УДК 378.147
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ «ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ»
Н.А. Татаренкова1
Самарский государственный технический университет 443100, Самара, ул. Молодогвардейская, 244 Е-mail: ntatarcnkova@mail. ru
В статье рассматривается опыт компетентностно-ориентированного преподавания учебной дисциплины «История государственного управления в истории России» студентам, обучающимся по специальности «Связи с общественностью». Анализируются средства и методы формирования в процессе изучения курса общекультурных, учебно-познавательных и ценностно-смысловых компетенций, которыми должен обладать выпускник - бакалавр данного профиля.
Ключевые слова: государственное управление, компетентностный подход, образовательная
парадигма, ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные компетенции, национальная модель государственного управления, самостоятельная познавательная деятельность.
«История государственного управления» - одна из фундаментальных дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях РФ студентами, получающими гуманитарные специальности. Она входит в цикл гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, изучение которых предусмотрено основной образовательной программой бакалавриата, и является её вариативной частью.
В Самарском государственном техническом университете «История государственного управления в России» преподается на факультете гуманитарного образования будущим специалистам по связям с общественностью и на инженерно-экономическом факультете студентам, получающим специальность «Государственное и муниципальное управление». Данная дисциплина дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием такой базовой дисциплины, как «Отечественная история», и позволяет студентам успешнее подготовиться к их будущей профессиональной деятельности.
Анализ различных моделей государственного управления в истории России является особенно актуальным сегодня, в условиях становления новой российской государственности. Целью преподавания дисциплины будущим специалистам в области PR является формирование теоретических знаний и практических навыков по анализу текущей ситуации в области государственного и муниципального управления с учетом исторического опыта. Оно позволяет дать им научно обоснованное понимание истории возникновения всей системы государственных учреждений, их изменений, объема полномочий, компетенции, направлений деятельности. Это необходимо знать и понимать как специалистам, работающим во властных структурах, так и тем, кто будет заниматься PR-деятельностью в других профессиональных сферах, поскольку сотрудничество с органами государственной власти является важной стороной взаимодействия с внешней общественностью. В результате освоения данной дисциплины будущие специалисты по связям с общественностью получат возможность понять противоречия, степень эффективности, политические и социально-экономические последствия функционирования каждой из существовавших в России систем государственного управления, извлечь определенные уроки.
Происходящие в настоящее время существенные изменения в характере образования, касающиеся его направленности, целей, содержания, требуют переосмысления подходов в преподавании. Новая образовательная парадигма ставит задачу не только дать студентам набор теоретических знаний, но и научить их использовать эти знания для решения конкретных практических задач, обеспечить вхождение человека в социальный мир, его адаптацию в нем, получение интегрального социально-личностного результата. Интеграция России в европейское образовательное пространство усиливает роль компетенций в образовании. Компетентностный подход предполагает не усвоение студентом отдельных знаний и умений, а овладение ими в
1 Наталия Андреевна Татаренкова (канд. ист. наук), доцент, каф. социологии, политологии и истории Отечества.
комплексе. Он перестал быть локальной теорией и превратился в концептуальную основу сферы образования [2, с. 24].
Основными образовательными компетенциями сегодня признаны ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования [7, с. 62]. Рассмотрим далее, как преподавание учебной дисциплины «История государственного управления в России», которое осуществляется на факультете гуманитарного образования СамГТУ с 2005 года, способствует формированию некоторых из них.
Ценностно-смысловые компетенции связаны с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью воспринимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, принимать решения. История государственного управления в России как социально-гуманитарная наука играет важную роль в формировании понимания того общества, в котором мы живем, и тех задач, которые стоят перед современными поколениями. По словам В.О. Ключевского, без знания истории мы кажемся себе механическими куклами, которые не знают, зачем они пришли в этот мир. Знание же своего прошлого облегчает сознательный выбор.
