ПРОБА ПЕРА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА: ДО И ПОСЛЕ КРИЗИСНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Д.А. Акбергенова
Кафедра международных экономических отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
Данная статья представляет собой анализ проделанной и предстоящей работы по преодолению структурного кризиса в Республике Казахстан. Охарактеризованы основные этапы формирования и развития экономического процесса.
Ключевые слова: Казахстан, экономическое развитие, кризис, мировая экономика.
На рубеже XX и XXI вв. возрастает актуальность проблемы определения места в мировой экономической системе, на которое Казахстан может претендовать в новом столетии. Перспективы Казахстана во многом зависят от степени его успешной интеграции в мировую экономику. При этом перед страной стоит задача интегрироваться в мировое хозяйство, но не любой ценой, а занять в нем место, адекватное своему экономическому потенциалу. Данный процесс виден на примере последствий глобального финансового кризиса 1998 г. и кризиса ликвидности на международных рынках в 2007 г. Какими же ресурсами Казахстан располагает сегодня для полноценной интеграции и что необходимо сделать, чтобы эти ресурсы задействовать и по возможности приумножить имеющийся экономический потенциал?
В долгосрочной Стратегии развития Казахстана до 2030 года, принятой в конце 1997 г., а также в утвержденной в 2003 г. Стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003—2015 гг. одним из важнейших приоритетов развития страны определен экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений, а также достижение устойчивого развития страны путем диверсификации отраслей экономики, подготовки условий для перехода в долгосрочной перспективе к сервисно-технологической экономике.
Сегодня мы можем констатировать, что в этом направлении Казахстан достиг определенных результатов, включая влияние кризиса на Казахстан по причине того, что за 20 лет страна достаточно интегрировалась в мировую экономику. Республика одна из первых в СНГ столкнулась с приходом кризиса осенью 2007 года. Так с чем же Казахстан встретил кризис и каким образом его пытался разрешить?
Значимым событием в эти годы стало формирование в 2001 г. Национального фонда Казахстана, аккумулирующего сверхдоходы от нефтяной деятельности. Это стратегический резерв для будущих поколений страны. Ресурсы фонда ($40 млрд на сентябрь 2011 г. или 20% ВВП) способны и должны сыграть стабилизующую
роль в случае возможного резкого ухудшения экономической ситуации, что позволит выйти из кризиса, не свернув при этом социальных программ. Фонд также служит для защиты экономики страны от негативных внешних факторов и формирует накопления для будущих поколений [12. С. 3]. В 2008 г. впервые была реализована стабилизационная функция Национального фонда, которая призвана финансировать государственные расходы в годы кризисной конъюнктуры цен на сырьевые ресурсы.
Положительные тенденции в экономическом развитии оказали позитивное влияние на процесс формирования и исполнения государственного бюджета. Доходная часть государственного бюджета за последние 3 года превышает утвержденные показатели. Несмотря на недавнее значительное увеличение расходов на экономическое развитие и социальные нужды дня, вызванные негативными последствиями системного кризиса 2007 г., дефицит республиканского бюджета к концу 2010 г., по оценкам S&P, остается на низком уровне 12,9% от ВВП и продолжит снижаться в ближайшие несколько лет на величину, составляющую около 1,0% от ВВП ежегодно [11].
Дефицит государственного бюджета снизился с 4,2% в 1998 г. до 0,9% в 2003 г., 1,9% в 2005 г. и 2,9% в 2010 г. Снижение дефицита республиканского бюджета позволило значительно сократить объемы новых государственных заимствований, что благоприятно отразилось на устойчивости макроэкономической ситуации в стране. Размер правительственного долга по отношению к ВВП снизился с 26,5% в 1998 г. до 11,7% к концу 2006 г. [1. С. 42] и составил 7% в 2010 году. В целях снижения общего уровня кредитных ставок банков и стимулирования деловой активности официальная ставка рефинансирования Нацбанка снизилась с 25% в 1998 г. до 7,5% в сентябре 2011 г., что является одним из низких уровней среди стран СНГ.
Развивается и укрепляется банковский сектор. Завершается процесс его перехода к международным стандартам. Возросло доверие к нему населения и хозяйствующих субъектов. Этому способствовало введение системы обязательного страхования депозитов физических лиц, принятие законодательства о банковской тайне и других мер, направленных на стимулирование привлечения сбережений. В результате принятых мер депозиты резидентов в банковской системе за 2005— 2008 гг. выросли более чем в 3,6 раза (в валютном эквиваленте в 3,2 раза), в том числе вклады населения 4,5 раза (в валютном эквиваленте — 4,0 раза).
