Методика формирования педагогической компетентности у замещающих родителей
Ж. А. Захарова
В России с каждым годом растет число замещающих семей. Анализ опыта их функционирования показал, что замещающие родители обладают разным уровнем педагогической компетентности, от чего зависят их возможности развивать и воспитывать приемного ребенка. Следовательно, формирование педагогической компетентности взрослых членов замещающей семьи должно находиться в поле зрения специалистов. Оно подразумевает вооружение их знаниями, развитие соответствующих умений и навыков, что является одним из условий профилактики отказов от приемных детей, их возвращения в государственное учреждение.
Ключевые слова: формирование, педагогическая компетентность, замещающая семья, виды замещающих семей, информированность, грамотность.
Technique of Formation of Pedagogical Competence of Replacing Parents
Zh. А. Zakharova
The number of replacing families in Russia is increasing every year. The study of functioning of such families revealed that they have different levels of pedagogical competence, which influences parents' abilities to develop and bring up an adopted child. Formation of pedagogical competence of adult members of a replacing family means equipping them with necessary knowledge, developing of skills and abilities.
Key words: formation, pedagogical competence, replacing family, types of replacing family, information awareness, literacy.
Современное состояние российского общества характеризуется длительной социальной и экономической напряженностью, что оказывает негативное влияние на положение детей в наименее обеспеченных и неблагополучных семьях. Следствием этого становится либо добровольный их уход из семьи, либо принудительное лишение родителей прав на ребенка и помещение последнего в учреждения интернатного типа.
В настоящее время из 800 тысяч детей-сирот, находящихся на попечении государства, 96 % оказались без попечения при живых родителях. В последние годы отмечается рост их числа.
Всеми международными и отечественными документами о детстве лучшим способом устранения последствий любого вида сиротства признается передача ребенка в замещающую семью.
Замещающая семья - это форма семейного устройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
В настоящее время сложились следующие типы замещающих семей:
1. Семья усыновителей - наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь приемный ребенок получает статус родного со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении его и приемных родителей.
2. Семьи опекунов/попечителей предпочтительны в связи с тем, что, как правило, при такой форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка приоритет отдается кровным родственникам, что, в свою очередь, способствует сохранению родственных связей.
3. Приемная семья - форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. В этом случае ребенок не получает статуса родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей.
4. В патронатной семье ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Это дает возможность оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и взрослыми, предотвращать конфликты.
Замещающая семья обладает рядом потенциалов: ослабление и снятие «стресса нового образа жизни»; создание благоприятных условий, способствующих развитию личности в рамках возрастной нормы; приобщение ребенка к культурным и духовно-нравственным ценностям как основе формирования личности и подготовки ее к будущей самостоятельной деятельности; налаживание индивидуального общения с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.
Признавая важность замещающей семьи в становлении приемного ребенка, необходимо учитывать проблемы и сложности, с которыми сталкиваются такие дети на разных возрастных этапах, оказавшись в новых для себя условиях. Однако, как показывает анализ отечественного опыта, не всегда приемным родителям удается решить естественно возникающие в этом случае затруднения, связанные с воспитанием приемных детей.
Опыт работы с замещающими семьями убеждает в том, что причины отказа от ребенка в большинстве случаев связаны с некомпетентностью замещающих родителей, которая выражается:
— в неумении обратиться за своевременной квалифицированной помощью;
— незнании особенностей здоровья и психического развития ребенка на данном возрастном этапе;
— отсутствии учета последствий, связанных с изменением образа жизни приемной семьи;
— неготовности членов семьи по-новому выстраивать коммуникацию в изменившейся жизненной ситуации и т. д.
Все вышесказанное позволяет предположить, что одним из вариантов эффективной помощи замещающим семьям может стать формирование у родителей педагогически компетентного поведения, как на этапе подготовки к приему ребенка в семью, так и на последующих этапах.
Несмотря на обилие работ, в которых рассматриваются различные аспекты компетентности, есть необходимость уточнения этого понятия.
