Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №1(38) 2016
ISSN2070 4798(Print)
_ISSN 2070 4 798 (Online)
УДК 574 DOI 10.14526/01_1111_87
ББК 20.1
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ПРИОБЩЕНИЯ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
Астраханцева И.В. - аспирант Назаренко А.В. - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО « Ульяновский государственный педагогический университет имени
И.Н. Ульянова»,
432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4
THE SKILLS OF PRACTICAL ECOLOGICAL ACTIVITY FORMATION AS THE LEADING FACTOR OF INTRODUCTION INTO ECOLOGICAL LIFESTYLE
Astrakhantseva I.V. - post-graduate Nazarenko A.V. - doctor ofpedagogics, associate professor Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov", 432700 Ulyanovsk, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, house 4
e-mail: avnokn@mail.ru
Аннотация. Дальнейшее развитие страны возможно при условии принципиального изменения отношения к природе, понимания полной зависимости человека от окружающей среды. Без активной жизненной позиции каждого члена общества невозможно преодолеть масштабный экологический кризис и устранить его негативные последствия. Понимание необходимости всеобщего непрерывного экологического образования приходит все большему количеству ученых, специалистов, философов, педагогов и экологов. В целях экологизации научных и учебных дисциплин многие учебные предметы включают в свое содержание специальные разделы по экологии, что призвано формировать экологическое мировоззрение, экологическое сознание; способствовать повышению экологической культуры. Модернизация государственной системы образования обусловила повышение роли и значимости формирования системы специальных знаний по экологии. Материалы. В статье рассматривается необходимость приобщения к экологическому образу жизни подрастающих поколений путем организации практической экологической деятельности, начиная с дошкольного возраста. теоретическое обоснование необходимости выявления факторов, обусловливающих потребность в экологическом образе жизни. Многие специалисты считают, что экологическое образование и воспитание должно начинаться в семье, однако, родители не подготовлены к данному виду деятельности. Автор видит решение данной проблемы в консультативной помощи родителям во время их практической экологической деятельности совместно с детьми, начиная с благоустройства территории детского сада. В общеобразовательной школе постепенно возрастает самостоятельная роль учащихся в практической экологической деятельности. Такой подход способствует формированию природоохранного отношения к среде обитания, приобщению к экологическому образу жизни. Методы исследования: анализ научно-методической
литературы, обобщение передового педагогического опыта специалистов-практиков в сфере природоохранной деятельности, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. Определена методологическая основа экологического образования,содержание которого обусловлено характером отношений людей с окружающей средой. Целенаправленное формирование навыков практической экологической деятельности у студентов педагогических вузов может осуществляться только в процессе непрерывного экологического образования, охватывающего все его звенья от семейного до послевузовского в течение индивидуальной жизни. Результаты педагогического эксперимента показали целесообразность и эффективность предложенной авторами методики формирования навыков практической экологической деятельности у студентов педагогических вузов. Заключение. Организация практической экологической деятельности является перспективным подходом к решению сложной проблемы смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное; требует тесного взаимодействия семьи и школы во всех звеньях системы образования.
Ключевые слова: экология, природоохранная деятельность, методика, критерии оценки, педагогический эксперимент.
