Научная статья на тему 'Формирование общественного мнения о депутатском коллективе'

Формирование общественного мнения о депутатском коллективе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
168
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ДЕПУТАТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ФОРМИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ПАРЛАМЕНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕПУТАТ / PUBLIC OPINION / DEPUTY STAFF FORMATION / THE PRINCIPLES OF PARLIAMENTARY ACTIVITY / THE DEPUTY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кибак Иван Алексеевич

В статье рассматриваются основы формирования общественного мнения о депутатском коллективе, приводятся принципы формирования коллективного мнения в парламентской (законотворческой) деятельности: идейности, активности каждого депутата, актуальности, динамизма, систематичности и последовательности. Автором отмечено, что при формировании общественного мнения следует учитывать сложившуюся групповую дифференциацию в депутатском коллективе. В заключении делается вывод о том, что формированию общественного мнения способствует всесторонняя осведомленность каждого депутата о парламентских делах коллектива, перспективах его развития, плановых и внеплановых депутатских мероприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PUBLIC OPINION OF THE DEPUTY TEAM

The basis for the formation of public opinion on the deputy stuff are given. There are 6 principles of formation of public opinion in parliamentary (legislative) activity: ideological commitment, active participation of each deputy in parliamentary activity, actuality, dynamism, systematic character and consistency. It is noted that while forming public opinion it is necessary to take into consideration the current group differentiation in the deputy staff. It is indicated that the formation of public opinion is encouraged by deputy’s comprehensive awareness of its staff’s parliamentary affairs, prospects, scheduled and unscheduled parliamentary activities, and by improvement of deputies’ parliamentary discipline.

Текст научной работы на тему «Формирование общественного мнения о депутатском коллективе»

Для повышения доверия населения страны к депутатам Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь (далее - Палата представителей) необходимо, прежде всего, выработать у каждого парламентария должное понимание его личной роли в формировании положительного имиджа палат парламента.

Термин «общественное мнение» (коллективное) приобретает еще большее значение, когда достигается действенность коллективного мнения, расширена сфера его влияния на общественную жизнь. Надо создавать такую атмосферу, такое общественное мнение, чтобы в каждом коллективе хорошо знали, кто и как работает, и каждому воздавали по заслугам. Все должны быть уверены, что полноценный парламентский труд и достойное поведение в депутатском коллективе всегда получат признание и оценку, принесут уважение и благодарность руководства Палаты представителей, коллег-депутатов, избирателей.

Общественное мнение сплачивает депутатский корпус и мобилизует его на качественную подготовку и принятие законов, однако передовой опыт использования общественного мнения в работе с депутатами, как правило, не обобщается и не внедряется в парламентскую (законотворческую) практику.

Общественное мнение выполняет разнообразные функции в духовной жизни людей [1; 2, с. 16-28; 3; 4, с. 8-12; 5]. В депутатском корпусе оно является сосредоточением коллективного опыта в парламентской (законотворческой) деятельности, одним из регуляторов внутриколлективной жизни депутатов. Трудно среди депутатов найти равнодушных к общественному мнению. Одни привыкли его уважать, другие не нарушают выраженных в нем предписаний группового поведения из-за боязни применения коллективных санкций (моральное осуждение, нравственное порицание и т.п.). Следовательно, с помощью коллективного мнения можно управлять профессиональной дисциплиной парламентской деятельности, поведением депутатов, побуждать (стимулировать) их на создание и принятие эффективных и качественных законов.

Коллективное мнение - существенный элемент групповой психологии - представляет собой совокупность суждений, мыслей, оценок, установок, имеющих обязательный характер для депутатов данной постоянной комиссии Палаты представителей. Складываясь из суждений отдельных людей, оно вместе с тем не является простой арифметической суммой этих суждений и, будучи сложным социально-психологическим образованием, оно возникает и формируется под влиянием объективных условий жизни, общения и взаимодействия людей, обмена взглядами, мыслями, чувствами, убеждениями. Кроме того, коллективное мнение - это весьма эффективное средство повышения психологической культуры депутатов в духе коллективизма, исполнительности и парламентской дисциплины, повышения их профессиональной парламентской активности. Наряду с этим оно является не только важнейшим средством воздействия на личность депутата, но и служит механизмом обратной связи между депутатским коллективом и личностью. По оценкам, даваемым коллективом депутату, последний судит о прочности своей позиции.

