3. Пономарев г. М. Директор школы: менеджер или учитель? // Директор школы. 2010. № 4. С. 37—41.
4. Селиверстова М. в. формирование управленческих компетенций учителя в условиях развития современного образования : автореф. дис. на соиск. учен. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.01 — общая педагогика, история педагогики и образования / Селиверстова Марина Владимировна ; Удмуртский государственный университет. Ижевск, 2011. 23 с.
References
1. Andreeva L. D. Formirovanie upravlencheskoi kul'tury molodogo uchitelya. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of administrative culture of the young teacher. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Yakutsk, 2005. 22 p.
2. Zaslavskaya O. Yu. Razvitie upravlencheskoi kompetentnosti uchitelya v sisteme mnogourovnevoi podgotovki v oblasti metodiki obucheniya informatike. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Development of managerial competence of teachers in the system of multi-level training in the field of teaching informatics. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Moscow, 2008. 45 p.
3. Ponomarev G. M. Direktor shkoly: menedzher ili uchitel' uchitelei? [School principal: manager or teacher of teachers?]. Direktor shkoly [School Principal]. 2010, No. 4, pp. 37—41.
4. Seliverstova M. V. Formirovanie upravlencheskikh kompetentsii uchitelya v usloviyakh razvitiya sovremennogo obrazovaniya. Avtoreferat diss. cand. ped. nauk [Formation of teacher's managerial competence in the conditions of development of modern education. Synopsis cand. ped. sci. diss.]. Izhevsk, 2011. 23 p.
'ОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ И РОДИТЕЛЕЙ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
УДК 37.034:37.064 В. Н. Кузьмичева
Московский государственный институт культуры
В настоящей статье рассматриваются проблемы формирования нравственно-этических отношений родителей и детей, даётся определение понятия «нравственное воспитание», называются способы воздействия школы на формирование нравственности в детско-родительских отношениях. Автор приходит к выводу, что формирование нравственно-этических отношений школьников и родителей является острой социально-педагогической проблемой современности и требует многоуровневой работы как с самими школьниками, так и с их родителями. Ключевые слова: нравственность, семья, нравственное воспитание, культура, личность, культура личности.
V. N. Kuz'micheva
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
FORMATION OF THE MORAL AND ETHICAL RELATIONS OF SCHOOL STUDENTS AND PARENTS AS SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM OF THE PRESENT
In the present article problems of formation of the moral and ethical relations of parents and children are considered, definition of the concept "moral education" is given, ways of impact of school on the organization of formation of moral in the child parental relations are called. The author comes to a conclusion that formation of the moral and ethical relations of school students and parents is an acute social and pedagogical issue of the present and demands multilevel work both with school students, and with their parents.
Keywords: morality, family, moral education, culture, personality, culture identity, individuality.
КУЗЬМИЧЕВА ВИКТОРИЯ НИКОЛАЕВНА — соискатель кафедры педагогики и психологии факультета социально-культурной деятельности Московского государственного института культуры
KUZ'MICHEVA VIKTORIYA NIKOLAEVNA — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, The Faculty of Social and cultural activities, Moscow State Institute of Culture
e-mail: [email protected] © Кузьмичева В. Н., 2015
Человека формируют семья и общество, в котором он живёт. Определяющее значение семьи обуславливается её глубоким влиянием на процесс становления личности ребёнка, его физическое, психическое и духовно-нравственное развитие. Именно в семье дети усваивают нормы и нравственные правила, этику взаимоотношений и поведения.
Становление характера ребёнка находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией её быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями. По мнению А. С. Макаренко, «... истинная сущность воспитательной работы заключается не в разговорах с ребёнком, не в прямом воздействии на ребёнка, а в организации личной и общественной жизни самих родителей и в организации жизни ребёнка. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом — вот первый и самый главный метод воспитания!» [5]. Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребёнок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.
Нравственное воспитание — процесс, направленный на формирование и развитие целостной личности ребёнка, предполагает становление его к обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. По мнению Ю. К. Бабанского, «задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство» [1, с. 479].
