УДК 343.83:174
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ ГРУНИН,
кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры боевой и тактико-специальной подготовки (Владимирский юридический институт ФСИН России), e-mail: grunin-andreyy@rambler.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
Реферат: каждый сотрудник уголовно-исполнительной системы в период своей профессиональной деятельности проводит большую внутреннюю работу по уяснению важнейших профессионально-нравственных ценностей - жизни и свободы человека, его чести и достоинства, неотъемлемости его естественных прав. В этом также состоит нравственный и профессиональный долг каждого сотрудника уголовно-исполнительной системы. Нравственные качества как определенные свойства в сознании и поведении человека, обусловливают его моральный облик и его индивидуальность. Они делают личность внутренне свободной и социально ценной во всех сферах общественной и личной жизни.
В современном изменяющемся мире, в обстановке сложных процессов в политической, экономической и правовой сферах деятельности сотрудник уголовно-исполнительной системы все более нуждается в твердой духовной опоре на что-то неизменное, непреходящее и добровольно признаваемое за устойчивые нормы и принципы. В силу этого мы все чаще обращаемся к таким наиболее устойчивым феноменам и отражающим их понятиям, как «профессионализм» и «нравственность (мораль)». Среди разных вариантов понятий «нравственность» и «мораль» преобладает такое: нравственность - мораль в реальной жизни, мораль - форма общественного сознания, а этика - философское учение о нравственности, морали.
В статье нравственная культура рассматривается с точки зрения правопослушного поведения человека и как одна из составляющих профессиональных качеств обучающихся образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний.
Ключевые слова: нравственная культура, профессиональный долг, нравственные качества, моральные ценности, моральные качества, профессиональные качества.
Нравственность ценилась во все времена. К. Д. Ушинский писал: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов» [1].
В настоящее время большое внимание уделяется такому направлению педагогических исследований, как формирование нравственной культуры, особенностей нравственного воспитания в процессе обучения. Нравственная культура неразрывно связана с различными формами общественного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивает правопослушное поведение человека. На основе морали как формы общественного сознания и воздействия существуют и разрабатываются педагогические теории и системы нравственного воспитания. Педагогические исследо-
© Грунин А. В., 2016
вания открывают богатые возможности для изучения процесса воспитания нравственной культуры, определения ее целей и средств с учетом новых требований общества к основным качествам личности молодого человека. При этом испытывается недостаток в научно-методическом обеспечении процесса нравственного обучения и воспитания. Требует разрешения вопрос несоответствия между необходимостью включения нравственного воспитания в единый процесс профессиональной подготовки и недостаточной научно-методической разработанностью данной темы. Особо остро эти вопросы стоят в системе образовательных организаций Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), курсанты которых готовятся к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности. Будущий сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) обязан владеть, кроме специальных знаний, высоким уровнем нравственной культуры, поэтому одной из
важных задач высшего юридического образования является создание необходимых условий для формирования правовой и нравственной культуры.
Настоящий профессионал службы по поддержанию правопорядка характеризуется наличием у него определенного морального стержня. Отсюда важность усвоения курсантами знаний в области этики, профессиональной морали, овладения высокоразвитой профессиональной нравственной культурой [2].
Нравственная культура выступает как ценностное освоение человеком окружающего мира. Моральные ценности являются регулятором отношений между обществом и личностью, пронизывают всю систему взаимоотношений между ними, всю жизнедеятельность. В этих ценностях получают конкретное выражение такие категории морали, как добро, долг, честь, совесть и др. Когда мы говорим о нравственной культуре личности, необходимо помнить о том, что она является органическим синтезом усвоенных индивидом моральных ценностей общества, составляющих основу его морального сознания и нравственного поведения, делающих реальностью моральные устремления человека. Присущие личности моральные качества позволяют судить о состоянии ее нравственной культуры не только реально достигнутой, но и потенциально возможной.
Становление нравственной культуры личности связано с развитием его внутреннего мира. Этот мир глубоко индивидуален у каждого человека. Определяется он конкретными условиями его жизни, его культурным уровнем, психологическими чертами, физиологическими особенностями, его вкусами, наклонностями. Процесс формирования и совершенствования нравственной культуры предполагает постоянный самоконтроль, включает в себя самооценку, получившую выражение в совести. Совесть наиболее полно отражает субъективное осознание личностью должного и ответственного поведения. Именно в совести собраны моральные знания, убеждения, умения и навыки, ценностные ориентации и установки. Мало формировать у курсантов нравственную чистоту, умение отличать плохое от хорошего, необходимо научить курсантов применять теоретические знания в повседневной жизни, активно противостоять тем отрицательным явлениям, с которыми им приходится сталкиваться на практике.
Воспитание нравственной культуры обучающихся (не только как педагогический процесс, но и как объективное требование времени) - это естест-
венное побуждение личности к ее нравственному саморазвитию и самосовершенствованию [3].
