УДК 796.06 DOI 10.14526/30_2015_30
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Н.В. Аврамова - кандидат педагогических наук. Филиал ФГБОУ ВПО «Самарский государственный технический университет»
г. Сызрань
MOTIVATION FORMATION TO AN INDEPENDENT USE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT MEANS IN ORDER TO PRESERVE STUDENTS'
HEALTH
N.B. Avramova - candidate of pedagogics
Branch of a Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education "Samara State Technical University"
Syzran
e-mail: avramova-84@mail. ru
Ключевые слова: физические упражнения, формирование потребности в занятиях, методика, педагогический эксперимент.
Аннотация. В настоящее время в условиях политической и социально-экономической нестабильности, отрицательно влияющей на психическое и физическое здоровье, особую актуальность приобретает решение проблемы формирования потребности в самостоятельном использовании средств физической культуры как мощного фактора духовно-нравственного и физического развития, повышения умственной и физической работоспособности, увеличения показателей мышечной силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств как базиса нормального функционального состояния организма.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Результаты. Современные исследования свидетельствуют о том, что традиционный подход к организации процесса физического воспитания в различных звеньях государственной системы образования оказывает негативное воздействие на состояние здоровья детей, подростков и учащейся молодежи, не обеспечивает формирования положительной мотивации к увеличению объема двигательной активности до индивидуально-оптимальных значений; чувства удовлетворенности учебными занятиями по физической культуре. Автором разработана методика формирования потребности в самостоятельном систематическом выполнении физических упражнений, обеспечивающих оптимальный объем двигательной активности. Содержание методики предусматривает формирование системы специальных знаний, разработку требований к организации и проведению учебных занятий, реализация которых обеспечивает: положительный психоэмоциональный фон; чувство удовлетворенности от учебных занятий физическими упражнениями; осознание зависимости собственного здоровья от целенаправленной физической нагрузки; потребность в самостоятельном использовании средств физической
культуры и спорта; положительную мотивацию к участию в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности.
Заключение. Понимание физиологического механизма влияния физических упражнений на физиологические системы и функции организма; зависимость своего здоровья от образа жизни являются ведущими условиями формирования мотива к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для сохранения и поддержания здоровья. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной авторами методики; целесообразность использования условий, обеспечивающих повышение эффективности учебных занятий по физической культуре и формированию мотивов к самостоятельному выполнению физических упражнений во внеучебное время.
Keywords: physical exercises, a needfor training for mation, a methodology, a pedagogical experiment.
Annotation. Nowadays in conditions of a political and social-economic instability, which has a negative influence on a psychological and physical health, urgent becomes the problem of a needformation for an independent use ofphysical culture means as a powerful factor of a spiritualmoral and physical development, an intellectual and physical working capacity increase, muscular power, quickness, endurance indices increase and other motional-coordinating qualities as the base for a normal functioning of an organism.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, a pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Results. Modern research works show, that a traditional approach to physical upbringing process organization in different parts of a state educational system makes a negative impact on a health state of children, teen-ages and students, doesn't provide a positive motivation formation to a volume increase of a motional activity to individually optimal values; a sense of satisfaction with physical culture lessons. The author created a methodology of a need formation for an independent systematic physical exercises fulfillment, which provide an optimal volume of motional activity. The content of the methodology provides the system formation of special exercises, the demands creation to lessons organization, the realization of which provides the following: a positive psycho-emotional atmosphere; a sense of satisfaction with physical exercises; the dependence realization of own health on a purposeful physical load; the need for an independent use of physical culture and sport means; a positive motivation to take part in physical-health-improving and sports-mass activity.
Conclusion. Physiological mechanism understanding of physical exercises influence on physiological systems and functions of an organism; the dependence realization of own health on a life style are the main conditions for a motive formation to an independent use of physical culture and sport means in order to preserve and improve health. The results of a pedagogical experiment proved the effectiveness of a created by the authors methodology; the expediency of the conditions use, which provide an effectiveness increase of physical culture lessons and motives formation to an independent fulfillment of physical exercises during extra-curricular time.
Нестабильность политической обстановки, всемирный экологический кризис, низкие темпы социально-экономического
развития страны обусловили увеличение напряженности, ухудшение стабильности, снижение уровня психического и физического здоровья населения. В то же время известно, что умственная и
физическая работоспособность, высокие показатели физической подготовленности и функционального состояния организма детерминируют производительность труда, духовно-нравственное развитие,
удовлетворенность жизнью.
