УДК 796
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА Н.В. Валкина - доцент С.А. Гурьянова - ассистент Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова,
Ульяновск, Россия
AESTHETIC COMPONENT REALIZATION OF PHYSICAL CULTURE LESSONS AMONG THE STUDENTS OF A HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT N.V. Valkina - associate professor S.A. Guryanova - teacher I.N. Ulyanov State Pedagogical University Ulyanovsk, Russia e-mail: [email protected]
Ключевые слова: спортивная аэробика, красота движений, компоненты, соревновательная деятельность, методика, двигательные задания, педагогический эксперимент.
Аннотация. Повышение интереса к физического культуре и спорту, формирование устойчивой потребности к выполнению физических упражненгш, увеличению объема двигательного активности до индивидуальных, оптимальных величин является одним из важных факторов укрепления здоровья, повышения уровня умственного и физического работоспособности, улучшения показателегО функционального состояния и физической подготовленности. Однако многие спег{иалисты по физической культуре отмечают значительное снижение степени удовлетворенности студентов учебными занятиями по физической культуре в вузе по целому ряду причин, среди которых значительное место отводится недооценке значимости эстетического компонента при усвоении и выполнении двигательных действий с простым и сложным структурным содержанием.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение.
Материалы. В данной статье представлено теоретическое обоснование значимости использования эстетического компонента физических упражнений на учебных занятиях по физической культуре в
Результаты. Выявлены ведущие педагогические условия формирования эстетических представленигО, эстетического восприятия, эстетических чувств средствами физической культуры.
Автором разработана методика формирования представленигО о красоте физических упражнений у студентов педагогического вуза, включающая в свое содержание разъяснение элементов и деталей составляющих красоту двигательных действий; идеальный, выразительныгО показ двигательных заданий; метод сравнения красивого и неэстетического выполнения одного и того же физического упражнения; анализ причин неправильного воспроизведения моторного акта. Методика предусматривала использование критериев оценки эстетического воспитанности студентов по ряду показателей, характеризующих красоту выполняемых физических упражнений. Например; выразительность поз, жестов, мимики при выполнении двигательных действий; степень соответствия формы и содержания усваиваемого физического упражнения; уровень сформированности статического и динамической осанки и др.; комплекс педагогических условий, влияющих на результативность учебных занятигО, направленных на формирование эстетического компонента.
Заключение. В процессе проведения педагогического эксперимента была подтверждена целесообразность и эффективность разработанной автором методики формирования представленигО о красоте физических упражнений у студентов педагогического вуза; у будущих педагогов были сформированы эстетические представления, эстетическое восприятие, эстетические чувства средствами физической культуры.
Keywords: sports aerobics, the beauty of the movements, components, competitive activity, a methodology, motional tasks, pedagogical experiment.
Annotation. The interest increase to physical culture and sport, a steady need for physical exercises fulfillment, for motional activity volume increase to individual, need for optimal volumes are one of the most important factors of health improvement, the level of mental and physical working capacity increase, functional state and physical fitness indices increase. However, most physical culture specialists point out a significant decrease of the students' satisfaction level with physical culture lessons in a higher educational establishment, caused by several reasons, among which is an aesthetic component underestimation during mastering and fulfillment of the motional actions with a simple and difficult structural content.
Research methods: scientific-methodical literature analysis, testing, pedagogical experiment, pedagogical observation.
Materials. The article gives a theoretical substantiation of the importance of physical exercises aesthetic component use at physical culture lessons in a higher educational establishment.
Results. The leading pedagogical conditions for aesthetic notions, an aesthetic perception, aesthetic feelings formation by means of physical culture are revealed.
The author created a methodology of notions formation of physical exercises beauty among the students of pedagogical University, which includes explanation of the elements and details composing the beauty of motional actions; an ideal, expressive demonstration of the motional tasks; the methodology of comparison of a beautiful and not aesthetic physical exercise fulfillment; the reasons analysis for an incorrect reproduction of a motor act. The methodology provided the use of evaluation criteria of the students ' aesthetic upbringing according to several indices, which characterize the beauty of the fulfilled physical exercises; the expressiveness of the poses, gestures, mimicry while fulfilling motional actions; the degree of correspondence of the form and content of the mastered physical exercise; the level of the static and dynamic body posture formation; the complex of pedagogical conditions, influencing the effectiveness of the lessons directed at an aesthetic component formation.
