Мы считаем, что использование в учебном процессе такого портфолио упрощает трудный путь по формированию и учету освоения общих и профессиональных компетенций обучающих-
Библиографический список
ся, изучающих учебные дисциплины, позволяет подготовить студента к итоговой государственной аттестации в соответствии с требованиями стандарта нового поколения.
1. Колычева, М. В. Опыт внедрения оценки общих и профессиональных компетенций выпускников на государственной итоговой аттестации [Электронный ресурс] / М. В. Колычева, Е. Г. Татаринова. — Режим доступа: ckpom.portalspo.ru/stat3.php.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет [Текст]. — М., 2010.
3. Темняткина, О. В. Методика разработки Фондов оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС [Электронный ресурс] / О. В. Тем-няткина. — Режим доступа: http://rudocs.exdat.com/docs/index-505834.html?page=2
4. Трухановский, С. Б. Формирование компетенций специалиста : Практика, проблемы и пути решения [Электронный ресурс] / Л. М. Табатадзе. — Режим доступа: ckpom.portalspo.ru/ stat3.php.
УДК 377+001 Т. Ю. Крестьянова, преп. Магнитогорского
технологического колледжа (МТК), Челябинская обл., г. Магнитогорск В. В. Назарова, преп. МТК, Челябинская обл., г. Магнитогорск А. В. Чуриков, преп. МТК, канд. ист. наук, Челябинская обл., г. Магнитогорск, e-mail: [email protected]
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассматривается вопрос об организации работы по созданию условий для научно-исследовательской деятельности учащихся колледжа. Раскрывается роль исследовательской деятельности в профессиональном самоопределении и обеспечении качественной подготовки специалистов.
Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность, профессиональное образование, личностно ориентированный подход.
Современные социокультурные условия активизируют новые образовательные потребности, отражающие необходимость для личности непрерывного получения и применения знаний, повышения общекультурного уровня, самостоятельного решения возникающих в познании проблем.
В данных обстоятельствах крайне важной является реализация потенциальных возможностей профессиональных образовательных учреждений прежде всего за счет организации для каждого студента самостоятельного познавательного процесса через приобщение к исследовательской деятельности.
В Концепции модернизации российского образования прописана задача создания системы специализированной подготовки учащихся, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся. В современном образовании возрастает ответственность образовательных учреждений за интеллектуальное и творческое развитие учащихся, соответственно, увеличивается и потребность в педагогических технологиях, которые были бы адекватны целям модернизации образования. Одна из них — технология организации исследовательской деятельности учащихся.
Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации воспитательно-образовательного процесса, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, организованного учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет учащимся стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации [1, с. 188].
Исследовательская деятельность обучающихся — это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие таких основных этапов, как постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы.
Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую (вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний) и учебно-исследовательскую (деятельность, главная цель которой — образовательный результат; направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления). Исследовательская деятельность позволяет развивать у учащихся умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала.
Исследовательскую деятельность также можно разделить на урочную и внеурочную. Учебная деятельность — это творческие задания, создание проектов по определенной теме. При учебной деятельности уместно использовать различные технологии развивающего обучения. Внеурочная исследовательская деятельность — это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, исследовательская и творческая работа, анкетирование на разных этапах.
В рамках развития профессионального образования в условиях СПО основными стратегическими целями деятельности образовательного учреждения являются: создание условий и возможностей для реализации способностей и устремлений обучающихся в соответствии с личными интересами и интересами народного хозяйства Южного Урала; интеграция научно-
методической, научно-исследовательской деятельности и воспитательного-образовательно процесса на всех уровнях профессионального образования [2, с. 10].
Изучение теоретических аспектов организации исследовательской деятельности учащихся показало, что в настоящее время она является показателем результативности и нормативной составляющей образовательного процесса современных колледжей, техникумов, училищ. С одной стороны, в соответствии с исследовательской деятельностью учащихся формируется содержание образования, направленного на формирование у личности актуальных знаний, совокупности умений, мышления, мировоззрения, развитие опыта творческой деятельности и самостоятельности, воспитание коммуникативных, нравственных качеств. С другой стороны, она создает дополнительные возможности при интеграции основных и дополнительных образовательных программ, ориентирует профессионально-техническое образование на формирование профессиональных компетенций.
