УДК378 +78
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ХОРМЕЙСТЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
© 2009 И.М.Сигал Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Статья поступила в редакцию 01.07.2009 Статья посвящена теории и методике музыкальной культуры в профессиональной подготовке хормейстеров в вузе. Ключевые слова: музыкальная культура, педагогическая компетенция, профессиональное обучение хормейстеров.
Совершенствование музыкальной культуры в современном обществе определяется не только уровнем профессиональной подготовки, но и необходимостью учитывать в системе высшего образования такие аспекты, как гуманизация и гуманитаризация, информатизация и интеллектуализация. Новые образовательные стандарты высшей школы учитывают эти аспекты в подготовке специалистов, в том числе и будущих музыкальных работников всех профилей. Так, как профессиональную подготовку студентов-хормейстеров мы рассматриваем в контексте музыкальной культуры, обратимся к содержанию этого понятия, которое раскрывается в работах ряда современных музыкантов, педагогов, ученых: В.С.Цуккермана, АН.Сохора, Ю.Б.Алиева, Р.А.Тельчаровой и др.
Так, В.СЦуккермам указывает, что музыкальная культура есть часть художественной культуры данного общества в определенный конкретно-исторический момент его развития и представляет собой «совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей»1.
Убедительная, на наш взгляд, концепция музыкальной культуры общества была разработана АЛ.Сохором. Для него музыкальная культура общества «...есть единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ей успех; 4) все учреждения и соци-
Сигал Ирина Михайловна, соискатель кафедры русской и зарубежной литературы и методики преподавания литературы. E-mail: filolog [email protected]
1 Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. - М.: 1972. - С.67.
альные институты, и также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность»2. А.Н.Сохор обосновывает функционально различные разделы музыкальной культуры общества, к которым относит: 1) основные блоки: творчество, исполнительство, распространение музыки, ее восприятие; 2) дополнительные блоки: музыкальная критика, музыковедение, руководство музыкальной культурой.
Выражением художественной культуры личности на уровне конкретного вида искусства — музыки — является ее музыкальная культура. Ю.БАлиев под музыкальной культурой личности понимает индивидуальный социально-художественный опыт учащегося, обусловливающий возникновение высоких музыкальных потребностей; интегративное свойство личности, главными показателями которого являются музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное отношение к нему, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность) и музыкальная образованность (владение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностное отношение к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса и др.)3.
Весьма полная концепция музыкально-эстетической культуры личности была создана РА.Тельчаровой4. Она полагает, что освоение и преумножение музыкальной культуры общества отдельной личностью основано на двух важнейших компонентах ее музыкального развития: музыкальной деятельности и музыкальном сознании. Музыкальная деятельность отражает проявление человеческой активности, состоящей в духовно-практи-ческом овладении музыкальными ценно-
2 Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. - Т.1. -Л.: 1980. - С. 84 - 85.
3 Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта - М.: 2002. - С.21 - 22.
4 Тельчарова РА. Музыкально-эстетическая культура и марксистская концепция личности. - М.: 1989.
«Педагогика и психология», «Филология и искусствоведение» 3(5)
стями. Музыкальная деятельность личности включает в себя: способность к музыкальной активности, потребность в ней; знания, умения и навыки для ее выполнения; социальные ориентации личности на эту деятельность.
Виды музыкальной деятельности разнообразны. Это слушание, сочинение, исполнение, запоминание музыки, мысленное воспроизведение услышанного, познание, оценка, наблюдение, созерцание, воображение, предслышание, ассоциативная музыкальная деятельность и др. При этом очевидно следующее: чем активнее человек проявляет себя в музыкальной деятельности, тем эффективнее, успешнее протекает процесс развития его музыкальной культуры. Второй важный компонент музыкально-эстетической культуры личности -музыкальное сознание. Как указывает РА.Тель-чарова, музыкальное сознание представляет собой форму отражения музыкальной действительности, совокупность идеально-отража-тельных психических процессов человеческого мозга, с помощью которых происходит процесс отражения музыкальных произведений и осознание впечатлений от них5. Проявляется музыкальное сознание в отношении личности к произведениям музыкального искусства. Музыкальное сознание имеет двухуровневую структуру. Его психологический уровень образуют музыкальные эмоции и чувства, интересы, потребности, вкусы. Идеологический уровень составляют понятия, суждения, умозаключения, система идей, представленных в музыкально-эстетических взглядах, теориях, идеале6.
Формирование музыкальной культуры в процессе профессиональной подготовки будущих хормейстеров невозможно без такой составляющей, как межкультурная компетенция: она является «ведущей характеристикой уровня развития культуры индивида и общества в целом, при этом она отождествляется с умением человека жить в гармонии с самим собой и обществом»7. Важной составляющей музыкальной культуры хормейстера является его вокальные умения и навыки. Они развиваются на занятиях по предмету «Постановка голоса», в процессе освоения певцом-ансамблистом приемов исполнительской техники. Это умение распоряжаться своими голосовыми данными (развитое, послушное воле певца дыхание, выровненный регистр, гибкая музыкальная фразировка); хорошая дикция; музыкальная грамотность (умение свободно и точно петь интервалы, иметь развитое гармоническое чувство, нераз-
5 ТелъчароваP.A. Музыкально-эстетическая.... - С.24.
