ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 15096
УДК 37.026.9
Останина Светлана Александровна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин ФГБОУ ВПО «Петрозаводская государственная консерватория им. А. К. Гпазунова», г. Петрозаводск [email protected]
Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников
Аннотация. Статья посвящена анализу творчески-ориентированного образовательного пространства МОУ «Гимназия № 37» г. Петрозаводска. Автор рассматривает особенности организации образовательного пространства гимназии как инновационного учреждения, способствующего активизации формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников. Ключевые слова: творчески-ориентированное образовательное пространство, творческий стиль деятельности, художественно-творческая деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В законе Российской Федерации «Об образовании» чётко прослеживается тенденция преодоления единообразия школы. Возникают новые виды учебных заведений (гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением ряда учебных предметов), осуществляющие инновационную деятельность. Каждое образовательное учреждение реализует собственные образовательные ориентиры в организации учебно-воспитательного процесса. В аспекте основных принципов государственной политики в области образования целевой установкой Программы развития гимназии № 37 является обеспечение гуманистического характера образовательного пространства, воспитание культурного, эстетически развитого, образованного человека, обладающего способностями к самореализации и саморазвитию, творческой активностью во всех сферах жизнедеятельности и умением творчески подходить к решению любых жизненно важных проблем.
История МОУ «Гимназия № 37» ведет отсчет с 1918 г., когда двухклассное женское училище было закрыто и здание передано под рабоче-крестьянскую школу. Сегодня МОУ «Гимназия № 37» - это муниципальное общеобразовательное учреждение, основная цель которого - проектирование и создание условий для максимального выявления и использования субъектного опыта обучающихся с учетом их личностно значимых ценностей на основе требований государственных образовательных стандартов, социального заказа и педагогических возможностей школы.
Гимназия реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля. Гуманитаризация образования как стратегическое направление развития всего современного педагогического процесса - явление закономерное и исторически обусловленное. Именно сейчас ощущается острая потребность общества в образованных, творчески активных личностях, способных к взаимопониманию и толерантному взаимодействию с другими людьми на основе принятых культурных норм в социуме, поэтому преподаванию гуманитарных предметов в гимназии уделяется особое внимание.
1
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Опираясь на лучшие традиции классической гимназии в отечественном образовании, гимназия № 37 стремится реализовать гуманитарную ориентацию процесса обучения, обеспечить духовно-нравственное, эстетическое и творческое развитие школьников. Основные направления деятельности гимназии в последние годы:
- организация городской экспериментальной площадки «Методический центр личностно ориентированного образования» (научный руководитель - профессор, доктор психологических наук И. С. Якиманская);
- координирование деятельности республиканского сетевого проекта по реализации личностно ориентированного образования;
- взаимодействие с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) в рамках университетского комплекса «Школа - вуз», которое включает в себя: ведение факультативов, элективных курсов для обучающихся; проведение научных конференций, семинаров, руководство исследовательской деятельностью школьников; подготовку обучающихся к поступлению в вуз;
- реализация международного молодежного проекта “Globus.Ru”, задачами которого являются интеграция идей толерантности в сознании старшеклассников и установление дружеских контактов с Финляндией;
- участие в проектах «Энергосбережение» (российско-финский проект); «Эколого-ботанический атлас школ Карелии», «Научно-методический и информационный центр по поддержке этнокультурного образования в Республике Карелия»;
- консультирование коллег из образовательных учреждений г. Петрозаводска и Республики Карелия по проблемам личностно ориентированного обучения, творческого развития школьников в условиях социокультурной среды гимназии (проведение практических семинаров, конференций, открытых уроков).
Основополагающим принципом в построении образовательной деятельности гимназии является реализация личностно ориентированного обучения, что отвечает потребностям современного общества, обеспечивая развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, ответственной за свои поступки, способной к конструктивному сотрудничеству с другими людьми. Как определено образовательной программой гимназии, личностно ориентированное образование является целостной комплексной программой и предполагает модернизацию всего пространства школы - от оптимизации развивающей среды, использования современных педагогических технологий и интерактивных методов, форм и средств обучения, оценки достижений обучающихся до реализации новых подходов в решении управленческих и кадровых вопросов.
