УДК 378.147
Кущенко Сергей Владимирович
Доктор философских наук, кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории и политологии Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск
методика применения учебной автономии В ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛьНЫх СТАНДАРТОВ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИТОЛОГИИ)
Аннотация. В статье рассматриваются методические приемы использования учебной автономии в вариативной части образовательных стандартов. Предлагается авторский вариант интерпретации понятия «учебная автономия».
Ключевые слова: учебная автономия, самостоятельность, ответственность, компетенция.
Kuschenko Sergey Vladimirovich
Doctor of Philosophical Sciences, Candidate of Historial Science, Head of History and Political Science Department at the Novosibirsk State Technical University, [email protected]
TECHNIQUE OF AN EDUCATIONAL AUTONOMY APPLICATION OF IN A VARIANT PART OF EDUCATIONAL STANDARDS (ON A POLITICAL SCIENCE example)
Abstract. Some practical methods of an educational autonomy in a variant part of educational standards are considered. The author’s option of interpretation of concept “an educational autonomy” is offered.
Keywords: educational autonomy, independence, responsibility, competence.
Образовательные стандарты нового поколения предполагают значительное расширение самостоятельности образовательных учреждений в определении содержания их вариативной части. Такая самостоятельность образовательных учреждений, в свою очередь, предполагает значительную активизацию самих учащихся в разработке своей собственной образовательной траектории. Необходимо подчеркнуть, что образовательные стандарты нового поколения ориентируют учащихся именно на самостоятельную разработку, а не на простой выбор из нескольких предложенных преподавателями образовательных траекторий.
Очевидно, что эта задача относится к числу наиболее сложных и амбициозных задач всего образовательного процесса. Ее решение требует значительных усилий как от преподавателей, так и от учащихся. Важно отметить, что на это направлен ряд нормативных документов Министерства об-
разования и науки РФ, а также областная программа введения профильного обучения в Новосибирской области, предполагающие более полный учет интересов, склонностей и способностей учащихся, осуществление процесса обучения в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования, на расширение возможности выстраивания учащимися собственной индивидуальной учебной траектории.
Первые практические шаги, направленные на решение указанной задачи, уже предпринимаются и в школах, и в вузах, однако остается актуальной проблема теоретического и методического обоснования вариантов ее решения. В частности, представляется важным продолжить анализ понятия «учебная автономия».
К одной из последних работ, посвященных анализу данного понятия, относится содержательная статья Е. А. Насоновой.
Е. А. Насонова показывает, что входит и что не входит в содержание понятия «автономия» в понимании зарубежных и отечественных методистов [2, с. 145] и считает необходимым раскрыть сущность таких близких к автономии по значению понятий, как «самостоятельность», «самостоятельная работа», «самообразование», «самообучение», «учебная компетенция». Такой подход, по нашему мнению, вполне обоснован и целесообразен, он предполагает выбор методологических оснований для определения содержания понятия «учебная автономия». Опираясь на выводы Е. А. Насоновой, можно сказать, что большое распространение получила точка зрения, согласно которой термин «автономия» определяют как синоним «самостоятельности». Как отмечает Е. А. Насонова, «характерным для данной интерпретации термина стало рассмотрение самостоятельности ученика с позиций понимания свободы учащихся в выборе места и времени выполнения учебных заданий без физического присутствия учителя, т. е. полная независимость студентов. Данное понимание свободы «автономии» представляется некоторыми методистами как дистанционное обучение...» [там же, с. 146]. Соглашаясь в основном с такой интерпретацией термина «автономия», считаем необходимым уточнить, что речь идет не об абстрактной «автономии», а об «учебной автономии» в рамках государственного образовательного стандарта. Совершенно очевидно, что «абсолютной свободы» ученика понятие «учебная автономия» не предполагает в силу того, в частности, что свобода ученика ограничена рядом требований Госстандарта, обязательных к исполнению. Отсюда следует, что ученик обязан выполнить требования Госстандарта, пройдя систему контролирующих это выполнение мероприятий (зачеты, экзамены и др.). В соответствии с этим можно сказать, что «свобода» (или «учебная автономия») ученика может проявляться в том, какой вариант выполнения требований Госстандарта он выберет - с участием преподавателя или без участия преподавателя. По нашему мнению, практика образовательной деятельности показывает, что участие преподавателя в обучении учащихся является обязательным. Речь может идти лишь о большей или меньшей степени участия преподавателей в обу-
чении учащихся.
Эта степень участия преподавателя во многом определяется совокупностью методических приемов, которые использует преподаватель. Известно множество таких приемов, часть из которых перечисляет и Е. А. Насонова. Если попытаться сгруппировать некоторые из методических приемов использования учебной автономии, то можно сказать следующее.
