотворительности, принимать организационно-правовые и финансовые меры, направленные на стимулирование граждан участвовать в их создании и функционировании» [2].

Поощрение благотворительной деятельности может иметь различные формы. При этом отдельные федеральные ведомства осуществляют награждения знаками отличия, грамотами, дипломами по своему профилю. В частности, Министерство образования и науки РФ учредило нагрудный знак «За милосердие и благотворительность». Согласно приказу от 6 октября 2004 г. этим знаком награждались работники образовательных учреждений (организаций) и научных организаций, органов управления образованием, других организаций и ведомств, способствующих сохранению и развитию системы образования [3]. В приказе от 3 июня 2010 г. круг представляемых к награждению был расширен. В него могут входить граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. В основаниях для награждения упор сделан на личную практическую благотворительную деятельность, связанную с развитием системы образования, личную финансовую помощь образовательным организациям в развитии их материально-технической базы и оказание материальной поддержки отдельным обучающимся и воспитанникам [4].

В региональной практике меры морального поощрения и признания значимости благотворительной деятельности получили более широкое распространение. Но при этом никаких публичных знаков внимания «социально отзывчивым» компаниям российскими законами не предусмотрено.

Благотворительная деятельность в Российской Федерации регулируется Конституцией, Гражданским, Налоговым кодексами и рядом федеральных законов, прежде всего Законом от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Отдельные виды благотворительной деятельности конкретизируются в специальных законах. В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона «О рекламе» от 18 июля 1995 г. осуществляемая на безвозмездной основе деятельность юридических и физических лиц по производству и распространению социальной рекламы, передаче своего имущества, в том числе денежных средств, другим юридическим и физическим лицам для производства и распространения социальной рекламы признается благотворительной и пользуется предусмотренными законодательством льготами.

Согласно статье 1 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» под благотворительной понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. В статье 2 из числа объектов благотворительной деятельности исключаются коммерческие организации, политические партии, движения, группы и компании, запрещается проводить одновременно с благотворительной деятельностью предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума. Данные положения конкретизируются в соответствующих федеральных законах (см., например, п. 6 ст. 58 Федерального закона «О выборах Президента РФ», п. 7 ст. 66 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», п. 3, 4 ст. 45 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Исходя из статьи 5.16 КоАП РФ подкуп избирателей, под которым понимается, в частности, осуществление благотворительной деятельности с нарушением федерального законодательства о выборах и референдумах, влечет за собой наложение административного штрафа.

Перечень целей благотворительной деятельности приведен в п. 1 ст. 2 Закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и является исчерпывающим. В 2010 г. (Федеральный закон от 23.12.2010 № 383-ФЗ) перечень целей благотворительной деятельности был расширен. Он конкретизируется в региональном законодательстве о благотворительности.

Согласно статье 18 данного закона гарантируется и обеспечивается защита предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и законных интересов граждан и юридических лиц -участников благотворительной деятельности, а также предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации для должностных лиц, препятствующих реализации прав граждан и юридических лиц на осуществление благотворительной деятельности.

По вопросу финансового поощрения благотворительности в последние 10-15 лет наблюдается неблагоприятная тенденция. Принятые в 2002 г. поправки к Налоговому кодексу РФ отменяли всякие льготы для юридических лиц: пожертвования на благотворительность больше не засчитываются при изменении ставок налога на прибыль. Право введения соответствующих льгот было передано субъектам Федерации. К сожалению, регионы предоставлять такие льготы не спешат. Своим правом поощрить благотворительность, по данным на 2005 г., воспользовались только 2 из 88 субъектов -Самарская и Московская области. Принятые ими региональные законы допускают снижение ставки налога на прибыль компаний-жертвователей: в Московской области - до 2 %, в Самарской - от 0,5 до 4 % (в зависимости от суммы пожертвований). Факты свидетельствуют в пользу их выбора: объемы пожертвований на благотворительные цели в этих регионах возрастают, и региональные некоммерческие организации «чувствуют себя» намного уверенней.

Для частных благотворителей параллельно с сужением круга потенциальных благополучателей сокращался и предельный размер налогового вычета: если в 1990 г. гражданин мог пожертвовать на благотворительные цели 100 % своего дохода, то к 2000 г. размер допустимого вычета был урезан вчетверо. Результаты подобного «стимулирования» соответствующие: налоговые декларации с информацией по вычетам на благотворительность предоставляют «считанные тысячи» россиян.