Личностно ориентированная парадигма позволяет создавать различные образовательные модели, отвечающие целям и задачам конкретной школы, но при этом реализовывать единые базовые ценности, декларированные нормативно-законодательными документами в области российского образования. Работа по реализации личностно ориентированного обучения в гимназии началась в 1992 г. под руководством профессора И. С. Якиманской. С 1992-2004 гг. выстраивалась программа проектирования модели МОУ «Гимназия № 37» как инновационного образовательного учреждения, определялись теоретические основы, научно-методические и организационные условия её построения. В связи с этим особое внимание в гимназии уделяется:
- организации образовательной среды, включающей все виды не только учебной, но и социальной, досуговой, профессионально-ориентированной деятельности школьников на всех этапах их возрастного становления, развития, социального взросления;
2
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
- разработке и обоснованию инновационных подходов в образовательном процессе, воспроизводящем новые формы сотрудничества (сотворчества) ученика и учителя; современным образовательным технологиям, ориентированным на личностное развитие каждого школьника как уникальной индивидуальности, обладающей неповторимым субъектным опытом познания и общения с окружающим миром;
- раскрытию индивидуальных возможностей каждого обучающегося (определение вектора его личностного развития в образовательном процессе; выявление его избирательности, проявляющейся через учебные интересы и внеучебную деятельность; создание у гимназистов устойчивой мотивации к учению как важному виду деятельности; развитие творческого мышления школьников, необходимого для познания, практической деятельности, ориентации в современном мире и т. д.);
- формированию активной творческой позиции школьника и становлению его творческой личности.
Согласно образовательной программе гимназии, каждый ученик - носитель индивидуального личностного опыта, поэтому развитие и сохранение индивидуальности ребёнка, его творческого начала в любом виде деятельности является важным условием организации учебно-воспитательного процесса. Исходя из этого, образовательный процесс гимназии выстраивается с позиции его индивидуализации, что предусматривает:
- включение в учебный план индивидуального компонента: предметов по выбору, специальных курсов, факультативов, что даёт возможность школьникам самостоятельно определять «свой» образовательный маршрут, выбирая те дисциплины, в которых они смогут наиболее ярко и разносторонне себя проявить;
- введение индивидуальных программ саморазвития обучающихся, которые разрабатываются ими совместно с учителями, психологами, родителями и социальными педагогами на основе диагностики достижений учеников. Такие программы помогают школьникам планировать свой творческий рост, прогнозировать творческие достижения, анализировать опыт своей творческой деятельности;
- внедрение авторских и модифицированных учебных программ по предметным дисциплинам; разработка и осуществление индивидуальных образовательных маршрутов, что позволяет в рамках обучения целого класса осуществлять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его личностных особенностей, позволяя ученику самому выбирать тот или иной путь творческого самовыражения.
Наиболее полно человек раскрывает себя в творчестве, так как именно в этой области жизнедеятельности особенно ярко проявляются его индивидуальные личностные качества. Поэтому признание индивидуальной неповторимости каждого обучающегося предоставляет возможности раскрытия и реализации в учебно-воспитательном процессе его творческого потенциала, развития творческих способностей. Реализуя задачи личностно ориентированного обучения в образовательном процессе, гимназия открывает перед школьниками широкий простор для активной творческой деятельности в различных её видах.
Подчеркнём, что обучающиеся смогут достигнуть определённого уровня творческого развития и сформированности творческого стиля деятельности, если учителями учитываются направленность их личности, субъектный опыт и ценностно-смысловые установки. Именно поэтому индивидуализация процесса обучения является необходимым условием творческого развития школьников; способствует формированию самостоятельности, активизации их личностного творческого самовыражения в различных видах деятельности. Таким образом, опираясь на приоритетные положения личностно ориентированного обучения, которое основной своей задачей ставит развитие личности каждого ученика, предельное внимание уделяем его индивидуальности. В гимназии созданы благоприятные условия для
3
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
творческой самореализации школьников, способствующие активизации процесса формирования их творческого стиля деятельности [1].
МОУ «Гимназия № 37» является инновационным учебным заведением, которое имеет свой учебный план, обеспечивающий дополнительную (углубленную) подготовку на второй и третьей ступенях обучения предметам гуманитарного профиля; авторские программы обучения; особую форму организации учебно-воспитательного процесса, структурные компоненты которого представлены на рис. 1:
- учебная деятельность (предметные дисциплины, курсы по выбору; исследовательская деятельность, олимпиады, коллоквиумы);
- внеучебная деятельность (вовлечение обучающихся в различные виды творческой деятельности: конкурсы, фестивали, концерты, презентации творческих проектов, интеллектуальные игры, тематические викторины; организация учебно-исследовательской деятельности);
- дополнительное образование (кружки, студии, клубы по интересам, спортивные секции).