Conclusion. During the pedagogical experiment the expediency and effectiveness of the created by the author methodology of notions formation of physical exercises beauty among the students of pedagogical University was confirmed; the future teachers' aesthetic notions, aesthetic perception and aesthetic feelings were formed by means of physical culture.
Введение. Уровень развития образования, его цели, содержание и функции определяют политическое и социально-экономическое развитие страны, стабильность общества, нравственное, психическое образование населения. Сложная политическая ситуация, нестабильность экономических отношений в мире обусловили объективную необходимость изменения направленности, тенденцию дальнейшего развития, ориентации на приоритет общечеловеческих ценностей.
Современное общество достигло такого этапа, который привел к осознанию необходимости создания образовательно-воспитательной
среды, обеспечивающей разностороннее, гармоничное развитие личности как условие саморазвития и самосовершенствования в соответствии с требованиями социума. Это стимулирует поиск и внедрение новых технологий обучения и воспитания, принципов, способов гармонизации индивида.
В «Национальной доктрине развития образования Российской Федерации до 2025 года» подчеркивается приоритетность задачи образования, обеспечивающей воспитание человека, ответственного за собственное
духовно-нравственное и физическое здоровье. В повышении уровня духовно-нравственного развития важное место занимает эстетическое воспитание и самовоспитание, благодаря которым формируется эстетическое восприятие внешнего мира, окружающей
действительности, представления о сущности прекрасного, эстетический вкус - отношение к конкретному явлению, образу или предмету, их эмоциональная оценка (Л.Д. Назаренко, 2004).
Красота облагораживает человека; спокойное, длительное созерцание природы: заснеженных или покрытых лесом гор, поверхности моря или океана, бурных водоворотов, водопадов, бескрайних полей золотой пшеницы, наполняют душу осознанием величия окружающего мира, его вечности, подчеркивающей мимолетность человеческой жизни, краткая продолжительность которой заставляет задуматься о ее смысле, осознать необходимость спешить делать добро (В.Я. Дектярев, 2000).
Все это свидетельствует о том, что эстетический компонент является базисом для развития и совершенствования морально-волевых и нравственных качеств.
Целью данной работы является теоретическое обоснование значимости использования эстетического компонента физических упражнений на учебных занятиях по физической культуре в вузе.
Задачи:
1. Выявить педагогические условия формирования эстетических представлений, восприятий, чувств средствами физической культуры.
2. Разработать методику формирования представлений о красоте физических упражнений у студентов педагогического вуза и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое наблюдение, тестирование.
Большое разнообразие физических упражнений с простой и сложной структурой; направленность на разностороннее
гармоничнее развитие, формирование навыков рационального управления двигательной деятельностью, показателями
психоэмоционального, функционального
состояния, умственной и физической работоспособностью обусловливают
необходимость воспитания потребности в систематическом использовании физических упражнений как основного средства физической культуры.
Физические упражнения одновременно являются и мощным средством эстетического воспитания, так как позволяют передать внутреннее состояние человека, его чувства, душевные переживания, эмоции, создать яркий двигательный образ. Поэтому все народы мира хорошо понимают, любят и ценят великое искусство балета, хореографии, народных, эстрадных, спортивных бальных танцев, в основе которых заложено использование разнообразных двигательных действий. Художественная и спортивная гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание и другие художественные виды спорта привлекают внимание огромного количества зрителей и болельщиков.
Эстетическая сущность двигательных действий многомерна. С помощью физических упражнений можно формировать красивую походку, осанку, совершенствовать
фенотипический статус. Эстетический потенциал физической культуры накапливался многими поколениями людей, что нашло свое отражение в наскальных рисунках древних людей, изображавших человека в различных
статических и динамических позах на напольных вазах. К изображению идеально сложенного атлета широко прибегали художники, скульпторы (КубертенП., 1997).
Сложность эстетического воспитания, как и физического, состоит в том, что это длительный процесс, результаты которого видны не сразу. Однако выявление и реализация комплекса педагогических условий позволяет более успешно решать задачи повышения значимости эстетического компонента на учебных занятиях по физической культуре со студентами педагогического вуза.