В 2011 г. внесены изменения в ч. 2 Налогового кодекса РФ (Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ). Целью изменения является совершенствование налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. В частности, в статье 217 перечень видов доходов физических лиц, не подлежащих налогообложению, дополнен п. 3.1 и 8.2, освобождающими от

налогообложения выплаты добровольцам на возмещение их расходов и благотворительную помощь, получаемую физическими лицами.

Но если Закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят и действует полтора десятка лет, то с законом о меценатстве ситуация обстоит хуже. Еще в 1998 г. депутатами Государственной Думы А.Б. Шиповым, Т.А. Астраханкиной, Г.Б. Волчек, С.С. Говорухиным, Н.Н. Губенко, Т.М. Гудимой, А.А. Зотиковым, М.А. Менем, М.В. Сеславинским, В.М. Тарасовым был внесен проект федерального закона «О меценатах и меценатстве».

В законопроекте даны определения понятий «меценат», «меценатство», «объекты меценатства» и «получатели меценатской поддержки».

При этом меценатство толковалось как сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние Российской Федерации.

Объектами меценатства могли выступать физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. Причем объекты меценатской деятельности должны были входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных Правительством Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации и субъектов РФ в поддержании меценатской деятельности предполагалось отнести установление федеральных и региональных налоговых льгот для меценатов и контроль за их соблюдением; установление и присуждение почетных званий и государственных наград для меценатов; установление в порядке увековечения имени мецената на объектах меценатской деятельности.

В качестве государственной гарантии стимулирования меценатской деятельности предлагалось введение налоговых и иных льгот, в том числе сокращение налога на прибыль мецената на суммы затрат мецената, направляемых в виде добровольных пожертвований и взносов для реализации деятельности по сохранению и развитию культурного достояния Российской Федерации [5].

Законопроект был внесен в план весенней сессии на первое чтение. Тогда же началось его обсуждение. В феврале 1998 г. состоялось совещание Совета при Президенте РФ по культуре и искусству, в повестке дня которого первым вопросом значилось обсуждение проблем и перспектив создания законодательной базы благотворительной (меценатской) поддержки культуры, и в частности проекта федерального закона «О меценатах и меценатстве». Большинство деятелей культуры, участвовавших в совещании, были категоричны в вопросе о необходимости принятия такого закона. Необходимость меценатства не оспаривал никто, но, как отметила Г. Волчек, «когда мы обсуждали законопроект в Комитете по культуре (думском), мы понимали, что все упрется в налоговые льготы. Другое дело, как придумать, чтобы этими льготами не воспользовались жулики...». Предоставление новых налоговых льгот в условиях, когда правительство было не в состоянии контролировать финансовые потоки и обеспечить поступление в бюджет определенных законом налоговых платежей, действительно стало «камнем преткновения» при обсуждении законопроекта. Свою, несколько эмоциональную оценку эффективности деятельности Госналогслужбы РФ высказал Николай Петров: «Почему вдруг такое беспокойство о тех деньгах, которых государство все равно не получит?» [6].

Обсуждения законопроекта продолжались и в дальнейшем. После очередного из них, происходившего 17 октября 2005 г. в Петербурге на заседании Координационного совета по культуре, проводившемся под председательством министра культуры Александра Соколова, О. Машкова вспомнила афористичного Григория Горина, грустно шутившего: «Русские долго запрягают, но потом никуда не едут. Просто запрягают и распрягают, запрягают и распрягают. Это и есть наш особый путь» [7].

До обсуждения законопроекта «О меценатах и меценатстве» в Государственной Думе дело дошло в июле 2011 г., по результатам которого законопроект был отклонен [8].

Основой для разработки закона о меценатстве могут стать модельные законы, принятые Межпарламентской ассамблеей СНГ: закон «О меценатстве и благотворительной деятельности» от 6 декабря 1997 г. [9] и закон «О меценатстве и спонсорстве» от 3 апреля 2008 г. [9].

В модельном законе 2008 г. (ст. 2) по сравнению с законом 1997 г. дано расширенное толкование меценатства не только как бескорыстной, безвозмездной помощи в сфере искусства, науки, культуры,

образования, просвещения, выражающейся в передаче другим гражданам или юридическим лицам имущества и денежных средств. Меценатство определено как сфера социальной активности, связанная с поддержанием и развитием объектов культуры, видов профессиональной культурной деятельности (культура, искусство, наука, образование, просвещение, спорт), составляющих культурное достояние. При этом меценатскую деятельность могут осуществлять не только граждане, но и юридические лица.

