психологической деятельности в младшем подростковом возрасте системно не изучены и представляют особый интерес в настоящее время повального увлечения компьютерными играми, что определяет векторы дальнейших исследований.
Теоретическая значимость статьи заключается в расширении дидактических форм и методов педоцентричного подхода к развитию творческого мышления и личности школьников младшего подросткового возраста в условиях дополнительного образования. Практическая значимость состоит в возможности применения опыта автора в системе дополнительного образования и для кружковой работы в общеобразовательных школах.
Игровая деятельность в интеллектуальной игре формирует взаимопроникающие новообразования в когнитивной, эмоциональной и социальной сферах формирующейся личности. Это является базой всего дальнейшего обучения и продолжения ребенком своего самостоятельного, а не определенного и заданного взрослыми образовательного пути.
Литература:
1. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития / А.Г. Асмолов // Внешкольник. - 1997. - №9. - С. 6-8
2. Выготский, Л.С. Избранные психологические произведения / Л.С. Выготский. - М., 1956
3. Гроголева, О.Ю. Типологические особенности личности участников интеллектуально-психологической игры «Мафия» / О.Ю. Гроголева, В.С. Анкудинова // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2014. - № 2. -С. 4-12
4. Дармодехин, С.В. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности / С.В. Дармодехин. - Москва, 2009. - 233 с.
5. Организация образовательного процесса в контексте современных социокультурных реалий / П.Д. Абдурахманова, Т.П. Айсувакова, Е.Н. Алексеева [и др.]. - Москва: РосНОУ, 2022. - 174 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1999. - 433 с.
7. Теплов, Б.М. Способности и одаренность: хрестоматия по возрастной психологии / Б.М. Теплов. - Москва, 1994. - 42 с.
8. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. - 300 с.
9. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1976. - 304 с.
Педагогика
УДК 376.1
кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь) ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ЗПР: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Аннотация. Статья рассматривает содержание коррекционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений школьников с ЗПР. В связи с нарастанием доминирования виртуального общения современные школьники оказываются перед лицом отсутствия опыта ведения живых диалогов и дискуссий. Большинство школьников затрудняются в использовании фраз речевого этикета, не умеют слушать и слышать своего собеседника, правильно поддерживать разговор и др. Минимизация живого общения сегодня накладывает отпечаток на всю структуру коммуникации в целом. Это подводит к выводу о целенаправленном проведении коррекционно-педагогической работы всеми участниками образовательного процесса.
Ключевые слова: школьники с ЗПР, межличностные отношения, коммуникация, коррекционно-педагогическая работа, навыки общения.
Annotation. The article examines the content of correctional and pedagogical work on the formation of interpersonal relationships of schoolchildren with ZPR. Due to the increasing dominance of virtual communication, modern schoolchildren find themselves facing a lack of experience in conducting live dialogues and discussions. Most schoolchildren find it difficult to use phrases of speech etiquette, do not know how to listen and hear their interlocutor, properly maintain a conversation, etc. Minimization of live communication today leaves an imprint on the entire structure of communication as a whole. This leads to the conclusion about the purposeful conduct of correctional and pedagogical work by all participants in the educational process.
Key words: schoolchildren with ZPR, interpersonal relations, communication, correctional and pedagogical work, communication skills.
Введение. Вопрос межличностной коммуникации среди обучающейся молодежи - одна из центральных проблем в области современной психологии, педагогики и дефектологии. Коммуникация сегодня приобретает подчас разнообразные формы: это и реальное общение среди сверстников в школьном процессе, и онлайн-коммуникация в социальных сетях, и уже быстро набравшие популярность письменные сообщения в современных мессенджерах (Viber, WhatsApp, Telegram и др.). Какие приоритеты расставляют обучающиеся специальных (коррекционных учреждений), какой вид коммуникации предпочитают и каким образом это влияет на весь процесс межличностных отношений? Минимизация живого общения сегодня накладывает отпечаток на всю структуру коммуникации в целом.