Анализ процесса организации ученических исследований дает основание полагать, что исследовательская деятельность учащихся становится самостоятельной подсистемой в системе профессионального образования, которая представлена урочной и внеурочной работой образовательного учреждения. Это приводит к использованию разных организационных форм и методов обучения, обеспечивающих реализацию исследовательской деятельности: поиск проблемы для исследования; научное осмысление проблемы; выдвижение ключевых идей и формирование плана решения проблемы; освоение или создание необходимых обеспечивающих средств; реализация отдельных составляющих плана решения проблемы; синтез отдельных результатов в целостное решение проблемы; оформление результата; ввод результата в научный обиход; защита и сопровождение решения; внутренний критический анализ решения [3, с. 14].
Задачей преподавателя становится создание наиболее эффективных условий для проведения проектной или исследовательской деятельности учащегося и ее сопровождение. Распространение в профессиональных образовательных учреждениях технологий проектной и исследовательской деятельности должно содействовать воспитанию свободной личности, формировать у нее способность самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, обдумывать принятые решения, планировать дальнейшую деятельность.
Реализация всех перечисленных выше функций достигается путем освоения учащимися новых способов получения знаний через собственные исследования, что соответствует логике научно-познавательного процесса. Это предъявляет особые требования к содержанию образовательного процесса и актуализирует разработку технологии организации исследовательской деятельности учащихся, интенсифицирующей и оптимизирующей исследовательский процесс [4, с. 228-229].
Преподавателю необходимо выявить детей, склонных к экспериментальной и исследовательской работе. Для исследователей профессионально важными качествами являются: любознательность, способность продолжительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности, творческое мышление, богатая фантазия, наблюдательность, энтузиазм по отношению к своей работе и ее задачам, прилежание, дисциплинированность, способность к критике и самокритике, беспристрастие, умение ладить с людьми. Формирование таких качеств должно быть целенаправленным и проходить сквозными линиями через все ступени образования [3, с. 14].
Скорость прихода информации к человеку увеличилась в тысячи раз, поэтому наряду со знаниями необходимо владеть навыками сбора, обработки, систематизации, анализа информационного массива, этому можно и нужно обучать. Важно подготовить учащихся самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им и придется заниматься всю их сознательную жизнь.
Перечисленные направления деятельности подразумевают повышение качества знаний в результате преобразования образовательного процесса, совершенствования содержания образования и внедрения современных педагогических технологий, а также создания условий для обеспечения единого образовательного пространства «профессиональное образовательное учреждение — вуз».
Одним из способов развития научно-исследовательской деятельности учащихся является внеклассная работа. Благодаря ей создаются большие возможности для организации проектной деятельности учащихся. Это связано с тем, что занятия такого рода подчинены
интересам учащихся. Кроме того, они менее ограничены строгими границами содержания учебной дисциплины и временными рамками. Именно на внеклассных занятиях возможно сотворчество учащихся и педагогов, приводящее к новому личностно значимому результату [5, с. 114].
Индивидуальная внеклассная работа должна проводиться с учетом конкретных интересов каждого учащегося. Главная цель такой работы — выявление творческих способностей учеников и развитие их с учетом индивидуальных задатков и особенностей личности. Во внеклассной работе большое внимание должно уделяться межпредметным связям, что особенно важно в плане профессиональной ориентации учащихся, поскольку такие связи развивают кругозор и воображение учащихся, стимулируют их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствуют развитию изобретательности и творчества. Такая работа разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету.
Работу над научно-исследовательскими проектами целесообразнее начинать с учащимися первого курса. Прежде всего, они имеют возможность продолжать исследовательскую деятельность в ходе дальнейшего обучения, что позволяет корректировать направленность исследования, расширять его область с целью поддержания заинтересованности в получении профессии, связанной с теми науками, в которых учащиеся проявились как самостоятельные исследователи. Кроме того, первокурсники уже имеют определенный опыт формулировки проблемы, составления примерного плана, т. е. всего того, что позволяет обеспечивать успешное выполнение научно-исследовательского проекта. Чтобы добиться этой цели, ученик также должен чувствовать, что проект — это его работа, реализация его собственных идей и замыслов, он должен чувствовать уважительное отношение учителя к его точке зрения. Учащийся должен проявлять максимум активности, быть инициатором работы, организатором взаимодействия с учителем [6, с. 13.]
