СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Керженцева A.B., Пшукова М.М.
Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки Кабардино-Балкарского государственного университета, г. Нальчик, Российская Федерация
Внедрение в школы федеральных государственных образовательных стандартов ставит задачи совершенствования профессиональной компетентности учителей, в том числе в области информационных и коммуникационных технологий. Изменения в профессиональной деятельности учителей начальных классов в развитой информационной образовательной среде актуализирует подготовку по ИКТ, в свете требований стандарта начальной школы. На практике, проецируя полученные в ходе повышения квалификации навыки на учебно-воспитательный процесс, учителя, будут способны реализовать основные цели начального образования.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт; учителя начальных классов; повышение квалификации; подготовка педагогов; использование информационных технологий; профессиональная деятельность; результаты обучения.
IMPROVEMENT OF ICT COMPETENCE OF TEACHERS IN THE IMPLEMENTATION OF THE FGOS PRIMARY GENERAL EDUCATION
Kerzhentseva A. V., Pshukova M.M.
Institute of Qualification Improvement and Professional Retraining of the Kabardino-Balkarian
State University, Nalchik, Russian Federation
The introduction in school of the Federal state educational standards aim to improve the professional competence of teachers, including in the field of information and communication technologies. Changes in professional activity of teachers of initial classes in advanced information education environment updated training on ICT, in light of the requirements of the standard elementary school. In practice, projecting received during training skills in the educational process, teachers will be able to implement the main objectives of primary education.
Keywords: federal state educational standard of primary school teachers; professional development, teacher training; use of information technologies; professional activities; learning outcomes.
Сегодня человечество вступило в качественно новый этап своего развития - эпоху формирования глобального общества знаний. Ключевым фактором структурных изменений в обществе является процесс информатизации всей сферы человеческой деятельности, в том числе образования.
Информатизация образования - это, прежде всего изменение содержания, методов и организационных форм учебной деятельности в соответствии с требованиями подготовки учащихся к жизни и практической деятельности в XXI веке.
В череде нормативных документов, последовательных действий по модернизации системы образования важнейшую роль играют федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), устанавливающие требования к технологической инфраструктуре, обеспечивающей электронное обучение в образовательных организациях, где особый акцент при подготовке педагогических кадров делается на формирование информационно-коммуникативной компетентности. В квалификационных характеристиках учителя зафиксировано, что «современный учитель должен органично использовать все преимущества информационных и телекоммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплины, и быть способным воспитать у обучающихся потребность реализовывать эти технологии на практике» [4, с. 6].
В научной литературе достаточно много определений термина «информационная компетенция». В каждом из них, в зависимости от области научных знаний, ученые акцентировали внимание на том или ином аспекте данного вида компетенции. Под ИКТ-компетентностью педагога будем общества и необходимостью формирования принципиально новой культуры педагогического труда на основе средств и методов информатики, информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.
На начальном этапе информатизации образования ставились задачи освоения ИКТ и применения их в профессиональной деятельности. Повышение квалификации работников системы образования было массовым и принесло существенные результаты.
Так как профессиональный стандарт педагога требует от учителя проектирования и конструирования эффективной обучающей среды, роль ИКТ-компетентности расширяется.
На современном этапе задачи совершенствования подготовки педагогов в области ИКТ ориентирует на государственные, социальные, личностные запросы учащихся, интеграцию, мно-гоуровневость и профилизацию в соответствии с перспективами на будущее. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности.
Рассмотрим реализуемые в начальной школе основы обучения, требующие от педагогов умения учить детей способам добывать знания, формировать учебную деятельность и мыш-
ление школьников. Учитель должен грамотно адаптироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения, быть мобильным и коммуникабельным, быть готовым к новому, передовому, быть в курсе последних методических новинок, проходить курсы повышения квалификации, т.е. «шагать в ногу со временем», работать на опережение. В данных условиях претерпевает изменения и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, создаются новые учебно-методические комплексы (УМК), которые содержат электронные приложения. Соответственно деятельность учителя начальных классов на уроке решает новые задачи:
• формировать у учащихся первоначальных навыков использования ИКТ;
• организовать образовательный процесс по предмету «Информатика и ИКТ»;
• научить учащихся работать с интерактивной доской;
• педагогически грамотно определять место и время на уроке для работы с электронным приложением;
• организовать образовательный процесс в классе с использованием средств ИКТ;
• применять технологии проектного обучения на базе средств ИКТ;
Средства ИКТ позволяют шире использовать различные формы учебной работы, учебные проекты, создавать учебные среды и инструменты, которые поддерживают и поощряют успешную и ответственную учебную работу учащихся в группе и индивидуально. Благодаря этому изменяется представление о повседневной работе учителя: педагоги большинства школ ведут активную исследовательскую работу, направленную повышение результативности учения и обучения их учеников, складываются профессиональные сообщества работников образования, в том числе сетевые [3, с. 132].