Все указанные методические приемы можно разделить по месту их использования на две большие группы: в учебной аудитории и вне учебной аудитории.
В учебной аудитории методика применения учебной автономии по многим параметрам не зависит от содержания учебной дисциплины, многие методические приемы часто похожи друг на друга. В частности, широко распространено тестирование студентов по заранее составленным преподавателем тестам. Тестирование, как известно, может быть разнообразным, в том числе с использованием автоматизированных обучающих систем (АОС). Автор данной статьи в течение ряда лет использовал такой вид тестирования с использованием АОС и убедился в его эффективности. Студент при таком тестировании отвечает на вопрос не выбирая один из предложенных ответов, а в свободной форме набирая текст своего ответа. Компьютер через ключевые слова оценивает правильность ответа. В случае неправильного ответа компьютер задает дополнительный вопрос. В случае неверных ответов студента дополнительные вопросы задаются вплоть до основных, базовых понятий. На примере политологии это такие понятия, как «государство», «партия» и т. д. Автор данной статьи использовал полностью автоматизированный вариант такого тестирования, т. е. без присутствия преподавателя. Практически это выглядело так: студент в удобное для него время приходил в терминальный класс, отвечал на вопросы заданного преподавателем теста и уходил. Преподаватель в удобное для себя время брал распечатку ответов всех студентов, работавших с заданным им тестом, делал соответствующие выводы для дальнейших заданий своим студентам.
В настоящее время, с развитием информационных технологий, становятся возмож-
252
Сибирский педагогический журнал ♦ № 9 / 2012
ными многие другие варианты тестирования студентов и школьников.
Кроме тестирования, в учебной аудитории могут использоваться и другие известные методические приемы в рамках учебной автономии в нашей интерпретации (т. е. с разной степенью обязательного участия преподавателя): оргдеятельностные игры, диспуты, коллоквиумы, вебинары и др.
Вне учебной аудитории методические приемы также могут быть разнообразными. В частности, общение учащегося с преподавателем через Интернет, причем выбор преподавателя учащийся может делать по своему усмотрению, включая зарубежных преподавателей. Самостоятельность («автономность») учащегося в данном случае может проявляться, в частности, в том, что учащийся сам должен отслеживать выполнение требований того Госстандарта, в рамках которого он будет получать диплом о приобретенной квалификации (специальности).
Одной из распространенных форм внеаудиторной работы с учащимися выступает их ознакомление с профессионально значимой для них информацией. [1, с. 146]. Студенты, изучающие политологию, приходили (под руководством преподавателя) на ознакомительную экскурсию в штаб-квартиры политических партий, действующих в Новосибирске. После этой экскурсии студенты получали задание преподавателя написать краткий очерк о деятельности той партии, которую выберет для себя сам студент. Информацию для этого очерка студент собирал самостоятельно и сдавал преподавателю в виде оформленного отчета.
Кроме ознакомительных экскурсий и отчетов о деятельности политических партий, самостоятельность студентов во внеаудиторной работе при изучении политологии может проявляться и в других формах. В частности, автор данной статьи поручал своим студентам самостоятельный анализ предвыборных кампаний политических деятелей и, что оказалось наиболее сложным, самостоятельное составление студентами
политических прогнозов. Политическое прогнозирование - это один из наиболее сложных разделов курса политологии, предполагающий значительную степень самостоятельности студентов. Можно с уверенностью сказать, что ориентирование студентов и школьников на составление ими политических прогнозов будет означать высокую степень их мотивации на самостоятельное и активное изучение ими политологии и обще-ствознания в силу того, в частности, что самостоятельное прогнозирование чего-либо в любом случае вызывает у автора прогноза личную заинтересованность и, кроме прочего, ответственность за свой прогноз. Такая заинтересованность и ответственность учащихся может стать важной составляющей их индивидуальной учебной траектории, составленными ими самими с участием (в большей или меньшей степени, в зависимости от подготовки и способности ученика) преподавателя.
Таким образом, нами предложен один из вариантов ин7терпретации понятия «учебная автономия», предполагающий, во-первых, соблюдение учащимся обязательных требований государственного образовательного стандарта и, во-вторых, участие преподавателя в образовательном процессе в различных формах и в большей или меньшей степени (в зависимости от потребности учащегося в помощи преподавателя). Показаны некоторые методические приемы использования учебной автономии в аудиторной и внеаудиторной работе учащихся, апробированные автором данной статьи [1].
Библиографический список
1. Кущенко С. В. К вопросу о соотношении рационального и внерационального в критическом мышлении /Современные образовательные технологии: доводы в пользу активных форм обучения. Сборник статей памяти Г. П. Кашкоровой. -Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - С. 41-44
2. Насонова Е. А. Анализ интерпретаций понятия «учебная автономия» // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки», 2010. - №1(2), -С. 145-149.