Научная статья на тему 'Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов'

Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА / ECOLOGICAL WORLD VIEW / PHYSICAL READINESS / PEDAGOGICAL EXPERIMENT / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Астраханцева И. В., Назаренко А. В., Кириллов А. В.

Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материал. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта специалистов экологов, педагогический эксперимент, тестирование, деловые игры, методы математической статистики. Результаты. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психо-эмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона; состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и других, воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающие отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения. Заключение. Предпринятый подход позволяет наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрения главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Астраханцева И. В., Назаренко А. В., Кириллов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AND ECOLOGY INTEGRATION AS THE CONDITION FOR THE LEVEL OF PHYSICAL READINESS INCREASE AND ECOLOGICAL WORLD VIEW FORMATION AMONG SENIOR PUPILS

Irrational use of natural resources and consumer's attitude to environment are the main reasons, which prevent steady social and economic development of the country. The existing problem solution is in integral state system of ecological education creation, which is mentioned in several important laws of the Russian Federation, the Decrees of the Russian Federation President and other documents. Material. The results of scientific research works of the specialists in ecology prove, that ecological world view, nature protecting attitude to environment formation can be successfully realized only in case of interaction with the world. This article offers a new approach to ecological education and senior pupils’ upbringing organization by means of the following subjects integration: physical culture and ecology. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experience of the specialistsecologists summarizing, pedagogical experiment, testing, business games, methods of mathematical statistics. Results. Physical culture and ecology integration is possible owing to excursions, touristic trips and expeditions of ecological orientation organization and realization. Physical culture teacher determines the volume and the character of muscular load, the ways of its regulation, functional and psycho-emotional state control. Ecology teacher creates the themes of the lessons forms; gets pupils acquainted with the peculiarities of the region flora and fauna; the state of environment, parameters of environment: water, air, food and other parameters, which influence spiritual-moral and physical health of a person; reveals the reasons of environment critical state by the example of industrial enterprises activity, which empty waste into water and fertile lands. Excursions, trips, expeditions use increases the volume of motional activity, provides health improvement, the level of physical readiness increase and ecological world view formation. Conclusion. The offered approach, together with senior pupils’ health improvement, physical readiness indices increase, the applied skills of interaction with nature upbringing, helps to form ecological world view, which is the main condition for a consumer’s attitude to environment change into nature protecting one.

Текст научной работы на тему «Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов»

Шпедт Иван - студент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Головихин Евгений Васильевич - доктор педагогических наук, профессор, Центр спортивной подготовки сборных команд Ханты-Мансийского автономного округа ул. Отрадная, 9, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, Россия, 628002

Катенков Андрей Николаевич - аспирант, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Шпедт И.Ю., Головихин Е.В., Катенков А.Н. Педагогические условия повышения результативности соревновательной деятельности в Кудо // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 118-129. DOI 10.14526/03_2017_242

DOI 10.14526/03_2017_243 УДК 371. 035:371.037 ББК 74.200.50+74.200.55

ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ

ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СТАРШИХ КЛАССОВ

И.В. Астраханцева - старший преподаватель А.В. Назаренко - доктор педагогических наук А.В. Кириллов - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.

Ульянова»,

площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

E-mail: avnokn@mail.ru

Аннотация. Нерациональное использование природных ресурсов, потребительское отношение к среде обитания являются главными причинами, препятствующими устойчивому социальному и экономическому развитию страны. Выход из создавшегося положения состоит в разработке единой государственной системы экологического образования населения, на что указывается в ряде важнейших законов Российской Федерации, Указах Президента РФ и других документах. Материал. Результаты научных исследований специалистов по экологии свидетельствуют о том, что формирование экологического мировоззрения, природозащитного отношения к среде обитания может успешно осуществляться только при взаимодействии с внешним миром. В данной статье предлагается новый подход к организации экологического образования и воспитания старших школьников путем интеграции учебных предметов: физической культуры и экологии. Методы: анализ научной и научно-методической литературы, обобщение педагогического опыта специалистов - экологов, педагогический эксперимент, тестирование, деловые игры, методы математической статистики. Результаты. Интеграция физической культуры и экологии возможна посредством организации и