Еще один важный вопрос, который обсуждается в школьном образовании, связан с преемственностью образования в начальной и основной школе.
Под преемственностью понимается наличие последовательной цепи учебных задач, на всем протяжении образования, переходящих друг в друга и обеспечивающих постоянное, объективное и субъективное продвижение учащихся вперед на каждом из последовательных временных отрезков [5, с. 31].
На первый взгляд кажется, что все проблемы преемственности должны решиться естественным путем: дети, окончившие начальные классы наделены познавательным интересом, умением учиться, владеющие нормами сотрудничества в коллективе.
Именно здесь происходит формирование не только учебной деятельности ребенка, но и мыслительной сферы, определяющие его развитие в последующие годы обучения.
Тем самым дети учатся рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.
Следует констатировать, что внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс продолжается. Большинство школ оснащено компьютерами, средствами мультимедиа, интерактивными досками, подключено к сети Интернет. Разработаны и доступны десятки тысяч цифровых образовательных ресурсов [3, с. 127].
Хотелось бы отметить, что информационно-образовательная среда образовательной организации это интегрированная цифровая площадка для сотрудничества, взаимодействия и обмена знаниями для учителей, учеников и администрации, для повышения качества образования всех обучающихся. При этом следует заметить, что дидактические принципы обучения не исчезают, просто задача ставится по-другому.
Развивать, внедрять и сопровождать обучение по-новому смогут лишь педагоги, хорошо подготовленные в плане освоения электронных технологий в профессиональной деятельности. Поэтому важнейшим условием успешной модернизации образования является совершенствование профессиональной педагогической культуры и компетентности педагогов. Это означает, что учитель должен непрерывно совершенствовать свою информационно-коммуникационную компетентность.
Успешное использование ИКТ в учебном процессе зависит от способности педагогов по-новому организовать учебную среду, объединять новые информационные и педагогические технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять сотрудничество школьников. Это требует от учителя ряда новых умений по управлению работой класса. Умения, которыми должен обладать такой учитель, должны включать в себя способность разрабатывать новые пути использования ИКТ для обогащения учебной среды, освоения учащимися знаний и способности производить новые знания.
В реализации ФГОС профессиональное развитие учителей становится ключевым элементом совершенствования образовательной системы. Однако профессиональная переподготовка и повышение квалификации оказывают свое влияние только тогда, когда они направлены на конкретные изменения в работе учителей.
В пояснительной записке Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Основное общее образование): отмечается, что «...отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции». [6]
В связи с этим современный педагог должен выступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной,
продуктивной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Данный факт актуализирует подготовку и совершенствование учителей начальных классов в области внедрения средств ИКТ в условиях реализации ФГОС.
В течение четырех лет в институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки реализуется программа дополнительного профессионального образования в виде профессиональной переподготовки «Начальное образование и информатика» в объеме 546 часов. Целью программы является эффективная профессиональная деятельность по новым квалификационным требованиям, дающая квалификацию «учитель начальных классов с правом преподавания информатики в начальной школе». В ней расширена сфера деятельности учителя начальных классов, дающая возможность реализовать себя в урочной и во внеурочной деятельности в образовательной области «Информатика и ИКТ».
На практике, предмет Информатика в начальной школе присутствует в виде модуля в рамках предмета технологии, либо отдельным предметом за счет школьного компонента учебного времени. Формирование и развитие компьютерной грамотности учащихся в использовании средств ИКТ как инструмента проектной деятельности является одной из главных задач курса. Не менее значима задача пропедевтики подготовки по информатике для последующего изучения этого предмета в основной и старшей школе. Основой подобной образовательной деятельности в школе является методика учителя начальных классов, обладающего высоким уровнем компетентности в области ИКТ.
Необходимо подчеркнуть, что использование информационных технологий в учебном процессе позволит учителю повысить наглядность, интерактивность, мотивацию учащихся, сделать процесс обучения более мобильным, строго дифференцированным, индивидуальным и эффективным. Приведем несколько аргументов, которые объясняют, необходимость применения ИКТ в начальной школе.
