УДК 37.03
ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ образования и культуры
© 2020 И. В. Ефремова
канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования e-mail: efremova75J975@mail. ru
Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина
В статье обосновывается актуальность проблемы формирования музыкального вкуса у современных школьников, раскрывается значение и возможности образовательных организаций и учреждений культуры в исследуемом процессе. Характеризуя потенциал культурно-образовательной среды региона, автор акцентирует внимание на необходимости взаимодействия учреждений образования и культуры; обосновывает комплекс организационно-педагогических условий и представляет практический опыт их реализации в процессе организации совместных мероприятий, обеспечивающих успешное формирование основ музыкального вкуса у обучающихся младших классов.
Ключевые слова: музыкальный вкус, культурно-образовательная среда, образовательные организации, учреждения культуры, обучающиеся младших классов.
Инновационные изменения, отмечаемые в настоящее время в социокультурной жизни общества, оказывают различное влияние на становление личности ребенка. В связи с доступностью получения разнообразной информации, с одной стороны, создаются благоприятные условия для интеллектуального развития современных школьников, а с другой - актуализируется проблема их духовно-нравственного воспитания, формирования эстетической культуры и вкуса. Причем наличие музыкального вкуса как разновидности художественно-эстетического вкуса подчеркивает не только развитую способность испытывать радость и удовольствие от восприятия разнообразной музыки, но и сформированность системы этических и эстетических ценностей.
Безусловно, гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для всех обучающихся, но особенно в ней нуждается дети младшего школьного возраста. Полученные музыкальные впечатления, ассоциации остаются в их памяти надолго, а у некоторых иногда и на всю жизнь, поэтому, как подчеркивается в научных источниках, музыкальный вкус следует развивать с детства, и чем более он развит, тем больше развита личность ребенка. В дальнейшем их развитые вкусовые проявления выражаются в умении ориентироваться в разнообразной музыкальной информации и наслаждаться лучшими произведениями музыкального искусства [Удалова 2015].
Благодатную почву для формирования музыкального вкуса младших школьников представляют различные образовательные и культурные учреждения, направленные не только на достижение определенного уровня образования, но и на всестороннее развитие и художественно-эстетическое воспитание личности.
Отметим, что общеобразовательное учреждение, обеспечивающее общее музыкальное образование обучающихся, с одной стороны, формирует личность как носителя духовной культуры, а с другой - как активного ее преобразователя. Музыкальный вкус в большинстве своем формируется под непосредственным воздействием искусства и выступает важным показателем эстетического развития
взрослеющей личности. Он не является врождённым, его приобретают с опытом, главное в его формировании - умение пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость к музыке, прочувствовать те эмоции, которые преданы и показаны в произведении, причем они могут быть как положительными, так и отрицательными, отражая психическое состояние ребенка и его отношение в музыке. В процессе восприятия музыки возникают эстетические чувства, это и есть признак формирования музыкального вкуса. Безусловно, в процессе общего музыкального образования ребята должны приобретать необходимые знания, позволяющие выражать свое мнение о звучащей музыке и обосновывать личные музыкально-вкусовые предпочтения. Однако, как показывает практика, к сожалению, один учитель музыки не может противостоять современной музыкальной среде, окружающей сегодняшнего школьника. Тем не менее развивать музыкальный вкус необходимо, так как каждое новое музыкальное произведение, открывая мир новых звуков, обогащает внутренний мир обучающихся.
Массовое музыкальное образование, кроме общеобразовательных учреждений, осуществляется и в учреждениях культуры и дополнительного образования, характеризуемых как особое культурное образовательное пространство, решающее задачи не только социализации, но и индивидуализации взрослеющей личности, а также являющееся основным фактором ее музыкально-творческого развития, формирования музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Приоритетной целью дополнительного образования является «педагогическая поддержка обучающихся в социальном самоопределении, практической подготовке к жизни и профессиональной карьере...» [Щетинская, Тавстуха, Болотова 2006: 25]. Являясь неотъемлемой частью образовательной системы, оно располагает богатыми потенциальными возможностями в культурном становлении личности ребенка, поэтому «должно более активно искать и осваивать созидательные варианты образовательных и досуговых программ» [Пашков 2018: 121]. Реализация художественных наклонностей и способностей детей как в профессиональном, так и в общекультурном аспектах, безусловно, является главным достоинством детских школ искусств, детских музыкальных школ. Несомненно, всестороннее развитие обучающиеся получают в процессе всех музыкальных занятий, однако, не преувеличивая, можно сказать, что именно «Музыкальная литература» выступает интегрирующей дисциплиной системы развития музыкальной образованности детей, которая не только нацелена на расширение слушательской музыкальной культуры, но и воспитывает их музыкальный вкус и потребности.