Annotation. Further development of the country is possible only if the attitude to nature changes, if people realize their dependence on environment. It is impossible to overcome a large-scale ecological crisis and to dispose its negative influence without an active life position of each member of society. More and more scientists, specialists, philosophers, teachers and ecologists realize the importance of general constant ecological education. In order to ecologize scientific and educational disciplines many subjects include special units on ecology, which are to form ecological world view, ecological awareness; which provide ecological culture level increase. State educational system modernization conditioned the role and importance increase of special knowledge on ecology system formation. Materials. The article is about the importance of involving young generation into ecological life-style by means of practical ecological activity organization, starting form preschool age; theoretical substantiation of the necessity to reveal the factors, which condition the need for ecological life-style. Many specialists think that ecological education and upbringing should start in a family, however, parents are not ready for this kind of activity. The author thinks that this problem solution is in consultative help to parents during their practical ecological activity together with children, starting from the territory landscaping of a kindergarten.In comprehensive school gradually increases an independent role of children in practical ecological activity. Such kind of an approach provides nature protecting attitude formation to environment, provides involvement into ecological life-style. Research methods: scientific-methodical literature analysis, progressive pedagogical experience of the specialists-practitioners in the sphere of nature protecting activity summarizing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics. Results. Methodological base of ecological education is determined, the content of which is conditioned by the character of relations between people and environment. Purposeful formation of practical ecological activity skills among students of pedagogical Universities can be realized only during the process of a continuous ecological education, which concerns all its periods of life from family to post University one. The results of pedagogical experiment showed the expediency and effectiveness of the offered by the author methodology of ecological activity skills formation among students of pedagogical Universities. Conclusion. Practical ecological activity organization is a prospective approach to a difficult problem solution of a consumer's attitude to nature change to nature protecting attitude; it demands close interaction of family and school in all parts of educational system.
Keywords: ecology, nature protection activity, methodologyа, evaluation criteria, pedagogical experiment.
Актуальность. Установление
вредного влияния пестицида ДДТ и других химических препаратов на окружающую
среду в 60 годы ХХ в. показало, что бесконтрольное вмешательство человека в природу приводит к непредсказуемым
разрушительным последствиям. Это способствовало пониманию того, что причина современного экологического кризиса заключается в игнорировании долгосрочных косвенных последствий антропогенных воздействий на природу. Возникла потребность в ином характере отношений со средой обитания [2, 4, 6, 12].
Новому этапу взаимодействия общества с внешним миром должна была соответствовать философия образования, основанная на ответственности каждого гражданина за сохранение природных ресурсов. Решение этой сложной задачи связано с приобщением к экологическому образу жизни, обеспечивающему признание экологии интегративной наукой [3, 7, 9].
Целью данной работы является теоретическое обоснование
необходимости выявления факторов, обусловливающих потребность в экологическом образе жизни.
Задачи: 1. Установить значимость практической экологической деятельности как ведущего фактора формирования экологического образа жизни.
2. Разработать методику
формирования навыков практической экологической деятельности и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Методологической основой
экологического образования, содержание которого обусловлено характером отношений людей с окружающей природой, является философская мировоззренческая функция современного научного представления о единстве общества со средой обитания. Идеология противопоставления людей и среды обитания сложилась в античном мире. Н.Н. Моисеев, 1996, подчеркивает, что в Древней Греции антропоцентризм занимал ведущую позицию, сохранив ее в эпоху Возрождения и Нового времени. Постепенное расширение и накопление научных знаний, опыта взаимодействия с природой способствовали трансформации антропоцентризма, сохранившегося до настоящего времени. В течение ХУ1-ХУШ в. в. учеными выдвигались различные идеи
о взаимодействии человека со Вселенной. И. Ньютоном были открыты закономерности движения небесных тел, подчиняющиеся причинно-следственным связям, что позволило прогнозировать характер эволюции окружающего мира при получении объективной информации о состоянии его основных параметров и особенностей воздействия внешних сил.
К началу XIX века произошлозначительное увеличение
знаний. В образовании стал доминировать предметно-ориентированный подход. При изучении природы происходило ее разделение на отдельные ответы, что не давало возможности изучать взаимосвязи и взаимообусловленности различных
ответов научного исследования. В национальной Доктрине образования Российской Федерации подчеркнута необходимость формирования целостного научного мировоззрения и экологической культуры. Во второй половине XIX столетия природа рассматривается как источник удовлетворения материальных потребностей человека. Научно-технический прогресс способствовал усилению антропоцентризма, что сказалось на содержании образования. Усилия ученых-экологов обеспечили проникновение экологических идей в образование. Одна из них - ограничение материальных потребностей общества и установление гармоничных отношений с природой - явилась базисом современного экологического мировоззрения.
Высказывания В.И. Вернадского о влиянии людей на среду обитания и необходимости управления и
регулирования этого воздействия определили взгляды на характер отношений человека с природой.