Сценарии уроков, основанные на достижении той или иной цели, которые имитируют среду, в которой работает ученик, могут вполне демонстрировать реальные рабочие поручения. Если при этом они могут включать в себя различные данные из реальной жизни — электронную почту, отчеты, сайты, обеспечивать обучаемому реалистичные задачи, тогда они гораздо ближе к реальной жизни, чем все традиционные уроки вместе взятые. Мы убеждаемся в этом на семинарах которые проводятся в рамках курсовой подготовки, где учителя представляют опыт своей работы.
Безусловно, использование учителем современных интернет-технологий в значительной степени меняет его подход к обучению. Открытая образовательная среда дает учителю возможность использовать в процессе обучения разнообразные ресурсы сети интернета,
применять различные формы обучения. Это, например, дистанционное обучение. Кроме того, он получает возможность использовать новые сервисы и технологии в организации внеурочной и внеклассной деятельности учащихся. Во всем этом и помогает учителю интернет-ресурс, который расширяет возможности для личного и профессионального роста педагога.
Сейчас продвинутый учитель начинает сам создавать свои ресурсы: мультимедийные презентации, встраивать в них фрагменты видеофильмов, интерактивные таблицы, рисунки и даже флеш-анимации. Он должен знать о тех ресурсах, которые выложены на федеральных и региональных образовательных порталах, уметь их грамотно использовать, продуцируя новые активно-деятельностные педагогические практики на современном этапе. Задача учителя - правильно встроить возможности ИКТ в свой учебный процесс, чтобы учащийся во время занятий как можно больше думал и действовал самостоятельно. То есть, не только читал бы учебник, где имеется материал тех или иных законов, не только слушал учителя, а чтобы он сам опытным путем, в процессе правильно выстроенного учебного эксперимента выводил формулы и открывал законы. Как раз это и позволит сделать компьютер, а также, моделировать явления и процессы, которые учитель не всегда может показать в реальной жизни. Правильное применение компьютера в образовательную деятельность, поможет учителю повысить творческую составляющую учебно-воспитательного процесса.
С внедрением ФГОС электронные средства обучения, включены в информационно-образовательную среду каждого конкретного УМК, они являются дополнительным средством, для активизации познавательной деятельности младшего школьника на уроке и во внеурочное время, что также повысит активизацию школьного процесса.
Также на уроках учителя стараются применять и максимум Интернет-ресурсов. Мультимедийный учебно-методический комплект «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефо-дия» это электронные образовательные ресурсы нового поколения, ориентированные на инновационное развитие российского образования и соответствующие существующим образовательным стандартам по предметам начального обучения. Мультимедиа ресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Задача учителя состоит в грамотной и педагогически оправданном использовании их.
Посещая уроки в начальной школе можно отметить, что учителя очень охотно используют задания с игровыми элементами. Так как игра - это естественная для ребенка и гуманная форма воспитания и получения им знаний, то большую часть педагогической деятельности в школе можно построить на использовании игровых технологий. Ценность
игровой технологии состоит в том, что игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений и проявлений в труде. Цифровые образовательные ресурсы для начального образования, ориентированные на игровые технологии эффективно способствуют решению образовательных и развивающих целей.
Широко используются задания поисково-исследовательского характера, которые легко интегрируются во многие виды деятельности учащихся. В процессе выполнения этих заданий дети обращаются к электронным библиотекам, содержащим ресурсы по предметам изучения.
Целевые ориентации начального образования — приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей. При этом мы видим ожидаемые результаты: повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного процесса, активизация умственной, познавательной деятельности школьников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии, используемые квалифицированным педагогом, смещая акценты в образовании на индивидуальную активную деятельность, моделирующую процессы общения, познания и творчества, характерные для современного сообщества, потенциально способны привести к радикальным переменам в достижении главных целей образования: компетентности, современности мировоззрения и воспитания творческой активности людей [2, с. 282].
Список литературы
1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Под ред. A.M. Кондакова, A.A. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. 123 с.
2. Пшукова М.М. Методические подходы совершенствования подготовки педагогов в области ИКТ в системе повышения квалификации. В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2014. №12.2(60) (Естественно-технические науки). 360 с.
3. Уваров А.Ю. Информатизация школы: вчера, сегодня, завтра / А.Ю.Уваров. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 484 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 37 с.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, A.M. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. 42 с.
6. http//standart.edu.ru/ - Федеральные государственные образовательные стандарты.