проведения экскурсий, туристических походов и экспедиций экологической направленности. Учитель физической культуры определяет объем и характер мышечной нагрузки, способы ее регулирования, контроль функционального и психо-эмоционального состояния. Преподаватель экологии разрабатывает тематику форм занятий; знакомит с особенностями флоры и фауны своего региона; состоянием окружающей природы, параметрами среды обитания: воды, воздуха, продуктов питания и других, воздействующих на духовно-нравственное и физическое здоровье человека; раскрывает причины критического состояния природы на примере деятельности промышленных предприятий, сбрасывающие отходы производства в водоемы и на плодородные земли. Использование экскурсий, походов, экспедиций увеличивает объем двигательной активности, способствует улучшению здоровья и повышению уровня физической подготовленности, а также формированию экологического мировоззрения. Заключение. Предпринятый подход позволяет наряду с решением задач укрепления здоровья учащихся десятых и одиннадцатых классов, повышения показателей физической подготовленности, воспитания прикладных навыков взаимодействия с природой, формировать экологическое мировоззрения - главное условие смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. Ключевые слова: экологическое мировоззрение, физическая подготовленность, педагогический эксперимент, методика.

PHYSICAL CULTURE AND ECOLOGY INTEGRATION AS THE CONDITION FOR THE LEVEL OF PHYSICAL READINESS INCREASE AND ECOLOGICAL WORLD VIEW FORMATION AMONG SENIOR PUPILS

Irina V. Astrakhantseva - senior professor Alexsandr V. Nazarenko - doctor of pedagogics A.V. Kirillov - postgraduate Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, 4, area of 100 th anniversary of V.I. Lenin's birth, Ulyanovsk, 432700, Russia

E-mail: avnokn@mail.ru

Annotation. Irrational use of natural resources and consumer's attitude to environment are the main reasons, which prevent steady social and economic development of the country. The existing problem solution is in integral state system of ecological education creation, which is mentioned in several important laws of the Russian Federation, the Decrees of the Russian Federation President and other documents. Material. The results of scientific research works of the specialists in ecology prove, that ecological world view, nature protecting attitude to environment formation can be successfully realized only in case of interaction with the world. This article offers a new approach to ecological education and senior pupils' upbringing organization by means of the following subjects integration: physical culture and ecology. Research methods: scientific and scientific-methodical literature analysis, pedagogical experience of the specialists- ecologists summarizing, pedagogical experiment, testing, business games, methods of mathematical statistics. Results. Physical culture and ecology integration is possible owing to excursions, touristic trips and expeditions of ecological orientation organization and realization. Physical culture teacher determines the volume and the character of muscular load, the ways of its regulation, functional and psycho-emotional state control. Ecology teacher creates the themes of the lessons forms; gets pupils acquainted with the peculiarities of the region flora and fauna; the state of environment, parameters of environment: water, air, food and other parameters, which influence spiritual-moral and physical health of a person; reveals the reasons of environment critical state by the example of industrial enterprises activity, which empty waste into water and fertile lands. Excursions, trips, expeditions use increases the volume of motional activity, provides health improvement, the level of

physical readiness increase and ecological world view formation. Conclusion. The offered approach, together with senior pupils' health improvement, physical readiness indices increase, the applied skills of interaction with nature upbringing, helps to form ecological world view, which is the main condition for a consumer's attitude to environment change into nature protecting one. Keywords: ecological world view, physical readiness, pedagogical experiment, methodology.

Введение. Одной из особенностей современной эпохи является существенное воздействие антропогенной деятельности на среду обитания, что находит свое выражение в неограниченном

использовании природных ресурсов. Это обусловливает значительное изменение ландшафта, структуры верхних слоев земли с непредсказуемыми последствиями. Разработка государственных документов России: национальном плане действий Министерства экологии и природных ресурсов РФ по реализации решений Конференции ООН по проблемам окружающей среды и ее развитию, 1993; Указ Президента РФ №236 от 04.02.1994г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», 1996; Закон РФ «Об охране окружающей среды», 2002г. направлена на то, чтобы экологическое образование обеспечивало формирование системы специальных знаний, навыков практической

экологической деятельности, активной жизненной позиции в решении сложных экологических проблем. Это требует принципиального изменения характера взаимоотношений и взаимодействия с окружающей природой на основе формирования экологического

мировоззрения. Результаты исследований А.В., Панкратова, 2001; А.В. Заводного 2004; Т.В. Яковенко 2009 и др., показали, что формирование рационального отношения к среде обитания возможно лишь в процессе взаимодействия и тесного общения с природой.

Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости интеграции физической культуры и экологии как условия повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического

мировоззрения учащихся старших

классов.

Задачи: 1. Выявить условия эффективности использования экскурсий, туристических походов и экспедиций для формирования экологического

мировоззрения и повышения уровня физической подготовленности.

2. Разработать методику

организации и проведения экскурсий, туристических походов, направленных на воспитание экологического

мировоззрения, а также развитие двигательно-координационных качеств и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Материалы. Сложная социально-экономическая ситуация в стране обусловлена нерациональным

использованием природных ресурсов и неправильным отношением к среде обитания. Неразработанность норм и правил взаимоотношений людей с окружающей природой, отсутствие информации о ее экологическом состоянии; государственной системы экологического образования явились основными причинами низкого уровня экологической культуры; преобладания потребительского отношения к природе и ее ресурсам [1, 4]. Декларирование большой государственной значимости экологического образования населения в международных документах и в национальных стратегиях развития страны не достигает цели без разработки системы мероприятий, способствующих осознанию обществом необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природоохранное и ресурсосберегающее. Решение этой сложной задачи возможно при подготовке компетентных специалистов в сфере экологии. Однако в настоящее время государство не располагает необходимой

материальной базой и средствами для обеспечения учебных заведений и производственных коллективов их необходимым количеством. Состояние экологического образования в стране соответствует стратегии ее перехода к устойчивому социально-экономическому развитию.

Выход из сложившейся ситуации возможен путем включения учителей общеобразовательных школ в процесс экологического просвещения,

экологического воспитания и

экологического образования учащихся, а также других групп и категорий населения. Это потребует дополнительной профессионально-педагогической подготовки учителей в сфере экологии, что позволит определить экологическое образование в качестве базиса современных научных знаний, будет способствовать интеграции учебных дисциплин.

Одним из школьных

общеобразовательных учебных дисциплин является физическая культура,

направленная на формирование способности управления двигательной деятельностью, развитием двигательно-координационных качеств, улучшением показателей здоровья. В «Национальной доктрине развития образования РФ до 2025 года» подчеркивается, что приоритетной задачей системы образования в стране является воспитание человека с ответственным отношением к своему здоровью и здоровью других людей в духовно-нравственном и физическом аспектах.

Новые подходы к образованию ориентируют на целостное развитие личности, стимулирование ценностного отношения к здоровью [2]. Это актуализирует поиск и внедрение перспективных технологий,

разнообразных, гибких форм работы с высокой степенью эффективности. Современная социокультурная ситуация в России характеризуется значительным ухудшением экологии, снижением уровня физической активности и здоровья

населения. Это актуализирует проблему изменения отношения к природе, катастрофическое состояние которой отрицательно воздействует на качество жизни людей. Переход от техногенной цивилизации к информационно-постиндустриальной повышает

потребность общества в экологически благоприятной природной среде и ставит экологию в центр научных знаний, рассматривая экологической образование в качестве базиса для интеграции учебных дисциплин.

Школьная и вузовская физическая культура с ее разнообразными средствами и формами оздоровительного воздействия располагают значительными возможностями для формирования культуры здоровья, навыков контроля и управления психо-эмоциональным, функциональным и физическим состоянием. Однако ее возможности в сфере укрепления, развития и совершенствования духовно-нравственного и физического здоровья не используются в должной мере. Присущие физической культуре и экологии общие средства физического воздействия на организм: ходьба, бег, плавание, передвижение на лыжах и др., а также формы занятий: экскурсии, туристические походы и экспедиции создают благоприятные возможности для организации эколого-познавательной, научно-исследовательской деятельности при эффективном решении задач повышения уровня физической подготовленности, развития жизненно-важных двигательно-координационных, интеллектуальных и морально-волевых качеств - основы для улучшения показателей здоровья.

Совместная деятельность педагога по экологии и учителя физической культуры предусматривает разработку маршрутов для экскурсий, походов, экспедиций в соответствии с решением конкретных задач учащихся старших классов общеобразовательных школ. Учитель физической культуры определяет сложность маршрута, его

продолжительность, виды двигательной деятельности (передвижение шагом, бегом, с определенным темпом и характером движений по лесному массиву: высокой траве, пересеченной местности, в гору, с горы, с преодолением препятствий

и т.д.) с учетом физической подготовленности, физического развития, возрастных особенностей, а также веса походного рюкзака.