Расширение ресурсной базы банков, произошедшее снижение процентных ставок позволили активизировать процесс кредитования реального сектора экономики. С начала 2000 г. по 2008 г. активы банковского сектора увеличились в 33 раза, их доля к ВВП страны возросла с 16,9% до 91,8% [9].
Нельзя не отметить, что с началом мирового финансового кризиса и закрытием доступа к международным источникам капитала банковская система Казахстана была подвергнута серьезному испытанию. Переход кризисных симптомов на реальный сектор экономики привел к снижению деловой активности, недостат-
ку ликвидности, замедлению экономического роста. В целях стабилизации финансового сектора в начале 2009 г. правительством Казахстана было принято решение о входе в акционерный капитал 4 системообразующих банков [6. С. 74].
Получают развитие новые инструменты и механизмы привлечения средств населения и предприятий в экономику, такие как ипотечное кредитование, система почтово-сберегательных и стройсбережений, финансовый лизинг и другие. Свою роль в мобилизации внутренних сбережений сыграл переход с 1998 года к накопительной системе пенсионного обеспечения, а также развитие страхового рынка. Появились новые институциональные инвесторы — накопительные пенсионные фонды, которые в настоящее время работают на экономику, что является огромным достижением последних лет.
Дальнейшее развитие получил также рынок ценных бумаг. Сформирована базовая правовая и институциональная инфраструктура рынка, соответствующая международным стандартам. Налогово-бюджетная политика государства в эти годы также была нацелена на стимулирование экономического роста и диверсификацию экономики. В 2001—2007 гг. были снижены ставки налога на добавленную стоимость с 20 до 14%, и социального налога с 26 до 21%. С 2002 г. начал действовать Налоговый кодекс, направленный на создание благоприятной экономической среды, оптимальное сочетание интересов государства и налогоплательщиков, обеспечение стабильности налогового законодательства. В нем предусматривались меры по дальнейшему снижению налоговой нагрузки, в частности, снижение ставки индивидуального подоходного налога (с 30 до 20%, с 2007 г. введение фиксированной ставки на уровне 10% для всех физических лиц) и введение регрессивной шкалы ставок социального налога (от 20 до 7%), уменьшение ставки налога на добавленную стоимость до 15%, а в дальнейшем — до 14— 12%. С 1 января 2009 г. действует новый налоговый кодекс, который стал результатом приведения налоговой системы в соответствие с задачами нового этапа развития Казахстана. Если предыдущий кодекс можно назвать кодексом стабилизации, то новый, разработанный правительством — кодексом развития казахстанской экономики.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить усиление стимулирующей деловую активность направленности денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики. Важнейшими задачами, определенными долгосрочной стратегией, стали формирование открытой рыночной экономики, обеспечение свободной торговли и преобладания частного сектора. В основном завершены структурные реформы в экономике, приватизация государственной собственности, сформирована хозяйственная среда, адекватная стандартам развитого рынка.
О многом говорит тот факт, что Казахстан признан как Европейским Союзом, так и США страной с рыночной экономикой. Сегодня Казахстан является одной из самых динамично развивающихся стан. Журнал «Economist» включил РК в пятерку лидеров стран по темпу экономического роста [7. С. 1]. Определяющую роль здесь сыграла нефть — один из важнейших стратегических ресурсов республики
(и одновременно природное богатство), обеспечивающий важнейшее преимущество республики в современной глобальной экономике. Однако в то же время мировой кризис подтвердил уязвимость экономики, зависимой от цен на сырье. «Доля обрабатывающей промышленности остается еще низкой, медленными темпами идет развитие науки, внедрение наукоемких технологий, диверсификация экономики так и не стала реальным приоритетом всех секторов экономики, общенациональной идеей», — отметил глава государства [3].
Частные предприятия доминируют практически во всех секторах экономики. На долю малого и среднего бизнеса в настоящее время приходится 18% ВВП. Продолжена начатая на предыдущих этапах демонополизация экономики, направленная на обеспечение равных условий хозяйствования для предприятий всех форм собственности и развитие здоровой конкуренции, завершено формирование антимонопольного законодательства.
Были продолжены реформы во внешнеэкономическом регулировании, направленные на дальнейшую либерализацию внешней торговли и интеграцию страны в систему мирохозяйственных связей.