В толковых и энциклопедических словарях, например, компетентность трактуется как производное от латинского сошр^ет, competentis 'соответствующий, способный' или competere - 'добиваться, устанавливать, подходить'. В результате компетентность - это «обладание знаниями в определенной области»; «хорошая осведомленность в каких-либо вопросах»; «синтез знания, понимания, действия»; «владение специальным языком, присущим конкретному виду или сфере деятельности»; «совокупность способностей и достижений, позволяющая человеку определенным образом действовать в конкретной жизненной ситуации»; «веское, авторитетное мнение об определенных процессах и явлениях» [1; 5].
Анализ научной литературы (В. М. Басова, Д. Гоулман, И. А. Зимняя, Л. А. Петровская, О. А. Подольский, А. В. Хуторской и др.) свидетельствует о том, что существует множество направлений, по которым изучается компетентность, поэтому можно говорить о различных ее аспектах: профессиональном, эмоциональном, коммуникативном, методическом и т. д. Особое место среди них занимает педагогическая компетентность.
Характеризуя педагогическую компетентность, многие исследователи (В. М. Басова, К. Молленхауэр, А. М. Столяренко и др.) указывают на то, что она имеет разнообразные прояв-
ления, но, прежде всего, выражается в успешности решения проблемных педагогических ситуаций, владении разнообразными способами выполнения профессионально важных действий, умении адекватно обстоятельствам организовать процесс обучения и воспитания.
Другие авторы, связывая педагогическую компетентность с воспитанием свободного и ответственного человека, умеющего жить вместе с другими в постоянно меняющемся мире, выделяют следующие характеристики, свойственные этому феномену:
- знания в сфере педагогических технологий;
- навыки конструктивного взаимодействия с разными людьми (сверстниками, детьми младшего и более старшего возраста, представителями иных социальных и профессиональных групп);
- продуктивное поведение в трудных ситуациях;
- сопереживание окружающим;
- рефлексия.
Педагогическая компетенция может проявляться на нескольких уровнях: например, как информированность, грамотность.
Информированность рассматривается нами как осведомленность об отдельных аспектах жизнедеятельности, наличие сведений об объекте, требуемых действиях, средствах побуждения к овладению ими. По своим функциям она предполагает сведения, которые ориентируют, регулируют, эмоционально окрашивают все сферы повседневности.
Грамотность обычно определяют в узком, специфическом смысле слова как владение навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка либо простое умение только читать или читать и писать простейшие тексты. Мы будем использовать этот термин в широком значении - как определенный уровень образованности, для которого характерно овладение средствами конкретного вида деятельности.
В таком случае грамотность человека проявляется во владении им правилами, общими подходами, составляющими основу для успешного решения стандартных (типичных) задач в бытовой, культурно-досуговой, образовательной, коммуникативной сферах педагогической деятельности.
По мнению О. Л. Соболевой, существует несколько аспектов постижения грамотности: знакомство с правилами и умение их применять; чутье (интуиция), подсказывающее как ими
пользоваться в нестандартных ситуациях; владение технологиями (алгоритмами) и умение ими пользоваться адекватно конкретной ситуации.
Содержание педагогической грамотности замещающих родителей включает множество компонентов: знание правил безопасности жизнедеятельности, общения в семье, формальной группе; ориентация в среде проживания, социальной жизни общества; владение основами культуры и этикета, межличностной коммуникации, социального взаимодействия; знание возрастной и педагогической психологии, теории и методики обучения и воспитания; защита прав детей и взрослых.
Таким образом, когда речь идет о педагогической грамотности приемных родителей, подразумевается владение способами понижения рисков в обыденной жизни, жизнестойкость, умение регулировать внутренние состояния в определенных ситуациях воспитания и обучения приемных детей.
Процесс формирования педагогически компетентного поведения замещающих родителей будет успешным, если опирается на следующий комплекс принципов:
- опережающий характер помощи;
- последовательность поддержки;
- адекватность предлагаемых формы и содержания помощи характеру затруднений;
- многообразие вариантов для выбора;
- интегративный характер помощи, фасилита-ция и супервизорство;
- индивидуальный подход, сохранение возможности выстраивания собственной траектории движения;
- практико-ориентированный характер помощи.