Специалист по экологии разрабатывает содержательную часть мероприятия:

- изучение особенностей флоры и фауны данного тематического пространства, предусмотренного походом или экспедицией;

- состояние природных объектов в конкретном районе региона; выявление степени их разрушения, определение возможностей и условий их восстановления, финансовых вложений, человеческих ресурсов;

- установление степени загрязнения воды, воздуха, леса, почвы и их воздействия на организм; причин ухудшения параметров среды обитания;

- сопоставительная оценка педагога-эколога, учителя физической культуры и учащихся состояния исследуемой части окружающей природы;

- информация о состоянии данного участка природы в различные периоды общественного развития; состояние рыбных запасов; разнообразие птиц, насекомых, животного мира и т.д.

Сочетание разнообразной

информации об окружающей природе; разъяснение влияния среды обитания на состояние здоровья человека и воздействия людей на внешний мир; причин разрушения природных объектов; исчезновения большого количества видов рыб, птиц, насекомых, животных, растений, металлов и т.д., способствовало формированию экологического

мировоззрения, созданию базиса для смены потребительского отношения к среде обитания на природозащитное. С другой стороны, старшеклассники во время тематических экологических экскурсий, походов и экспедиций осознавали значимость физической подготовленности, достижения

определенного уровня развития мышечной силы, выносливости, быстроты реакции, ловкости, равновесия и других

двигательно-координационных качеств. Это положительно сказалось на посещаемости уроков физической культуры, двигательной активности при выполнении заданий учителя.

Результаты и их обсуждение. Для проверки данных положений был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 47 учащихся 10-11 классов общеобразовательной школы №13 г. Ульяновска. Были организованы контрольная (КГ) группа - 23 человека и экспериментальная (ЭГ) - 24 человека. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления исходного уровня физической

подготовленности с применением следующих контрольных упражнений: бег 100м (с); кросс 2000м (мин); прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа(кол-во раз); поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз). Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности учащихся КГ и ЭГ, (р>0,05).

Определялась также степень сформированности экологического

мировоззрения у школьников КГ и ЭГ, как интегральной системы взглядов и убеждений, основанных на

естественнонаучных знаниях,

определяющих понимание необходимости смены потребительского отношения к среде обитания на природосберегающее. Критерием оценки сформированности экологического мировоззрения явилось проявление личностной позиции по проблеме установления четких норм и правил поведения на природе, обеспечивающих природоохранное

отношение к среде обитания, нарушение которых должно регулироваться гражданским и уголовным

законодательством; отношение к участию в работах по восстановлению разрушенных природных объектов, озеленению и благоустройству территории

школы, района, города как гражданскому долгу.

Анализ материалов исследования не выявил существенных различий по степени сформированности

экологического мировоззрения у учащихся КГ и ЭГ, (р>0,05). Кроме того, учитывалось соотношение опозданий и пропусков без уважительной причины: активность при выполнении двигательных заданий; заинтересованность в повышении показателей физической

подготовленности. Изучение классного журнала, протоколов соревнований по сдаче норм комплекса ГТО и контрольных испытаний по тестам, предусмотренным государственной программой по физическому воспитанию не выявило существенных отличий у школьников КГ и ЭГ, (р>0,05).

Учебные занятия по физической культуре и по экологии в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с содержанием программ по данным дисциплинам. В ЭГ каждое воскресенье (четыре раза в месяц), а также в праздничные дни, каникулярное время проводились экскурсии экологической направленности, программа которых разрабатывалась совместно с учителями физической культуры и экологии.

Методика организации и проведения данных форм занятий включала в свое содержание физические упражнения, направленные на

формирование навыков взаимодействия с природой: преодоление лесных массивов с заданной скоростью с рюкзаком определенного веса; оврагов и других препятствий шагом и бегом; выбор места для разведения костра; приведение использованной части природы в порядок без каких-либо признаков ее использования. Учащиеся ЭГ приобретали навыки самоконтроля функциональных показателей, психо-эмоционального

состояния; выполняли двигательные задания для развития мышечной силы, выносливости, ловкости, устойчивости тела и других двигательно-координационных качеств.