Процесс коммуникации школьников с задержкой психического развития (ЗПР) в структуре межличностного общения рассматривался неоднократно и с разных позиций. В исследованиях Е.Е. Дмитриевой [3], Т.А. Ткаченко [6] и др. обучающиеся с ЗПР являются центром коммуникативного процесса. Н.А. Никишиной [5], Р.Д. Тригер [7], раскрыты качественные характерологические особенности развития коммуникации у школьников данной нозологии. Взаимоотношения обучающихся с ЗПР с окружающими рассмотрены в работах Я.Л. Коломинского [4] и др. Под углом социальной перцепции (Альраххаль Д.И. [1] и др.) преподносится структура и особенности коммуникативной сферы детей с ЗПР. Обобщив подходы к проблеме коммуникации у школьников с ЗПР, можно отметить ведущую роль их коммуникативных умений и уровень сформированности коммуникативных навыков.
Изложение основного материала статьи. Узость межличностных контактов, отсутствие четких предпочтений между детьми, одиночный характер лидерства среди обучающихся являются основными характеристиками отношений в группе школьников с ЗПР.
Ряд исследователей указывают на относительно позднее формирование всей системы социальных взаимоотношений у обучающихся с ЗПР (Т.А. Власова, М.С. Певзнер [2]).
Система межличностных отношений в рамках данной исследовательской работы будет подразумевать взаимосвязи между школьниками с ЗПР, в которых обучающиеся данной нозологической группы характеризуются совместной деятельностью, общностью интересов и ценностей.
В связи с нарастанием доминирования виртуального общения современные школьники оказываются перед лицом отсутствия опыта ведения живых диалогов и дискуссий. Большинство детей затрудняются в использовании фраз речевого этикета, не умеют слушать и слышать своего собеседника, правильно поддерживать разговор и др.
Такие выводы наталкивают на целенаправленное проведение коррекционно-педагогической работы всеми участниками образовательного процесса. Ее успешность будет зависеть от соблюдения ряда условий:
- непрерывность и взаимосвязанность теории и практики на всех этапах межличностного общения;
- создание благоприятной атмосферы для усвоения школьниками новых паттернов поведения в структуре межличностной коммуникации;
- учет индивидуального подхода к каждому обучающемуся, включая специфику его психофизиологических особенностей;
- соответствие содержания работы возрастным и потенциальным способностям обучающихся с ЗПР.
- наличие коррекционно-педагогического компонента на протяжении всего процесса работы.
Все мероприятия коррекционно-педагогической работы должны быть направлены на:
- активизацию психоэмоциональной сферы школьников с ЗПР;
- развитие чувства эмпатии;
- формирование благоприятного отношения к своим сверстникам;
- развитие навыков работы в коллективе;
- умение согласовывать свои действия в парной работе;
- развитие навыков взаимопомощи;
- формирование умений предотвращать конфликтные ситуации.
В рамках нашего исследования предлагается возможное тематическое планирование данной коррекционно-педагогической работы, представленной в таблице 1.
Таблица 1
Тематическое планирование коррекционно-педагогической работы по формированию навыков межличностного
общения у школьников с ЗПР
№ Тема занятия Форма работы Цель занятия
1 Мир доброты Беседа-диалог Формировать представления обучающихся о доброте и душевных качествах личности. Воспитывать бережного отношения друг к другу.
2 Путешествие на остров «Общения» Игра-путешествие Формировать межличностные отношения в группе.
3 Наши правила поведения в классе Беседа-практикум Формировать навыки поведения в общественных местах.
4 Азбука межличностного общения Викторина-поиск Развивать умения воспринимать и анализировать информацию.
5 Каждый интересен по-своему Викторина сюжетная Активизировать психоэмоциональную сферу детей.
6 Честь и совесть Ролевая игра Развивать чувство ответственности за свои действия и поступки.
7 Как можно научиться понимать друг друга Деловая игра Сформировать представление о мимике и жестах, об их значении в жизни каждого.