Как показывают результаты нашего исследования, методика формирования педагогически компетентного поведения замещающих родителей предполагает ряд этапов: диагностический, обучающий, включение в деятельность, рефлексию.
Диагностический этап имеет целью выявление уровня сформированности педагогической грамотности претендентов на роль приемных родителей, включающее первичную (пилотажную) и углубленную диагностику.
При первичной диагностике внимание обращается на истинные мотивы принятия неродного ребенка, уровень психолого-педагогической компетентности потенциальных родителей.
Выявление педагогической грамотности кандидатов проводится с помощью психодиагности-
ческих методик (опросных, проективных, компьютерных), что позволяет минимизировать субъективизм в оценке.
На этапе углубленного обследования используется другой ряд диагностических методик: тест Р. Кэтелла, цветовой тест М. Люшера, многопрофильный личностный опросник ММР1 (в модификации Л. Собчик), тест «РАЫ» Е. С. Шеффера и Р. К. Белла [2], которые позволяют получить многогранную информацию о чертах личности, ее коммуникативных и эмоционально-волевых свойствах, а также тест на определение характера межличностных взаимоотношений [2].
Таким образом, благодаря этому этапу специалисты могут получить первичные представления о педагогическом потенциале кандидата в замещающие родители, наметить пути и определить содержание возможной помощи им.
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что у многих претендентов отсутствуют соответствующие знания и понимание специфики становления и развития ребенка вообще и воспитывающегося в государственном учреждении в частности. Взрослые члены семьи обладают низким уровнем готовности адекватно ориентироваться и оценивать новые условия, связанные с появлением приемного ребенка. Часто замещающие родители не осознают необходимости применения особых подходов в воспитании депривированного ребенка, не владеют методикой коррекционной работы с такими детьми, поэтому необходимо их (родителей) продуманное обучение.
Второй этап включает два основных направления в обучении: юридическое и психолого-педагогическое.
Юридическое направление подразумевает ознакомление потенциальных замещающих родителей с законодательными основами по проблемам защиты детства и организационно-правовыми аспектами деятельности замещающей семьи. Это даст им возможность осознать права и обязанности, как свои, так и приемного ребенка, а также соблюдать их в дальнейшем, понимая последствия их нарушения.
Психолого-педагогическое направление предусматривает ознакомление замещающих родителей с трудностями, с которыми они могут столкнуться в ходе воспитания приемного ребенка; вооружение их знаниями и умениями по вопросам теории и методики воспитания, обучения, коррекционно-воспитательной деятельности, основам бесконфликтного общения.
Содержание обучения замещающих родителей-воспитателей включает три компонента: информационно-образовательный, практический, коррекционный.
Обучение будущих замещающих родителей осуществляется через индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения. К ним можно отнести лекции, консультации, семинары-практикумы, тренинги.
Наибольший интерес у претендентов на роль замещающих родителей вызывают лекции на следующие темы: «Права и обязанности замещающих родителей и их приемных детей», «Влияние генетической наследственности на поведение детей», «Депривация и пути ее преодоления»; семинары: «Привязанность и ее влияние на развитие ребенка», «Основы воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи»; практикумы: «Мотивация выбора», «Методы и приемы семейного воспитания», «Особенности развития детей-сирот»; тренинги: «Особенности социализации детей-сирот», «Семейные отношения», «Профилактика истощения психолого-педагогических ресурсов у замещающих родителей».
Как показал опыт работы с приемными родителями, наиболее эффективными являются тре-нинговые занятия, так как здесь родители имеют возможность под руководством специалиста самостоятельно найти пути выхода из сложной ситуации, принять решение, что предотвращает опасность роста вторичного социального сиротства.
Таким образом, замещающие родители на этапе обучения получают определенный запас знаний и умений, например, о правах и обязанностях замещающих родителей и их приемных детей, о влиянии генетической наследственности на поведение детей, о депривации и путях ее преодоления, о привязанности и ее влиянии на развитие ребенка, об основах воспитания приемного ребенка в условиях замещающей семьи, о методах и приемах семейного воспитания и развития приемного ребенка, об особенностях социализации таких детей, о профилактике истощения психолого-педагогических ресурсов у замещающей семьи [3].
