УДК 378 О. Н. Кандерова, доцент Челябинского
института развития профессионального образования (ЧИРПО), г. Челябинск, e-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье проанализированы средства, позволяющие формировать научно-исследовательскую компетентность педагогов учреждений начального и среднего профессионального образования: курсы повышения квалификации, организация научно-методических семинаров и консультаций для руководителей секций научного общества обучающихся и педагогов, занимающихся реализацией метода проектного обучения.
Ключевые слова: научно-исследовательская компетентность педагогов, метод проектного обучения, междисциплинарные исследовательские практикоориентированные проекты.
Быстро изменяющаяся социальная действительность вызвала к жизни новые, точнее, обновленные цели, содержание, методики и технологии образования. Это повлекло за собой и иные требования к педагогу. Он должен выполнять функции не только преподавателя, наставника, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов, способов обучения и воспитания, соединять традиции с нововведениями, строгие алгоритмы с творческим поиском, новые информационные технологии с глубинными пластами отечественной и мировой культуры. Успешно выполнять эту работу может лишь тот, кто овладел методологией научного и научно-методического исследования и умеет применить ее к практике.
«Резкое разграничение функций ученых, методистов и практиков ушло в прошлое. К традиционным функциям учителя (обучение предмету, воспитание, развитие способностей и формирование жизненного самоопределения) добавилась (вернее, отчетливее проявилась) функция исследовательская ... Школа стала многофункциональным социальным учреждением. Во многом изменилось понимание целей, факторов и механизмов образования как процесса социально-личностного, направленного на изменение общества через совершенствование человека. Возникла необходимость в формировании исследовательской деятельности педагога.» [1].
В Законе Российской Федерации «Об образовании», Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), в квалификационных требованиях должности преподавателя отмечается, что педагогическая деятельность должна содержать эле-
мент поиска лучших, оптимальных для определенной ситуации вариантов ее осуществления. В. И. Загвязинский подчеркивает принципиальную важность положения о том, что не только правом, но и обязанностью педагогов является возможность творить, искать, обновлять содержание и методы обучения, вести опытно-поисковую исследовательскую работу в учебном заведении [2, с. 3]. Таким образом, у современного учителя должна быть сформирована научно-исследовательская компетентность.
Научно-исследовательская компетентность — необходимое качество современного учителя, работающего в условиях модернизации образования, позволяющее ему заниматься научно-исследовательской деятельностью и организовывать педагогический процесс на основе результатов педагогической науки и своих исследований. Она отражает потребность общества в инновационной деятельности педагога, его непрерывном профессиональном самосовершенствовании.
Эффективность формирования научно-исследовательской компетентности преподавателя зависит от включенности субъекта в научно-исследовательское пространство, от наличия средств, позволяющих формировать исследовательские знания и умения [3, с. 13].
В Челябинском институте развития профессионального образования реализуются следующие средства, формирующие научно-исследовательскую компетентность:
- курсы повышения квалификации (КПК), включающие обучение преподавателей способам разработки и реализации модели метода проектного обучения (далее — метода проектов) в образовательном профессиональном учреждении;
- организация научно-методических семинаров для руководителей секций научного общества обучающихся в учреждениях профессионального образования (в том числе в режиме on-line);
- консультации руководителей секций научного общества в учреждениях профессионального образования (в том числе в режиме on-line).
Остановимся подробнее на курсах повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования. Особенностью курсов является реализация вариативного, практикоориентированного модуля «Модель инновационного обучения», в содержательный компонент которого введено изучение и разработка модели метода проектного обучения. На первом этапе (теоретические занятия) слушатели знакомятся с классификацией проектов в соответствии с типологическими признаками и их особенностями; основными требованиями для организации и использования метода проектов; алгоритмом работы над проектом, которая в своей основе является исследовательской, предусматривающей определенную последовательность действий, позволяющую овладевать следующими операциями:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола» и т. д.);
- выдвижение гипотезы решения задач;
- обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, наблюдений и пр.);
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Затем слушатели разрабатывают междисциплинарные (межпредметные) исследовательские проекты практической направленности в рамках существующей учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы студентов учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО).
