Научная статья на тему 'Формирование опыта проектной деятельности студента как компонент профессионального воспитания в вузе'

Формирование опыта проектной деятельности студента как компонент профессионального воспитания в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование опыта проектной деятельности студента как компонент профессионального воспитания в вузе»

Формирование опыта проектной деятельности студента...

Техники ролевого тренинга помогают моделировать проблемные ситуации в семье, во время учебы, на работе и вырабатывать навыки нового ролевого поведения ( например, ситуации, условно

называемые «трудный ученик, клиент», «навязчивая подруга», «родственник-манипулятор» и т.п.). Такие темы находят большой эмоциональный отклик у студентов.

Н.Б. Топка

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ

Актуальность исследования проблемы формирования опыта проектной деятельности студентов в вузе обусловлена коренными изменениями, происходящими в современном российском социуме. При наличии в нем потенциального пространства свободы и одновременно тенденций его искусственного ограничения, принципиальную значимость приобретает способность личности к сознательному построению своей жизненной стратегии, творческой деятельности по преобразованию себя и окружающего мира. Развитость данной способности характеризует человека как субъекта собственной жизни готового принимать решения и нести за них ответственность.

Перед системой высшего профессионального образования стоят не только цели профессиональной подготовки специалиста, но и создания условий для становления личности как субъекта социальных отношений в целом, преобразователя мира. Выпускник вуза должен владеть профессиональной деятельностью в целом, быть способным к ее проектированию, изменению и развитию в зависимости от конкретной ситуации через осуществление рефлексии собственного опыта.

Построение новой практики образования, ориентированной на подготовку профессионала предполагает качественное преобразование структуры и содержания образовательного процесса. В этом процессе значительная роль принадлежит профессиональному воспитанию. Профессиональное воспитание представляет собой процесс, направленный на развитие личности будущего специалиста как субъекта образования и профессиональной деятельности.

Преобразовательная активность человека, направленная на мир или на самого себя осознанна и целеориентированна, следовательно, нуждается в опережающем отражении - проектировании. При этом чем более осознанной является данная активность, то

есть чем более она становится выражением собственно субъектности личности, тем более она проектируется.

В зарубежных и отечественных научных работах в области гуманитарных наук проектирование чаще всего рассматривается либо как элемент технологического цикла преобразовательной деятельности в ряду других ее элементов, либо в качестве ее функции. Часто проектирование понимается как творческая деятельность, основанная на решении проблем перехода от менее приемлемых ситуаций к более приемлемым. Интегрируя различные подходы к определению проектной деятельности и придавая данному феномену широкое значение, мы понимаем его как конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в опережающем отражении действительности с целью преобразования личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.

Под опытом проектной деятельности мы понимаем совокупность практически усвоенных знаний, умений и навыков, способов, ценностей конструктивной, творческой деятельности, сущность которой заключается в опережающем отражении действительности, создании прообраза предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью преобразовании личностью себя, собственной жизненной ситуации и окружающего мира.

Формирование опыта проектной деятельности как компонент профессионального воспитания в вузе представляет собой педагогически организованный цикличный процесс обогащения

индивидуализированного социального опыта проектной деятельности за счет интеграции в его содержание объективированного социального опыта.

На основании полученных в ходе исследования данного процесса данных, условиями эффективности процесса формирования опыта проектной деятельности личности в вузе являются:

©Н.Б.Топка, 2007

43

- стимулирование смыслообразования по отношению к проектной деятельности у студентов;

- вариативность сфер применения проектной деятельности студента;

- информационно-методическая поддержка проектной деятельности студента.

Условие стимулирования смыслообразования у студентов по отношению к проектной деятельности основывается на ряде теоретических положений об аксиологических основах человеческой деятельности. Людям присуще стремление повысить ценность собственной жизни и деятельности, оптимизировать их. На это направлена смысопоисковая активность личности. Вслед за Р.Х. Шакуровым под личностным смыслом мы понимаем конкретные ценности (предметные и процессуальные), помогающие повышению и сохранению привлекательности жизни для данного человека, его привязанности к ней. Главной целью педагогического стимулирования процесса смыслообразования личности является создание условий для интериоризации ценностей, обладающих жизнеутверждающим эмоциогенным потенциалом. Необходимо, чтобы проектная деятельность стала привлекательной для личности в своем процессуальном (как ожидание положительных переживаний в процессе ее реализации), целевом (цели деятельности должны быть осознаны в качестве личностно значимых ценностей), результативном (приобретаемая в результате проектной деятельности ценность или группа ценностей должна быть более значимой чем совокупность затрат и утрачиваемых ценностей) компонентах. Смысловая оптимизация процессуального компонента проектной деятельности возможна при формировании обоснованных ожиданий переживания позитивных эмоций при ее реализации. Позитивные эмоции могут быть связаны с привлекательным для личности общением с другими людьми, признанием значимости человека и принятием его группой, чувством безопасности и эмоционального комфорта, собственной успешностью и другим. Проектная деятельность становится смыслоносителем для каждой отдельной личности студента только тогда, когда ее цель становится для него личностной ценностью, поэтому необходимо обеспечить возможности для организации разноплановой по содержанию и направленности проектной деятельности.