Достижения науки и техники в ХХ веке обусловили передачу подрастающим поколениям фрагментарных,
технократически ориентированных знаний, умений и навыков, что не позволило формировать целостное восприятие среды обитания. В это время стала формироваться экологическая философия, одно из направлений которой было нацелено на сохранение природных
ресурсов для будущих поколений. Появилось также мнение о целесообразности обеспечения единства человека и природы путем расширения его сознания до планетарного и космического масштаба. Это возможно при условии отношения к природе как целостной системе, органичной частью которой является население Земли.
Главные направления современного экологического образования были сформулированы на первой
международной конференции по охране природы в 1972 г. в Стокгольме, итогом которой явилась подготовка
«Программы ООН в области окружающей среды» и признание необходимости создания системы экологического образования. На международном экологическом форуме в Белграде в 1975 г. были определены цели и содержание экологического образования. На международной конференции в Тбилиси 1977 г., были сформулированы главные принципы экологического образования и другие идеи, составившие
методологическую основу экологического образования; его базовый и специальный уровни, ведущая роль учителя. Международный конгресс ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) отметил ряд изменений в состоянии окружающей среды планетарного масштаба:
- демографический взрыв;
- физическое и химическое загрязнение среды обитания;
- деградация биосферы: уменьшение видов насекомых, животных, сельскохозяйственных угодий; эрозия почвы;
- истощение природных ресурсов, озонового слоя, обусловившее повышение температуры, изменение климата.
Была разработана концепция устойчивого развития общества и природы; экологическая культура признана главным критерием уровня цивилизованного развития страны [3, 4, 7]. Осознание необходимости разработки и внедрения в жизнедеятельность человека этических норм и правил поведения произошел после трагедии Хиросимы,
катастрофы Чернобыля и др., оказавших на биосферу планеты разрушительное воздействие. Жизнь показала, что многое, и прежде всего экологические проблемы могут быть решены только совместными усилиями ученых различных отраслей знаний, направленных на изучение разнообразных вопросов взаимодействия человека с природой.
С возрастанием роли экологии в жизни человека она приобретает статус общественной науки, занимая
определенное место в структуре базовых нравственных понятий. Главная цель экологического образования -
формирование экологического
мировоззрения, включавшего в свое содержание не только определяющий уровень знаний, но и личностные установки, обусловливающие
познавательную и практическую деятельность субъекта [1, 8, 10-13, 14]. Федеральным законом РФ «Об охране окружающей природной среды» 2002 г. закреплен статус экологического образования как приоритетного направления в деятельности
образовательных учреждений. Глобальный экологический кризис детерминировал потребность не только в подготовке экологически компетентных специалистов в различных сферах знаний, но и в экологическом воспитании населения, начиная с дошкольного возраста.
Формирование экологического направления может осуществляться только в процессе непрерывного экологического образования, охватывающего все его звенья, от семейного до послевузовского, в течение всей индивидуальной жизни. Сложность экологического образования и экологического воспитания в семье детерминирована рядом факторов:
- отсутствием у родителей специальной теоретической, методологической и практической подготовки в сфере экологии;
- несформированностью мотивации к экологической деятельности;
- отсутствием навыков практической экологической деятельности.
Анализ научной и научно-методической литературы, материалы наших исследований свидетельствуют о том, что перспективным направлением экологического образования на его первом этапе является практическая экологическая деятельность с детьми под руководством воспитателей дошкольных
образовательных учреждений.
Эффективной формой приобщения ребенка и родителей к практическому сотрудничеству с окружающей природой можно считать выполнение проекта или гранта на конкурсной основе. Требования к участию в практической экологической деятельности на конкурсной основе разъясняются детям на занятиях, родителям на собрании в соответствии со следующим алгоритмом:
1. Выбор темы из предложенных детским садом направлений:
- благоустройство и озеленение территории детского сада;
- эстетическое и функциональное оформление игровых и спортивных площадок;
- подготовка специального инвентаря для практической экологической деятельности детей и взрослых.