Одним из ведущих педагогических условий является знание характера эстетического воздействия физических упражнений на занимающихся, в качестве которых выступают:
- оптимальное соотношение росто-весовых показателей;
- красивое телосложение;
- четко выраженная осанка;
- легкая походка;
- выразительные жесты, позы, мимика.
Важное условие эффективности эстетического
воспитания - обеспечение комплексного влияния используемых средств, направленных:
I - на повышение уровня эстетического сознания, определяющего проявление эстетических представлений и восприятия;
II - на формирование эстетического поведения, взаимоотношений с окружающими, действий и поступков, свидетельствующих о степени развития эстетического вкуса, эстетических чувств, идеалов.
Динамика показателей эстетического воспитания может быть выявлена путем постоянного мониторинга поведения студентов на учебных занятиях, а также внеучебных форм использования средств физической культуры. Это позволит не только дать эстетическую оценку поведения и поступкам каждого студента за период обучения в вузе, но и выявить их мотивацию, самооценку.
Успешное усвоение новых физических упражнений обусловлено степенью их соответствия эстетическим требованиям, определяющим точность формы и содержания. Студентам необходимо разъяснять, что фоновое воздействие объективно
существующего прекрасного в физкультурной и спортивной среде не обеспечивает эффективного решения задач эстетического воспитания средствами физической культуры и спорта.
Это подчеркивает большую значимость целенаправленного эстетического воспитания студентов вузов под руководством
преподавателя с высоким уровнем эстетической подготовленности и спортивной этики -главного педагогического условия достижения эстетической воспитанности. Применение критериев оценки сформированности эстетического сознания (восприятия, представлений о прекрасном), а также эстетического чувства, эстетического вкуса, идеала и т.д. - одно из значимых педагогических условий эффективности средств физической культуры для эстетического воспитания. Такими критериями, на наш взгляд, являются:
красивая осанка, легкая походка, рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве и времени;
- оптимально-индивидуальный ритм и темп двигательных действий;
- свобода и легкость движений;
своевременное распределение и перераспределение мышечного напряжения;
четкость линий верхних и нижних конечностей, а также тела при выполнении физических упражнений с простой и сложной структурой;
- выразительность поз, мимики, жестов движений в разных условиях выполнения физических упражнений;
- понимание сущности каждого моторного акта, зависимости качества его выполнения от соответствия формы и содержания.
Результаты исследования и их обсуяедение. Для проверки целесообразности и эффективности реализации данных
педагогических условий в процессе реализации эстетического компонента учебных занятий по физической культуре был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 43 студента 2 курса естественно-географического факультета
педагогического университета. Были организованы 2 группы: контрольная (КГ) - 21 человек и экспериментальная (ЭГ) - 22 человека. В КГ учебные занятия по физической культуре проводились в соответствии с учебным планом и программой по физической культуре, рекомендованной министерством образования РФ. В ЭГ применялась разработанная нами методика проведения учебных занятий по физической культуре на основе реализации педагогических условий эстетического компонента физических упражнений.
Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование студентов с целью выявления исходного уровня физической подготовленности, для чего использовались
следующие упражнения: бег 100 м (с), кросс 2000 м (мин), прыжок в длину с места (см); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание ног до касания пола носками ног из положения лежа на спине (кол-во раз). Обработка полученных данных не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности студентов КГ и ЭГ (р>0,05).
Определялся также уровень эстетической воспитанности студентов КГ и ЭГ по следующим показателям:
- уровню сформированности статической и динамической осанки при выполнении ходьбы, бега и других физических упражнений;
- выразительности поз, жестов, мимики при выполнении физических упражнений;
- степени соответствия формы и содержания выполняемого двигательного действия.
С этой целью нами были разработаны следующие критерии, позволяющие с высокой степенью объективности оценить
рассматриваемые показатели, в определенной мере характеризующие степень эстетической воспитанности студентов средствами физической культуры и спорта.
Так, сформированность статической и динамической осанки при выполнении физических упражнений на месте и в движении определялась по степени сформированности навыков контроля за расположением частей и звеньев тела в пространстве и времени; сохранения прямого положения спины в различных условиях двигательной
деятельности.