8 Пойми меня без слов Игра-конкурс Закреплять навык распознавания эмоции по языку телодвижений.
9 Остров Здоровья и Спорта Мозговой штурм Развивать отношения сплочённости через физические упражнения.
10 Как же мы похожи Аукцион знаний Способствовать снижению личностной тревожности, повышению самооценки обучающихся.
11 Я могу помочь другим Беседа-диалог Формировать чувство принадлежности к группе
12 Друг без друга нам нельзя Экспресс-викторина Развивать чувство доверия к окружающим.
13 Остров «Музей» Игра-путешествие Закреплять навыки поведения в общественных местах через создание уважительных отношений между обучающимися.
14 Багаж красивых действий Диспут Развивать эмоциональную сферу, закреплять представления о добрых и плохих поступках. Развивать умение высказываться.
15 Парусник на просторах океана Игра тематическая Формировать коммуникативные навыки и доброжелательное отношение друг к другу.
16 Остров «Сказка» Игра литературная Формировать умение общаться и помогать друг к другу.
17 Г. Ефимова «Маленький муравьишка Игра литературная Формировать уважительное и
или хочешь от других добра - начинай с себя» доброжелательное отношение к сверстникам.
18 Остров «Радости и взаимопонимания» Игра-путешествие Обучать методам разрешения конфликтных ситуаций.
19 Остров «Дружбы» Игра-представление Формировать положительное отношение к сверстникам. Развивать сплочённость и понимание разнообразия мира.
20 Мой друг в беде Мозговой штурм Формировать умение помогать другу, внимательно и бережно относиться друг к другу.
21 Остров «Музыкантов» Игра-путешествие Научить работать в коллективе единомышленников.
22 Что такое Милосердие? Диспут Развивать эмоциональную сферу. Формировать умение высказываться и правильно строить собственные фразы.
23 Рассказываем по ролям Ролевая игра Формировать ориентацию на партнера в диалоге.
24 Аппликации вдвоем Практикум Развивать умения согласованно работать в паре.
25 Остров «Праздник» Игра-путешествие Развивать отношения сплочённости и умения проявлять заботу и внимание друг о друге.
26 Дружный коллаж Практикум Развивать отношения сплочённости, ориентацию на партнера и дипломатию.
27 Правила для друзей Беседа-диалог Закреплять навык уважительного и внимательного отношения друг к другу.
28 Утро комплиментов Игра познавательная Повышать самооценку, формировать доброжелательное отношение друг к другу.
29 Наши классные мальчики и девочки Беседа-диалог Формировать этические представления о дружбе девочек и мальчиков.
30 Мой настоящий друг Диспут Формировать представления о качествах настоящего друга, о взаимовыручке и поддержке.
31 Мир действий и поступков Игра-представление Закреплять умения согласованно работать в паре.
32 Что нужно для путешествия? Мозговой штурм Развивать умения понимать свои желания. Развивать навыки взаимодействия. Формировать умения действовать согласовано.
33 Хорошее общение: какое оно? Беседа-диалог Развивать экспрессивные возможности и навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества.
34 Одна дружная семья - это ты, и мы, и я! Брейн-игра Закреплять отношения сплоченности в группе.
В рамках данной работы процесс коррекции межличностных отношений осуществлялся благодаря следующим факторам (рисунок 1).
Рисунок 1. Факторы корреционно-педагогической работы по формированию межличностных отношений
школьников с ЗПР
Системность ведения коррекционных занятий способствовала достаточно быстрому усвоению и закреплению новых паттернов поведения, полученных в ходе межличностного общения. Регулярная практика занятий обеспечивала приобретение обучающимися с ЗПР навыков общения в живую, умений правильно строить собственные высказывания, а также уметь применять фразы этикета в различных коммуникационных ситуациях.
Включенное наблюдение позволяло своевременно фиксировать реакции школьников на те, или иные ситуации, предвосхищать появление конфликтных ситуаций, фиксировать появление новых элементов межличностной коммуникации. В ходе наблюдения мы также смогли отслеживать изменения микроклимата в группе, отдельные реакции детей, наличие или отсутствие проявлений заинтересованности в общении.