Учитель по экологии разрабатывал программу ознакомления с особенностями флоры и фауны, природными объектами, придающими региону особый колорит; разрушительным влиянием человека на среду обитания; последствиям сбросов промышленных отходов в реки и другие водоемы; отрицательным воздействием загрязненных параметров среды обитания: воздуха, воды, продуктов питания на здоровье человека. После каждой экскурсии, похода, экспедиции

экологической направленности школьники ЭГ участвовали в обсуждении итогов каждого мероприятия, обменивались впечатлениями, писали рефераты с анализом собственных наблюдений, выводами, предложениями. Кроме того, оценивался уровень физической подготовленности; выявлялись недостатки развития тех или иных двигательно-координационных качеств; показатели сформированности навыков практической деятельности по самообслуживанию в природных условиях.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической

подготовленности учащихся КГ и ЭГ, результаты которого показали, что улучшение показателей произошло в обеих группах при явном преимуществе школьников ЭГ. Так, в беге на 100 м при исходных данных в КГ - 15,51± 0,24 с, к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли и составили 15,12±0,13 с, (р>0,05); в ЭГ,

соответственно, при исходных данных 15,55±0,31 с, данные увеличились и составили 14,83±0,28 с, (р>0,05); при исходных данных в кроссе на 2000 м в КГ при исходных показателях 12,17±0,36 м, к завершению педагогического

эксперимента показатели улучшились и составили 11,91±0,45 м, (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 12,11±0,22 м, показатели возросли до 10,37±0,19м, (р<0,05). Подобная тенденция прироста результатов была выявлена и по другим тестам. Результаты

педагогического эксперимента показали

также, что в ЭГ прекратились опоздания и пропуски уроков физической культуры без уважительных причин; существенно возросла двигательная активность при выполнении разнообразных физических упражнений; заинтересованность в приросте двигательно-координационных качеств. При исходной оценке степени сформированности экологического

мировоззрения в КГ-2,73±0,17балла, к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,87±0,14балла, (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,62±0,21 балла, данные возросли и составили 3,67±0,21 балла, (р<0,05).

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что интеграция физической культуры и экологии способствует повышению эффективности их

воздействия при решении задач улучшения показателей физической

подготовленности, укрепления здоровья, развития двигательно-координационных качеств, а также формирования экологического мировоззрения - главного условия воспитания потребности в защите окружающей природы.

Литература

1. Астраханцева, И.В. The initial stage of the environmental education as a basis of rational human interaction with nature/ И. В. Астраханцева, Назаренко А.В.Кузнецова З.М. // Cambridge Journal of Education and Science , 2016, № 1 (15).(January-June). - С. 482-490.

2. Астраханцева, И. В. Концептуально-методологическое обоснование значимости экологического воспитания в системе профессиональной подготовки будущего учителя / И. В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 11. - 2016. - № 2. - С. 8294. Режим доступа: http://journal-science.org/ru/article/578. html. DOI: 10.14526/01_1111_119.

3. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с., ил.

4. Заводной, А.В. Интегративная подготовка преподавателя экологии высшей школы: дисс..к.п.н. / А.В. Заводной // Сочин. гос. ун-т туризма и курорт. дела. - Сочи, 2004. - 184 с.

5. Кузнецова, З.М. Исследование периода усталости в тренировочном процессе у женщин

боксерок /З.М. Кузнецова, Ю.Д.Овчинников, Л.В. Хорькова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Том 12. - №1. - С. 14-21. Режим доступа: http://www.journal-

science.org/ru/article/720.html._DOI

10.14526/01 2017 177.

6. Назаренко А.В. Методологические основы формирования экологического образа жизни как условие природозащитного отношения к среде обитания / А.В. Назаренко, И.В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - Том 11, №4 - 2016 г.- С. 94106. Режим доступа: http://journal-

science.org/ru/article/680.html._DOI

10.14526/01 1111 156.

7. Панкратов, А.В. Идея экологического образования / А.В. Панкратов, Л.В. Фесенкова, Е.Д. Дерябина // Философия экологического образования - под общ. ред. И.К. Лисеева. - М: Прогресс - Традиция, 2001. - С. 329-346.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Яковенко, Т.В. Экологическая компетентность личности как педагогическое явление / Т.В. Яковенко // Актуальные вопросы создания современной модели образования в системе «школа-вуз»: Сборник материалов II Республиканской научно-методической конференции. - Казань: КГТУ, 2009. - С. 32-37.