Одним из важных компонентов образовательного процесса гимназии является учебная деятельность, основные характеристики которой реализуются в содержании учебного материала, способах деятельности, творческой активности субъектов, в их межличностном взаимодействии на основе сотрудничества. Целенаправленный подход к отбору содержания образования является важным аспектом организации процесса творческого развития школьников. Учебный план гимназии составлен на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, а также включает вариативную часть, обеспечивающую гимназический, углубленный компоненты образования.
Наряду с предметами базисного учебного плана в образовательный процесс включены предметные дисциплины гимназического компонента (логика, психология общения, латинский язык, второй иностранный язык); дисциплины и курсы по выбору обучающихся (дизайн, мифология, философия, социология, экономика); осуществляется углублённое изучение ряда предметов гуманитарного профиля (литература, история, иностранный язык, музыка).
Все учебные дисциплины своими специфическими средствами призваны решать задачи творческого развития, которые направлены на воспитание духовно развитой, творчески мыслящей личности. Изучение предметных дисциплин вышеперечисленных компонентов учебного плана гимназии обладает большим потенциалом и широкими возможностями для активизации формирования творческого стиля деятельности школьников.
В учебный план гимназии включены предметы художественно-эстетической направленности: «Историко-теоретические основы музыки» («ИТОМ»), «Сольфеджио», «Хоровое пение», «Хореография», «Ритмика», «Музыкальный инструмент» (фортепиано, скрипка, баян, аккордеон, гитара, балалайка, кантеле, инструменты духового оркестра); «Изобразительное искусство» («ИЗО») и «Мировая художественная культура» («МХК»). Вниманию учеников также предлагаются дополнительные предметы по выбору: «Композиция», «Основы импровизации», «Сольное пение», «Смешанный ансамбль», «Фортепианный ансамбль», «Аккомпанемент» и др. [2]
В образовательном процессе гимназии широко используются активные методы и формы обучения, которые способствуют повышению интереса к разным видам деятельности, развитию творческих способностей, активизации самостоятельности субъектов учебно-воспитательного процесса: проблемная лекция, диспут, деловая и ролевая игра, творческий проект (индивидуальный и коллективный), дискуссия, конференция, круглый стол, портфолио достижений и др.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Структурные компоненты учебно-воспитательного процесса гимназии
Федеральный компонент: Общеобразовательные программы начального общего образования (14-е классы); основного общего образования (5-9-е классы); среднего (полного) общего образования (9-11-е классы).
Общеобразовательная программа основного общего образования, обеспечивающая дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля (5-11-е классы).
Предметы гимназического компонента:
- Логика (4-й класс).
- Второй иностранный язык: немецкий, французский (5-11-е классы).
- Латинский язык (5-9-е классы).
- Психология общения (5-9-е классы) Дисциплины и курсы по выбору: -Дизайн (2-6-е классы).
- Мифология (5-7-е классы).
- Философия (9-11-е классы).
- Социология (10-11-е классы).
- Экономика (10-11-е классы). Предметы художественно-эстетического цикла:
- Изобразительное искусство (1-6-е классы).
- Мировая художественная культура (7-9-е классы).
-Хоровое пение (1-9-е классы).
- Ритмика (1-4-е классы).
- Хореография (5-9-е классы)
- Историко-теоретические основы музыки (2-9 -е классы).
- Сольфеджио (2-9-е классы).
- Музыкальный инструмент (2-9-е классы).
Факультативы:
- Фортепианный ансамбль (2-9-е классы).
- Смешанный ансамбль (камерное, фольклорное, эстрадное музицирование) (5-9-е классы).
- Аккомпанемент (6-8-е классы).
- Композиция (2-9-е классы).
- Основы импровизации (2-9-е классы)
- Сольное пение (5-9-е классы)
Организация учебноисследовательской деятельности
Научно-исследовательская работа (конференции, проблемная группа творческого развития)
Олимпиады, коллоквиумы
Студии «Северные гобелены», «Дизайн», «Оформитель», «Бальная культура»; танцевальная студия «Улыбка»; театральная студия «Вдохновение»; хоровая студия девочек «Лира», хоровая студия мальчиков «Орфей»
5
ISSN 2304-12QX
научно-методический электронный >курнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Важным фактором, способствующим активизации формирования творческого стиля деятельности школьников, является их активное участие в учебно-исследовательской деятельности. В гимназии ежегодно организуются учебно-исследовательские конференции «Ломоносовские чтения», «Юность. Наука. Культура». Обучающиеся принимают активное участие в работе секций по таким направлениям, как «Филология», «Обществознание», «Иностранный язык», «Психология», «Естествознание», «Математика», «Культурология».