Деятельность учреждений культуры в исследуемом процессе также выполняет значимую роль, так как создает условия для удовлетворения духовно-культурных потребностей и обеспечивает формирование мотивов поведения личности. Как подтверждают исследования, в большинстве малых городов и сельских поселений именно культурные центры выступают основными организаторами культурно-досуговой деятельности жителей, обеспечивая взаимодействие различных социальных, профессиональных и возрастных групп населения и т.д. Такие объединения являются и традиционным местом досуга и школьников, где не только происходит общение со сверстниками, но и организуются встречи по интересам. Несомненно, полноценная культурно-досуговая среда необходима человеку в его повседневной жизни, так как позволяет не только соприкоснуться с миром прекрасного, но и понять собственное отношение к ценностям культуры и искусства. Добавим, что и для современных школьников, особенно для обучающихся младших классов, организованная культурно-досуговая среда имеет большое значение. В комфортных условиях они активно включаются в процесс социализации, имеют возможность
Ефремова И. В. Формирование музыкального вкуса у обучающихся младших классов в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры
реализовать свои способности, в непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке знакомиться с различными жанрами и направлениями музыкального искусства. В итоге учреждения дополнительного образования и культуры, с одной стороны, выполняют охранительную функцию, предотвращая или уменьшая воздействие на детей негативных факторов социальной среды, а с другой, - формируя их нравственную и эстетическую устойчивость, создают определенную культурно-образовательную среду.
Феномен «культурно-образовательная среда» относится к терминологическому ряду понятий «культурная среда» и «образовательная среда» [Уколова 2012]. Исходя из их сущности и содержания культурно-образовательная среда региона представляет собой совокупность элементов: системы образования (образовательные учреждения) и объектов культуры (учреждения культуры, культурные комплексы и т.д..). Очевидно, что одно только общее музыкальное образование не в состоянии решить проблему формирования музыкального вкуса младших школьников, поэтому так важно грамотно использовать воспитательные возможности дополнительного образования и учреждений культуры, благодаря которым обучающийся, действительно, сможет определить собственный образовательный маршрут в реализации своих музыкальных интересов и потребностей. К тому же, лишь в ходе целенаправленной и систематической работы в условиях взаимодействия данных учреждений можно не только достичь успешности исследуемого процесса, но и в целом обеспечить воспитание духовно богатой, эстетически развитой личности, способной проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. Обозначим некоторые возможности взаимодействия учреждений образования и культуры в контексте формирования музыкального вкуса младших школьников в условиях культурно-образовательной среды г. Ельца Липецкой области.
Липецкая область - уникальная среда, «своего рода онтологическая модель России, позволяющая выявить удивительные черты русской культуры образования» [Белозерцев 2006: 79]. Елец является одним из старинных ее городов, сохранившим не только исторические памятники архитектуры и традиционный уклад жизни, но и свою самобытность и уникальность. Несмотря на ограниченные возможности реализации разносторонних потребностей его жителей (недостатки культурного развития, вызванные удаленностью от крупных культурных и промышленных центров), в городе есть все необходимые ресурсы, кадровый потенциал и, конечно, создана культурно-образовательная среда, способствующая успешному развитию и саморазвитию личности. Безусловно, системе образования и учреждениям культуры здесь отводится особая роль - обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение культурных традиций и популяризации культуры.
Изучение инновационных подходов и нетрадиционных форм взаимодействия образовательных учреждений приводит к пониманию необходимости создания целостного культурно-образовательного пространства, позволяющего различным организациям находить общие интересы, действовать совместно для достижения конкретных результатов. И если первое (образование) ценно своей системностью, то второе (культура) - возможностью индивидуализировать процесс социализации взрослеющей личности. Безусловно, обозначенные учреждения должны существовать в тесном взаимодействии, так как цель у всех педагогов одна - подготовить растущего человека к жизни в современном обществе, причем только их активное сотрудничество будет способствовать решению общих задач воспитания подрастающего поколения, стимулировать творческую и познавательную активность детей, поможет им в жизненном, профессиональном самоопределении.