В ходе работы над проектом у учащихся растет самооценка и уверенность в себе, они ориентированы на развитие внимания, памяти и мышления. Участие в конкурсах способствует усилению ответственности учащихся за свою учебную работу и формированию уважительного отношения к результатам труда. Научно-исследовательская деятельность обеспечивает не
только эффективное усвоение знаний, но также способствует усилению практической, социально значимой составляющей обучения и формированию коммуникативной компетентности.
Процесс организации исследовательской работы состоит из трех основных этапов: 1) организационный, 2) обучение обучающихся основам исследовательской деятельности, 3) выполнение обучающимися исследовательской работы и представление ее результатов на научно-практической конференции.
Организационный этап — один из самых сложных для педагога. На этом этапе ему необходимо выявить одаренных детей, способных к исследовательской деятельности и мотивированных на нее. С этой целью проводится диагностика, включающая анкетирование по выявлению психологической готовности детей к данному виду деятельности. Кроме того, педагогом отслеживается умение обучающихся выдвигать гипотезу и кропотливо обрабатывать полученные данные, а также устанавливается мотивация к исследовательской деятельности: либо обучающемуся интересен сам процесс деятельности, либо он заинтересован в получении хорошей оценки. Диагностировать обучающихся можно во время проведения практических работ, создания творческих презентаций, подготовки докладов и рефератов. Одаренные дети удивляют своими нестандартными решениями задачи, способностью прогнозировать результаты эксперимента, зачастую они не являются лидерами в группе. После диагностики каждому
Библиографический список
учащемуся необходимо подобрать тему с учетом его возраста, личных интересов и психологических особенностей [1, с. 190].
Этап обучения основам исследовательской деятельности нацелен на овладение обучающимися основами методологии проектной исследовательской деятельности.
Выступление обучающихся на научно-практической конференции является логическим окончанием деятельности над заданным исследовательским проектом. Преподавателю необходимо обратить особое внимание на психологическую готовность обучающихся к публичному представлению собственных исследований. Обучающимся требуется помощь при составлении доклада, тезисов выступления, при расстановке акцентов в тексте доклада. Преподаватель должен постоянно помнить о том, что исследователи всего лишь подростки, поэтому очень важным на третьем этапе является создание ситуации успеха, которая будет способствовать достижению главной цели — развитию творческих способностей обучающихся при организации исследовательской работы.
Выполнение исследовательской работы обучающимися заставляет их поверить в собственные силы, позволяет им приобрести уникальный опыт сопричастности к научным открытиям и достижениям, переносить полученные знания и умения на решение других задач, формирует у них навык практической деятельности и помогает им в профессиональном самоопределении.
1. Ченцова, С. А. Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности [Текст] / С. А. Ченцова // Подготовка конкурентоспособного специалиста как цель современного образования : материалы Междунар. науч.-практич. конф. (20-21 нояб. 2011 г.). — Пенза-Улан-Удэ : НИЦ «Социосфера», 2011. — С. 188-190.
2. Корсаков, С. В. Неформальное образование в условиях СПО : Научно-исследовательская деятельность [Текст] / С. В. Корсаков // Среднее профессиональное образование. — 2012. — № 1. — С. 10-12.
3. Кандерова, О. Н. Одаренные учащиеся и студенты как резерв научной элиты [Текст] / О. Н. Кандерова // Исследовательская работа школьников. — 2005. — № 3. — С. 13-17.
4. Андрусенко, С. Ф. Профессиональная ориентация выпускников школ в вуз через развитие научно-исследовательской деятельности учащихся [Текст] / С. Ф. Андрусенко, Е. Ю. Кравцова // Вестник Ставропольского государственного университета. — 2010. — № 71. — С. 228-231.
5. Липовецкая, М. В. Исследовательская деятельность в профессиональном самоопределении учащихся школ [Текст] / М. В. Липовецкая // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Естественные, технические и медицинские науки. — 2010. — № 4. — С. 112-115.
6. Логунова, Н. В. Организация исследовательской деятельности в образовательных учреждениях [Текст] / Н. В. Логунова // Организация исследовательской деятельности детей и молодежи : Проблемы, поиск, решения : материалы III Межрегион. науч.-практич. конф. (2-3 нояб. 2011 г). — Томск : Изд-во Томского политехнич. ун-та, 2011. — С. 13-15.