Результаты исследований многих ученых свидетельствуют о том, что
здоровье в значительном мере определяется собственным отношением к нему индивида, что ставит перед необходимостью формирования личной ответственности за состояние духовно-нравственного и функционального состояния [1, 2, 4-6, 8]. Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости формирования мотива к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для улучшения показателей здоровья у студентов нефизкультурных вузов.
Задачи:
1. Выявить условия формирования мотивации к самостоятельному выполнению физических упражнений после их усвоения на учебных занятиях.
2. Разработать методику формирования потребности к выполнению физических упражнений, обеспечивающих оптимальный объем двигательной активности, и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов нефизкультурных вузов, как показали результаты исследований Е.С. Борисова, 2008; Д.Л. Порозова, 2009; З.М. Кузнецовой, 2011; А.Г. Маджуги, 2011 и др.), требует серьезного переосмысления; она не соответствует современным требованиям. Учебные занятия по физической культуре не обеспечивают необходимого объема двигательной активности, уровня физической
подготовленности, оптимальной
умственной и физической
работоспособности. Преподаватели
нефизкультурных вузов не готовы убедительно и доходчиво раскрыть сущность целенаправленной мышечной деятельности как одного из ведущих факторов оздоровления человека; показать роль здорового образа жизни в улучшении духовно-нравственного и физического здоровья; формировать мотивацию к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта.
В концепции федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» указывается на большую государственную важность укрепления здоровья,
повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов - будущих специалистов, обеспечивающих социально-
экономическое развитие страны; формирование у них мотивации к самостоятельному выполнению
физических упражнений, стремления к спортивному стилю жизни.
В материалах исследования А.Г. Маджуги (2011) подчеркивается, что разработка индивидуальной программы здорового образа жизни базируется на доминирующем мотиве, определяющем осознание необходимости обеспечения оптимального объема двигательной активности, приобщения к общемировым ценностям физической культуры и спорта и создания на их основе личностной системы ценностей как условия реализации кинезиологического
потенциала.
Одним из способов формирования мотивации к самостоятельному
использованию средств физической культуры и спорта для повышения показателей здоровья у студентов нефизкультурных вузов, является, как свидетельствуют материалы наших исследований, создание условий для осознания собственного здоровья как преходящей ценности. Студентам необходимо понимать, что возникновение и развитие болезней во время обучения в вузе являются не результатом случайного воздействия инфекции, простуды, пищевого отравления и т.д., а неправильного, нездорового образа жизни: нерационального питания, дефицита двигательной активности; нарушения оптимального соотношения труда и отдыха; отсутствия навыков управления психо-эмоциональным состоянием,
анализа успехов и неудач и т.д. Осознание
зависимости своего здоровья от образа жизни, понимание физиологического механизма воздействия физических упражнений на системы и функции организма являются ведущими условиями формирования мотива к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для сохранения и поддержания здоровья. Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования, обобщение личного опыта организации и проведения учебных занятий по физической культуре для студентов нефизкультурных вузов, показали, что формирование мотивации к
самостоятельному использованию
физических упражнений с целью улучшения и сохранения собственного здоровья у студентов успешно осуществляется при следующих условиях:
- включения в содержание занятий физических упражнений с идеальным показом и разъяснением значимости каждого из них (в процессе выполнения) для улучшения деятельности физиологических систем организма;
- использования на каждом занятии новых двигательных действий, разных способов их исполнения, учета особенностей воздействия на сердечнососудистую, дыхательную и другие физиологические системы для развития двигательно-координационных качеств;
- разъяснения рациональной последовательности применения моторных актов, оптимальной дозировки, учета их качественных характеристик в зависимости от поставленной задачи;
- формирования навыков контроля качества выполнения физических упражнений: соответствия пространственно-временных и пространственно-силовых параметров каждого из них заданным параметрам; контроля показателей функционального состояния;
- разъяснение влияния на организм разминки в подготовительной части учебного занятия по физической культуре,
а также во время самостоятельного выполнения упражнений вне учебного процесса.
