Научная статья на тему 'Формирование общекультурной компетентности выпускника вуза'

Формирование общекультурной компетентности выпускника вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФОРМИРОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ПОЛИТОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кущенко Сергей Владимирович, Буханцова Анжелика Владимировна

В статье анализируется процесс формирования общекультурной компетентности выпускника вуза на примере учебных дисциплин «история» и «политология». Понятие «компетенция» определяется как комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся условиях профессиональной деятельности. На основе этого определения рассматриваются характерные особенности учебного процесса в заявленном аспекте, выделяются отличительные особенности учебных дисциплин «история» и «политология», предлагается ряд методических советов, направленных на расширение сотрудничества студентов и преподавателей в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кущенко Сергей Владимирович, Буханцова Анжелика Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурной компетентности выпускника вуза»

УДК 378.015.4

Кущенко Сергей Владимирович

Доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск

Буханцова Анжелика Владимировна

Старший преподаватель кафедры истории и политологии, Новосибирский государственный технический университет, [email protected], Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВУЗА

Аннотация. В статье анализируется процесс формирования общекультурной компетентности выпускника вуза на примере учебных дисциплин «история» и «политология». Понятие «компетенция» определяется как комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся условиях профессиональной деятельности. На основе этого определения рассматриваются характерные особенности учебного процесса в заявленном аспекте, выделяются отличительные особенности учебных дисциплин «история» и «политология», предлагается ряд методических советов, направленных на расширение сотрудничества студентов и преподавателей в учебном процессе.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, формирование, история, политология.

Целью настоящей статьи является попытка анализа процесса формирования общекультурной компетентности выпускника вуза в курсах истории и политологии. Анализ литературы, посвященной вопросам компетентностного подхода в образовании, показывает, что не существует однозначного определения понятий «компетенция» и «компетентность». Мы исходим из ФГОС-3, где определено, что «компетенция - это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности» [7].

Несмотря на большое количество определений компетенции в научной литературе, общим является понимание ее как свойства личности, потенциальной способности индивида справляться с различными задачами, как совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления конкретной профессиональной деятельности. Если компетенцию можно рассматривать как систему знаний, умений, навыков, способностей, то компетентность можно исследовать как способность или готовность к выполнению профессиональных задач на основе имеющегося набора компетенций.

Например, после завершения освоения

знаний дисциплины «история» выпускник способен и готов проявлять гражданскую позицию, осваивать мировое и национальное культурное наследие. Перед преподавателями истории, как и перед всей педагогической наукой, встает вопрос поиска, обоснования и использования эффективных путей формирования общепредметных знаний и умений. При этом хочется обратить внимание, во-первых, на то, что данные знания и умения относятся к общекультурной компетентности выпускника; во-вторых, общекультурная компетентность выражается в способности объяснять явления действительности через связь с определенной системой ценностей, ориентироваться в мире ценностей, актуальных проблемах общественной жизни, определять собственное аксиологическое поле. Общекультурная компетентность включает в себя множество компонентов, и один из них - исторический. Сформировать компетенции, заявленные дисциплиной «история», а тем более общекультурную компетентность выпускника невозможно без интеграции гуманитарных дисциплин ООП.

Варианты формирования общекультурной компетентности выпускника вуза, на наш взгляд, могут быть следующими.

1. Формирование общекультурной компетентности выпускника достигается инте-

VOCATIONAL TRAINING

грацией всех дисциплин образовательной программы, что требует неформального отношения к определению набора дисциплин и развития междисциплинарных связей.

2. Формирование в вузе культурного пространства, отвечающего потребностям времени (отношение к образованию в вузе, к труду преподавателя, к роли личности, возглавляющей учебное заведение). В идеале вуз должен быть храмом науки и образования.

3. Дисциплины гуманитарного блока ООП, в том числе история, формируя знания об обществе, приобщая к культуре общества, должны осваивать систему общих ценностей, объединяющих общество (имеется в виду гражданская идентификация личности), формировать ценностное отношение к явлениям культуры, действительности, образовывать аксиологическое поле.

4. Усвоение социально-гуманитарного знания должно быть связано с изменениями, происходящими в обществе, т. е. фундаментальные знания, «вечные ценности» должны обрести актуальность для данного поколения обучающихся.

Сегодня для преподавателя истории недоступность знаний по истории, отсутствие источников не являются проблемой. Актуальными является вопросы: «Как лучше донести исторические, социокультурные знания до студентов?», «Как преподавать историю, чтобы эта дисциплина стала реально востребованной областью знания?» С целью поиска ответов на эти вопросы, повышения качества подготовки специалиста, активизации познавательной деятельности студентов, раскрытия творческого потенциала, организации учебного процесса с высоким уровнем самостоятельности в современном образовательном процессе применяются следующие технологии: личност-но-ориентированное обучение, проблемное обучение, тестовые формы контроля знаний, блочно-модульное обучение, метод проектов, кейс-метод, кредитно-модульная система оценки, обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, проведение бинарного занятия, дистанционное обучение.