Обобщая вышесказанное, мы пришли к выводу, что совершенствовать процесс формирования музыкального вкуса у обучающихся младших классов возможно при реализации следующих педагогических условий:
- первое из них - внедрение комплексного подхода, ориентированного на интеграцию воспитательных факторов средствами музыкального искусства -обусловлено тем, что в контексте рассматриваемой проблемы его реализация позволит осуществить единство и взаимосвязь различных компонентов социальной среды в достижении поставленной цели. К тому же положительный результат достигается при органичном слиянии музыкального обучения и воспитания (внешнего педагогического воздействия) и музыкального самообразования обучающихся;
- второе - активизация ценностно-мотивационной установки на восприятие музыкального произведения - обосновывается неоднозначностью самого процесса музыкального восприятия. Учитывая то, что каждый человек воспринимает музыку в силу своего жизненного опыта, опыта слушания музыки, богатства творческого воображения, именно педагог-музыкант должен грамотно организовать систематические встречи с музыкой, научив ребят ориентироваться в многообразии окружающей их музыкальной информации. Успешность данной работы зависит от определенного настроя на слушание музыки, той ценностно-мотивационной установки, воздействующей на эмоциональную сторону младшего школьника и направляющей его процесс восприятия посредством переосмысления личного музыкального опыта как ценности настоящего и будущего [Ефремова 2014: 242];
- использование разнообразных форм личностно ориентированного педагогического взаимодействия в организации музыкальной деятельности младших школьников, с нашей точки зрения, не только обеспечит достижение поставленных целей и задач музыкального образования, но и в процессе сотворчества, создавая комфортную образовательную среду, предоставит возможность каждому из них испытать радость от общения с музыкой. Принимая во внимание то, что процесс формирования музыкального вкуса младших школьников носит ярко выраженный индивидуальный характер, ребятам необходимо помочь в определении специфики музыки, умении отбирать для себя наиболее значимое; причём очень важно воспитывать обучающихся на лучших образцах музыкальной культуры, воздействующих на их сознание и чувства, то есть систематически развивать их эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству.
Как отмечалось ранее, учреждениям образования и культуры в нашем провинциальном городе отводится особая роль, но только их организованное взаимодействие позволяет компенсировать недостатки культурного развития обучающихся, вызванные удаленностью от крупных промышленных центров. Успешность рассматриваемой нами проблемы обеспечивается разработкой совместных программ организации деятельности как обучающихся, так и педагогов-музыкантов:
- систематическое участие в научно-практических конференциях и научно-методических семинарах, раскрывающих актуальные проблемы музыкального образования;
- взаимопосещение открытых занятий педагогов-музыкантов учреждений общего и дополнительного образования, обобщение опыта проведения итоговых творческих концертов;
- активное участие обучающихся различных образовательных учреждений в совместных культурно-творческих мероприятиях (музыкальные олимпиады, конкурсы, фестивали и т.д.).
Так, например, на базе Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина уже традиционным (с 2009 г.) стало проведение Международного
Ефремова И. В. Формирование музыкального вкуса у обучающихся младших классов в условиях взаимодействия учреждений образования и культуры
фестиваля творческой молодежи и студентов, где в различных номинациях принимают участие дети разных возрастных категорий - обучающиеся и общеобразовательных школ, и учреждений культуры, и дополнительного образования. Такие совместные мероприятия, безусловно, способствует налаживанию творческих контактов между исполнителями, их творческому обмену. Кроме того, обучающиеся начальных школ города вместе со своими классными руководителями, посещая данные мероприятия, с одной стороны, поддерживают выступающих одноклассников, а с другой -в непринужденной обстановке знакомятся с разнообразными направлениями и жанрами музыкального искусства. Культурное общение, встречи с популярными в городе исполнителями, известными педагогами-музыкантами, посещение мастер-классов способствуют не только расширению музыкального кругозора школьников, но и переосмыслению собственных взглядов на явления музыкального искусства.