В процессе изучения истории государственного управления в России студенты учатся понимать, что эффективное управление общественными процессами невозможно без знания самого общества, без критического осмысления исторических особенностей его развития. Опыт нескольких модернизаций и административных реформ в России свидетельствует, что игнорирование этого факта может привести к отрицательным последствиям. При изучении курса показывается, что большинство проводимых в нашей стране реформ государственного строя ставило целью превратить Россию в либерально-европейское государство, однако часто сопровождалось усилением авторитарных тенденций в обществе. Понимание этой проблемы важно сегодня, в условиях поиска Россией своей новой идентичности. В лекционном курсе перед студентами ставится вопрос: какова концепция будущей России - европейско-атлантическая, евразийская или великорусско-имперская? Размышление над этими альтернативами в истории страны позволяет сравнить различные ценности: западные (демократия, плюрализм,
деидеологизация), евразийские (синтез западной и восточной цивилизаций) и имперские (сильная государственная власть, возвращение статуса мировой державы).
Ретроспективный анализ политико-административного управления в России показывает студентам, что утверждения об отсутствии в нашей стране демократических традиций являются идеологическим мифом. Они могут быть опровергнуты историческими фактами, свидетельствующими о способности русского народа к гражданской самоорганизации. В лекционном курсе показывается, что еще до образования Киевского государства у восточных славян была развита вечевая форма общественного устройства («военная демократия»). В древнерусском обществе К^ГУ вв. демократический элемент политико-административной системы был также представлен вече. Эта форма устройства общества свидетельствовала об особых отношениях между княжеской властью и населением, которые строились на взаимных обязательствах и договоре. В ХУГ-ХУГГ вв. в России была создана система выборных губных и земских изб, представлявших собой органы местного самоуправления. В ХУГГГ в., после издания «Жалованной грамоты городам» Екатериной ГГ, в них появились общегородские и шестигласные думы, избираемые основными сословными группами городского населения. В XIX в. демократическая традиция проявилась в создании всесословных земских учреждений, в конце XX в. - в утверждении принципа выборности верховной власти (президент) и законодательных учреждений в центре и на местах. Изучение истории государственного управления в России показывает студентам, что не все российские монархи стремились к абсолютизации власти, некоторые из них использовали её в интересах Отечества, отстаивая приоритет государственного блага над личным (Петр Г).
Таким образом, формирование ценностно-смысловых компетенций возможно при четко поставленной цели освоения курса, содержательной информационно-дидактической базе учебной дисциплины, соответствующих им технологиях обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения высшего профессионального образования установил, что выпускник по направлению подготовки «Реклама и связи с общественностью» должен обладать рядом общекультурных компетенций. К ним относятся:
- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу и восприятию информации;
- умение логически верно, аргументированно и ясно строить письменную и устную речь;
- стремление к саморазвитию;
- использование основных положений гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач;
- способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;
- стремление к развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии и др. [6, с.
5-8].
Изучение курса «История государственного управления в России» способствует формированию названных выше компетенций.
«История государственного управления в России» как учебная дисциплина включает в себя разносторонние знания о государстве. Одной из задач преподавания этой дисциплины является показ определяющей роли государства в жизни российского общества. Она не могла быть иной в стране с такими географическими особенностями, неустойчивостью геополитического пространства и слабостью коммуникаций. Понимание этой особенности имеет важное значение для специалиста по связям с общественностью. Изучение курса позволяет увидеть, что на протяжении всей истории России отношения общества и власти не были упорядоченными. Следствием того, что государство играло доминирующую роль в жизни общества, был преимущественно бюрократический характер государственного управления в России, в основном без участия автономных по отношению к государству структур и институтов гражданского общества. Проблема взаимодействия общества и власти остается ключевой для современной российской государственности.