Первая проблема, с которой сталкиваются председатель постоянной комиссии и его заместители, -это оценка коллективного мнения. Основными критериями, по которым оценивается коллективное мнение депутатов, являются: содержание и идейная направленность (его соответствие официальным установкам и указаниям Совета Палаты представителей); степень монолитности (в данном случае устанавливается, является ли коллективное мнение единым, отражающим высокий уровень сплоченности депутатов, или противоречивым, разобщенным, в котором наряду с положительными элементами неофициально существуют отрицательные тенденции; разногласия в коллективном мнении - показатель низкой организованности, информированности, сплоченности коллектива); степень обоснованности (необъективность, предвзятость особенно опасны при оценке личности, ибо не позволяют выработать в отношении этой личности наиболее эффективных мер воздействия); степень устойчивости (стабильность коллективных оценок, суждений или их неустойчивость, подверженность случайным влияниям); действенность (способность не только перестраивать поведение депутатов, но и изменять их внутреннюю позицию, убеждения, установки; главным средством повышения действенности коллективного мнения является своевременная мобилизация его на решение стоящих перед депутатским корпусом законотворческих задач; интенсивность (не только единство и правильность коллективных суждений, но и сильная их эмоциональная окраска, что

проявляется, например, в нетерпимом отношении коллектива к нарушителям парламентской дисциплины и коллективных депутатских полномочий); широта (охватывает ли общественное мнение различные сферы внепарламентской деятельности или же касается лишь законотворческой деятельности коллектива, позволяя процветать в неохваченных сферах неофициальным оценкам, взглядам, суждениям).

Интерес представляет динамика развития коллективного мнения депутатов, которое в своем становлении проходит ряд последовательных этапов: восприятие и непосредственное переживание депутатами принимаемого законопроекта, правового решения (события, явления, факта), т.к. от полноты восприятия и достоверности информации о событиях зависит полнота общественного мнения коллектива; взаимный обмен депутатами информацией, оценками и переживаниями, возникновение дискуссий и появление различных точек зрения по правовым решениям, законопроектам (председатель постоянной комиссии на этом этапе не должен пускать на самотек обсуждения и дискуссии по законопроектам, а умело направлять их в нужное русло); объединение депутатов вокруг основных или полярных точек зрения, между которыми могут существовать отношения взаимных уступок или открытого конфликта; победа одного из мнений и превращение его в доминирующее. Возникшее и утвердившееся мнение коллектива превращается со временем в стандарт, приобретает силу инерции и, если дальше не следить за его развитием, может превратиться в предубеждение, а иногда и предрассудок. В последующем важно заботиться о перестройке и трансформации появившегося и укрепившегося мнения коллектива в связи с изменением условий разработки и принятия законопроектов.

Психологи и социологи, преувеличивая роль стереотипов и стандартов в структуре общественного и коллективного мнения, широко используют их в идеологической борьбе в виде определенных штампов, не требующих от людей усилий воли при оценке событий и явлений политической жизни. Безусловно, стереотипы и стандарты в общественном и коллективном мнении неизбежны и порой необходимы, ибо облегчают и ускоряют ориентацию людей в происходящих событиях, особенно когда обстановка не совсем ясна и не хватает информации. Однако коллективные стандарты не освобождают людей от сознательной деятельности по оценке происходящих событий и определению линии своего поведения.

Формирование мнения в депутатском коллективе - дело сложное, требующее настойчивости, психологической подготовленности и мастерства председателей постоянных комиссии, руководства Совета Палаты представителей. Зависит оно как от объективных, так и от субъективных факторов. Одни из них облегчают возникновение и развитие положительного мнения, другие - затрудняют. Тем не менее формирование общественного мнения в любом коллективе - закономерный процесс, которым нужно уметь управлять. Парламентская (законотворческая) практика свидетельствует, что формирование коллективного мнения идет более успешно, если придерживаться некоторых принципов.

Принцип идейности. Председатель Палаты представителей (постоянной комиссии) обязан постоянно заботиться о соответствии содержания и направленности коллективного мнения его установкам при решении конкретных законотворческих задач (принятии законопроекта, правового решения). Реализации требований данного принципа способствует организация идеологической работы в коллективе в целях выработки единых идейных и моральных критериев. Чем сложнее и резонансней законопроект, который необходимо принять Палате представителей, сложнее социально-экономическая обстановка, в которой приходится ему вырабатывать правовое решение, тем выше должен быть уровень идеологической работы.

Мнение депутатскому коллективу не навязывается, оно внедряется путем советов, рекомендаций, убеждений. С этой целью психологически компетентные председатели постоянных комиссий Палаты представителей стремятся обеспечить личное добровольное участие каждого депутата в выработке коллективных суждений и оценок на всех этапах законотворческого процесса: от ее планирования, разработки, обсуждения, принятия и практического осуществления (издания закона) до контроля за ее результатами. Соблюдение этого принципа особенно важно в современных условиях, когда идет реформа законотворческой деятельности, требующая и личной психологической перестройки каждого депутата, когда наблюдается отказ от сложившихся стереотипов в парламентской деятельности. Такая

реорганизация происходит безболезненно там, где каждый депутат чувствует себя «соавтором» всего инновационного законотворчества, что вызывает у него естественное чувство удовлетворения, повышенной ответственности за свои действия и дела коллектива. И наоборот, навязанное извне новшество законопроектной работы, норма парламентского поведения или нравственная ценность при своем внедрении может встретить внутреннее сопротивление, недовольство со стороны отдельных депутатов.