Для проверки эффективности реализации данных условий был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 48 студентов II курса технического вуза. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 23 человека, и экспериментальная (ЭГ) - 25 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование для оценки исходного уровня физической подготовленности. Использовались следующие контрольные упражнения: бег 100 м(с), кросс 2000 м(мин), прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание в упоре лежа (кол-во раз); поднимание ног до касания пола за головой из положения лежа (кол-во раз). Анализ данных исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности студентов КГ и ЭГ (р>0,05).0пределялся также уровень сформированности мотивации к самостоятельным, систематическим
занятиям физическими упражнениями. Анализ научной и научно-методической литературы свидетельствует о большой значимости сформированности социально-значимых мотивов к
самосовершенствованию средствами
физической культуры и спорта [1-3, 6, 9]. Выбор мотивов спортивной деятельности обусловлен потребностью к
самореализации, осознанием ценностей физической культуры и спорта, структурными компонентами которого являются позитивный, эмоциональный и поведенческий, проявляющиеся в
личностных установках, целях, выборе соответствующих видов деятельности.В связи с этим существенно возрастает значимость формирования системы знаний о характере взаимосвязей показателей здоровья, объема двигательной
активности, выбора средств физической культуры и спорта, форм занятий; соотношения учебной и самостоятельной физкультурно-оздоровительной
деятельности, мотивов использования физических упражнений и т.д. Перед проведением педагогического эксперимента путем устного опроса в процессе беседы были выявлены следующие ведущие мотивы посещения учебных занятий по физической культуре студентами КГ и ЭГ:
- получение хорошей оценки по физической подготовленности;
- избегание претензий преподавателя и деканата, так как занятия по физической культуре - обязательный учебный предмет.
- снижение собственного веса. Учебные занятия в КГ проводились в соответствии с программой по физической культуре, рекомендованной Министерством образования РФ. В ЭГ использовалась разработанная нами методика формирования мотивации к самостоятельному использованию средств физической культуры и спорта для улучшения показателей здоровья. Содержание методики предусматривало:
- разъяснение факторов, определяющих состояние здоровья; причины возникновения заболеваний; роль медицины и физической культуры в сохранении здоровья; выявление физиологического механизма воздействия целенаправленных, систематических занятий физическими упражнениями на функциональное и психо-эмоциональное состояние; соблюдение требований к самостоятельному использованию средств физической культуры;
- включение в содержание занятий новых упражнений;
- использование игровых и соревновательных моментов в каждой части учебного занятия, направленных на качественное, точное, красивое выполнение двигательных заданий;
- эмоциональное объяснение двигательных заданий, использование ярких сравнений, художественных образов;
- формирование рационального дыхания, правильной динамической и статической осанки, методов контроля осанки при
выполнении динамических и статических поз; легкой походки - путем использования различных видов ходьбы, танцевальных движений и шагов;
- обоснование значимости самостоятельного, систематического выполнения физических упражнений, усвоенных на учебных занятиях;
- различные варианты проведения разминки перед самостоятельным выполнением физических упражнений во внеучебное время;
- формирование навыков самоконтроля функционального состояния.
В ходе проведения педагогического эксперимента обращалось внимание на выбор рационального времени для самостоятельного использования средств физической культуры; необходимость предварительной подготовки организма к мышечной нагрузке, постепенность ее снижения к концу тренировки; важность психо-эмоционального настроя на самостоятельное занятие. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической подготовленности для выявления динамики ее показателей. Анализ полученных данных показал, что результаты улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, при более значимых достижениях студентов ЭГ. Так, в прыжке в длину с места в КГ при исходных показателях 169,5±14,5 см к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло до 174,8±12,9см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 168,4±13,0см показатели возросли и составили 181,16±14,7см (р<0,05). В КГ при исходных данных сгибания и разгибания рук в упоре лежа 5,89±0,39раза к завершению педагогического
эксперимента улучшение произошло до 9,76±0,45раза (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 5,98±0,41раза к концу педагогического эксперимента данные увеличились до 14,11±0,26раза (р<0,05). Подобная тенденция более существенного
улучшения результатов в ЭГ была выявлена и по другим тестам.
Результаты педагогического
эксперимента позволили также установить существенные изменения в мотивационной сфере занимающихся ЭГ. Если в КГ мотивы посещения учебных занятий по физической культуре в основном остались прежними, то в ЭГ ведущими стали следующие мотивы:
- усвоить новые упражнения для самостоятельного выполнения во внеучебное время;
- научиться делать разминку перед основной тренировочной нагрузкой во время самостоятельных занятий;
- улучшить физическую подготовленность для успешной сдачи контрольных нормативов на учебных занятиях и др.
Таким образом, в ходе педагогического эксперимента были получены данные, свидетельствующие о необходимости выявления ведущих мотивов ответственного отношения к учебным занятиям по физической культуре студентов технических вузов. Управление мотивационной сферой студентов позволяет на основе реализации условий, обеспечивающих заинтересованность занимающихся в самостоятельном использовании средств физической культуры и спорта для улучшения показателей физической
подготовленности, дает возможность преобразования личностно
ориентированных мотивов в социально значимые.