2. Разработка и защита проекта работы в соответствии с темой с указанием:
- цели и задач;
- обоснования значимости работы;
- используемых средств и методов;
- игровых форм и соревновательных моментов;
- способов поддержания положительного психоэмоционального состояния;
- алгоритма выполнения работы.
3. Подведение итогов выполнения проекта;
- анализ деятельности детей и взрослых;
- награждение активных участников.
В ходе практической экологической деятельности дети на уровне подсознания проникаются ее значимостью; усваивают, что эта работа доставляет удовольствие; приобретают первые навыки
экологической практической деятельности. Родители приобщаются к совместной трудовой деятельности с детьми, лучше узнают особенности характера своего ребенка; осознают свои возможности в улучшении условий экологического и эстетического воспитания детей в период их пребывания в дошкольных учреждениях. В младшем
школьномвозрасте сохраняется ведущая роль родителей в тесном сотрудничестве с учителями в экологическом образовании и экологическом воспитании детей. Использование проекта на конкурсной основе позволяет взрослым и детям проявлять творческую фантазию, познавательные способности, приобрести трудовые навыки в более сложных видах экологической деятельности, например, изготовить таблички с указанием породы деревьев, кустарников; фигуры животных, занесенных в красную книгу. За каждым классом начальной школы закрепляется участок пришкольной территории, который дети с помощью родителей благоустраивают, обрезают кустарники, придавая им определенную форму; сажают новые виды растений. Во время каникул создаются мобильные отряды по 6-7 человек, ухаживающие за своим участком.
В средних классах существенно повышается самостоятельность
подростков. Родители вместе с учителями оказывают преимущественно
консультативную помощь. Подростки в соответствии с грантом, окапывают деревья; изготавливают простейшие спортивные снаряды и оборудование: бумы, гимнастические бревна разной высоты, скамейки необычной,
оригинальной формы из природного материала. За каждым из средних классов закрепляется участок прилегающей к школе территории, который также должен быть благоустроен в соответствии с утвержденным проектом.
Старшеклассники, выигравшие грант, конструируют спортивные сооружения из использованных
автопокрышек разного размера, которые располагаются вдоль ограждения школьной территории и раскрашиваются в яркие тона. За учащимися 9-11-х классов закрепляется (кроме школьной
территории, где им необходимо делать обрезку деревьев, формировать крону, содержать в порядке травяное покрытие) также участок, расположенный вблизи школы (сквер, парк, берег реки и т.д.), состояние которого они также должны контролировать. Содержание
экологической деятельности школьников предусматривает своевременную очистку территории от мусора, спиливание сухих веток; ликвидацию заторов у берега; размещение табличек о правилах поведения на природе. Каждый старшеклассник ведет дневник
наблюдений за состоянием данного участка, выявляет основные источники его загрязнения; динамику параметров воды и воздуха.
Для проверки эффективности разработанной нами методики
формирования навыков практической экологической деятельности был проведен педагогический эксперимент с участием 144 студентов 1-2-го курсов государственного педагогического
университета им. И.Н. Ульянова. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, по 72 человека в каждой. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень готовности студентов к формированию навыков практической экологической деятельности у школьников младшего, среднего и старшего возраста. Студентам было предложено разработать проект выполнения данного задания с указанием цели и задач экологического воспитания учащихся; используемых средств; методов и форм; особенностей возрастного развития школьников; условий
эффективности экологического
воспитания, критериев оценки
практической экологической деятельности;
ее содержания. Оценку проекта осуществляла группа экспертов из числа специалистов по экологии.
Анализ выполненных работ не выявил существенных различий по уровню готовности студентов педагогического вуза к формированию навыков практической экологической деятельности у школьников и учащейся молодежи. В КГ учебный процесс проходил в соответствии с учебным планом. Студенты ЭГ во время общественно-педагогической практики на первом этапе приобретали навыки организации экологической деятельности в детском саду; на втором и третьем этапах -в начальных, средних и старших классах общеобразовательной школы. Эколого-педагогическая деятельность будущих учителей осуществлялась в соответствии с содержанием разработанной нами методики. После окончания
педагогического эксперимента была проведена повторная оценка уровня сформированности навыков практической экологической деятельности. Студенты также разрабатывали проект с учетом предъявляемых требований.