Поэтому основными задачами в ходе проведения данной работы были:
- стимулирование школьников с ЗПР к процессу коммуникации;
- развитие коммуникативных навыков у школьников с ЗПР.
Сущность первой задачи предполагала организовать работу на всех ее этапах таким образом, чтобы это позволяло стимулировать детей к коммуникационному процессу. Групповая и парная формы работы давали возможности акцентировать внимание на наличие эмоционального фактора в процессе реального общения против безличного общения в сети:
- взаимозависимость всех участников коммуникационного процесса, желание достичь общего результата, осознание важности каждого участника процесса общения в общем успехе;
- межличностная коммуникация способствовала совместному решению ряда учебных заданий, что в одиночку было бы не так возможно;
- появление новых совместных норм и правил групповой коммуникации;
- наличие целей у каждого в отдельности и группы в целом, что свидетельствовало о проявлении ответственности за свои действия в процессе межличностных отношений;
- своевременная обратная связь от всех участников коммуникационного процесса позволяла оценить уровень качества их взаимодействия;
- роль педагога-режиссера, который выступал одновременно и участником и руководителем коммуникации;
- возможность свободного перемещения участников процесса коммуникации благодаря правильной пространственной группировке в аудитории.
Выводы. Успешные межличностные отношения возможны благодаря сформированности у школьников с ЗПР навыков общения в реальном времени и пространстве. Ряд факторов и условий будут способствовать появлению коммуникационного процесса между обучающимися. В заключение хотелось бы подчеркнуть, что предложенная коррекционно-педагогическая работа в силу разнообразия форм имеет большой потенциал для формирования правильной здоровой коммуникации школьников с ЗПР, что в дальнейшем приведет к их успешным межличностным отношениям в целом.
Литература:
1. Альраххаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Электронный ресурс]: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Д.И. Альраххаль. - Москва, 1992. -18 с. - Режим доступа: http://www.dslib.net/psixologia-korrekcji/psihologicheskie-osobennosti-mezhlichnostnyh-otnoshenij-detej-s-zaderzhkoj.html
2. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии[Электронный ресурс] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973. -Режим доступа: http://pedlib.rU/Books/6/0192/6_0192-1.shtml
3. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Электронный ресурс] / Е.Е. Дмитриева: дис. ... д-ра психол. наук. -Н. Новгород, 2005. - 366 с. - Режим доступа: https://www.dissercat.com/content/kommunikativno-lichnostnoe-razvitie-detei-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-s-legki
4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - Мн.:Тетра Системс, 2000. - 220 с.
5. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / В.Б. Никишина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 144 с.
6. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков общения и этических представлений у детей [Текст] / Т.А. Ткаченко - М.: Книголюб, 2005 - 244 с.
7. Триггер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] / Р.Д. Триггер. - СПб.: Питер, 2008. - 192 с. Режим доступа: http://www.dou4sun.ru/files/File/biblioteka_triger.doc
Педагогика
УДК 372.881.111.1
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Таранова Елена Николаевна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород); кандидат философских наук, доцент кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации Платошина Виктория Владимировна Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород);
кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных
языков и профессиональной коммуникации Сопова Ирина Валентиновна
Белгородский государственный национальный исследовательский университет (г. Белгород)
МЕТОД ПРОЕКТА ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. Реализация иноязычной компетенции как составляющей профессиональной подготовки специалистов вуза неязыковых специальностей невозможна только в рамках учебного процесса, осуществляемого в виде аудиторной работы. Необходим комплексный подход с применением различных видов аудиторной, самостоятельной и внеаудиторной работы. В статье рассматривается вопрос организации внеаудиторной работы студентов неязыковых специальностей в вузе с помощью метода проекта. Авторы описывают теоретические и практические основы использования метода проекта во внеаудиторной работе по иностранному языку. На примере реализации научно-образовательного проекта, успешно