Хочется отметить, что многие гимназисты участвуют в учебно-исследовательской деятельности сразу по нескольким направлениям, что свидетельствует о высоком уровне их познавательной активности, стремлении проявить себя в разных областях знаний и добиться в них личностно значимых результатов. Основными критериями в оценивании достижений обучающихся в области исследовательской деятельности являются следующие: актуальность проблемы исследования, творческий подход к решению исследовательских задач, нестандартность мышления, самостоятельность в поиске новых знаний, глубина, полнота и оригинальность раскрытия темы, убедительность и своеобразие индивидуальной манеры выступления.
Ежегодно ученики гимназии принимают участие в городской («Будущее Петрозаводска») и республиканской («Будущее Карелии») научно-практических конференциях, выступая с докладами по различной проблематике, представляя свои творческие проекты. Школьники многократно становятся обладателями призовых мест и специальных дипломов. Проведение олимпиад и коллоквиумов по различным предметным дисциплинам гимназии также обеспечивает активизацию формирования творческого стиля деятельности школьников. Участвуя в городских и республиканских предметных олимпиадах, ученики гимназии ежегодно демонстрируют высокие результаты по разным предметам: латинскому языку, истории, биологии, химии, литературе и др.
В гимназии создана проблемная группа учителей по вопросам творческого развития школьников, основной целью которой является поиск нового содержания, форм и методов творческого развития обучающихся, внедрение новых педагогических технологий, способствующих формированию активной творческой позиции школьников, апробация авторских и модифицированных программ, направленных на творческое развитие и саморазвитие учеников.
Особое значение в процессе творческого развития школьников, формирования их творческого стиля играет внеучебная деятельность, которая обеспечивает удовлетворение индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей и интересов детей, стремление творчески реализовать себя в различных направлениях и предпочитаемых видах творческой деятельности, предоставляет возможности для самоопределения, самосовершенствования в достижении личностно значимых творческих результатов. Внеучебная деятельность гимназии включает в себя следующие направления:
- участие в концертах, конкурсах, фестивалях, традиционных праздниках;
- организация выставок, презентации творческих проектов;
- реализация интеллектуальных и тематических игр, викторин, марафонов;
- встречи с деятелями культуры и искусства (музыкантами, композиторами, художниками, писателями и т. д.);
- посещение учреждений культуры (выставочных залов, музеев, концертов, музыкальных и драматических спектаклей и т. д.);
- научное общество гимназистов.
6
ISSN 2304-120X
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Наибольший интерес вызывают традиционные гимназические мероприятия:
- праздники «День знаний», «День рождения гимназии», «Лауреаты года», «Новогодний калейдоскоп», «Последний звонок», «Вечер встречи выпускников», «Посвящение первоклассников в гимназисты» и др.;
- конкурсы «Мистер и Мисс гимназия», «Юные сказочники», «Минута славы»;
- фестивали классных хоровых коллективов «Вместе весело живётся, вместе весело поётся», бального танца «Подснежник» и «Семейный бенефис», направленные на совместное творчество родителей и детей.
В гимназии обучающимся предоставлены разнообразные возможности для развития творческих способностей, творческой самоактуализации [3]. В табл. 1 представлены различные творческие мероприятия, в которых принимали участие школьники в последние годы.
Внеучебные занятия обогащают и совершенствуют знания и умения школьников в различных видах творческой деятельности. Общение с искусством и интересными людьми - художниками, музыкантами, композиторами, артистами; посещение культурных учреждений - всё это стимулирует развитие творческих способностей обучающихся, ориентирует их на активную творческую деятельность. С этой целью осуществляются экскурсии в Музей изобразительных искусств, Краеведческий государственный музей, Историко-архитектурный и этнографический музейзаповедник Кижи, художественную галерею «Дом куклы» Т. Калининой, Выставочный зал управления культуры г. Петрозаводска, музыкальный и драматические театры, детские музыкальные школы и детские школы искусств
Важным фактором творческого развития школьников, повышения их интеллектуального уровня является научное общество гимназистов, в состав которого входят обучающиеся разных классов, совместно с учителями организующие и активно осуществляющие исследовательскую деятельность по различным направлениям.