Анализ материалов исследования показал, что результаты улучшились в обеих группах, однако в ЭГ были точно сформулированы цели и задачи работы; представлена ее актуальность;
особенности использования средств и методов с учетом возрастных особенностей детей и подростков, применены игровые формы и соревновательные моменты; способы управления психоэмоциональным
состоянием; подведены итоги. Экспертная группа в том же составе провела оценку деятельности студентов. Были получены следующие результаты: в КГ при исходных данных 2,74±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка улучшилась до 2,93±0,22 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,69±0,15 балла к завершению педагогического
эксперимента данные возросли до 3,81±0,19 балла (р<0,05).
Таким образом, результаты педагогического эксперимента
свидетельствуют о том, что формирование природоохранного отношения к среде обитания может формироваться только в процессе активного взаимодействия со средой обитания. Этот сложный процесс должен начинаться с дошкольного воспитания, когда с помощью специально организованной консультативной и методической поддержки родители усваивают необходимые навыки и в ходе взаимодействия с детьми участвуют в практической экологической деятельности. В младшем школьном возрасте роль родителей несколько снижается, однако еще остается значимой. В подростковых классах на базе сформированных ранее навыков взаимодействия с природой усваиваются более сложные; результаты своей деятельности учащиеся реально оценивают; их достижения отмечаются на классных и общешкольных собраниях, что способствует их самоутверждению, повышению самооценки, приобщению к экологическому образу жизни.
Практическая экологическая
деятельность учащихся 10-11-х классов приближена к взрослой; у выпускников общеобразовательной школы формируется убеждение в большой государственной значимости экологической деятельности, что способствует повышению
экологической культуры;, пониманию необходимости приобщения к
экологическому образу жизни.
Формирование навыков практической экологической деятельности является длительным и сложным процессом, требующим тесного взаимодействия семьи и школы во всех звеньях системы образования.
Литература
1. Беликов, В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности (дидактическая концепция) / В. А. Беликов // Текст-Челябинск : Факел, 2011. - С. 141.
2. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский, под ред. Р. К. Баландина. - М. : Айрис-Пресс, 2004. - 576 с.
3. Гильмиярова, С. Г. Непрерывное экологическое образование будущих учителей в России и США : дис. ... д-ра пед. наук / С. Г. Гильмиярова // Башкир, гос. пед. ун-т. - Уфа, 2002. - 372 с.
4. Дроздовский Э. Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития : Учебное пособие / Э. Е. Дроздовский, Е. С. Баландин, А. В. Назаренко. -Ульяновск, 1999. - 130 с.
5. Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». - М., 2002. - 26 с.
6. Марар, О. И. Экологическая культура: понятие, сущность, структура и функции / О. И. Марар, И. А. Сосунова // Поиск. Вып. - № 1(21). -М., 2009. - С. 21-27.
7. Моисеев, H. H. Устойчивое развитие или стратегия переходного периода / Н. Н. Моисеев // Энергия. - 1996. - № 9. - С. 14-21.
8. Назаренко, А. В. Методологическое обоснование совершенствования профессиональной подготовки педагогов к формированию навыков природосбережения /А. В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 2 (23). - С. 90-96.
9. Назаренко, А.В. Факторы, определяющие эффективность экологического воспитания / А.В. Назаренко, А.В. Кириллов, М.А. Иконникова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2015. - №4(37). - С. 102-110. http://elibrarv.ru/item.asp?id=25373040.
10. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americas, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volumelll. "UFRJPress", 2015. - 436-443 р.
11. Санфирова, О. В. Аксиологические основы экологического образования студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук /О. В. Санфирова // Кемеров.гос.ун-т. - Кемерово, 2002. - 23 с.