Казахстан рассчитывает вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО) в декабре 2012 года [5]. В 2010 г. стартовал Таможенный союз Казахстана, России и Беларуси. Только по итогам 10 месяцев объемы торговли с Россией и Беларусью выросли на 38%. Экспорт казахстанской продукции в страны Таможенного союза увеличился на 52,4%. При этом прирост таможенных пошлин в бюджет составил 25% [4]. Все это объективно показывает, что Таможенный союз — это очень прагматичный и конкретный проект, который решает экономические задачи задействованных стран. Этот союз способствует созданию Единого экономического пространства, что обеспечит огромный рынок сбыта для казахстанских производителей и явится стимулом для бизнеса к производству конкурентоспособных товаров и услуг.
Открытость казахстанской экономики способствовала существенному расширению географии торговых партнеров страны (свыше 180 стран). Наблюдается стабильный рост внешнеторгового оборота. Без учета неорганизованной торговли в 2010 г. он составил почти 92,8 млрд долл., что на 27,3% больше, чем на тот же период прошлого года. Казахстан экспортировал продукции на 60,8 млрд долларов, импортировал — на 32 млрд. Основными торговыми партнерами Казахстана являются страны СНГ, прежде всего союзник по Таможенному Союзу — Россия, ее доля составляет почти 50% внешнеторгового оборота. Больше всего покупается российских и китайских товаров — соответственно 38,3 и 8,1% [10. С. 3]. О достигнутой степени открытости казахстанской экономики свидетельствует соотношение объемов внешнеторгового оборота к ВВП страны, который в 2010 г. составил 61,6%. Внешнеторговая политика в среднесрочном периоде будет нацелена на наращивание экспортного потенциала и поддержку экспортоориенти-рованных предприятий, активное завоевание внешних рынков и продвижение экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью. На текущий момент положительное сальдо составляет порядка 30 млрд долл. США.
В плане продвижения на внешние рынки нетрадиционных, новых товаров предстоит принять следующие меры:
— активизировать инновационные процессы в реальном секторе экономики, что позволит сформировать новый структурообразующий высокотехнологичный элемент экспорта по образцу развитых стран запада;
— обеспечить сертификацию и стандартизацию основных видов готовой продукции в соответствии с мировыми стандартами;
— осуществлять информационную поддержку субъектов рынка в части действий государства по защите прав предпринимателей, развитию конкуренции, содействию в продвижении экспорта, участию в международных договорах и соглашениях в сфере торговли и инвестиции (формирование сети информационно-консультационных служб).
Достижение указанных целей позволит не только снизить зависимость отечественного экспорта от колебаний цен на мировых рынках сырьевых товаров, но и в целом решить проблемы сырьевой направленности экономики, тем более что кризис 2008 г. с его падениями цен на традиционное для Казахстана сырье показал необходимость перехода на экономику с технологическим укладом.
Определение новых направлений внешнеторговых взаимоотношений с зарубежными странами имеет важное значение для обеспечения притока и внедрения в страну современных технологий и оборудования, сбыта и повышению конкурентоспособности отечественных товаров и формированию интегрированных структур для увеличения емкости рынка.
Важнейшим направлением государственной политики является достижение благоприятного инвестиционного климата в стране и дальнейшее стимулирование притока прямых иностранных инвестиций в экономику. Казахстан на протяжении последних лет занимает лидирующее положение по объему привлекаемых иностранных инвестиций на душу населения среди стран СНГ (3599 и 1272 долл. соответственно) [15. С. 227].
Приток инвестиций стимулировался сохранением политической стабильности и приверженности реформам, предсказуемости законодательства и высоким уровнем правовой защиты инвестиций, благоприятной общеэкономической ситуацией в стране.
Признанием улучшения экономического положения Казахстана и инвестиционного климата в стране стало неоднократное повышение кредитных рейтингов страны ведущими международными рейтинговыми агентствами. Казахстан является первой из стран СНГ, которой был присвоен инвестиционный рейтинг международным агентством Moody's Investors Service, а затем и Standard & Poors. В 2011 г. Всемирный Банк включил республику в десятку стран, придающих большое значение защите инвесторов (+34 пункта по сравнению с 2010 г.) [16. С. 156]. Казахстан последовательно создает благоприятный правовой режим для инвестирования иностранных капиталовложений в свою экономику путем заключения межправительственных соглашений о поощрении и взаимной защите инвестиций,
а также об избегании двойного налогообложения. Принимаются меры по дальнейшему совершенствованию законодательства, регулирующего инвестиционные процессы в стране.