В рамках существующей модели научно-исследовательской деятельности студентов в профессиональном образовании условно выделяют: регламентированные формы работы, исполь-
зуемые в учебном процессе, и внеаудиторные. К первым относится учебно-исследовательская работа, охватывающая все виды учебной деятельности студентов и являющаяся обязательной для педагогов колледжа, ко вторым — научно-исследовательская работа студентов, реализующаяся в рамках студенческого научного общества. Овладение умениями на курсах повышения квалификации разрабатывать и ре-ализовывать междисциплинарные исследовательские проекты практической направленности способствует развитию исследовательских навыков и творческого мышления как обучающих, так и обучающихся, стимулирует интерес у тех и других к научно-исследовательской деятельности и является в определенной степени показателем научно-исследовательской компетентности педагога.
Почему внимание уделяется разработке междисциплинарных (межпредметных), исследовательских проектов? Традиционно межпредметные связи реализовывались на понятийном уровне за счет выделения в курсах учебных дисциплин общих понятий и сведений, общих видов работ. Современный подход изменяет взаимоотношения учебных дисциплин в системе обучения. Содержание учебных дисциплин должно быть ориентировано на овладение общими и профессиональными компетенциями.
Поскольку подготовка к профессиональной деятельности в своей основе носит междисциплинарный характер, то формирование междисциплинарного подхода в решении проблем является одной из составляющих профессиональной деятельности. В связи с этим целесообразно использовать междисциплинарные проекты, ко -торые, как правило, выполняются во внеаудиторное время. Это либо небольшие проекты, затрагивающие две-три дисциплины, либо достаточно объемные, продолжительные, общеучилищные или общеколледжные, направленные на решение проблемы, значимой для всех участников проекта (например, такие проекты, как: «Единое речевое пространство», «Культура общения», «Проблема человеческого достоинства в российском обществе Х1Х-ХХ веков» и пр.). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Междисциплинарные проекты экологической тематики в полной мере отвечают тре-
бованиям, приведенным выше. Экологические проблемы многоаспектны, и для их решения требуется привлечение знаний из различных областей знания: биологии, химии, физики, математики и т. д. В качестве примера можно привести такие проекты, как: «Проблема питьевой воды в Челябинской области», «Физико-химические и микробиологические методы исследования качества воды открытых водоемов Челябинской области», «Кислотные дожди», «Флора и фауна наших лесов», «Красная книга Челябинской области», «Памятники истории и архитектуры в промышленных городах» и т. д.
Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Данный тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования [5].
Данный тип проектов позволяет формировать следующие компоненты:
- направленность личности (положительное отношение к деятельности, склонности, переходящие в страстную увлеченность);
- интеллектуальный (логический — умение работать с информацией, подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи);
- творческий (видеть проблему и решать ее, владение творческими методами решения проблем, умение заниматься самообразованием, давать самооценку);
- социальный (взаимодействие с общественными институтами и людьми).
Эти компоненты, основываясь на результатах исследований Б. Г. Ананьева, М. С. Кагана, В. С. Леднева, В. Н. Мясищева, К. К. Платонова, в значительной мере обуславливают успешность профессиональной деятельности исследователя.
На начальном этапе слушатели показывают явно недостаточный уровень сформированнос-ти научно-исследовательской компетентности
преподавателей к организации и реализации проектной работы с обучающимися. Однако надо отметить наличие ярко выраженного желания у слушателей освоить метод проектного обучения не в виде знаний методологических основ проектной деятельности, а в виде умений реализовывать эти знания на практике, т. е. освоить потребности в рамках формирования научно-исследовательской компетентности. Этот показатель важен, поскольку позволяет проектировать цели и задачи дополнительного профессионального образования.