Одной из задач нравственного воспитания является формирование высокой культуры общения и поведения в коллективе как условие создания в структуре УИС здорового морально-психологического климата.
Содержание понятия «формирование» применительно к будущему сотруднику УИС может выглядеть следующим образом: это социально-нравственное и профессиональное становление личности обучающегося, приобретение им совокупности устойчивых знаний, навыков, умений и личностных качеств, определяющих его общую и нравственно-правовую культуру в ходе обучения, воспитания и в процессе повседневной жизни.
Формирование профессиональных качеств - это процесс целенаправленного включения обучающихся в систему учебно-деятельностных отношений. Через обучение и воспитание устанавливается реальное взаимодействие преподавателей и обучающихся и их, вместе взятых, с теми условиями, в которых протекает педагогический процесс и повседневная жизнь.
Формирование профессиональных качеств обучающихся обусловлено особенностями их будущей профессиональной деятельности и необходимостью возникновения устойчивых механизмов поведения и деятельности. Формирование профессиональных качеств является по своей природе интегральным процессом, выступая, с одной стороны, как результат взаимодействия людей, с другой - как совокупность воздействий макросреды, микросреды и самовоспитания [4].
Целью формирования у курсантов профессиональных качеств является достижение соответствия интересов, моральных мотивов, помыслов, поступков, поведения курсанта требованиям их будущей повседневной практической работы по укреплению правопорядка и борьбе с преступностью.
Потребность обеспечивать юридическую справедливость и защищать нравственную ценность граждан, их честь и достоинство порождает вполне конкретную нравственную задачу сотрудника УИС всеми приемлемыми в правовом и моральном смысле средствами.
Таким образом, воспитание нравственной культуры обучающихся представляет собой важное направление в формировании профессиональных качеств будущих сотрудников УИС.
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. М., 1989. Т. 2. 528 с.
2. Профессиональная этика сотрудника уголовно-исполнительной системы : учеб. пособие / авт.-сост. О. В. Андреев, М. И. Алексеева. Владимир, 2002. 156 с.
3. Кузнецова А. Д. Нравственное воспитание слушателей вузов МВД России : дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1999. 205 с.
4. Шинкевич В. Е. Мобилизация как интегральная основа формирования профессиональных качеств обучаемых в образовательных учреждениях силовых институтов России: опыт и проблемы : дис. ... д-ра соц. наук. Барнаул, 2007. 386 с.
ANDREY VLADIMIROVICH GRUNIN,
phd in pedagogy,
deputy chief, combat and tactical and special training department
(VLI of the FPS of Russia), e-mail: grunin-andreyy@rambler.ru
FORMING OF MORAL CULTURE OF THE TRAINED HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF FSIN OF RUSSIA AS ONE OF THE MAKING PROFESSIONAL QUALITIES: STATEMENT OF THE PROBLEM
Abstract: each employee of the penal system during the professional activity carries out big internal work on explanation of the major professionally moral values - lives and freedoms of the person, his honor and advantage, inherence of its natural rights. In it the moral and professional duty of each employee of penal system also consists. Moral qualities as certain properties in consciousness and behavior of the person, determine his moral shape and its identity. They do the identity of internally free and socially valuable public and private life in all spheres.
In the modern, promptly changing world, in the conditions of difficult processes in political, economic and legal fields of activity the employee of penal correction system more and more needs a firm spiritual support on something invariable, enduring and voluntarily recognized for steady regulations and the principles. Owing to this fact all of us address such most steady phenomena and concepts reflecting them as professionalism and morality (morals) more often. Among different options of interpretation of the concepts «morality» and «morals» it prevails: morality - morals in real life, morals - a form of public consciousness, and ethics - philosophical doctrine about morality, morals.
In article the moral culture is considered from the point of view of right obedient behavior of the person and as one of the making professional qualities of the trained educational organizations of the FPS of Russia.
Key words: professional duty, moral qualities, moral values, moral qualities, professional qualities.
References
1. Ushinskij K. D. Pedagogicheskie sochinenija [Pedagogical compositions]. In 6 vol. Moscow, 1988. Vol. 2.
2. Professional'naja jetika sotrudnika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Professional ethics of the employee of penal system]. Authors-compilers O. V. Andreev, M. I. Alekseeva. Vladimir, 2002.
3. Kuznecova A. D. Nravstvennoe vospitanie slushatelej vuzov MVD Rossii. Dis. kand. ped. nauk [Moral education of students of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Cand. pedagogical sci. diss.]. St. Petersburg, 1999.
4. Shinkevich V. E. Mobilizacija kak integral'naja osnova formirovanija professional'nyh kachestv obu-chaemyh v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah silovyh institutov Rossii: opyt i problem. Dis. d-ra soc. nauk [Mobilization as an integrated basis of formation of professional qualities of trainees in educational institutions of power institutes of Russia: experience and problems. Dr. sociological sci. diss.]. Barnaul, 2007.
© Grunin A. V., 2016