За период 2000—2008 гг. уполномоченным органом по инвестициям заключено 344 контракта на предоставление налоговых льгот и преференций хозяйствующим субъектам, что, несомненно, способствовало притоку инвестиций в приоритетные секторы экономики.
Следует отметить, что предоставление инвестиционных преференций в соответствии с вышеназванным законом, как и другие меры, осуществляемые в рамках реализации государственной инвестиционной политики, в последние годы направлены на обеспечение диверсификации отраслей экономики и отхода от сырьевой направленности развития.
Кроме частных банков, в Казахстане существенную роль в кредитовании экономики играют государственные институты развития. Государство осуществляет управление институтами с помощью управляющих компаний: АО «Национальный управляющий холдинг «КазАгро» — в агропромышленном комплексе и АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» — в остальных секторах экономики.
В целом институты развития должны сформировать единую систему, устойчивое функционирование которой будет основано на принципах децентрализации, специализации, конкуренции и транспарентности.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что за истекшее десятилетие Казахстан зарекомендовал себя как надежный партнер и стабильное государство.
Уважение к закрепленному Конституцией страны праву частной собственности и ведению предпринимательской деятельности, стабильность и предсказуемость законодательства, государственная поддержка инвестиций и ее транспарентность, стабильность контрактов — основные факторы формируемого в стране благоприятного делового климата.
Если говорить об экономическом потенциале страны, то надо отметить, что доля Казахстана в мировом ВВП в настоящее время составляет около 0,17%. Это не так мало, как может показаться на первый взгляд, учитывая небольшую долю численности населения страны в общей численности населения мира (примерно 0,2%), а также влияние экономического коллапса после распада СССР, воздействия мировых кризисов 1998 и 2007 гг. и последующей трансформации экономики. По объему ВВП на душу населения Казахстан сегодня занимает 66-е место (Россия — 51-е, Украина — 100-е) [17]. Среди стран СНГ республика по объему ВВП занимает третью позицию после России и Украины, при этом доля Казахстана в совокупном ВВП по Содружеству постоянно растет [2. С. 22] (табл. 1). Очевидно, что для усиления экономических позиций страны в мировой экономике требуется не только полноценное использование всех существующих и потенциальных источников экономического роста, но и оптимальная продуманная стратегия участия Казахстана в международных экономических отношениях.
Таблица 1
Доля стран и групп стран в мировом ВВП и среднедушевой ВВП [18]*
Регион, страна Доля в мировом ВВП,% ВВП на душу населения, долл. США
2000 г. 2010 г. 2010 г.
Весь мир 100 100 10 900
Развитые страны 62,7 52,1 38 015
США 23,5 19,5 46 860
Япония 7,6 5,8 33 885
Западная Европа 18,3 14,6 32 674
НИС 3,6 3,9 34 519
Развивающиеся страны 37,2 47,9 6 597
Китай 7,1 13,6 7 544
Индия 3,7 5,4 3 408
СНГ 3,5 4,3 11 137
Россия 2,7 3,0 15612
Казахстан 0,17 0,29 12 600
Примечание: * в ценах и по паритетам покупательной способности валют.
Доля Казахстана в мировой промышленной продукции — около 0,8%, удельный вес страны в мировом экспорте почти в два раза ниже — 0,44%.
Снижение данных показателей за годы экономической трансформации оказалось несколько значительнее (табл. 2), что было вызвано более глубоким спадом промышленного производства по сравнению с ВВП.
Таблица 2
Доля Казахстана в мировом промышленном производстве и экспорте,% [18]
Доля 1995 г. 2000 г. 2006 г. 2010 г.
В мировой промышленной продукции 0,3 0,21 0,78 0,81
В мировом экспорте 0,11 0,17 0,37 0,44
Представленные показатели характеризуют в общих чертах современный уровень развития и экономический вес Казахстана в мире.
Казахстан располагает условиями, необходимыми для модернизации промышленности и создания новых производств. К таким предпосылкам можно отнести значительные масштабы свободных бездействующих производственных мощностей (включая бывшие предприятия военно-промышленного комплекса), позволяющих быстро запустить производство новой продукции; наличие квалифицированных кадров; достаточно развитый научно-технический потенциал страны и наличие продвинутых научных и технологических разработок. Так, например, в 2006 году произошел запуск первого космического спутника, разработанного совместно с российскими специалистами. Республика запустила совместное предприятие с Россией по обогащению урана, который планируется экспортировать в Японию и Европу. Кроме того, страна обладает значительными запасами угля и железной руды, которые привлекли к себе внимания лидера отрасли — концерна
«Миттал Стил» (Mittal Steel). А экспорт казахстанского зерна имеет всевозрастающее значения для Китая и Средней Азии.