Учебная дисциплина «История государственного управления в России» дает студентам общекультурные представления об особенностях исторической эволюции нашей страны, таких как дискретность (прерывистость, нарушение преемственности), «мобилизационный» тип развития, «волнообразность» (чередование этапов интеграции и дезинтеграции). Она знакомит их с особенностями российской политической культуры: этатизмом, патерналистским характером властных отношений, сакрализацией власти, персонификацией политических отношений и др. Основу курса составляет современная теория бюрократии. Изучение дисциплины позволяет сделать вывод, что для российской бюрократии в различные периоды развития были характерны принцип личной преданности и собственническое отношение чиновников к занимаемой должности. Он важен для понимания общекультурных различий государственной власти и бюрократии в истории России и западных государств.
Таким образом, общекультурные компетенции определяют круг вопросов, по отношению к которым студент должен обладать знаниями и опытом деятельности. Сотрудники РЯ-отделов и пресс-служб, выстраивая отношения между организациями и компаниями, которые они представляют, и органами государственной власти, должны хорошо представлять особенности национальной модели государственного управления и самоуправления. Владение этими знаниями будет способствовать достижению взаимопонимания между организацией и властными структурами, поддержанию доброжелательных отношений с представителями органов государственной власти.
Учебно-познавательные компетенции представляют собой совокупность компетенций обучаемого в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Они включают в себя интеллектуальные умения: анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, видение закономерностей. Учебно-познавательные компетенции неразрывно связаны с информационными компетенциями, которые формируют умения добывать и анализировать информацию. Как считает А.Л. Андреев, главная идея компетентностного подхода состоит в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации» [1, с. 20].
Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся [6, с. 17-18]. Аудиторные занятия по курсу «История государственного управления в России» на факультете гуманитарного образования предусматривают только чтение лекций. Поэтому возможности использования активных и интерактивных форм здесь ограничены. На наш взгляд, для формирования общекультурных компетенций у будущих специалистов в области связей с общественностью необходимы и
практические занятия, которые позволят путем использования метода компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций реализовать требования к основным образовательным программам бакалавриата.
Рабочая программа изучения дисциплины «История государственного управления в России» предусматривает, помимо лекционных занятий, самостоятельную работу студента. Для формирования учебно-познавательной компетенции автором (Н.А. Татаренковой) были созданы учебные пособия для самостоятельной работы [3, 4, 5].
В первом [4] содержится краткое изложение изучаемых тем, вопросы для самопроверки, расшифровка основных понятий, схемы основных систем управления, словарь персоналий. Во втором учебно-методическом пособии [5] представлены система познавательных задач и заданий, нацеленных на осмысление сущности и особенностей различных моделей государственного управления, изменений высших, центральных и местных органов власти на различных этапах развития страны. Данное учебное пособие имеет форму рабочей тетради, выполнение заданий в которой является основанием для выставления зачета по курсу. Студенты должны заполнить таблицы, что требует от них знаний, навыков классификации. Обучающимся предлагается самостоятельно составить глоссарий важных терминов и понятий, что покажет их специфику и роль в социально-гуманитарном образовании. Они должны ответить на вопросы тестового контроля.
Большинство предлагаемых заданий носят логический и оценочный характер. Например, в одном из вариантов требуется ответить на вопросы:
- в чем отличия Земских соборов в Московском государстве от сословно-представительных учреждений в Западной Европе;
- какое значение имело создание Государственного совета для совершенствования системы государственного управления;
- в чем проявлялось различие и сходство большевистских методов управления обществом и дореволюционных традиционных методов государственного управления и др.
Работа над подобными заданиями требует серьёзных аналитических усилий для того, чтобы систематизировать собственные знания, провести сравнение исторических фактов, выявить в материале существующие закономерности.
Одно из заданий требует дополнить текст необходимыми словами, которые пропущены, что невозможно сделать без глубокого осмысления содержания и логики лекционного курса. Студенты должны уметь устанавливать соответствие между органом государственной власти и входящими в него должностными лицами, знать сферу деятельности и способ формирования органов власти и должностных лиц. Выполняя задания учебного пособия, студенты учатся преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять самостоятельность и гибкость мышления. Они получают навыки поиска, переработки и использования информации, а также выдвижения гипотез.