В ведённом с 2010 года федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (ФГОС) особое внимание уделяется методам и формам сотрудничества семьи и школы. они включают целый комплекс взаимодействия родителей со школой, носящий как обучающий, так и кор-
рекционный характер. Методы коррекции в работе предполагают изменение отношений родителей и детей, родителей к процессу воспитания.
Для того чтобы определить, насколько хорошо родители знают и понимают мир своих детей, было проведено анкетирование. респондентами стали родители учащихся 6-х классов ГБОУ СОШ № 1739 (г. Москва). в опросе участвовало 45 человек.
на вопрос анкеты: «как в вашей семье проходят выходные?», 72% родителей ответили, что чаще проводят выходные дома, смотря телевизор; 12% — ходят по магазинам и кафе; 7% — ходят в гости; 9% — посещают театр, кино, выставки и т.д.
на вопрос: «какой любимый фильм вашего ребёнка?», лишь 37% родителей правильно ответили на вопрос, остальные не смогли верно назвать любимый фильм своего ребёнка.
на вопрос: «какую последнюю книгу читал Ваш ребёнок?», 78% родителей назвали верную книгу, прочитанную их детьми, но оставшиеся 22% считают, что их дети читают лишь книги по школьной программе.
Анализ ответов на вопрос анкеты: «Знаете ли Вы друзей Вашего ребёнка? Назовите их имена» показал, что 53% знают друзей своего ребёнка по именам, где живут, 36% знает имена и отчества родителей друзей и 11% не знают имена друзей.
Таким образом, из ответов респондентов ясно, что современные родители не очень хорошо знают внутренний мир своих детей. Они погружены в решение бытовых проблем, забывая, что только гармоничное развитие в семье даёт возможность ребёнку развиваться и становиться полноценной личностью.
Между тем неотъемлемым условием нормальных взаимоотношений в семье между родителями и детьми является взаимная информированность родителей и детей. В этом случае будет формироваться хорошее отношение к учёбе, а у родителей — понимание того, как важно детям общение с близкими взрослыми и сверстниками для гармоничного развития.
Взаимная информированность родителей и детей даёт возможность прийти к взаимопониманию и уважению мнения друг друга.
Лучше узнать друг друга помогут совместные дела. Именно они помогают открыть характер детей, а дети так познают сложный мир взрослых, их мысли и переживания.
Для того чтобы правильно оценить мотивы поведения своих детей, нужно понимать их, знать направленность их личности, интересы, уровень их знаний, умений. Если родители плохо себе представляют характер и склонности ребёнка, то они могут ошибаться в оценке их поступков и желаний, что приведёт к утрате взаимного доверия.
Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважая, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение, умение признавать свои ошибки.
Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создаёт у сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят своё отношение к родителям на весь мир взрослых людей.
Анализ психолого-педагогической литературы, посвящённой проблеме современной семьи, нарушениям детско-родительских отношений, их типологии (Б. Н. Алмазов, Г. П. Бочкарева, Л. Вюрсмер, А. Е. Личко и др.), позволил нам определить условия и показатели благополучности. к ним относятся:
1) особенности эмоционального общения и эмоционально-нравственной атмосферы в семье;
2) особенности системы воспитания, используемых воспитательных воздействий;
3) степень контроля жизнедеятельности ребёнка в семье, удовлетворение его потребностей;
4) состав семьи.
Безусловно, в формировании нравственно-этических отношений родителей и школьников помощь должны оказывать образовательные учреждения. Повышение культуры обще-
ния родителей и детей — цель сотрудничества семьи и школы.
Практическая работа в рамках школы с родителями и детьми должна реализоваться через коллективную и индивидуальную формы взаимодействия:
• психолого-педагогический анализ (изучение семьи, анализ промежуточных и конечных результатов);
• родительское сотрудничество;
• психолого-педагогическое просвещение.