Реальная модернизация производства, повышение конкурентоспособности продукции, поиск новых перспективных рынков и потребителей требуют не только активной поддержки государства в разработке сбалансированной промышленной, внешнеторговой и налоговой политики, но и значительных инвестиционных ресурсов. Основным источником последних могут стать как отечественный, так и иностранный предпринимательский сектор. Активизировав приток инвестиций и направляя их на модернизацию промышленности, Казахстан может стать вполне конкурентоспособным производителем продовольственных и потребительских товаров, химической продукции и машиностроения.
К сожалению, пока экономический рост республики не только неразрывно связан, но и обусловлен продолжающимся ростом цен на сырьевые ресурсы, составляющие основу промышленного производства (42% ВВП составляет сырьевой сектор), что доказывает его неустойчивость, так как падение цен на сырье в 2008 г. на внешнем рынке неизбежно отразилось на национальной экономике. Положение также усугубляется и нерешенной проблемой вывоза капитала.
Из стран содружества Казахстан первым испытал негативное влияние глобального кризиса на его экономику, вследствие чего произошло ее резкое торможение в 2008 г., когда темп экономического роста упал до 3,3% и максимальное падение в 2009 г. — до 1,2% (рис. 1).
116 114 112 110 108 106 104 102 100 98 96 94
116,5
159,2 155,9
141,5
127,8 154,1 147,
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
| ¡индекс физич.объема ВВП, в % к пред.году > индекс физич.объема ВВП, в % 1991 = 100
Рис. 1. Индексы физического объема ВВП (в % к предшествующему году) [14]
Мировой кризис лишь ускорил проявление тех негативных процессов, которые наблюдались в экономике до этого. Высокие темпы экономики в предыдущее десятилетие поддерживались, с одной стороны, благоприятной конъюнктурой на мировых сырьевых рынках, вызвавшей рост инвестиций в нефтегазовый сектор
и металлургию Казахстана, с другой стороны, чрезвычайной активностью банковского кредитования, связанной с ростом внешних заимствований БВУ в 2006— 2007 годах. Высокая концентрация внешней задолженности, причем половина — внешние долги коммерческих банков (за 2001—2007 гг. возросла в 8 раз и составила 96,4% ВВП на начало кризиса).
Нельзя было не видеть, что рост экономики не является результатом эффективной экономической реформы, собственно системной диверсификацией, а есть главным образом итог наращивания экспорта сырьевых товаров и роста цен на них. Вместе с тем этот благоприятный период был не полностью эффективно использован для создания долговременного и устойчивого развития страны.
Наряду с важностью определения причин, порождающих кризисы и спады в экономике, не менее актуально извлечение уроков из них.
В условиях кризиса все издержки «провалов рынка» вынуждено было компенсировать государство. Пакет антикризисных мер использовал комплекс таких инструментов, как: поддержка рынка недвижимости; поддержание занятости в экспортном секторе; «национализация» долгов банковской системы; выполнение функции «кредитора последней инстанции» при росте внешних заимствований частного бизнеса [8. С. 3—4].
В первую очередь были поддержаны системообразующие банки, которым было выделено 4 млрд долл. на докапитализацию с целью повышения ликвидности. Профинансированы 19 из 190 инвестиционных проектов (8 — энергетические, 5 — по развитию транспортной инфраструктуры, 3 — нефтегазовые и др.), которые признаны приоритетными, так как будут способствовать модернизации и поддержанию конкурентоспособности экономики в посткризисный период. Также было инвестировано по 1 млрд долл. в агропромышленный комплекс, на развитие малого и среднего бизнеса и на реализацию «прорывных» инновационных инфраструктурных проектов и 3 млрд долл. — на стимулирование рынка недвижимости. В целом пакет антикризисных мер составил 15% ВВП страны и оказал реальную поддержку экономике в целом (рост ВВП в 2010 г. составил 7%).