Критерии оценки:
5 баллов - спина прямая, живот втянут, голова поднята, взгляд направлен вперед, плечи развернуты, спокойное выражение лица. Сохранение данного положения тела при выполнении физических упражнений на месте и в движении (при ходьбе, беге, прыжках, подскоках и т.д.);
4 балла - красивая осанка при напряженном выражении лица, дополнительных нервно-мышечных усилиях для сохранения рациональной осанки в разных условиях двигательной деятельности (в спортивном зале, на стадионе, в парке и т.д.);
3 балла - прямое положение тела при неумении сохранять спокойное выражение лица; недостаточная согласованность движений верхних и нижних конечностей, отсутствие свободы и легкости движений;
2 балла - отсутствие навыков контроля за расположением частей и звеньев тела в пространстве и времени; сохранение прямого
положения тела только под контролем преподавателя;
1 балл - явные отклонения от рациональной осанки (сутулость, опущенная голова, расслабленный живот).
Выразительность поз, жестов, мимики при выполнении физических упражнений является одним из показателей двигательной культуры, понимания сущности двигательного действия, его красоты, механизма воздействия на организм.
Критерии оценки данного показателя эстетической воспитанности:
5 баллов - красивые линии тела в статической позе, завершающей выполнение физического упражнения, выражение глаз и лица подчеркивает эстетическую сущность моторного акта, удовольствие от двигательного действия; жесты усиливают эстетическое воздействие данного упражнения;
4 балла - выразительная поза является логическим завершением двигательного действия, точные жесты подчеркивают красоту движений. Мимика лица не полностью соответствует характеру упражнения;
3 балла - поза является естественным окончанием двигательного действия, однако недостаточно выразительны мимика и взгляд, нечеткие жесты;
2 балла - непонимание сущности физического упражнения, невыразительная поза, мимика и жесты не соответствуют содержанию двигательного задания;
1 балл - несоответствие позы, мимики и жестов при выполнении физического упражнения; отсутствие представления о его эстетических параметрах.
Степень соответствия формы и содержания двигательного действия свидетельствует о правильном эстетическом понимании его сути, физиологического механизма воздействия на организм.
Критерии оценки:
5 баллов - сформированность навыка четкого воспроизведения формы моторного акта, достижение эстетического эффекта, выразительный взгляд;
4 балла - точное соответствие формы и содержания двигательного действия при безучастном выражении лица;
3 балла - формальное выполнение физического упражнения без необходимого мышечного напряжения и выразительности движений;
2 балла - неверное расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени,
препятствующее правильному выполнению двигательного задания;
1 балл - неумение воспроизвести форму физического упражнения, что обусловило искажение его содержания.
Применение данных критериев оценки позволило выявить уровень эстетической воспитанности студентов КГ и ЭГ. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий в КГ и ЭГ (р>0,05). Основное содержание методики формирования представлений о красоте физических упражнений, кроме совокупности
педагогических условий и критериев оценки, основных показателей усвоения эстетического компонента двигательных действий, составляли: разъяснение сущности красоты физических упражнений; идеальный
выразительный показ, метод сравнения форм моторного акта в исполнении разных занимающихся; анализ ошибок. Так, студентам объяснялось, что при выполнении элементарного упражнения: руки вперед, вверх, в стороны, вниз на каждый счет из основной стойки, при поднимании рук вперед мышцы напряжены, пальцы вместе, ладони вовнутрь, на ширине и на уровне плеч, тело прямое, смотреть прямо перед собой. Руки вверх поднимаются кратчайшим путем без изменения расстояния между ними; ладони - на ширине плеч. Руки в стороны опускаются также кратчайшим путем, мышцы напряжены, ладони вниз; руки и плечи составляют одну линию, плечи развернуты, лопатки сведены. Данное положение позволяет хорошо контролировать осанку. Руки вниз опускаются при сохранении мышечного тонуса, пальцы являются продолжением кисти рук и направлены к полу. Формирование навыка четкого выполнения данного упражнения способствует пониманию его красоты, заключающейся в прямых линиях рук, тела, хорошо выраженной статической осанке; спокойном, уверенном взгляде; ориентировке в пространстве и времени, рациональном ритме движений.
