Формирование ИКТ-компетентности и исследовательских умений младших школьников во внеурочной деятельности Кильдеева О. И.
Кильдеева Ольга Ивановна / Kildeeva Olga Ivanovna - учитель начальных классов
высшей категории,
Муниципальное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа им А. С. Попова, г. о. Власиха, Московская область
Аннотация: в статье анализируется знакомство младших школьников с информационно-
коммуникационными технологиями. Знакомство младших школьников с информационнокоммуникационными технологиями обусловлено требованиями нового государственного образовательного стандарта начального общего образования. Но сформировать информационно-коммуникационные компетентности согласно новым требованиям невозможно только в процессе уроков. Поэтому возникает необходимость работы с ИКТ во внеурочной деятельности.
Abstract: the article analyzes introduction of pupils with information and communication technologies. Introduction of pupils with information and communication technologies due to requirements of the new state educational standard of primary education. Generate information and communication competence in accordance with the new requirements cannot be only in the course of lessons. Therefore there is a need to work with ICT in extracurricular activities.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, внеурочная деятельность, учебные игровые программы.
Keywords: information and communication technologies, extracurricular activities, educational game programs.
Владение современными ИКТ-технологиями составляет основу грамотности современного человека. Актуальность темы обусловлена лавинообразным возрастанием потока информации в современном обществе и стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, стать востребованным и компетентным специалистом, ребенку необходимо научиться самостоятельному исследованию и добыванию необходимых знаний и умений, как можно раньше научиться использовать для этого возможности ИКТ. Поэтому возникает необходимость работы с ИКТ во внеурочной деятельности, которая является органическим продолжением учебного процесса, поэтому цель учителя начальных классов сделать внеурочную деятельность детей более содержательной, привлекательной, разносторонней и современной.
Развитие технологий мультимедиа, виртуальной реальности, постоянно растущая мощность использующихся компьютеров позволяют «определить» ранее абстрактные обучающие программы. В них доступны не только информационные, но и интеллектуальные, культурные ресурсы: фото- и видеозаписи изучаемых объектов и процессов, редкие музейные и архивные материалы, оригинальные отчеты и прямые репортажи о фундаментальных и прикладных исследованиях. Моделирование и последующее «включение» обучающихся в различные ситуации, провоцирование и реализация нестандартных решений в условиях потенциально многовариантной образовательной среды способствуют развитию воображения, творческих способностей. Благодаря этим средствам сохранения предметности, глубокого осмысления деятельности, которую обучающийся осуществляет посредством компьютера с наглядными моделями, становится возможным уход от узкого механического мышления [1, с. 6].
Реализуются ли все перечисленные возможности, зависит не только от педагога, а еще и от того, есть ли у него помимо собственного желания реальные условия: выделено ли достаточное число часов на изучение дисциплины, запланировано ли время на подготовку занятий с использованием определенных электронных ресурсов, включая поддержку самостоятельной работы в рамках индивидуальных образовательных траекторий. Ведь от создания условий педагогу, в первую очередь, зависит, будет ли это полноценная результативная деятельность, дающая новые представления о сути явлений, или просто с помощью компьютерного тренажера будет заучен набор понятий и освоена некая последовательность элементарных операций, достаточных для сдачи тестов. Все это очень важно для образования, поскольку формальные или неформальные подходы, закрепившиеся у учащихся, безусловно, будут проявляться в других, не только учебных сферах деятельности.
С этой целью в параллели четвёртых классов нашей школы общеинтеллектуальное направление реализуется в ходе проведения занятий по программе «Всезнайка», целью которой является формирование умений по созданию, поиску и обработке информационных объектов средствами ИКТ-технологий, в результате которой мы планируем формирование следующих универсальных учебных действий:
Личностные:
— развитие коммуникативных способностей при поиске информации;
— забота о здоровье при работе за компьютером.
Метапредметные:
— освоение способов решения проблем творческого характера в учебных ситуациях;
— формирование умений ставить цель при создании проекта, планировать достижение этой цели, представлять результаты работы;
— формирование навыков использования возможностей ИКТ-технологий в других предметных областях.
Предметные:
— знание правил поведения в компьютерном классе;
— назначение основных устройств компьютера;
— принципы создания, хранения, обработки и поиска информации на компьютере;
— принципы поиска информации в сети Интернет;
— принципы обработки текстовой информации;
— принципы обработки графической информации;
— принципы построения мультимедийных презентаций и анимационных фильмов.
Задачи программы:
1. Познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
2. Освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи средств ИКТ.
3. Научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения и объекты.
В результате этой работы ребята научились:
- новым способам представления результатов проектных работ в виде презентаций;
- выполнять проекты для оформления различных праздников.
Используемые программные средства:
• - фоторедактор Microsoft Office Picture Manager;
• - программа для резки и редактирования аудиофайлов Movie Maker;
• - программа для создания слайд-шоу Slideshow Creator;
• - программа для создания рисунков Paint;
• - онлайн-фотошоп;
• - поиск информации в сети Интернет.
Работа с видеопроектами делится на четыре этапа.
1. Поиск фото и аудио материалов в сети Интернет:
• - создание фотографий с помощью цифрового фотоаппарата, телефона, вебкамеры ноутбука и т. п.;
• - создание скриншотов слайдов презентаций, кадров фильмов;
• - создание собственных рисунков в программе Paint;
• - сканирование собственных рисунков, печатных материалов;
• - организация собранных материалов в тематических папках на флеш носителе;
• - копирование файлов в единую папку на рабочем столе компьютера;
• - передача собранных материалов с помощью сетевого взаимодействия средствами электронной почты.
2. Обработка информации:
• - редактирование фотографий в программе Microsoft Office Picture Manager;
• - редактирование аудиофайлов в программе Movie Maker;
• - онлайн-фотошоп фотографий;
• - редактирование фотографий в Paint.
3. Создание видеопроекта:
• - вся работа проводится в программе для создания слайд-шоу Slideshow Creator.
4. Защита проекта:
• - проходит в классе, оборудованном проектором, интерактивной доской и звуковым оборудованием. Все дети вовлечены в создание видеопроектов, очень активны и заинтересованы в получении готового
продукта своей деятельности. Задания, которые они выполняют, ориентированы на продуктивную деятельность с использованием ИКТ. Выбор данного программного ресурса для проектов не случаен, т. к. в наше время ребёнок легче и заинтересованнее воспринимает и обрабатывает информацию с помощью современных медиасредств.
Внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность учащегося в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха в современной начальной школе.
Литература
1. Захарова И. Г. З-382 Информационные технологии в образовании: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования. / И. Г.Захарова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013, 208 с.