Для формирования навыка педагогически компетентного поведения у приемных родителей целесообразно использование имитации, сочетания ситуативно-ролевой и социально ориентирующей игр, диалогового общения, социальных проб, коллизий. С их помощью человек может овладевать секретами таких сложных действий,
как достижение компромисса, договор, обсуждение, медиация, проектирование.
Учитывая, что в основе всех формирующих действий лежит обучающая ситуация, ее подбор должен осуществляться на основе ряда требований:
— она должна иметь непосредственное отношение к рассматриваемой проблеме;
— иметь достаточно выраженный, но доступный для понимания уровень сложности;
— в ней должна быть заключена моральная коллизия;
— она не должна содержать категоричных суждений.
Анализ нашего опыта свидетельствует, что результативность формирования педагогической компетентности замещающих родителей будет зависеть от ряда обстоятельств:
— установки на освоение необходимых теоретических знаний из разных областей наук о человеке;
— готовности ко взаимодействию с разными людьми по поводу проблем в семье в связи с принятием в нее ребенка;
— собственной познавательной активности усыновителей;
— понимания приемными родителями целей и задач, стратегии и тактики собственной воспитательно-образовательной деятельности;
— вариативной возможности получения необходимой информации (самостоятельное изучение книг, рекомендованных специалистами; работа в составе групп со схожими проблемами; встречи с другими усыновителями; посещение семейных детских домов, семей с детьми соответствующего возраста, уровня развития, состояния здоровья, а также фос-терных семей; беседы с социальными педагогами, социальными работниками; обращение к сотрудникам телефона доверия).
Этап включения в деятельность замещающих родителей реализуется через гостевой режим, когда воспитанник детского дома находится в условиях замещающей семьи, куда он обычно отправлялся во время выходных и каникул. Основная цель этого этапа заключается в предоставлении взрослым и ребенку возможности познакомиться поближе друг с другом в неформальной обстановке, в процессе совместных дел, а также отработать на практике полученные в ходе обучения навыки и приемы социального взаимоде йствия.
На следующем этапе осуществлялась рефлексия проживания и взаимодействия в семье.
Взрослые и ребенок имеют возможность получать индивидуальную помощь при возникновении естественных трудностей в новой ситуации.
В результате этой работы удается снять напряжение, тревожность у приемных родителей, определить пути самосовершенствования, сформировать адекватные представления о трудно -стях адаптации в семье, предупредить негативные последствия непринятия требований семьи, незнания возможных вариантов правильного поведения, порядка своих действий в конфликтных ситуациях. В итоге отмечается повышение готовности самого ребенка к жизни в замещающей семье, развитие его способности строить отношения в близких семейных контактах, сформи-рованность положительного образа будущей семьи.
Как свидетельствует изучение документов о досрочном прекращении функционирования замещающей семьи, те замещающие родители, которые прошли диагностическое обследование, обучение, активно взаимодействовали со специалистами, успешно справлялись и с естественными сложностями, связанными с возрастным становлением приемного ребенка, спецификой его развития и т. п.
Таким образом, формирование и развитие педагогической компетентности замещающей семьи должно находиться в поле зрения специалистов. Оно подразумевает диагностику, обучение, включение в деятельность, рефлексию и является одним из условий профилактики отказов от приемных детей, их возвращения в государственное учреждение.
Библиографический список
1. Басова, В. М. Формирование социально-педагогической компетентности у приемных родителей (усыновителей) [Текст] / В. М. Басова, Ж. А. Захарова. - Кострома, 2003.
2. Захарова, Ж. А. Подготовка родителей к роли замещающего родителя [Текст] / Ж. А. Захарова // Народное образование. - 2008. - № 4. - С. 249253.
3. Захарова, Ж. А. Программа подготовки замещающих родителей [Текст] / Ж. А. Захарова. - Кострома, 2006.
4. Захарова, Ж. А. Замещающая семья [Текст] / Ж. А. Захарова, И. И. Осипова. - М., 2005.
5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М., 1990.
6. Ослон, В. Н. Жизнеустройство детей-сирот. Профессиональная замещающая семья [Текст] / В. Н. Ослон. - М., 2006.