В развитии креативности школьников, их самоопределения и самореализации особое место в образовательном пространстве гимназии занимает дополнительное образование, которое рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации дополнительных образовательных услуг с ориентацией на личностные интересы, потребности и способности детей. Большое внимание в целостном педагогическом процессе уделяется организации разнообразных видов досуговой деятельности обучающихся. В гимназии действуют 32 досуговых объединения, в которых занимаются 93% гимназистов. Работа кружков, секций, клубов, студий осуществляется в самых различных формах и по следующим направлениям: художественно-эстетическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, журналистика.
Работа досуговых объединений планируется и организуется посредством изучения образовательных и творческих потребностей школьников, их личностных интересов и ценностных ориентаций. Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм обеспечивает высокий уровень творческой активности обучающихся. Так же как и учебная, внеучебная деятельность в гимназии основывается на принципах личностно ориентированного подхода к каждому ученику. Внеклассные занятия помогают школьникам полнее раскрыть свои возможности и способности, проявить свои личностные качества; позволяют им развиваться в индивидуальном режиме, согласно своим предпочтительным интересам.
Большую роль в формировании творческого отношения школьников к окружающей действительности играет их участие в создании и развитии эстетической среды учебных кабинетов в процессе реализации учебных предметов «технология» и «изобразительное искусство». Гармоничная обстановка, удачно выбранное цветовое решение помещений, наличие наглядно-образного материала эстетически воспитывают обучающихся, обогащают сферу их эстетических переживаний, активизируют творческую деятельность.
7
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 1
Участие школьников гимназии в творческих мероприятиях
Город Республика Россия
Конкурс художественного творчества «Дизайн новогоднего окна» (диплом). Конкурс поэтического творчества «Моя маленькая планета» (1-е место). Творческий конкурс рисунков на снегу «Снежная королева» (диплом, благодарственное письмо администрации г. Петрозаводска). Конкурс прикладного творчества «Моя семья» (лауреаты). Выставка декоративно-прикладного и изобразительного творчества «День победы» (гобелен) (грамота администрации г. Петрозаводска). Конкурс по правилам дорожного движения «Дорога и дети» (1-е место в номинации декоративно-прикладное творчество). Городской конкурс «Русский язык в моей жизни» (диплом). Городской конкурс сочинений «Самый классный классный» (3-е место). Городской фестиваль песни и танца «Радуга культур» (дипломанты - младший состав хора «Лира», ансамбль индийского танца «Катхак»). Городской театральный фестиваль «На крыльях сказки» (1-е место). Литературный конкурс «Глагол» (дипломанты). Конкурс «Юные сказочники» (лауреаты). Конкурс «Милиция глазами детей» (диплом). Конкурс «Сказки приходят из леса» (лауреаты) Республиканская фотовыставка «Мир глазами детей» (2-е место). Региональный этап Всероссийского детского пушкинского конкурса (дипломанты). Республиканский конкурс «Краевед» (диплом 1 -й степени). Конкурс изобразительного творчества «Детская фантазия» (лауреаты). Открытое первенство Карелии по спортивным танцам (дипломанты). Региональный этап Всероссийского конкурса школьных хоров (диплом I степени - хор девочек «Лира», дипломант -хор мальчиков «Орфей»). VI Республиканский фестиваль хореографических коллективов «Танцует молодость!» (дипломант - хореографический ансамбль «Улыбка»). XIII Республиканская хоровая ассамблея «Лаулу» (дипломант - хор мальчиков «Орфей», старший состав хора девочек «Лира»). Первенство Карелии по шахма -там (1 -е место). Первенство Карелии по фигурному катанию (2-е место). Первенство Карелии по художественной гимнастике (3-е место). Экологический форум (диплом). Международный день туризма. Межрегиональная акция «Я выбираю спорт» Всероссийский конкурс «Спасите природу» (1 -е место). Международная акция «Марш парков» (2-е место). Акция «Рисунок президенту России». Всероссийские игры: по русскому языку «Медвежонок», по математике «Кенгуру», по МХК «Золотое руно» (лауреаты и дипломанты). Всероссийская дистанционная игра «Математическая карусель» (3-е место). «Всероссийская телекоммуникационная олимпиада юных журналистов (2-е место). III Международный фестиваль «Бал культур: танцуя вместе» (г. С.-Петербург). Соревнования по спортивным бальным танцам на Кубок Ленинградской области (3-е место). Конкурс по спортивным бальным танцам «Восходящие звезды» (С.Петербург, лауреаты). Всероссийский проект «Дети детям». Международный турнир по спортивным бальным танцам «Слава Отечеству» (С.-Петербург, 1-е место). II Открытый международный фестиваль хоровой музыки им. С. П. Оськиной «Vivat, мальчишки!» (дипломант - хор мальчиков «Орфей»). Всероссийский конкурс школьных хоров (г. Нижний Новгород, дипломант - хор девочек «Лира»). XI Международный турнир по спортивным танцам «Осенние ритмы» (г. С.-Петербург) (3-е место). Всероссийское соревнование «Кросс наций». Всероссийская акция «Время читать», «Инфознайка»
Одним из приоритетных направлений в работе дополнительного образования гимназии является подготовка и проведение музыкально-литературных лекториев для жителей микрорайона «Музыка и здоровье», «Семейное музицирование», «От сердца к сердцу», «Музыка - душа моя» с участием хоровых, инструментальных и танцевальных творческих коллективов гимназии.