6 Там же. - С. 126.
7 Лобова Т.В. Реализация аксиологического подхода в про-
цессе развития межкультурной компетенции студентов вуза: Автореферат дисс. ...канд. пед. наук. - Казань: 2009. -С.3.
рывно связанное с чувством ансамбля, точность исполнения ритма); умение слышать музыку всего произведения. В первую очередь преподавателю «Постановки голоса» следует учитывать психофизиологические основы работы над интонированием в процессе подготовки будущего руководителя хора: 1) самым существенным элементом исполнительской техники является чистота интонации, которую регулирует и контролирует слух; 2) необходимо развивать у студентов способность предвосхищать интонационное развитие, учитывая при этом индивидуальные кинестетические данные; 3) на занятиях следует применять развивающие интонацию упражнения, сочетающие инструктив-ность и образность, рассматривая интонацию с точки зрения физиологии и психологии - «вкусно», «терпко», «плотно», «легко» и т.п.; 4) достижение вокальной, технической гибкости и беглости возможно только в результате настойчивой работы над дыханием и звуком.
Кроме того, студенту предстоит усвоить, что хормейстеру необходимо безупречное знание музыкального произведения, которое он разучивает с хором, и методически грамотно выстроенный алгоритм работы с хористами. Принципиально важно владеть контекстом, в самом широком понимании этого термина: знать историю создания произведения, особенности стиля его авторов (если это литературно-музыкальный текст), историко-музыкальную обстановку времени создания произведения, когда и кем оно исполнялось, различные варианты интерпретации и т.д. Все перечисленное является элементами музыкальной культуры студентов, и поэтому требует пристального внимания преподавателя дисциплины «Постановка голоса», подробных разъяснений, выстраивания занятий по принципу «от общего к частному».
Методика изучения музыкального произведения с будущими хормейстерами разрабатывается с учетом состава хора, степени трудности изучаемого произведения, задачами (т.е. будет ли оно звучать в концерте, на конкурсе или это рабочий, студийный вариант). Чрезвычайно важен момент адаптации студента к работе в хоре. «Успешность совершенствования системы педагогического образования обусловлена качеством профессионального отбора и показателями адаптации контингента студентов к процессу обучения в вузе»8. Большое значение имеет также психологическая готовность преподавателя и студента к диалогу в процессе обучения пению хором, возможная только при демократическом стиле педагогического общения. Подлинное творчество возникает только тогда, когда все эти (и многие другие) условия совпадают, сопрягаются.
8 Ажиев М.В. Педагогические условия адаптации личности к обучению в педагогическом вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала: 2009. - С.3.
Личностно-ориентированное обучение - данность сегодняшней высшей школы, когда включаются в процесс обучения ценностные и когнитивные факторы. Диалог преподавателя со студентом ведет к их плодотворному творческому сотрудничеству, или, как стали называть в последнее время, к педагогике сотрудничества. Профессиональная компетентность, мотивация предопределяют эффективность образовательного процесса, а уровень не только музыкальной, но и общей культуры определяет личность будущего хормейстера. Успешной адаптации студентов в процессе музыкального образования способствуют тренинги, деловые игры, психологические практикумы и многое другое, что способствует повышению уровня профессио-нализма9.
Итак, основными направлениями в формировании музыкальной культуры студентов-хормейстеров являются: 1) приобщение их к наиболее
ценным образцам музыкального искусства; 2) овладение способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями; 3) воспитание любви к музыкальному искусству, эмоционально-ценностного отношения к нему, потребности в различных (в том числе новых) образцах высокохудожественной музыки; 4) развитие музыкальной наблюдательности и межкультурной компетенции; 5) опора на психофизиологические основы работы над интонированием в процессе подготовки будущего руководителя хора; 6) использование в обучении элементов современных психолого-педагогических методик (тренингов, деловых игр, практикумов).
9Ажиев М.В. Педагогические условия адаптации личности к обучению в педагогическом вузе: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала: 2009. - С.20 - 21.
FORMATION OF MUSICAL CULTURE OF THE FUTURE CHOIR MASTERS DURING PROFESSIONAL TRAINING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION
© 2009 I.M.Sigal°
Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
This article is devoted to the theory and the methodology of the musical culture in professional training choir masters in the higher educational institution.
Keywords: musical culture, the pedagogical competence, professional training of choir masters.
Sigal Irina Mihailovna, the competitor of faculty of the Russian and Foreign Literature and the literature teaching methodology. E-mail: filolog [email protected]