Идеальный, выразительный показ этого простого упражнения позволяет передать его красоту. Его коллективное (групповое) выполнение дает возможность добиваться согласованности движений, синхронность всех элементов обусловливает лучшее понимание и восприятие их эстетического содержания. Такой подход к усвоению каждого физического упражнения независимо от его сложности позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания студентов
педагогического вуза средствами физической культуры и спорта.
После окончания педагогического
эксперимента было проведено повторное тестирование уровня физической
подготовленности с применением тех же контрольных упражнений. Анализ результатов исследования позволил установить, что показатели улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, однако, в ЭГ данные оказались существенно выше. Так, в КГ в прыжках в длину при исходных результатах 171,73±11,62 см к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло до 177,44± 10,65 см (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных данных 169,88±14,35 см показатели возросли и составили 188,63± 12,39 см (р<0,05). В КГ при сгибании и выпрямлении рук в упоре лежа исходные данные составили 6,34±0,56 раз, к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 12,36±0,95 раз (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 6,72±0,52 раз результаты возросли и составили 17,22±1,32 раз (р<0,05). Подобная тенденция улучшения результатов была выявлена и по другим тестам.
Уровень эстетического воспитанности студентов также изменился в обеих группах: КГ и ЭГ. Так, в КГ при исходной оценке уровня сформированности статического и
динамической осанки 3,02±0,22 балла к окончанию педагогического эксперимента оценка улучшилась и составила 3,14±0,25 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,07±0,24 балла результаты возросли и составили 4,12±0,29 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных выразительности поз, жестов, мимики при выполнении физических упражнений 2,27±0,15 балла к завершению
Литература
1. Дектярев, В.Я. Будем красивы / В.Я. Дектярев // Физическая культура в школе. -2000.-№ 7.-39 с.
2. Кубертен, П. Искусство и спорт / Спорт, духовные ценности, культура. Выпуск пятый. Спорт, эстетика, искусство. Сборник / Сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. - М. : Гуманитарный Центр «СпАрт» РГАФУ, 1997.
3. Назаренко, Л.Д. Эстетика физических упражнений / Л.Д. Назаренко. - М. : Изд-во «Теория и практика физической культуры», 2004. - 249 е., ил.
Статья поступила в редакцию: 13.11.2014 г.
педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 2,43±0,17 балла (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 2,34±0,18 балла улучшение произошло до 3,77±0,19 балла (р<0,05). В КГ при исходном уровне степени соответствия формы и содержания физического упражнения 2,31±0,15 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели возросли и составили 2,62±0,20 балла (р>0,05), в ЭГ, соответственно, при исходной оценке 2,33±0,18 балла результаты улучшились и составили 3,84±0,22 балла (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что реализация эстетического компонента физических упражнений является одним из ведущих факторов формирования устойчивого интереса к использованию средств физической культуры и потребности в занятиях по физической культуре. Формирование эстетических представлений, восприятий, чувств требует создания определенных педагогических условий, основными из которых являются: усвоение знаний характера эстетического воздействия физических упражнений на организм; организации и проведения постоянного мониторинга поведения студентов на учебных занятиях по физической культуре; создание физкультурно-спортивной среды, способствующей формированию чувства красоты при выполнении физических упражнений и др. В ходе педагогического эксперимента была доказана эффективность разработанной нами методики формирования представлений о красоте физических упражнений у студентов педагогического вуза.
References
1. Nazarenko, L.D. Aesthetics of physical exercises / L.D. Nazarenko. - Moscow: "Theory and practice of physical culture" publishing house, 2004. - 249 p, illustrated.
2. Dikhtyarev, V.Y. Let's be healthy / V.Y. Dikhtyarev // Physical culture at school. - 2000. -№7. -39 p.
3. Kuberten, P. Art and sport / Sport, intellectual values, culture. The 5th edition. Sport, aesthetics, art. Collection / Author and editor V.V. Kuzin, V.I. Stolyarov, N.N. Chesnokov. - Moscow: humanitarian Center ""SpArt" Russian State Academy of Physical Culture, 1997.