Единая цель системы музыкального образования обучающихся - «формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры» [Осеннева 2014: 9] - не случайно выступает и целью деятельности творческого объединения «Студенческая филармония», организующего музыкально-просветительские встречи для обучающихся различных образовательных учреждений города и Елецкого района. Несмотря на то что инициатором предлагаемых мероприятий является высшее учебное заведение, при разработке ежегодной программы филармонии учитываются положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и федеральные государственные требования дополнительного образования. В результате подбирается общее методическое обеспечение, целевые ориентиры которого направлены на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ: качественное обогащение музыкально-слухового опыта детей младшего школьного возраста, развитие их эмоциональной сферы, музыкальных способностей и креативности. Музыкальные встречи в большинстве своем проводятся в форме бесед-концертов, направленность которых определяется разнообразной тематикой. В доступной для понимания форме ребята узнают об интересных фактах жизни композиторов; в исполнении солистов, хоровых коллективов знакомятся с яркими произведениями различных музыкальных жанров, стилей и направлений. Также большое значение для культурного становления взрослеющей личности имеют созданная комфортная среда, воздействующая на эмоциональную отзывчивость младших школьников и оказывающая позитивное влияние в целом на их художественно-эстетическое развитие, а также ценностно-мотивационная установка, активизирующая осознанное музыкальное восприятие слушателей.
Незабываемые впечатления получают ребята в процессе слушания музыки в исполнении своих сверстников. Такой тематический концерт «Дети - детям» проводится ежегодно также в стенах вуза, но организуется совместными усилиями обучающихся младших классов детских школ искусств нашего города. Концертные программы, наряду с музыкальными произведениями классиков, знакомят слушателей с творчеством музыкантов-исполнителей и композиторов родного края. Реализация личностно ориентированного подхода, включение обучающихся в разнообразную музыкальную деятельность дают возможность каждому (и исполнителю, и слушателю) испытать радость от общения с музыкой. Сквозной нитью мероприятий является воспитание стремления подрастающего поколения к вечному: добру, любви, хорошим поступкам, культуре поведения, нравственным идеалам. Именно опора на переживание эмоциональных состояний и их признание ценностными и личностно значимыми для себя служат основой формирования музыкального вкуса обучающихся младших
классов. Безусловно, в таких концертах, в процессе «живого исполнения», музыка открывает новые смысловые грани своего содержания.
Резюмируя вышесказанное, отметим, что воспитание музыкального вкуса -процесс, безусловно, длительный и базирующийся на терпеливом и методическом взращивании представлений обучающихся об истинных ценностях музыкального искусства. Начальный этап его формирования, как подтверждают результаты нашего исследования, имеет приоритетное значение в становлении взрослеющей личности, так как именно в младшем школьном возрасте закладываются основы музыкального вкуса посредством развития эмоциональной отзывчивости; связывая воедино музыку, чувства, мышление и слово, целенаправленно развивается ценностное отношение обучающихся к музыке. Реализация предложенных нами педагогических условий дает возможность определить рассматриваемый процесс как педагогически управляемый, результатом которого является воздействие на музыкальное сознание ребят, их чувства и эмоции. К тому же активное взаимодействие учреждений образования и культуры не только представляет возможности для раскрытия творческого потенциала обучающихся младших классов и создает условия для их самосовершенствования, но и позволяет реально осознать себя как личность, способную понять и оценить явления музыкального искусства.
Библиографический список
Белозерцев Е.П. Культурно-образовательная среда провинциального города // Высшее образование в России. 2004. №6. С. 75-80. иЯЬ: https://cyberleninka.rU/article/n/kulturno-obrazovatelnaya-sreda-provintsialnogo-goroda (дата обращения: 22.01.2020)
Ефремова И.В. Ценностно-мотивационная установка как условие формирования музыкального вкуса школьников в контексте культурно-образовательной среды региона // Музыка в провинции: традиции бытования и перспективы художественного образования: материалы всерос. (с междунар. участием) науч.-практич. конф. Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2014. С. 241-245.
Осеннева М.С. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. для студ. учреждений высш. образования. 3-е изд., стер. М.: Академия, 2014. 272 с.
Пашков А.Г. Дополнительное образование как «мир детства»: история и современность // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. № 1(45). иЯЬ:
https://www.elibrary.ru/download/elibrary 35043033 59491708.pdf (дата обращения: 18.01.2020)
Разуткина Л.И. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2008. 187 с.
Удалова Р.И. Педагогическая технология формирования основ музыкального вкуса младших школьников во внеурочной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2016. 25 с.
Уколова Л. И. Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека // Педагогика искусства. 2012. № 4. С. 1-10.
Щетинская А.И., Тавстуха О.Г., Болотова М.И. Теория и практика современного дополнительного образования детей: учеб. пособие. Мин-во образования и науки РФ; Оренбург, гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОПТУ, 2006. 404 с.