8
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Важным компонентом творчески-ориентированной среды гимназии является художественно-эстетическое пространство, обеспечивающее развитие и формирование целостной личности, её духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства. Художественно-эстетическое пространство рассматривается нами как интегративная система, воздействующая на личность школьника посредством погружения в ситуацию множественности образовательных услуг художественно-эстетического образования, из которых обучающиеся выбирают собственный образовательный маршрут, а педагогический коллектив обеспечивает регулирование и целесообразность выбора, мотивацию деятельности и психологопедагогическое сопровождение на всех этапах обучения.
Художественно-эстетическое пространство гимназии наполнено личностно значимым содержанием, способным порождать у обучающихся смыслы активного творчества и жизнедеятельности; это пространство творческого самоопределения ребенка, соответствующее его индивидуальным особенностям и культурным предпочтениям. Художественно-эстетическое пространство организуется учителями на основе взаимодействия искусств и обеспечивает включённость обучающихся в художественный контекст творческой деятельности [4].
Рассматривая художественно-эстетическое образование гимназии, подчеркнём, что оно направлено на развитие и реализацию творческого потенциала школьников, расширение их кругозора, воспитание художественного вкуса, умения разбираться в важных и разнообразных явлениях общекультурной жизни. Основные цели и задачи художественно-эстетического образования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Основные цели и задачи
художественно-эстетического образования гимназии
Цели художественно-эстетического образования гимназии Задачи художественно-эстетического образования гимназии
- Воспитание у школьников интереса и любви к искусству; творческого отношения к жизни; - обогащение духовного внутреннего мира ученика через переживание и сопереживание содержанию, воплощённому в художественных произведениях; - расширение художественного кругозора; - формирование творчески активной личности, реализующей собственный опыт полноценного творчества в области художественно-эстетической деятельности - Реализовать взаимодействие различных видов и направлений художественно-эстетической деятельности; - приобщить школьников к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; - воспитать эстетически развитую и заинтересованную аудиторию слушателей и зрителей; - сформировать умения и навыки, необходимые в художественно-эстетической деятельности; - развить творческие способности обучающихся
В соответствии с целями и задачами художественно-эстетического образования гимназии разработан комплекс учебных предметов; выделены обязательные и факультативные курсы; обоснованы взаимосвязи между отдельными дисциплинами. Реализация содержания художественно-эстетического образования гимназии осуществляется по трём уровням, взаимообогащающим и дополняющим друг друга (табл. 3). Принципиальными особенностями содержания художественно-эстетического образования гимназии № 37 являются его вариативность и разноу-ровневость, позволяющие при реализации индивидуального подхода развивать такие важнейшие свойства личности, как трудолюбие, воля, внимание, мышление, память; формировать эстетическое мировоззрение, эмоциональную культуру и творческое отношение к окружающей действительности.