Принцип актуальности. Данный принцип, во-первых, означает, что необходимо каждый раз выбирать такое законотворческое событие (явление), которое касается всей постоянной комиссии (депутатского корпуса), и, во-вторых, является наиболее значимым и злободневным с точки зрения выполнения депутатских полномочий. Прежде всего это касается суждений о целях депутатского коллектива, ближайших и перспективных способах их осуществления, участия каждого депутата в разработке, обсуждении и принятии законопроектов. Коллективное мнение формируется наиболее успешно, без дискуссий и парламентских конфликтов, если событие затрагивает стержневые интересы коллектива и любой депутат подготовлен к его восприятию и оценке, предвидит свой конкретный вклад в подготовку законопроекта, правового решения.

Принцип динамизма. При формировании коллективного мнения следует учитывать динамику его развития, внимательно следить за его эволюцией, не допускать зарождения ошибочных мнений, помогать утверждению прогрессивного мнения. Вести борьбу с ложными и ошибочными мнениями легче в момент их зарождения, а не тогда, когда они уже получили распространение и утвердились в депутатском коллективе.

Принцип систематичности и последовательности. Специальная работа по формированию общественного мнения в депутатском корпусе должна проводиться не от случая к случаю, а постоянно, по определенному плану, что позволяет придать мнению определенную систематичность и логическую последовательность. В противном случае в нем могут возникнуть противоречия, парламентские конфликты.

Кроме того, депутатский корпус должен следовать и таким принципам, как состязательность и независимость заинтересованных сторон, строгость и объективность экспертной оценки законопроектов, учет интересов всех субъектов правоотношений, единство целей и критериев в определении приоритетов в планировании законопроектной работы. Только с учетом перечисленных факторов возможно целенаправленное формирование системы действующего законотворчества

С чего же начинать формирование общественного мнения в депутатском коллективе? Конечно же, с изучения его состояния (что оно представляет в настоящий момент, где источники зарождения различных мнений), с выявления тенденций развития, носителей инновационных, передовых и отсталых воззрений, влияния их на депутатов и т.п.

Надо помнить, что формированию коллективного мнения способствует всесторонняя осведомленность каждого депутата о парламентских делах коллектива, перспективах его развития, плановых и внеплановых депутатских мероприятиях. Многое здесь зависит от количества и качества психолого-правовой информации, т.к. ее недостаток и низкое качество (недостоверность) порождают слухи, лихорадящие парламентский коллектив, губительно влияющие на законотворческий процесс. К восприятию и оценке тех или иных событий, фактов, явлений каждого депутата надо психологически готовить, ибо неожиданное событие (например, невключение депутата в международную парламентскую организацию, изменение штатной структуры либо направления деятельности постоянной комиссии) может вызвать растерянность в депутатском коллективе, а иногда и деморализовать его, поскольку своей дальнейшей судьбой он будет озабочен больше, нежели законотворческой и внепарламентской деятельностью.

При формировании общественного мнения следует учитывать сложившуюся групповую дифференциацию в депутатском коллективе, а также отношение различных микрогрупп к событиям, захватившим коллектив. Ясно, что на прогрессивные группы депутатов нужно опираться, вырабатывая коллективное мнение, не допуская игнорирования актива, постоянно советуясь с ним, прислушиваясь к мнению парламентских лидеров.

А как быть с нигилистически настроенными депутатами? Не переходя на личности, надо спокойно и доказательно, опираясь на факты, показать ошибочность их суждений, причины заблуждений.

Ведущая роль в изучении, формировании и выражении общественного мнения в депутатском коллективе принадлежит Совету Палаты представителей (председателям постоянных комиссий), который призван постоянно советоваться с депутатами, внимательно прислушиваться к их замечаниям и предложениям по законопроектам, правовым решениям, а также аккумулировать коллективный положительный парламентский опыт. Обычно всяким нововведениям предшествует их широкое обсуждение на заседаниях постоянных комиссий. Особенно велика польза от обсуждений, если они носят психолого-правовой характер, проходят в обстановке гласности, открытости, аргументированности правовых решений, касающихся вопросов совершенствования законотворческой деятельности и оценивающих влияние психологического обеспечения законотворческой деятельности на качество разрабатываемых и принимаемых законопроектов.