Третье учебно-методическое пособие по курсу [3], являясь продолжением двух предыдущих, предлагает студентам проанализировать отрывки из документов, выдержки из учебной и научной литературы по изучаемым проблемам. Эти задания позволяют расширить кругозор обучающихся и познакомить их с новейшими подходами в области историко-государственных знаний.
Таким образом, учебные пособия для самостоятельной работы используются для проверки умений применять знания из различных разделов учебного курса в новой ситуации. Это и является основным результатом обучения при компетентностном подходе. Такое проблемно-развивающее обучение активизирует способности и формирует профессиональную и социокультурную компетентность.
Нами был проведен анализ выполненных в 2010-2011 учебном году студентами факультета гуманитарного образования заданий для самостоятельной работы. Способом контроля служила проверка рабочих тетрадей студентов. Нами было проверено 105 рабочих тетрадей, лишь 6 работ были не зачтены и возвращены на доработку. Критерием зачета было установлено правильное выполнение 80% заданий. Высокий порог объясняется тем, что обучающиеся могли выполнять задания в течение всего семестра, опираясь на все имеющиеся в их распоряжении учебные пособия и источники информации, а также консультироваться с преподавателем. Анализ выполненных студентами работ показал, что абсолютное большинство из них (95%) успешно справляются с поставленными задачами. 97% обучаемых выполняют тестовые работы на оценку «хорошо». Не вызывает затруднений поиск основных понятий и терминов. Это задание выполняется со 100%-ным результатом. Наибольшие сложности у всех студентов возникли при заполнении пропусков в тексте. Лишь 10% из них смогли заполнить пропуски. Эти результаты позволяют сделать вывод, что учебно-методические пособия по истории государственного управления,
подготовленные автором, формируют такие общекультурные компетенции, как способность к обобщению и анализу, восприятию информации. Однако у большинства студентов существуют затруднения в том, чтобы логично и аргументированно выстроить письменную речь.
Были собраны отзывы студентов на данные пособия, из которых следует, что все обучающиеся для выполнения заданий обращались к ним, досконально изучив каждый из разделов. Таким образом, цели, поставленные компетентностно-ориентированным преподаванием дисциплины «История государственного управления в России», достигаются и соотносятся с получаемым результатом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско- методологического анализа. - Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.
2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций. - Педагогика. - 2004. - № 10. - С. 23-31.
3. Модели государственного управления в истории России: учебно-метод. пособие / Сост. Н.А. Татаренкова.
- Ч. 1. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2011. - 127 с.
4. Татаренкова Н.А. История государственного управления в России: учеб-метод. пособ. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008. - 147 с.
5. Татаренкова Н.А. История государственного управления в России: учеб. пособие для самостоятельной работы. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2009. - 108 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 031600 «Реклама и связи с общественностью» (квалификация «бакалавр»). - С. 5-8.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования. - Народное образование. - 2003. - № 5. - С. 58-64.
Поступила в редакцию 1/Х/2011; в окончательном варианте - 14/XI/2011.
UDC 378
THE COMPETENCE-BASED APPROACH IN THE TEACHING OF "HISTORY OF PUBLIC ADMINISTRATION IN RUSSIA"
N.A. Tatarenkova
Samara State Technical University
244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100
E-mail: [email protected]
The article reviews the experience of teaching the discipline "History of Public Administration in the history of Russia" for students studying for a degree, "Public Relations". The author analyzes the means and methods of forming a common cultural, educational, informative and value-semantic competence in the process of studying the course that should possess a graduate of Bachelor of the profile.
Key words: public administration, competence-based approach, the educational paradigm, value and meaning, the general cultural, educational, cognitive, information competence, the national model of public administration, self-cognitive activity, active and interactive teaching methods.
Original article submitted 1/Х/2011; revision submitted - 14/XI/2011.
Natalia A. Tatarenkova (PhD), Sociology, Political science and Native Country History Department.