Стимулирование смыслообразования у студентов по отношению к проектной деятельности в воспитывающей среде факультета реализуется через:

■ актуализацию ценностей, являющихся целями проектной деятельности в воспитывающей среде факультета посредством презентации данных ценностей сообществом; объективизации ценностей в предметнопространственном окружении личности; выявлении ценностного контекста в событийном и повседневном пространстве жизнедеятельности студента;

- создание возможностей для переживания положительных эмоций студентом в процессе проектной деятельности посредством специального подбора групп студентов, участвующих в разработке и реализации проекта, обеспечения позитивной эмоциональной атмосферы в группах, динамики в статусно-ролевой иерархии факультета, создание ситуаций успеха и др.

Под вариативностью сфер применения проектной деятельности мы понимаем наличие выбора характера, направленности и содержания разрабатываемого и реализуемого студентом проекта. Основными сферами применения проектной деятельности в институте педагогики и психологии являются научноисследовательская деятельность, социально-культурная деятельность, художественное творчество и др. Осознанный выбор сферы становится благоприятным фоном для формирования опыта проектной деятельности в той сфере, которая изначально органична потребностям личности.

Научно-исследовательская деятельность имманентно содержит проектирование как собственную структурную и функциональную единицу. Поэтому, включаясь в научно-исследовательскую деятельность, студент одновременно с момента определения предметной области научного поиска, формулирования цели и гипотезы исследования становится субъектом проектной деятельности.

Социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции, освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры. Социально-культурная деятельность является деятельностью целе- и ценностно-ориентированной.

Художественное творчество, существующее и развивающееся в различных формах в институте, представляет широкие возможности для осуществления проектной деятельности. Любое выступление, начиная с театральной миниатюры и завершая спектаклем, представляемым институтом на смотре художественной

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

самодеятельности «Студенческая весна», инициируется студентами. С помощью педагогов разрабатывается идея, ставятся цели, прогнозируются трудности и затраты, реализуется проект, анализируются его результаты, то есть осуществляется полный цикл проектной деятельности.

Низкий результат проектной деятельности способен дискредитировать смысл всей деятельности в целом. Следовательно, в процессе приобретения опыта необходимо обеспечить информационнометодическую поддержку процесса, с целью увеличения вероятности позитивного результата.

Информационно-методическая поддержка - это система педагогических действий, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей на этапе разработки проектного задания, оказанием оперативной помощи во время выполнения проекта и на последующих этапах проектной деятельности студентов. Информационно-методическая

поддержкаобеспечивает создание условий для самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Наиболее важным препятствием, которое педагог и студент совместно преодолевают, является дефицит некоторых умений, необходимых для проектной деятельности. К их числу относятся:- прогнозирование некоторого будущего состояния, будущей конструкции на основе современных данных;

- умение прослеживать события в обратном порядке, от ожидаемого исхода к истоку замысла проекта;

- выбор перспективных путей решения проблемы в условиях поливариантности;

- планирование коллективных действий;

- целостное представление объекта;

- конфликт между организованным и спонтанным мышлением.

Для преодоления студентами затруднений, препятствующих успешности проектной деятельности, необходима информационно-методическая поддержка процесса ее реализации, которую условно можно разделить натри этапа: подготовительный, совместных действий и рефлексивный.

Ж.А. Захарова

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ К РАБОТЕ С

ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕЙ

Серьезные изменения во всех сферах жизни российского общества, происходящие в стране со второй половины восьмидесятых годов, привели к резкому ухудшению положения семьи, как основного института социализации. Как следствие этого сложнейшего процесса становится все более тревожной тенденция к досрочному прекращению своих родительских обязанностей, росту социального сиротства. Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.

Замещающая семья - форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания,

обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации. Ребенок может попадать в разные виды замещающих семей: опекунская, попечительская, усыновителей, приемная, патронатная. Для каждой из них присущи свои особенности. В тоже время, предпочтение отдается усыновлению, так как ребенок обретает в этом случае статус родного.

Однако, как показывает личный опыт и опыт других замещающих семей, приемные родители нередко сталкиваются, независимо от их возраста, образовательного уровня, жизненного опыта, с многочисленными проблемами, связанные с воспитанием приемного ребенка. Оказавшись перед лицом многочисленных естественных трудностей, без своевременной помощи и поддержки специалистов они вынуждены принимать нежелательное решение - отказ от ребенка.

Все это вместе взятое остро поставило вопросы

© Ж.А. Захарова, 2007

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.