Идеологическое влияние на мнение коллектива проявляется и в проведении общих заседаний депутатов, подготовку которых нельзя пускать на самотек. Председатели постоянных комиссий заранее должны обсуждать те или иные факты, по которым формируется общественное мнение, выяснять отношение к поставленной проблеме, предусмотреть мероприятия по психологической изоляции носителей отрицательных мнений, подготовиться к выступлению, уметь не только давать правильную правовую оценку законопроекту (факту, событию), но и направлять мнение коллектива в нужное русло. Важно убедить каждого депутата в преимуществах новой правовой нормы, в ее необходимости и полезности для личности, общества и государства. Формированию коллективного мнения по внедряемым правовым нововведениям способствует и проведение всевозможных общественных и парламентских слушаний.

Некоторые председатели постоянных комиссий полагают, что общественное мнение должно применяться лишь в работе с нарушителями парламентской дисциплины. Это несколько неверно, ибо его нужно использовать и для поддержки деятельных депутатов (новаторов) постоянных комиссий. Организуя воздействие общественного мнения на личность, следует помнить о значении создания в коллективе здоровой психологической атмосферы, важнейшими элементами которой являются доброжелательность в отношениях между коллегами-депутатами, принципиальная критика и самокритика.

Эффективность коллективного мнения в воздействии на личность зависит от всестороннего учета индивидуальных особенностей личности депутата. Нельзя не учитывать также внутреннего отношения депутата к коллективному мнению и выраженным в нем требованиям. Это отношение может быть положительным, нейтральным или отрицательным. Оно свидетельствует об искренней реакции либо приспособленчестве к коллективным требованиям и оценкам, истинной либо мнимой парламентской активности и т.п.

Существенное значение имеет умелый выбор форм психолого-правового воздействия коллективного мнения на личность депутата. Здесь не следует допускать шаблона. В одном случае действенно обсуждение провинившегося на заседании постоянной комиссии, в другом - на Совете Палаты представителей, в третьем - в присутствии нескольких депутатов постоянной комиссии или наедине с председателем постоянной комиссии. Надо признать, что нередко не соблюдается осторожность при вторжении в личную жизнь депутата, нарушаются пределы такого вмешательства, а это унижает достоинство депутата и противоречит Конституции. Иногда общественное мнение используется в качестве средства «расправы» над депутатами, имеющими противоположный взгляд на тот или иной законопроект, правовое решение.

Особое место в применении общественного мнения имеет обсуждение причин индивидуальной и групповой парламентской недисциплинированности депутатов. Председатель постоянной комиссии должен заранее выявить отношение членов коллектива к проступку, рассмотреть со своими заместителями возможные меры воздействия. Важно достичь высокой парламентской активности всех депутатов постоянной комиссии, делового отношения к обсуждению парламентского поведения конкретного депутата. Пассивность в подобных ситуациях объясняется, как показывают исследования, рядом причин: отсутствием морального права обсуждать других, поскольку «отмалчивающийся» сам допускал (допускает) нарушения по парламентской работе (отсутствует на заседаниях Палаты представителей без уважительных причин, проявляет пассивность при обсуждении законопроектов и др.); предубеждением, что критика субъекта права, коллеги-депутата -

неэтичный парламентский поступок; боязнью самому оказаться в будущем в качестве объекта обсуждения; стеснительностью перед своими коллегами; пассивностью действий председателя постоянной комиссии по отношению к тем, кто отмалчивается; равнодушием парламентариев к своим депутатским полномочиям и, в целом, к парламентской (законотворческой) деятельности.

Руководство постоянных комиссий должно обращать особое внимание на то, чтобы тон обсуждения был доброжелательным и непреклонным, способствовал принятию нарушителем парламентской дисциплины, предъявляемых требований. Однако надо учитывать, что тот может признать свою вину, чтобы получить меньшую меру наказания, не вступать в конфликт с коллегами-депутатами, не информировать своих избирателей и т.д. Вот почему так важно выявлять влияние группового мнения на убеждения личности, в первую очередь, референтных групп, т.е. групп, мнением которых личность больше всего дорожит.

Таким образом, направляя усилия депутатского корпуса, постоянных комиссий, депутатских групп на формирование позитивного общественного мнения, опытные председатели постоянных комиссий Палаты представителей создают обстановку товарищеского доверия и взаимной требовательности, высокой ответственности за подготовку и принятие законопроектов, правовых решений, умело используют этот психологический фактор для повышения эффективности и принятия качественных законов.

Литература

1. Спиридонов Л.И. Общественное мнение и право. Л.: ЛГУ, 1985.

2. ЛапаеваВ.В. Общественное мнение и законодательство // Социологические исследования. 1997. № 9.

3. Ефремова Г.Х. Проблема общественного мнения в юридической психологии: Научные труды / Под ред. А.Р. Ратинова, Г.Х. Ефремовой. М.: Юрид. лит., 1998.

4. Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.

5. Депутаты и сотрудники: межличностные отношения в коллективе // Депутаты и аппарат Верховного Совета Российской Федерации: состояние и резерв деятельности: Опыт социологического анализа. М., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.