Посткризисное государство должно выступить как «экономической интегратор», т.е. как инициатор и модератор целенаправленного перевода экономического вектора с направления «рост без развития» на траекторию «сбалансированного» роста через активную структурную диверсификацию экономики и максимизации социальной эффективности (социальной полезности) экономического роста. На наш взгляд, кризис четко показал, что назрела объективная необходимость активной государственной политики для преодоления накопившейся инерции развития и воспроизводства сырьевой структуры экономики и учета важнейших последствий современного кризиса, что ускорит переход к новому технологическому укладу. В свою очередь, это приведет к серьезным структурным сдвигам в экономике.
Инвестиционная политика не должна ограничиваться набором проектов, пусть и самых весомых, напротив, сами проекты должны отбираться исходя из целей и задач структурной политики. Очень важно в период восстановительного роста создать новое ядро выздоровевшей экономики, которое позволит ей диверсифицироваться и стать менее уязвимой к будущим экономическим потрясениям.
Возрождение реального сектора казахстанской экономики может быть достигнуто посредством промышленного реструктурирования, приобретения передового опыта и технологий, конверсии сохранившихся с советских времен оборонных производств и, главное, — повышения производительности труда в обрабатывающем секторе экономики. Эти мероприятия потребуют разумного макроэкономического и финансового руководства со стороны государства, включая дальнейшее развитие банковского сектора, крупномасштабное стимулирование национальных и иностранных инвестиций, реализацию программ мобилизации капитала на государственном и региональном уровнях.
Для того чтобы выбрать адекватную стратегию развития национальной экономики и определить ее место в мировой экономической системе в настоящий момент и в длительной перспективе требуется более конкретная оценка имеющегося экономического потенциала, прежде всего производственно-промышленной и ресурсной составляющих. Сегодня целесообразно стимулировать развитие таких исследований, которые направлены на разработку наукоемких, ресурсосберегающих и экологически чистых производств, ориентированных на экспорт продукции высоких технологий. Но самое приоритетное, что определяет успех экономической модернизации, — целенаправленная политика взращивания «нового поколения современных менеджеров и управленцев, широко образованных и профессионально подготовленных» [13. С. 17]. Казахстану необходима собственная модель социально ответственного бизнеса, основанная на лучших мировых достижениях, но учитывающая специфику внутренней экономики, при этом важно научиться извлекать пользу для экономики даже в кризисные периоды. У правительства есть хорошая возможность вывести экономику из мирового кризиса более зрелой и сильной. Это предполагает повышение качества экономического развития.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Абдиев К.С. Краткий статистический сборник // Агентство по статистике РК. — Алма-ты, 2007.
[2] ВВП по странам СНГ // Экспресс-информация. — Агентство РК по статистике. — Ал-маты,2010.
[3] Из выступления Н. Назарбаева на XII съезде партии «Нур Отан» от 15.05.2009.
[4] Из послания Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 28.01.2011.
[5] Казахстан и ВТО // http://www.zakon.kz
[6] Казахстан: Штрихи к стратегии экономического роста (Аналит. обозрение) // Агентство по статистике РК. — Алматы, 2011.
[7] Казахстанская правда. — 2004. — № 170.
[8] Казахстанская правда. — 2009. — № 485.
[9] Краткая справка Министерства экономики и бюджетного планирования, 2010 год.
[10] Эксперт Казахстан. — 2010. — № 11.
[11] Н. Назарбаев: утроить ВВП к 2020 г. // http://www.rbk.ru
[12] Омаров Т. Нефтяная ось Астаны // Казахстанская правда от 30.06.2005.
[13] Отчет о бизнес-конференции «Казахстан привлекает новую волну инвестиций: стратегия по диверсификации и устойчивому росту». — Алматы, 2005.
[14] Рассчитано по данным стат. ежегодника РК. — Алматы, 2010.
[15] Рассчитано согласно данным World Investment Report 2009: Transnational Corporations, Production and Development. — Geneva, 2010.
[16] Doing business — 2012 // The World Bank, Washington, 2011.
[17] World GDP (PPP) & Country population, World Economic Outlook Database. October 2010, International Monetary Fund.
[18] Собственные расчеты на основе данных: World Economic Outlook Database, сентябрь 2011; Казахстан за годы независимости 1991—2010 // Статистический сборник Астана, 2010.
SPECIFIC FEATURES IN KAZAKHSTAN ECONOMIC DEVELOPMENT: BEFORE AND AFTER THE CRISIS PHENOMENA
D.A. Akbergenova
International Economic Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The article represents the analysis of the done and forthcoming work on overcoming of structural crisis in Kazakhstan Republic. The basic stages of formation and development of economic process are characterized.
Key words: Kazakhstan, economic development, crises, world economy.