Анализ формирования научно-исследовательской компетентности в процессе выполнения практических работ у слушателей, доказывает, что благодаря практической направленности занятий по модулю «Модель инновационного обучения», выполнению практических работ, самооценке и взаимооценке, публичной защите педагогического продукта, экспресс-диагностике, происходит овладение операциями исследовательской деятельности на достаточно высоком уровне. У слушателей КПК появляется мотивация к реализации проектной деятельности в учреждениях профессионального образования и как подтверждение этому, выставление на конкурс научно-исследовательских работ обучающихся различных проектов. Чтобы овладение операциями исследовательской деятельности у слушателей на курсах КПК было не фрагментарным, необходимо закреплять полученный эффект. Для этого в Челябинском институте развития профессионального образования организуются научно-методические семинары и консультации для руководителей секций научного общества обучающихся вучрежденияхпрофессиональногообразования, в том числе в режиме on-line, а также педагогов, занимающихся реализацией метода проектного обучения.
Таким образом, проведение в Челябинском институте развития профессионального образования курсов повышения квалификации педагогических работников, направленных на обучение разработке и реализации модели метода проектного обучения в учреждениях НПО и СПО, и организация научно-методических семинаров и консультаций для руководителей секций научного общества обучающихся и педагогов, занимающихся реализацией метода проектного обучения, позволяют выстроить непрерывный обучающий процесс, формирующий научно-исследовательскую компетентность у педагогов.
Библиографический список
Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога [Текст] / В. И. Загвязинс-кий. — М. : Академия, 2010. — 174 с.
Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст] / В. И. Загвязинский. — М. : Академия, 2005. — 207 с.
Набиева, Е. В. Мониторинг формирования научно-исследовательской компетентности учителя [Текст] / Е. В. Набиева // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2008. — № 5. — С. 13-17.
Заболотская, Е. М. Организация научно-исследовательской деятельности в колледже [Текст] / Е. М. Заболотская // СПО. — 2011. — № 4. — С. 126-130.
Кандерова, О. Н. Основные требования и рекомендации к использованию образовательной технологии «метод проектов» [Текст] : метод. пособие для преподавателей / О. Н. Кандерова. — Челябинск, 2010. — 51 с.
УДК 377 С. Г. Литке, доц., канд. психол. наук,
г. Челябинск, e-mail: [email protected] А. М. Тепляков, директор Златоустовского металлургического колледжа, г. Златоуст, e-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК АСПЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматривается состояние современного профессионального образования в контексте инновационного развития. Утверждается, что психологическая служба в колледже обеспечивает психологическое сопровождение инновационной деятельности и позволяет формировать психологическую компетентность как базисную профессиональную характеристику высококвалифицированной и конкурентоспособной личности.
Ключевые слова: профессиональное образование, инновационная деятельность, психологическая компетентность.
Современный колледж — это динамично развивающееся образовательное учреждение среднего профессионального образования, которое осуществляет подготовку конкурентоспособных специалистов для разных отраслей народного хозяйства, а также для сферы обслуживания населения. Педагогический коллектив колледжа способен учитывать общие тенденции развития российского образования и изменения факторов внутренней и внешней среды, поскольку базовыми принципами деятельности коллектива колледжа являются: качество подготовки специалистов, удовлетворение запросов полисегментного рынка труда, единство обучения и воспитания, интеграция в региональное и российское образовательное сообщество благодаря профессиональному ресурсу. Современное профессиональное учебное заведение может развиваться, только находясь в инновационном режиме. Быть инновационным — это
значит быть лидером, предприимчивым руководителем, проявлять в работе творческий подход, при постоянном ускорении.
По мнению С. Д. Полякова, объект педагогической инноватики — это процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании обучающихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования [1, с. 38]. Предмет педагогической инноватики — есть совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательную реальность. Педагогическая инноватика основывается на учете личностных характеристик обучающихся с применением модернизированного педагогического инструментария [1, с. 44].
По нашему мнению, развитие психологической компетентности как основы эффективного самопознания и личностного развития