В данной статье дано теоретическое обоснование значимости формирования мотивов к самостоятельному
использованию средств физической культуры и спорта для улучшения показателей здоровья студентов технического вуза; выявления условий их приобщения к систематическому выполнению физических упражнений во внеучебное время.
Литература
1. Бальсевич, В.К. Перспективы модернизации современных образовательных
систем физического воспитания на основе интеграции национальной физической и спортивной культуры. Активная речь / В.К. Бальсевич. - М. : Изд. Теория и практика физической культуры, 2002. - 30 с.
2. Бальсевич, В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного потенциала / В.К. Бальсевич. - М.: РГУФК СМиТ, 2012. - 35 с. - (Избранные лекции Университета).
3. Борисов, Е.С. Построение личностно-ориентированного педагогического общения на уроках физической культуры. Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание // Материалы II Междунар. научно-практ. конф. г. Якутск. 5-6 июля 2008 г. - С. 56-58.
4. Васильева, Н.В. Необходимость и условия формирования мотивационно-ценностного отношения к здоровью у молодежи / Н.В. Васильева // Актуальные проблемы физического воспитания и спортивной тренировки учащейся молодежи. - Чебоксары. ЧГПУ, 2012. - С. 35-39.
5. Кузнецова, З.М. Реализация программы формирования личностных качеств студентов в образовательной деятельности как одна из реальных предпосылок обновления содержания подготовки специалистов в системе высшего образования (на примере студентов ПовГАФКСиТ по специальности «Сервис и туризм») / З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2011. - №1 (18). - С. 143-149.
6. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в школе : монография / Л.И. Лубышева. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. - 152 с.
7. Маджуга, А.Г. Валеоакмеологические аспекты формирования мотивации к здоровому образу жизни у субъектов образовательного процесса в вузе / А.Г. Маджуга, Р.М. Салимова, Е.В. Титова // Известия Самарского научного центра РАН. - Т. 12.3. (2). - С. 402-407.
8. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. - М. : Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001. - 332 с.
9. Порозов, Д.Л. Экспериментальное исследование мотивов занятий спортом юных пловцов / Д.Л. Порозов // Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч.тр. -Чебоксары: ЧГПУ, 2008. - С. 87.
References 1. Balsevich, V. K. The prospects of modern educational systems modernization of physical upbringing on the basis of a national physical and sports culture integration. An active speech / V. K. Balsevich. - Moscow :Publishing house "Theory and practice of physical culture", 2002. - 30 p.
2. Balsevich, V. K. Natural and social recourses of a motional potential development / V. K. Balsevich. - Moscow :Russian State University of Physical Culture, Sport, Youth and Tourism, 2012. -35 p. - (selected lectures of a University).
3. Borisov, E. S. A personality-oriented communication organization at physical culture lessons. Physical culture and sport for children and teen-agers in modern conditions: an idea, spirituality, upbringing // The materials of the 2nd International scientific-practical conference in Yakutsk. June, 5-6 2008. - P. 56-58.
4. Vasileva, N. V. The necessity and conditions for motivational-axiological attitude to health formation among youth / N. V. Vasileva // Urgent problems of physical upbringing and sports training of students. - Cheboksary. Chuvash State Pedagogical University, 2012. - P. 35-39.
5. Kuznetsova, Z. M. The program realization of students' personal qualities formation in an educational activity as one of the real preconditions for a content renewal of the specialists' training in the system of higher education (by the example of students from Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism in speciality "Service and tourism") / Z. M. Kuznetsova // Pedagogical-psychological and
medical-biological problems of physical culture and sport. - 2011. - No 1 (18). - P. 143-149.
6. Lubysheva, L. I. Sports culture at school :a monograph / L. I. Ludysheva. - Moscow :Scientific Research Center "Theory and practice of physical culture and sport", 2006. - 152 p.
7. Madzhuga, A. G. Valueoakmeological aspects of motivation formation to a healthy life style among the subjects of an educational process at a higher educational establishment / A. G. Madzhuga, R. M. Salimova, E. V. Titova // Samara scientific center proceedings of Russian Academy of Science. -Volume. 12.3. (2). - P. 402-407.
8. Nazarenko, L. D. Motional coordinating qualities development as a factor of health improvement among children and teen-agers / L. D. Nazarenko. - Moscow :Publishing house"Theory and practice of physical culture", 2001. - 332 p.
9. Porozov, D. L. An experimental study of going in for sports motives among young swimmers / D. L. Porozov // Modern problems of physical culture and sport :collection of scientific works. - Cheboksary :Chuvash State Pedagogical University, 2008. - P. 87.
Статья поступила в редакцию: 3.02.2015г.