Нужно практиковать разнообразные формы работы с родителями:
1) встречи за «круглым столом»;
2) родительские собрания;
3) индивидуальные встречи «разговор по душам»;
4) встречи с директором школы;
5) психолого-педагогические консультации (на базе кабинета профилактики);
6) день открытых дверей;
7) конференции отцов;
8) психологические тренинги (на базе кабинета профилактики);
9) родительский лекторий для различных групп риска (неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, родители опекаемых детей);
10) школа молодых родителей;
11) письменный телефон доверия;
12) совместные праздники;
13) семейные конкурсы;
14) посещение семьи.
В целом формирование нравственно-этических отношений школьников и родителей является острой социально-педагогической проблемой современности и требует многоуровневой работы как с самими школьниками, так и с их родителями. Лишь сплочённая работа школы в едином ключе «школа — дети — родители» поможет решить эту острую проблему. Необходимо более активно привлекать специалистов, таких как педагоги-психологи, социальные педагоги, для мотивации родителей и детей, для реализации программ по формированию нравственно-этических отношений школьников и родителей.
Примечания
1. Бабанский Ю. К. Педагогика / [Ю. К. Бабанский и др.] ; под ред. Ю. К. Бабанского. 2-е изд., доп. и перераб. Москва : Просвещение, 1988. 479 с.
2. Булатова Н. Д. Роль воспитания в формировании культурных ценностей и ценностных ориентаций студентов вузов культуры и искусств: приоритеты и проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 4. С. 149—153.
3. Булатова Н. Д. Проблема социально-нравственных ценностей и ценностных ориентаций студенческой молодёжи: социологическое исследование // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 138—141.
4. Жданова Н. А. Влияние внутрисемейных отношений на развитие жизненных смыслов подростков : автореферат дис. на соиск. учен. степ. кандидата психологических наук : 19.00.13 — психология развития, акмеоло-гия / Жданова Наталья Александровна ; Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2010.
5. Макаренко А. С. О воспитании : [сборник] / [сост. и авт. вступ. ст. В. С. Хелемендик]. Москва : Политиздат, 1988. 256 с.
6. Психологическая диагностика детей и подростков : учебное пособие / ред. К. М. Гуревич, Е. М. Борисова. Москва : Международная педагогическая академия, 1995. 360 с.
7. Резникова А. В., Вартанова Н. Г. формирование нравственного самосознания в молодёжной среде в контексте поликультурного образовательного пространства // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). С. 78—81.
References
1. Babansky Yu. K., etc. Pedagogika [Pedagogics]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie Publ. [Education Publ.], 1988. 479 p.
2. Bulatova N. D. Rol' vospitaniya v formirovanii kul'turnykh tsennostei i tsennostnykh orientatsii studentov vuzov kul'tury i iskusstv: prioritety i problemy [Education role in formation of cultural values and valuable orientations of students of higher education institutions of culture and arts: priorities and problems]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, No. 4, pp. 149—153.
3. Bulatova N. D. Problema sotsial'no-nravstvennykh tsennostei i tsennostnykh orientatsii studencheskoi molodezhi: sotsiologicheskoe issledovanie [Problem of social and moral values and valuable orientations of student's youth: sociological research]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2009, No. 5, pp. 138—141.
4. Zhdanova N. A. Vliyanie vnutrisemeinykh otnoshenii na razvitie zhiznennykh smyslov podrostkov Avtoreferat diss. cand. psikhol. nauk. [Influence of the intra family relations on development of vital meanings of teenagers. Synopsis cand. psychol. sci. diss.]. Voronezh, 2010.
5. Makarenko A. S. О vospitanii: sbornik [About education: collection]. Moscow, Politizdat Publ. [Political Literature Publishing House of the Central Committee of the Communist Party of the Soviet Union, 1988. 256 p.
6. Gurevich K. M., Borisova E. M., ed. Psikhologicheskaia diagnostika detei i podrostkov [Psychological diagnostics of children and teenagers]. Moscow, Publishing house of International pedagogical academy, 1995. 360 p.
7. Reznikova A. V., Vartanova N. G. Forming moral self-conscience among youth in the context of multicultural educational space. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2014, No. 4 (60), pp. 78—81 (in Russian).