9. Antoine Duval, Herman Ram, Marjolaine Viret, Emily Wisnosky, Howard L. Jacobs, Mike Morgan. The World Anti-Doping Code 2015: ASSER International Sports Law Blog symposium. Mezhdunarodnyj sportivnyj zhurnal sporta [The International Sports Law Journal]. 2016 (Scopus)

10. Roy First M, Darren Lee, Peter Lewis, Stan Rose. An Economic Analysis of the Cost Effectiveness of Blood Gene Expression Profiling in Kidney Transplant Recipients. Zhurnal zdorovjya I medicinskoj economiki [Journal of health and medical economics]. 2017, Vol. 3, No.1 (Scopus)

References

1. Astrakhansteva I.V., Nazarenko A.V., Kuznetsova Z.M. The initial stage of the environmental education as the basis of a rational human interaction with nature. Zhurnal Kembridzha obrazovaniya I nauki [Cambridge Journal of Education and Science]. 2016, No.1(15), pp. 482-490. (in Russian).

2. Astrakhantseva I. V. Conceptual-methodological importance substantiation of ecological upbringing in the system of professional training of the future teacher. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 2, pp. 82-94. Available at: http://journal-science.org/ru/article/578.html. DOI: 10.14526/01_1111_119.

3. Balsevich V.K. Ontokinesiologiya cheloveka [Ontokinesiology of a person]. Moscow,

Theory and practice of physical culture, 2000, 275 p. (in Russian).

4. Zavodnoy A.V. Integrative training of high school ecology teacher: dissertation of the candidate of pedagogics. Sochinskij gosudarstvennyj universitet turizma I kurortnogo dela [Sochi State University of Tourism and Health Resort Business]. Sochi, 2004, 184 p(in Russian).

5. Kuznetsova Z.M., Ovchinnikov Yu.D., Hor'kova L.V. The study period of fatigue in the training process of women boxerjock. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport], 2017, Vol.12, no 1, pp. 14-21. Available at: http://www.journal-science.org/ru/article/720.html. DOI 10.14526/01_2017_177.

6. Nazarenko A.V., Astrakhantseva I.V. Methodological basis of ecological life style formation as the condition for nature protecting attitude to environment. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sport]. 2016, Vol. 11, No. 4, pp. 94-106. Available at: http://journal-

science.org/ru/article/680.html._DOI

10.14526/01 1111 156.

Подано: 05.08.2017 Принято: 09.08.2017

7. Pankratov A.V., Fesenkova L.V., Deryabina E.D. The idea of ecological education. Filosofiya ekologicheskogo obrazovaniya [Philosophy of ecological education]. Moscow, Progress -Tradition, 2001, pp. 329-346. (in Russian).

8. Yakovenko T.V. Ecological competence of a personality as a pedagogical phenomenon. Aktual'nye voprosy sozdaniya sovremennoj modeli obrazovaniya "shkola - vuz" sistemy: Sbornik materialov II respublikanskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Urgent questions of modern model of education creation in "school-higher educational establishment" system: Collection of the materials of the II nd Republic scientific-methodical conference]. Kazan: Kazan State Technical University, 2009, pp. 32-37. (in Russian).

9. Antoine Duval, Herman Ram, Marjolaine Viret, Emily Wisnosky, Howard L. Jacobs, Mike Morgan. The World Anti-Doping Code 2015: ASSER International Sports Law Blog symposium. Mezhdunarodnyj sportivnyj zhurnal sporta [The International Sports Law Journal]. 2016 (Scopus)

10. Roy First M, Darren Lee, Peter Lewis, Stan Rose. An Economic Analysis of the Cost Effectiveness of Blood Gene Expression Profiling in Kidney Transplant Recipients. Zhurnal zdorovjya I medicinskoj economiki [Journal of health and medical economics]. 2017, Vol. 3, No.1 (Scopus)

Астраханцева Ирина Владимировна - старший преподаватель, ФГБОУВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: avnokn@mail.ru Назаренко Александр Владимирович - доктор педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700, E-mail: avnokn@mail.ru

А.В. Кириллов - аспирант ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», площадь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, г. Ульяновск, Россия, 432700

Для цитирования: Астраханцева А.В., Назаренко А.В., Кириллов А.В. Интеграция физической культуры и экологии как условие повышения уровня физической подготовленности и формирования экологического мировоззрения учащихся старших классов // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. - Т. 12. - №3. - С. 129-136. DOI 10.14526/03_2017_243

DOI 10.14526/03_2017_244 УДК: 372

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.