9
ISSN 2Э04-120Х
HLierrr
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Таблица 3
Структура художественно-эстетического образования гимназии
Уровни художественноэстетического образования Предметы, на которых реализуются уровни
Первый уровень: общее гимназическое образование «Изобразительное искусство» (ИЗО), «Мировая художественная культура» (МХК), «Хоровое пение», «Ритмика», «Хореография»
Второй уровень: углублённое музыкальное образование «Историко-теоретические основы музыки» (ИТОМ), «Сольфеджио», «Музыкальный инструмент»
Третий уровень: специализированное музыкальное образование «Фортепианный ансамбль», «Аккомпанемент», «Хоровые студии», «Композиция», «Основы импровизации», «Смешанный ансамбль», «Сольное пение»
Отметим, что центральным звеном в системе художественно-эстетического образования гимназии является музыкальный блок. Гимназия осуществляет музыкальное развитие школьников в соответствии с Концепцией музыкального образования, разработанной в 1996 г. коллективом ученых (Т. М. Акинина, Н. П. Толстых, И. С. Якиманская и др.). Концепция отражает цели, задачи, этапы реализации, основные направления деятельности, содержание учебных предметов, требования к художественно-эстетической подготовке обучающихся и т. д.
Согласно учебному плану, в первом классе на уроках хорового пения и ритмики задачей учителей является тщательное наблюдение за исходным уровнем музыкальных данных каждого школьника, их развитием в процессе обучения. Во втором классе к названным предметам добавляются занятия на музыкальном инструменте, вводятся курс сольфеджио и историко-теоретические основы музыки. Музыкальное образование в гимназии реализуется на протяжении 8 лет (29-е классы); в 10-11-х классах обучающиеся (по желанию) имеют возможность продолжить занятия по музыкальному инструменту.
Целью предметных дисциплин художественно-эстетической направленности является приобщение школьников к высоким образцам нравственных и эстетических ценностей, развитие интеллектуального и эмоционального начал личности, формирование индивидуальной творческой позиции, становление творческого стиля деятельности. Воспитательные возможности данных предметов позволяют школьникам не только получить определенный объем знаний, умений и навыков, но и дают импульс к обогащению их художественно-эстетической культуры. Поэтому на первый план при освоении этих дисциплин выносятся задачи погружения обучающихся в атмосферу мировой культуры, развития их способности к творческой самореализации и самовыражению.
Исходя из специфики художественно-эстетического образования в гимназии, акцентируется внимание на просветительском, любительском музицировании, что предполагает широкое использование таких форм, как классные концерты, музыкальные лектории, музыкально-литературные гостиные, музыкальный театр, творческие студии, и способствует индивидуализации процесса художественно-эстетического образования гимназистов.
Структурным подразделением художественно-эстетического образования гимназии является военно-музыкальный факультет, который готовит исполнителей на духовых и ударных инструментах в военно-духовых оркестрах и выполняет следующие функции:
- углубление гуманитарного направления гимназического образования;
- социализация подростков;
- формирование нравственных, эстетических и патриотических ориентиров выпускников.
10
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Для оценки результативности художественно-эстетического образования в гимназии используются:
1. Промежуточная аттестация обучающихся:
- контрольные работы и итоговые творческие уроки по предметам «Хоровое пение», «Сольфеджио», «ИТОМ», «ИЗО», «МХК», «Ритмика», «Хореография» в первом и втором полугодиях;
- контрольные академические прослушивания по музыкальному инструменту в первом и втором полугодиях;
- олимпиады по предметам художественно-эстетического цикла в первом полугодии;
- конференции в рамках предметов «ИТОМ», «ИЗО», «МХК», в первом и втором полугодиях;
- коллоквиумы в курсе предметов «Хореография», «Хоровое пение», «ИТОМ», «ИЗО», «МХК» во втором полугодии;
- художественные фестивали, конкурсы, концерты в рамках предметов «Хоровое пение»; «Хореография», «Ритмика», «ИЗО», «Музыкальный инструмент» в течение учебного года;
- интеллектуальные и тематические игры, викторины, марафоны в курсе всех предметов художественно-эстетического цикла в первом и втором полугодиях.
2. Итоговая аттестация обучающихся:
- итоговые контрольные работы по предметам «ИЗО», «МХК», «ИТОМ»; «Сольфеджио»;
- итоговые академические концерты по предметам «Музыкальный инструмент», «Хоровое пение», «Хореография».
В качестве критериев эффективности художественно-эстетического образования школьников в учебно-воспитательном процессе гимназии мы выделяем:
- общую культуру обучающихся;
- объём полученных знаний, умений, навыков (уровень обученности школьников);
- стремление к творческому самовыражению (уровень развития творческой личности);
- динамику развития ценностных ориентаций;
- успешность школьников, занимающихся художественно-эстетической деятельностью, в других областях знаний;
- возможность применения основ художественно-эстетического образования в дальнейшей жизни.