Рассмотрим особенности формирования общекультурной компетентности в рамках дисциплины «политология». В условиях сокращения учебного времени на изучение этой дисциплины в новом образовательном

стандарте для формирования общекультурной компетентности студента в рамках курса политологии необходимо больше внимания уделять самостоятельной работе студента. Для эффективной организации самостоятельной работы в курсе политологии преподаватель должен подготовить соответствующую техническую и методическую базу. С техническим оснащением самостоятельной работы студентов в настоящее время особых проблем, как правило, не возникает. Обеспечение же методической базы для самостоятельного изучения курса политологии не всегда бывает достаточно полным. Это вызвано рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующие: 1) недостаточное количество электронных вариантов учебных пособий и методических рекомендаций по самостоятельному изучению политологии; 2) отсутствие до недавнего времени в образовательном стандарте и учебной литературе общепринятых определений базовых понятий курса политологии: «государство», «власть», «политическая система», «нация», «государственные (национальные) интересы» и некоторых других. Перечисленные обстоятельства в значительной степени затрудняют самостоятельное изучение студентами курса политологии. В таких условиях необходимо преодолевать указанные трудности в организации самостоятельной работы студентов в курсе политологии, что и делают преподаватели вузов. В частности, увеличивается количество электронных вариантов учебных пособий и методических рекомендаций по политологии. Что касается второй преграды на пути повышения эффективности самостоятельной работы студентов в курсе политологии - отсутствия до недавнего времени общепринятых определений базовых понятий, то здесь тоже намечается положительная динамика. В частности, в последние годы принят ряд федеральных нормативных документов, в которых определяется основное содержание ряда базовых политологических понятий. Имеются в виду документы, в которых определяются государственные интересы России и стратегия национальной безопасности России. Изучение этих документов позволит студенту понять основное направление политического курса современной России, определить свое отношение

Siberian Pedagogical Journal ♦ № 3 / 2015

89

к этому курсу, в конечном итоге сформировать свою общекультурную компетентность в области современной политики. Задача преподавателя в этом случае заключается в том, чтобы довести до сведения студентов эти важнейшие нормативные документы, дать свой комментарий к ним, провести практические занятия со студентами в различных формах (конференции, оргдеятельност-ные игры, диспуты, семинары, вебинары и т. д.) для закрепления в сознании студентов полученных знаний (подробнее см. [5]). С учетом вышесказанного очевидно, что курс политологии, как и курс истории России, в современных условиях требует особого внимания как к техническому, так и к методическому обеспечению. Важнейшей частью методического обеспечения названных курсов можно считать определение содержания базовых понятий в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и действующего законодательства. Освоение студентами понятийного аппарата курсов истории и политологии с очевидностью является одним из условий формирования их общекультурной компетентности.

Библиографический список

1. Винникова О. А., Зима Е. А., Сурнина Т. Ю. Подход к разработке компетенций специали-

ста на основе ФГОС ВПО третьего поколения // В мире научных открытий. - 2010. - № 1 (07). -Ч. 2. - С. 137-144.

2. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Электронный ресурс]. - URL: http: //aspirant.rggu.ru/article. html?id=50758 (дата обращения: 16.03.2015).

3. Ибрагимов Г. И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Электронный ресурс] // Educational Tecnology & Society. -2007. - № 10(3). - URL: http://ifets.ieee.org/russian/ depository/v10_i3/html/3_Ibragimov.htm (дата обращения: 04.02.2015).

4. Израэл С. Э., Баузерман К. Л., Блок К. К. Как определить качество метапознания? // Перемена. - 2005. - Т. 6, № 2, апрель. - С. 21-28.

5. Кущенко С. В. Методика применения учебной автономии в вариативной части образовательных стандартов (на примере политологии) // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 9. - С. 251-253.

6. Онищик В М. Аксиологические основания коммуникативной компетентности студентов вуза // Философия образования. - 2008. -№ 2(23). - С. 101-107.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Мин-во образования и науки РФ. - URL: http:// www.umo.vstu.edu.ru/index2.php?option=com_ docman&task=doc_view&gid=135&ltemid=3 (дата обращения: 15.02.2015).

8. Юнина Е. А. Аксиология высшего образования // Философия образования. - 2005. -№ 3(14). - С. 151-157.

Kushchenko Sergey Vladimirovich

Dr. Sci. (Philosophy), Assoc. Prof., Head of the Department of History and Political Science, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

Buhantsova Angelica Vladimirovna

Senior Lecturer, Department of History and Political Science, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCE OF THE GRADUATES

Abstract. Analyzes the process of formation of common cultural competence graduate high school on an example of educational disciplines "history" and "political science". Given the original definition of "competence" as a complex characteristic of readiness of graduates to apply their knowledge, skills and personal qualities in the standard and the changing conditions of professional activity. On the basis of this definition are considered the characteristic features of the educational process in the inventive aspect, highlighted the distinctive features of academic disciplines "history" and "Political Science" offers a number of methodological advice aimed at expanding cooperation of students and teachers in the learning process.

Keywords: competence, competence approach, formation, history, political science.

Поступила в редакцию 30.04.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.