В законе 2008 г. содержатся понятия объекта меценатства и получателя меценатской поддержки. Объектами меценатства являются физические объекты культурного наследия, учреждения культуры, мероприятия, на которые направлена финансовая или материально-техническая поддержка. При этом объекты меценатской деятельности должны входить в состав соответствующих целевых федеральных программ, утвержденных правительством государства. Получателями меценатской поддержки выступают физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния на средства, обеспечиваемые меценатом.

В статье 4 модельного закона «О меценатстве и спонсорстве» отмечается, что меценатство является важным фактором сохранения и развития национального культурного достояния, и определены основные цели меценатства, такие как: формирование условий для сохранения и развития национального культурного достояния, поддержание его престижа на мировом уровне; реализация приоритетных программ (проектов) сохранения и развития национального культурного достояния; поддержка профессиональной деятельности в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также отдельных деятелей культуры.

Главы V и VII устанавливают государственные гарантии меценатской и спонсорской деятельности, в том числе установление налоговых льгот и контроль за их соблюдением. Для меценатов - установление и присуждение почетных званий и государственных наград.

Недостатком модельного закона представляется то, что его разработчики не смогли развести понятия благотворительности и спонсорства. Если меценатство выделяется как особый вид благотворительности, осуществляемой в сфере культуры, то приведенные в ст. 2 определения благотворителей и спонсоров практически совпадают. Разница состоит лишь в том, что благотворители осуществляют благотворительные пожертвования, а спонсоры - «пожертвования и спонсорскую поддержку».

Таким образом, существующие на протяжении 20 лет в России законодательные инициативы сводятся к уменьшению налоговых льгот благотворителям и меценатам и к постепенному сужению круга благополучателей, поддержка которых считается основанием для предоставления жертвователю налоговых льгот.

Реальные размеры частной благотворительности в России, конечно, намного больше данных официальной статистики. Сама процедура сбора «соответствующих документов» для оформления налоговых вычетов требует немалых усилий. Но отечественные благотворители значительно отстают от зарубежных. Л.М. Рошаль на пресс-конференции, посвященной отчету о средствах, собранных Международным фондом помощи пострадавшим от терактов для детей Беслана, отмечал, что только 16 % из собранных 1,2 миллиона долларов были пожертвованы россиянами [10].

Одним из способов развития благотворительной и меценатской деятельности является государственная поддержка.

В настоящее время мы можем констатировать следующее: отечественное законодательство построено таким образом, что провозглашения возможных форм поощрения благотворительности и упоминания о них в Конституции РФ и в гражданском законодательстве недостаточно. Для того чтобы эти нормы «работали» на практике, необходимо совершенствование существующего законодательства, в том числе введение соответствующих правил, обеспечивающих реализацию провозглашенных принципов в специальных законах.

Деятельность меценатов может свободно развиваться в стране, только если на уровнях государства и общества для нее созданы благоприятные условия, а именно: государственное законодательство способствует законной меценатской деятельности; со стороны государства и

общества меценаты получают узаконенные поощрения материального и морального порядка; на уровне общественного мнения сформирован позитивный стереотип мецената и меценатства; меценатская деятельность помогает меценату повышать свой статус законным путем.

Литература

1. Поддержка благотворительных инициатив. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.errostov. ru/fizkultura-i-sport/50-podderzhka-blagotvoritelnyx-iniciativ.html

2. Акрамовская А.Г. Благотворительность по закону: правовое регулирование благотворительной

деятельности в России. [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.maecenas.ru/fresh/1_2006_

2Z2006_1_19.html

3. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2004 г. № 84 «О знаках отличия в сфере образования и науки. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www. allmedia.ru/laws/DocumShow_DocumID_ 94716.html.

4. Приказ Минобрнауки РФ от 03.06.2010 № 580 «О ведомственных наградах Министерства

образования и науки Российской Федерации». [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.

garant. ru/products/ipo/prime/doc/98821/.

5. Консультант. [Электронный ресурс]. ИКЬ: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;

base=PRJ ;п=28738.

6. Меценат XXI века. Тема большого человека в современном российском законодательстве // Культура. 1998. № 5.

7. Машкова О. Время и бремя меценатства. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zonaza-kona.ru/law/docs_ur/! 178/.

8. Постановление ГД ФС РФ от 26.01.2011 № 4797-5 ГД О проекте Федерального закона № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве» [Электронный ресурс]. URL: http://www.best-pravo.ru/rossij skoj e/rx-gosudarstvo/j 4r.htm.

9. Межпарламентская ассамблея государств - участников Содружества независимых государств. [Электронный ресурс]. URL: http://www. iacis.ru/html/?id=22&pag=65&nid=1.

10. Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://legalru.ru/document.php?id=10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.