Подводя итоги вышеизложенного, подчеркнём, что художественно-эстетическое образование в гимназии позволяет:
- осуществлять гуманизацию обучения и воспитания, становление развитого эстетического отношения школьников к действительности, проявляющегося в способности видеть во всех явлениях окружающего мира их неутилитарную, духовную ценность;
- повышать уровень художественно-эстетического развития обучающихся на всех ступенях образования;
- обеспечивать педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в процессе личностно ориентированного обучения.
Как показал анализ образовательного пространства гимназии № 37, все вышеперечисленные формы учебной, внеучебной деятельности и дополнительного образования имеют большое значение в контексте творческого развития и саморазвития школьников; их постоянное совершенствование позволяет каждому
11
Останина С. А. Творчески-ориентированное образовательное пространство гимназии как фактор формирования творческого стиля деятельности школьников // Концепт. - 2015. - № 04 (апрель). - ART 15096. - 0,8 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15096.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ученику обогащать знания, умения и навыки, развивать творческие способности и приобретать опыт творческой деятельности. Осуществление учебной и внеучебной деятельности на основе индивидуального подхода к обучающимся обеспечивает возможность учитывать психолого-возрастные и личностные особенности школьников, выстраивать индивидуальную траекторию формирования их творческого стиля художественно-эстетической деятельности.
Ссылки на источники
1. Останина С. А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. - Кострома, 2009. - Т. 15. - № 2. - С. 438-442.
2. Останина С. А. Организация учебно-творческой деятельности школьников в процессе художественноэстетического образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. - Кострома, 2009. - Т. 15. - № 3. - С. 378-382.
3. Останина С. А. Развитие творческих способностей обучающихся в процессе художественноэстетического образования // Образование и саморазвитие: научный журнал. - Казань: Центр инновационных технологий, 2009. - № 1(11). - С. 23-28.
4. Останина С. А. Художественно-творческая деятельность школьников в образовательном пространстве современной гимназии // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совенок» и «Прорыв». - Киров, 2012. - № 02 (февраль). - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/1214.htm.
О
ISSN 2Э04-120Х
кониепт
научно-методический электронный журнал
Svetlana Ostanina,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Humanities and Socio-Economic
Subjects, Petrozavodsk State Conservatory name A.K. Glazunov, Petrozavodsk
Creative-oriented educational space of gymnasium as a factor of students’ creative activity
Abstract. The paper analyzes the creatively focused educational space of “Gymnasium № 37” in Petrozavodsk.
The author examines the characteristics of organization of gymnasium educational space as an innovative institution that promotes activation of formation of creative style of artistic and aesthetic activities of students.
Key words: creative-oriented educational space, creative style of activity, artistic and creative activities.
References
1. Ostanina, S. A. (2009) “Formirovanie tvorcheskogo stilja dejatel'nosti shkol'nikov v processe
hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija”, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova: nauchno-metodicheskij zhurnal, Kostroma, vol. 15, № 2, pp. 438-442 (in Russian).
2. Ostanina, S. A. (2009) “Organizacija uchebno-tvorcheskoj dejatel'nosti shkol'nikov v processe
hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija”, Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova: nauchno-metodicheskij zhurnal, Kostroma, vol. 15, № 3, pp. 378-382 (in Russian).
3. Ostanina, S. A. (2009) “Razvitie tvorcheskih sposobnostej obuchajushhihsja v processe hudozhestvenno-jesteticheskogo obrazovanija”, Obrazovanie i samorazvitie: nauchnyj zhurnal, Kazan': Centr inno-vacionnyh tehnologij, № 1(11), pp. 23-28 (in Russian).
4. Ostanina, S. A. (2012) “Hudozhestvenno-tvorcheskaja dejatel'nost' shkol'nikov v obrazovatel'nom pros-transtve sovremennoj gimnazii”, Koncept: nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal oficial'nogo sajta jevristicheskih olimpiad “Sovenok”i “Proryv”, № 02 (fevral'), Kirov. Available at: http://www.covenok.ru / koncept/2012/1214.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 12.01.15 Получена положительная рецензия 15.01.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 15.01.15 Опубликована 30.04.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Останина С. А., 2015
ISSN 2304-120Х
04
77 2 С 4 2 IT
www.e-koncept.ru
12