12. Сластенина, Е. С. Экологическое образование в подготовке учителя / Е. С. Сластенина. - М., 1994. - 108 с.
13. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : МГУ, 1983. - 286 с.
14. Суравегина, И. Т. Общеобразовательные цели изучения экологии в контексте концепции устойчивого развития / И. Т. Суравегина, Н. Н. Мамедов // Вестн. эколог, образования. - Вып. 1-2. - Обнинск, 1995. - 38с.
15. Теплов, Д. Л. Экологическое воспитание старшеклассников в системе дополнительного образования /Д. Л. Теплов // Педагогика. - 2003. - №10. - С. 46-49.
Reference
1. Belikov V. A. Lichnostnaya orientatsiya uchebno-poznavatel'noi deyatel'nosti
(didakticheskaya kontseptsiya) [Personal orientation of educational-cognitive activity (didactic conception)], Text-Chelyabinsk : Fakel, 2011, 141 p.
2. Vernadskiy V. I. Biosfera i noosfera [Biosphere and noosphere], Moscow : Ayris-Press, 2004, 576 p.
3. Gilmiyarova S. G. Nepreryvnoe ekologicheskoe obrazovanie bu—dushchikh uchitelei v Rossii i SShA [A continuous ecological education of the future teachers in Russia and in the USA], Extended abstract of Doctor's thesis, Ufa, 2002, 372 P.
4. DrozdovskiyE. E., Balandin E.S., Nazarenko A.V.Nekotorye printsipy formirovaniya regio—nal'nykh programm ustoichivogo razvitiya[Someprinciplesofregionalprogramsformatio nofasteadydevelopment], Ulyanovsk, 1999, 130 p.
5. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation) "On environment protection", Moscow, 2002, 26 p.
6. Marar O. I., Sosunova I.A.
Ekologicheskaya kul'tura: ponyatie, sushchnost', struktura i funktsii [Ecological culture: notion, essence, structure and functions], Poisk. Issue, No.1(21), Moscow, 2009, pp. 21-27.
7. Moiseev N. N. Energiya, 1996, No. 9, pp.
14-21.
8. Nazarenko A. V. Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2012, No.2 (23), pp. 9096. http://elibrary.ru/item. asp?id=17847221
9. Nazarenko A. V., Kirillov A.V.,Ikonnikova M.A. Pedagogiko-psikhologicheskie
i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoi kul'tury i sporta, 2015, No. 4(37), pp. 102-110. http://elibrary.ru/item.asp?id=25373040.
10. Nazarenko A. Some approaches to improving the system of environmental education / A. Nazarenko, A. Kolesnik// Proceedings of the IX International Academic Congress "Contemporary Science and Education in Americ, Africa and Eurasia" (Brazil, Rio de Janeiro, 18-20 August 2015). Volume III. "UFRJ Press", 2015. - 436-443 р.
11. Sanfirova O. V. Aksiologicheskie osnovy ekologicheskogo obrazovaniya studentov [Axiological basis of ecological education among students], Extended abstract of candidate's thesis, Kemerovo, 2002, 23 p.
12. Slastenina E. S. Ekologicheskoe obrazovanie v podgotovke uchitelya [Ecological education in training a teacher], Moscow, 1994, 108 p.
13. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti [Personality self-realization], Moscow : Moscow State University, 1983, 286 p.
14. Suravegina I. T., Mamedov N.N. Obshcheobrazovatel'nye tseli izucheniya ekologii v kontekste kontseptsii ustoichivogo razvitiya [General educational aims of ecology study in the context of the conception of a steady development], Issue 1-2. -Obninsk, 1995, 38p.
15. Teplov D. L. Pedagogika, 2003, No.10, pp. 46-49.
Статья поступила в редакцию: 27.02.2016 г.
Астраханцева Ирина владимировна - проректор по администативной и правовой деятельности, аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»,432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: avnoknamail. ru
Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, зав кафедрой экономики и управления ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», 432700, г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, дом 4, e-mail: avnokna mail. ru